Цитата:
Сообщение от Al Bundy
реалистичный фольклор
|
Примеры в студию!
Короче, задолбается отвечать на каждый выпад, поэтому отвечу на все сразу.
Отличия (научной) фантастики и фэнтези:
1. Фантастическое допущение.
В фантастике фантдопущение наукообразно, оно если и нарушает законы физики, то не по умыслу автора, а по незнанию или из-за поверхностного понимания. Под явления и объекты, описанные в научно-фантастическом произведении можно подвести научную базу или некое ее подобие. В нем даже самая отчаянная фантазия не нарушает законов физики в понимании автора, потому автор не ученый и даже иногда не имеет высшего образования. Ему позволительны ошибки (можно вспомнить «Звездных королей» Эдмунда Гамильтона, которые он писал, основываясь на научных знаниях своего мнения и обосновывая свои фантазии о звездных империях и путешествиях на основании современной ему науки. Само собой, что его фантастические допущения в нынешнее время смотрятся несколько сказочными, однако они это не делает «Королей» фэнтези-романом). Можно заметить, что люди с учеными степенями, близко связанные с научной деятельностью, пишут фантастику весьма научную, но тоже в соответствии с представлениями о ней («Глубина в небе» профессора математики Вернора Винджа - несмотря на яркую фантазии автора, невероятные для нас технологии и события, роман, на самом деле, очень научен. Его устройство мира невероятно для наших представлений, однако не противоречиво в математическом смысле). Но многие читатели и критики, пытаясь опровергнуть ссылаются на многие вещи из научной фантастики, которые вроде бы как невозможны. Например, путешествия во времени. Но тут стоит отметить, что критики в этом случае допускают серьезную методологическую ошибку: пытаются сравнивать понимание автором законов физики и их строго научную интерпретацию, а также не замечают того, что многие хронороманы были написаны во время, когда путешествия во времени были и не возможны, и не запрещены, когда теория относительности была все еще terra incognita. Да и сейчас путешествия во времени теоретически возможны, хоть практически мы еще далеки до их осуществления. Но и это не мешает автору использовать их в своем произведении: он-то краем уха слышал, что они возможны! Так или иначе, любое произведение — это плод воображения автора и описывает нереальный мир. Вопрос заключается в ином: что послужило топливом для воображения?
Если для НФ подобным топливом является наука, то для фэнтези это фольклор. Что это такое? Фольклор — это народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы. Оно включает в себя массу всего, но мы отметим для себя три важнейшие для обсуждаемого вопроса составляющие: миф, легенду и сказку. По сути, они отражают три составляющие фольклора: мироустройство (миф), исторические события (легенда) и быт (сказка). Гармоничной частью фольклора является сверхъестественный элемент, вводимый народным воображением, как попытка ненаучного объяснения происходящих явлений, событий и объектов, способ познания окружающего мира в отсутствии более адекватных инструментов. В мифе делается попытка объяснить устройство мира через деятельность неких богов и духов, природные явления становятся уделом надлюдских сил. Миф нарушает известное научное правило «бритву Оккама»: он умножает количество сущностей, пытаясь объяснить все новые и новые подмеченные им явления. Мифотворчество — способ познания мира через личностное восприятие, наделение природных явлений антропоморфными, чувственными чертами. Те, кто создавал легенды, зачастую не ведали подоплеки исторических событий, их причин и предпосылок, а те или иные события описывались исключительно на основе набора морально-этических императивов ввиду отсутствия полной информации, а также известных нам исторических закономерностей. История в легендах волюнтаристская, она полностью зависима от воли героев и богов. Сам народ играет в них вспомогательную, ведомую роль. Это отражает определенные представления об устройстве общества, распространенные во времена сложения легенд: царь/князь/король, от воли которого полностью зависит политика державы и жизнь подданных. Подобное представление оказалось достаточно живучим и сохранилось до наших дней (известная идея о том, что царь-де хороший, он просто не знает из-за происков злобных чиновников/панов — уже здесь заметна мифологичность народного сознания, его восприятия мира в черно-белом свете). Сказка же есть попытка объяснения и примирения с тяжелой судьбой народа, его унылой и беспросветной повседневной жизни, наполненной страданиями. И в этом случае причиной событий бытовых, повседневных становятся сверхъестественные сущности: молока скисает из-за происков домовых, молоко у коровы крадет ведьма, а болезни приносит злая лихоманка. Человек в древности оставался с трудностями один на один, без помощи извне, беспомощный и слабый, но человек - животное весьма оптимистичное, ему не хотелось верить, что жизнь лишь череда неудач, ведущих к скорой смерти, но, не имея реальных инструментов сопротивления, он подменил их выдуманными сущностями, вредоносными и не очень, наполнял свою жизнь чередой достаточно трудоемких ритуалов, призванных отпугнуть или задобрить их. А любая неудача списывалась на то, что человек-де был не слишком искренен в своих действиях. Все это и легло в основу фэнтези. В сущности, фэнтези — это продолжатель традиций фольклора, просто когда в реальном мире не осталось места сверхъестественным сущностям, человек стал создавать выдуманные, вторичные миры, специально созданные таким образом, что сверхъестественное в них реально. В произведениях фэнтези фантастическое допущение антинаучно по замыслу автора, для миров фэнтези неприменимы законы реального мира. В них действует свои законы, при которых невозможное возможно. А мы, читатели, воспринимаем такие миры на веру, без критического осмысления происходящего и описанного в них, потому что в своей системе законов все происходящее абсолютно реально, а фэнтезийные элементы не допускает и сомнения в своей реальности. Как и фольклор фэнтези оперирует не объективными понятиями, а чувственными, этическо-нравственными, кои всегда задают координаты добра и зла, хорошо и плохо. Мораль для того и существует, чтобы определять эти стороны конфликта. И это позволяет нам перейти ко второму пункту отличий.
2. Добро и Зло, Порядок и Хаос.
Как я уже отметил выше фэнтези, как и фольклор оперирует понятиями морально-нравственными, этическими. Фэнтези — чувственная литература. Если в НФ реальность объективна и неизменна, то в фэнтези реальность дается через чувственное познание, она частенько алогична и не подчиняется законам физики. Объективно не бывает в реальности злых и добрых природных явлений, они обезличены и лишены эмоций, в фэнтези все наоборот: мир в нем живой, он чувствует и обладает эмоциями, а, значит, имеет и определенные морально-этические координаты, соотношения добра и зла, дружественного и нет. Не зря в фэнтези частенько сама природа противостоит злу (Толкин «Властелин колец»). Факт заключается в том, что сверхъстественное тоже чувственная категория, эмоциональная. Сверхъестественное всегда творит либо добро, или зло. Оно обладает личностью и страстями. Не существует сверхъестественных явлений природы. Сверхъестественное — это плод творчества живых, чувствующих вещей. Привидение либо вредит, либо помогает — оно чувствует. Оно не природное явление. В фэнтези молния может покарать святотатца и обидчика, потому что она подчиняется божественной разумной и чувственной воле. Почему так? Потом у что мир фэнтези выдуман, он не существует и его реальные проблемы нам бесконечно чужды. Читателю не интересны теоретические проблемы магического сопротивления материалов, он не поймет проблемы семейных взаимоотношений эльфов, потому что они нам чужды, они не несут ничего полезного даже в плане развлечений. Мы не видим в них себя, не сможем примерить на себя шкуру таких эльфов. Да и невозможно создать абсолютно чуждую психологию и философию. Как ни старался бы автор, он бы неизбежно оперировал известными нам понятиями и свойствами натуры. В мире фэнтези, абсолютно чуждого реальному миру (если таковой удалось создать), нет конфликта, который мог бы нас увлечь, он не дает пищу ни для размышления, ни для развлечения. Бесполезное умствование. А значит, единственный конфликт, возможный в фэнтези, - морально-этический, конфликт добра и зла, их взаимоотношения и соотношения. Что такое хорошо, а что такое плохо. В сказочном, фэнтезийном мире преломляется морально-этические проблемы современности, проблемы определения и становления. И всегда главный герой ставится на позицию добра, обретает понимание со стороны читателя. Ни в одной фэнтези-книге в главной роли будет играть абсолютно злой персонаж. Так или иначе, проявится его благородство, его сила духа и способность помогать нуждающимся. Так, например, в «Хрониках Сиалы» вор Гаррет спасает мир, несмотря на свое уголовное прошлое, Логен Девятипалый в «Первом законе» отчаянно борется за собственную аутентичность со своим вторым злым «я», он имеет понятие о чести и милосердии, а добре и зло заключены в его же изменчивой истерзанной натуре. Так появляется сторона добра, те, за кого мы болеем. С другой стороны баррикад на нас взирает зло. При этом бывает, что зло поначалу замаскировано, тщательно скрыто от читателя, замылены всевозможными антуражными конфликтами, а то и вовсе играть вспомогательную роль, однако оно будет. Так многотомная опупея «Песнь льда и пламени» сейчас больше напоминает исторический роман в выдуманных декорациях, коим он бы и являлся, если бы в нем отсутствовали Иные — надлюдская сила, обладающая злой волей. К Иным ведь читатель не испытывает симпатии, не разделяет взгляды (за исключением каких-нибудь читателей-социопатов), а единственная цель Иных — смерть, смерть, смерть. Они не ведут переговоры, не устраивают шпионские интриги — они просто прут на юг, уничтожая любую разумную жизнь, не похожую на них. Нам так остаются не ясны их мотивы. По сути, Иные — это персонификация великого хлада, готового обрушится на Семь Королевств, тоже события абсолютно не дружественного людям. Пусть сейчас сюжет «Песни...» сконцентрирован на людских интригах неизбежно то, что в последнем томе главный конфликт будет вертеться вокруг столкновения людей и Иных. Если в романе отсутствует конфликт добра и зла, то, по сути, произведение можно назвать магическим реализмом или (в зависимости от антуража) псевдоисторическим (квази-, альт-, криптоисторическим) романом, а фэнтези будет представлено лишь своими элементами: магией, волшебными существами, но они не превратят произведение в фэнтези. Они будут всего лишь антуражными элементами. Так из всего выше перечисленного вытекает два условия необходимых определения фэнтези:
1. в фэнтези всегда есть конфликт добра и зла.
2. фэнтези обыгрывает невероятное, сверхъестественное фантастическое допущение, как нечто реальное.
Каждое в отдельности условие необходимо для фэнтези, но недостаточно, а вот вместе они делают фэнтези фэнтези.
А в чем же главный конфликт фантастики? В отличие от фэнтези проблемы, решаемые в НФ, зачастую утилитарны и базируются на каких-то научных или околонаучных представлениях. Это могут быть научно-технические так и социально-общественные, но, тем не менее, такие проблемы зачастую обезличенные, лишены четких морально-этических координат. Такой конфликт можно свести к одному определению: противостоянию энтропии. В НФ-произведении по традиции что-то происходит, случается, и персонажам предстает как-то реагировать, сопротивляться или взаимодействовать с этим изменением. Такое изменение носит название дестабилизирующий фактор. По умолчанию жизнь персонажей до начала произведения стабильна, лишена серьезных изменений или сломов. И неважно, что это, стабильность есть всегда: будь то вечная война, или тоталитарное общество... По отношению друг к другу персонажи и реальность стабильны и лишены серьезных конфликтов. Но тут начинается произведение, и автор вводит в эта стабильную неизменную среду дестабилизирующий фактор: нашествие инопланетян, изобретение супероружия, взрыв сверхновой и так далее. Стабильность нарушается, персонажи выбрасываются из уютного ничто в изменчивый, перерождающийся мир. Дестабилизирующий фактор заставляет их менять свое поведение. Так, например дестабилизирующий фактор Максима Камерера из «Обитаемого острова» - это падение на Саракш. Он сталкивается с чуждой ему, непонятной средой и культурой местного населения и ему приходится как-то на нее реагировать. Вот эту реакцию и последствия ее для внешнего Максиму мира и описывает «остров». Падение на Саракш дестабилизирует не только жизнь Максима, но и само общество саракшцев, находящихся в динамическом равновесии. Равновесие нарушается, и система идет вразнос. В трилогии Питера Гамильтона «Пришествие ночи» такой дестабилизирующий фактор — это возвращение в мир живых душ умерших людей, их информационных слепков.
Таким образом имеем для НФ также две отличительных черты:
1. Наукоподобность фантастического допущение, ошибки, делающие его невозможным, допущены автором по незнанию или недомыслию, а не по злому умыслу. В мире НФ нет места чуду.
2. Противостояние энтропии. В НФ персонажи борются с дестабилизацией их жизни.
Каждое в отдельности условие — необходимо, но недостаточно, а вот вместе они создают фантастику.
|