Цитата:
Сообщение от Robin Pack
Заметил во многих книгах тенденцию: все мало-мальски значимые положительные герои доживают до финала. В финале их могут угробить по принципу "все умерли". Но по ходу действия они выживают, даже воскресают, если кажутся убитыми ("смерть Шерлока Холмса").
Плохо ли это?
|
На первый взгляд - действительно плохо, разумеется предсказуемость начисто убивает всякую интригу. Но в этом ли заключается проблема плохой книги.
Большинство литературных произведений - это истории, которые вращаются вокруг конкретных персонажей (одного или нескольких). Т.е. это не мир первичен, а именно его герои. Писатель рассказывает об их судьбах. Убей ГГ и история автоматически прекратится (да-да Холмс). Такой исход вполне допустим для финала произведения, он придает ему драматичности. Впрочем, читать откровенную чернуху без просвета тоже едва ли найдется множество любителей. Т.е. смерть ГГ не должна означать конец его сюжетной линейки, которая вполне может быть продолжена в детях/друзьях/последователях. Хрестоматийный свет в конце тоннеля.
Но плохо ли, если главный герой выживает и обретает благоденствие. Разумеется нет. Другое дело, что в этом случае автор должен доказать, что его персонаж все это заслужил. В противном случае, кому интересна история удачливого и успешного ? Таким образом испытания, которые преодолевает герой, должны "достучаться" до читателя. Лишения и потери могут не быть столь уж чудовищными (у большинства героев фэнтези нет/убивают родителей), но они должны адекватно соответствовать канве повествования. Если персонаж покалечен, то травмы мешают его привычной жизни. Если теряет друга/сопартейца, то эта потеря оставляет отпечаток на его характере. Разумеется, если персонаж не является циничным снобом. И т.п.
И вот тут лично я считаю "воскрешение" героя одним из самых страшных грехов мировой литературы. Лучше бы они их вообще не убивали, сослали бы в какой-нибудь фантастический Уродск, откуда ненужные персонажи в свое время вернутся. Понятно, что в большинстве случаев героев "убивают" ради драматизма, чтобы у впечатлительного читателся екнуло сердце. Но псевдовоскрешение оставляет после себя гораздо более омерзительный осадок. Это не радость обретение старого знакомого, это презрение писательсткого скудоумия.
Разумеется есть исключения. Разумеется опытный мастер может великолепно "обыграть" любое воскрешение. Разумеется на Конан Дойла давили, и он возродил своего героя "для галочки". Но общая тенденция увы - показательна.