Розыгрыш
(1977)

Замечательный фильм. Располагает к себе с самых первых кадров. Большая заслуга в этом, конечно, принадлежит песне. У Меньшова, оказывается, смотрел Оскороносную «Москву…» и абсурдную до смешного «Ширли-мырли», но воспринимал его только как актера. Не часто он садился в режиссерское кресло, что возможно и зря.
Между прочим - умелый режиссерский дебют, который включает в себя не только работу с актерами, но и постановочные приемы. Переходы между сценами наверно вошли в легенду. Многие в рецензиях их упоминают. Актеры отлично смотрятся, хотя порой кажется, что в их уста вкладывают излишне взрослые фразы. Но с Комаровским, возможно, сюжетный прием – дистанцировать его от отца и показать истоки стремлений. А излишняя экспрессия Харатьян вписывается во взрывной характер Грушко.
Признак “слишком советский”, упомянутый
Filwriterом, к слову, считаю плюсом. Все же фильмы – это отражение времени и места, и здесь это передано полностью. Пускай в советской школе я не учился, но атмосфера близка и отчасти узнаваема. И узнаваема больше, чем показывают в зарубежных фильмов вроде «Клуба Завтрак» с неизменным разделением учащихся на утрированные архетипы. Да что тут, даже школьная быдло-обыденность показанная в «Розыгрыше» 2008 года куда дальше, чем показанная в этом фильме, хотя временная дистанция больше.
Но в фильме достаточно “вечных тем”, которые даже в “слишком советском” фильме будут близки современникам. Это и моральные ценности, и жизненный выбор, и противоречие между стремлением к цели и распылением внимания на разнообразные начинания. Даже сюжетные ходы и поступки героев не меняются со временем. Меняются лишь нравы. Поэтому современной молодежи ближе «Розыгрыш» Андрея Кудиненко, в котором прозвучали те же самые слова, только в другом исполнении. Слов из песни, говорят, не выкинешь. Но стоит их по другому спеть – родится новая песня.
Весь фильм ломал голову над переходами между сценами. И это в докомпьютерную эру, где комбинированные съемки отличаются излишней броскостью. Тут же и камера в динамике и подлога совсем не заметно. Под конец осенило – манипуляция с декорациями! Может, конечно, и ошибаюсь, но это наиболее простой и действенный метод.
Несмотря на дуалистический антагонизм, фильм не о противостоянии характеров, все же Комаровский и Грушко придерживаются схожих убеждений. Первый считает, что “нужно четко определить чего ты хочешь и уж тогда пилить без остановки” и чем раньше определишься, чем хочешь заниматься – тем лучше, а второй убежден, что если относиться к выбранной цели не серьезно “значит тратите время на фигню, а времени и так нет”. Но пренебрежительное отношение Комаровского к одноклассникам складывается из-за личной неприязни к музыкантам, которая берет начало в разочарованности своим отцом, играющем на трубе на улице и в переходах.
Фильм не только о стремлении, но и о жестокости. О лжи. И неспособности оценить последствия своих поступков. “Розыгрыш” тут является безобидным словом, которым школьники открещиваются от своих проступков, открещиваясь от своих ошибок. Боясь за них отвечать. А расплате не важны их желания или масштабы. За все приходится платить. За свои ошибки или жизненный выбор.
“Это не драка. Это возмездие!”
В целом, рад, что ознакомился. И огромное спасибо
Filwriterу за предоставленную возможность. Фигли бы я на него посмотрел при иных обстоятельствах, а теперь есть повод вспомнить, что еще у Меньшова смотрел и устроить марафон.
Вот. Даже выдавливать ничего не пришлось. Многобукафф сами собой набрались :)
9.0
 |
А вот современная интерпретация не доставила удовольствия. У неё другое
“звучание”, другие ценности, другая атмосфера. Да и рэп и его аналогии не нравятся (если только не японцы исполняют ). Постановка обыденная, без хоть каких-то изысков. Если в старом были довольно простые, но удивительные приемы переходов, то здесь штатив-тележка, общий план – крупный план, статика-движение. Быдло-школьники не восхищают. Не удивляют и не заряжают энтузистом. Вместо размышлений, здесь обычные тусовочные фразочки, вместо монологов – неброские диалоги. Антагонисты – мелкие пакостники, которые кроме бесцельной мести ничего действительно стоящего и сделать не могут. Печальное отражение современной молодежи, снятое без грамма азарта и энтузиазма.
5.0 |