1) у колдуна нет меморайза, вообще нет. У него только ограничение по кругам, которое снимается фитом, дающим бить круги высокого уровня на несколько более низкого) и получается та же безмеморайзная система с ограниченным кол-вом известных спелов, только у него ещё больше заклов в день, чем у волшебника. Именно потому что он ограничен кол-вом известных спелов.
2) волшебник не обязан меморить все заклы утром, он может оставить пустые слоты, которые добивать по ходу пьесы за 10-60 минут с книжкой в которой могут быть сотни разных закл. Например, подойдя к пропасти, подготовить закл. полета, перенеся веревочную лестницу на ту строну, или подойдя к склепу с вампирами подготовить дневной свет.
3) есть фиты позволяющие колдовать волшебнику часть заклов без меморайза (от 1 до 6-7 в день,типа
такого или
такого), но при этом используя всю книгу. Есть возможности взять спонтанного каста лечения или призыва существ (как у клерика и друида, соответственно).
4) крутость меморайза в том что волшебник может готовить разные спелы под разные ситуации. А спелов у него в книге обычно дофига, поэтому колдун у которого меморайза нет, а также
вармаг и
обманщики (у которых их тоже нет), хотя и имеют больше заклов в день и другие плюшки вроде кучи хитов, лучшей атаки и ношения доспехов, считаются более слабыми классами.
P.S. Впрочем не буду спросить, играйте как хотите. Только потом не удивляетесь, что заклинатели какие-то совсем дохлые и партия встает на отдых после самой легкой стычки, потому что заклинатели опять раскастовывались в ноль.