Не могу сказать, что прочел ваш рассказ совсем без удовольствия. Однако и восторга выразить не получается. Он тоже тяжеловат для восприятия, хотя с трехтонным "Пеплом" ему не сравниться. Вот только здесь виновата не плотность событий, не язык, а композиция, явно придуманная давным-давно в Испании.
Рассказ представляет собой абзацы, на которые шаловливый монтажер, разрезал готовый текст. Разрезал и перемешал. Потом, конечно, спохватился, но, не зная авторского замысла, сложил как сумел. А сумел - плохо.
Наиболее показательно в этом плане самое начало:
Цитата:
С детства Мартин готовился к нелёгкой службе в Королевском флоте. Межзвёздное пространство, линкоры, суровая романтика…
|
Предложение сформировало лично у меня ощущение, что главного героя все это вполне устраивает. Потому что иначе было бы "Мартина готовили". Но затем:
Цитата:
- Ты же Криппс! – повторял отец. С такой фамилией выбора не было. В то время как сверстники развлекались, Мартин томился в училище. Учебники, симуляторы, маршировка, стрельбы… душа же рвалась на волю, к столичным соблазнам.
|
Оказывается, что у него не было выбора. Так ему нравилось все это или нет? Уже теряюсь.
Цитата:
Правда, очень быстро юный курсант научился выслуживаться перед преподавателями и быть своим в доску для товарищей.
|
Не вижу связи. Душа рвалась к соблазнам, а он научился выслуживаться и быть своим в доску.
Цитата:
Учёба, перемежаемая самоволками и кутежами, наконец-то закончилась. К выпускному обстоятельства несколько изменились.
|
Раз были самоволки, значит, соблазнов гг все-таки достиг. И все это, заметте буквально за пару предложений. И если период, когда он страдал без прелестей столицы, был так мал и незначителен, то зачем про него вообще было писать?
И вот тут происходит резкий переход. Вы написали про учебу целый абзац. Я уже начал было погружаться в атмосферу, собственно, учебы, но вдруг выясняется, что об учебе дальше и не слова почти. Наш герой стал губернатором. А про то, что было раньше мы можем смело забыть, потому что оно никак в рассказе не выстрелит.
Цитата:
- Военный губернатор Нового Плимута, - хохотнул Мартин
|
И часто он так сам с собой хохочет? Не ужели до сих пор не смирился с должностью?
Затем очень показательный кусок. Ему сообщают, что в приемная сидит женщина. Он объясняет читателям (в духе "семнадцати мгновений"), кто она такая, сообщает, что она очень активна по части всяких акций. Потом вдруг выясняется, что в "Этот раз" женщина "умоляла о личной встрече и грозила раскрыть «страшную тайну»." Это все по коммуникатору гг узнал? А почему бы главному герою не узнать об этом одновременно с читателем?
Итак, в кабинет залетает женщина и говорит все одну фразу. После этого у гг включается генератор флэшбэков. Он вспоминает давнее прошлое. Старушка снова что-то говорит, и гг снова вспоминает, только в этот раз прошлое совсем недавнее. Этот флэшбэчизм слегка путает. А к середине - уже не слегка. Когда в одном и том же эпизоде мы успеваем совершить путешествие длинной в жизнь - это кого угодно запутает.
Скажу по секрету, когда вы внезапно прыгнули к повествованию от лица кранье, я запутался. Обычно героев я не запоминаю. То есть, ориентируюсь, например, на первую букву имени. А тут два главных героя и оба начинаются на "К". Хотя, видимо, это моя проблема, а не автора.
Зато у автора другая проблема - герои. Их - главных - два. Но я до сих пор не могу понять, зачем. Я так понимаю, сочувствуете вы в основном кранье. Он самый главный герой. Он принимает основные решения, он ведет за собой других, он больше всех страдает, он положителен. так? Тогда зачем вам сдался второй - этот самый губернатор? Зачем описывали его биографию? Он вполне бы сыграл свою роль злого губера и без лишних пяти-десяти тысяч знаков, которые повисли на нем в качестве художественного обвеса. Не работает этот обвес. Он бесполезен. Даже больше того, вреден. Он вредит образу кранье, не давая ему ни места ни времени раскрыться в полной красе. Как тут можно кому-то сопереживать, когда, во-первых, мешают постоянные флэшбэки, а во-вторых, под ногами путается еще и какой-то губернатор? В итоге в достоверность образа кранье я тоже не очень поверил, каким бы трагическим персонажем он ни был. А жаль.
Итого, неудачная композиция губит на корню все, что должно было сыграть. В следующий раз не пускайте к своим рассказам шаловливых монтажеров