Показать сообщение отдельно
  #70  
Старый 11.01.2013, 22:42
Аватар для ar_gus
Победитель Битвы критиков
 
Регистрация: 09.03.2012
Сообщений: 1,769
Репутация: 561 [+/-]
Доброго времени суток!
Вот я и добрался до вашего рассказа. Как помните, серьёзного критического разбора "по правилам" от меня ждать бесполезно. Скорее уж общих рассуждений на тему прочитанного. Впрочем, и это, надеюсь, не бесполезно.

Вот так, навскидку и сходу, видится мне несколько сюжетных линий, вполне укладывающихся в известные цитаты или темы классической литературы. Каждая тема отдельно, разумеется, в различных формах и жанрах неоднократно поднималась многими авторами - так ничто не ново, как мы знаем.
1. "Трагедия "маленького человека" в произведении...", или
Скрытый текст - "чужой среди своих":

Не секрет, что подавляющее большинство рассказов на Креативах - фантастика в том или ином виде, и ваш рассказ не исключение, но... Решение темы Виктора это своеобразная дань реализму? В самом деле: что ждёт "маленького человека", оригинала-корректора, решившего не побороться даже с Корпорацией - нет, всего лишь предпринять попытку побега? Он же не очередная киношная реинкарнация какого-нибудь Арнольда ван Чана. Обречённость попытки герою, кстати, вполне очевидна даже несмотря на опьянение. Есть подозрение, что в том числе этим объясняется некоторая нелогичность поведения Виктора, который выйти на контакт с оппозицией сумел и о встрече договорился, а переслать документы нет. Вообще его поведение наводит на мысль о своеобразной вариации "русской рулетки": один патрон изъяли - и "вращайте барабан". Если бы обошлось просто попыткой вывезти копии документов, шансы выжить оказались бы существеннее. Но Виктор сознательно уменьшает их, оставляя себе только пару малюсеньких надежд: успеть, просочиться под защиту оппозиции - или "усовестить" Роджера. Что же в итоге? Его диалог с двойником странен; никаких логических ловушек, попыток переубеждения... Не считать же за активную защиту фразы типа "я думал, ты мне друг". Напрашивающийся вывод: Виктор "принял решение" уйти из жизни и отрезал себе путь к капитуляции. Почему столь сложный способ? Не знаю; быть может, "убит при попытке к бегству" казалось ему более достойной формулировкой, нежели "покончил с собой"?
Всё это, кстати, отлично объясняет поведение героя в финале. Да в гробу он видал донкихотство и борьбу за счастье человеческое! Причём изначально. Даже в мыслях не держал. И "посмертное существование" воспринимает как подарок, суперприз... неизвестно за что.

2. Кто более
Скрытый текст - матери-истории ценен?:
Оригинал и Двойник... ах, какая старая тема! Здесь, впрочем, она тоже не так просто решается. Поскольку каждый уверен: его жизнь хуже (хотя бы в чём-то), он "второстепенен". Шикарная же коллизия, имеющая массу возможных выходов. Автор выбирает такой - Роджер благополучно решает известную "узловую проблему" традиционным способом. Прелесть ситуации, однако, заключается в том, что оценка читателем результата кардинально меняется в зависимости от точки зрения. Хотя сам результат одинаков. Конкретнее - от ответа на вопрос...

3. Мечтают ли
Скрытый текст - андроиды об ...:
Собственно, да: а мог ли Роджер желать обрести человеческие черты? Ибо при положительном ответе следующий шаг - предположение, что он увидел прекрасную возможность осуществить мечту, скачал личность Виктора и... Не рассчитал перенос, в результате чего был "замещён"? Выжил, что выяснится в продолжении? Если же ответ "нет", то поступок Роджера превращается в "банальный" подвиг. А это уже совсем другая история.


Что же в итоге? На мой взгляд, рассказ вполне состоялся. Не самый простой и однозначный, кстати. Несмотря на миниатюрность - а объем вполне зарисовочный - это именно рассказ; с развитием сюжета и изменением характера героя, пусть и своеобразным Можно, конечно, покопаться в поисках логических неувязочек и прочих "блошек", но... Во-первых, существенных претензий к написанному в рамках выбранного формата у меня нет, а во-вторых... оно вам надо? Если да, готов продолжить копание.

И, разумеется, удачной разгрузки реала! Да и вообще удача лишней не бывает.

P.S. Знаете... если возможно, не воскрешайте Роджера в продолжении Должен же в произведении быть классический герой?
Скрытый текст - И совсем на уровне субъективнейших размышлений:
Мне кажется, кстати, что формат серии таких же миниатюр подошёл бы продолжению больше, чем "цельная" повесть. Но тут уж, разумеется, автору виднее
__________________
...For the error bred in the bone
Of each women and each man
Craves what it cannot have,
Not universal love
But to be loved alone...
W.H. Auden, "September 1, 1939"
Ответить с цитированием