О да,
Цитата:
А жаль, прекрасный человек - интеллигент
|
 Хорошо бы, но... впрочем, это вопрос терминологии. А вообще: захвалите - надуюсь от гордости, взлечу и буду под потолком болтаться
Прошло трое суток, и я снова добрался до этого текста. Итак, встречайте: часть третья - Скрытый текст - С чего начинается Родина,: или
Дума о настоящих марсианах Удивительное дело: люди, создающие что-либо материальное, в большинстве случаев относятся к своему труду всерьез. А вот читатели регулярно забывают, что являются не свидетелями – соучастниками «акта творения» почти наравне с автором. «Человек непомнящий» не склонен анализировать, сравнивать – да и вообще задумываться. У такого, скорее всего, не возникло бы вопроса, не раз звучавшего в теме: неужели «Сделай меня марсианкой» и «Три четверти» - один и тот же рассказ?
Авторы же ясно сказали: один, чего огород городить? Но мы все-таки попробуем разобраться. И не только в этом; простая констатация слишком скучна. Интересно понять, в чем же, кроме очевидных имени героини и единства места действия, сходны - и в чем различны версии. Равно как и что же сотворили авторы с исходным вариантом, решив устроить мастер-класс по работе с текстом.
На самом деле уровней глобального сходства рассматриваемых произведений предостаточно: от идеи до некоторых структурных особенностей. Несмотря на различный антураж, массу отвлекающих деталей и прочие визуальные разности, речь в обоих случаях идет об одном. Тождествен ли человек землянину? Родина в глобальном, планетарном масштабе в данном случае – одна и навсегда, или уроженец Земли способен найти иное пристанище, которое станет родным? Так ли сильна на самом деле эта привязанность, и что может привести к разрыву с колыбелью. Однако этим сходство на рассматриваемом уровне заканчивается: даже эта единая идея реализована по-разному. О различиях поговорим чуть позже, а пока еще немного о сходствах.
Скрытый текст - Ника,: журналистка и пилот… Несмотря на видимые различия, коих немало, героини рассказов даже не близнецы. Это один человек, один тип характера в различных условиях. Поменяйте их местами, дайте несколько дней на адаптацию – и вы не заметите существенной разницы; по крайней мере, до трагедии. Отличия, конечно, будут, но они – не более чем поправка на условия жизни. Более того, в жизни каждой из героинь на Марсе происходят парные события, определяющие их дальнейшую судьбу. И если первыми в списке у обеих идут личные трагедии разного масштаба, вторые различаются кардинально. Разные события, впрочем, приводят к единому результату: героиня становится марсианкой. Характерно, кстати, что в обоих случаях можно достаточно точно определить, локализовать по времени рассказа этот момент: его всегда маркируют детали - сомнение в принадлежности к "марсианам" до некоего события и высказывание("Три четверти") либо изображение на куполе ("MMM").
Идеей и героиней сходства обоих рассказов вовсе не ограничиваются; есть целый ряд более мелких элементов, дорисовывающих картину Скрытый текст - тождественности -: или как минимум существенной близости. Вот, например, присутствующее в обоих рассказах "нечто из машины". Да, оно принципиально разное: по происхождению, по воздействию, по степени познаваемости - но при этом роль в рассказе принципиально одинаковая. Появление этого самого "нечто", кажется, имеет двоякую функцию. Определяет во многом ее дальнейшую судьбу - и одновременно символизирует окончательное превращение в марсианку. Становится своеобразной точкой над "ё".
Или, скажем, второстепенные персонажи: полковник Колин и Антон. Со своими характерами и историями, вполне прорисованные - но "персонажи одной функции". Они, по сути, обеспечивают представление об "избранности" героини (раскрытие артефакта - или неучастие в жеребьевке, ибо нельзя) и возможность эту избранность проявить в полной мере. Плюс эмоциональный фон. С этой позиции, кстати, Колин сильнее, но уязвимее для критики. Вероятно, список можно продолжить - не думаю, что вот так сходу, без еще одного сличения текстов, смогу вспомнить все аналогии. Мне, однако, кажется, что сказанного вполне достаточно для понимания: при всех разночтениях, а порой и противоречиях, "Сделай меня марсианкой" и "Три четверти" - все-таки один и тот же рассказ. Можно также отметить, что оба рассказа содержат изрядное число штампов, выписанных вполне изящно и увязанных между собой. Однако при этом возникает резонный вопрос: почему же с первого взгляда не всегда удается заметить сходство? Что же такое сотворили авторы с текстом? Мы знаем, что это была переделка, своего рода "работа над "ошибками"": попытка учесть замечания читателей-критиков. Но... только ли? Уж больно нарочитыми выглядят некоторые моменты 
Для объяснения получившегося эффекта мне видятся пригодными три основные версии - хотя, скорее всего, мы имеем дело с синтезом. Посмотрим варианты подробнее.
Версия первая:
Версия вторая: Скрытый текст - "Может быть, я - твоё зеркало, пьяный сапожник?" (с) О. Чикина: Вариант зеркала, отражения вещей и событий. То есть, буквально, как в цитатах из прошлых частей:
Цитата:
...Правая рука - левою...
|
Этот вариант куда более многообещающий: никто же не говорит, что зеркало отражает без искажений? В итоге могут возникать, например, не совсем оппозитные пары. Принцип отражения, кстати, прекрасно объясняет и неизменность героини. Она, как центральная фигура композиции, просто отобразилась сама в себя, практически не изменившись внутренне. Для доказательства этой версии необходимо отыскать "парные отражения" на различных уровнях рассказов. И сделать это удается без особого труда.
Взять, например, уровень причин поступков героини. В "Марсианке" существенной движущей силой являются внутренние мотивы Ники: любовь, склад характера, чувство долга... Да и марсианкой она хотела стать изначально. У героини "Трёх четвертей" таких мыслей не было. Многие действия ее и ее коллег - вынужденные, продиктованные внешними обстоятельствами. В итоге обе Ники становятся марсианками из-за трагических событий; но в первом случае это внутренняя, личная трагедия, а во втором - глобальная, лишь подчеркнутая позднее похоронами. В "Четвертях" превращение происходит ранее, ибо в могиле лежит уже "первый марсианин".
Или, допустим, несколько слов о надежде и образе Ники. В случае с "МММ" ситуация ясна: ожидается, что вторая марсианка на планете станет надеждой и символом единства двух родственных цивилизаций, символом рождения нового и возрождения (двойное рождение по сути!) старого. Героиня становится прародительницей новой цивилизации, "предвестницей светлого будущего". При этом и для самой Ники раскрытие артефакта и последующие события - тоже символ возвращения к полноценной жизни (те самые оладушки, создающие отсылку к кануну самого счастливого времени в ее жизни). Совсем иначе дело обстоит у второй героини. Она в силу собственных качеств и в силу внешних причин является, конечно, надеждой марсиан на выживание. Но сами марсиане, включая Нику, понимают обреченность "цивилизации" Марса. Им не на что надеяться: Земля отреклась от своих детей; не факт, что для них благополучное приземление лучше гибели.
Как уже отмечалось ранее, "Три четверти" - рассказ значительно более жесткий, динамичный, детерминированный... и потому, как мне кажется, не слишком глубокий.
Однако рассмотренный "зеркальный" подход не может описать полностью все наличествующие соотношения взаимосвязанных, как мне кажется, элементов обеих версий рассказа. Все-таки и абсолютно противоположные, инверсионные пары в истории присутствуют. Поэтому возникает версия третья: Скрытый текст - "А Сима тычет дулом вниз..." (с) Е. Клюев: Аналогия, вероятно, не слишком точна - тем не менее: сдается мне, что в итоге авторы создали нечто среднее между первыми двумя вариантами, сильно "завязанное" на ассоциации. В первую очередь на те, которые возникают после понимания, что это все-таки один и тот же рассказ, а все изменения не случайны. При этом возникают отношения не только подобия, о которых мы уже говорили. Появляются элементы, противоположные друг другу.
Такова, например, инверсия классического "бога из машины" - штампа из штампов, присутствующего в "Марсианке" в виде артефакта. Он играет важную сюжетообразующую роль, обеспечивая кульминацию рассказа и обуславливая развязку. Которая, собственно, ни от чего и ни от кого больше не зависит. В "Трех четвертях" мы если и имеем дело с "богом", то с каким-то очень недобрым. Зато его окружает такое количество "играющих" деталей, что просто завидно  Это и появление в буквальном смысле из "машины", и направление на Олимп... Более того, именно начало его триумфального шествия по Марсу подводит черту под земной колонией и дает начало существованию марсиан. Это же так по-божественному: решать одним движением судьбы народов и цивилизаций!
Что же до чистых ассоциаций... после того, как понимаешь, что же именно связывает рассказы, каковы взаимоотношения между ними, начинаешь искать аналоги того или иного персонажа или действия в другом рассказе. Именно так возникла уже упоминавшаяся мысль о частичной аналогичности функций Антона и Колина.
На дворе утро, и пора прекращать дозволенные речи. Огромное спасибо и искреннее восхищение авторам за прекрасные рассказы - и по отдельности, и особенно вместе! За показательный мастер-класс по работе с текстом при редактировании - и по работе с деталями. Надеюсь, хотя бы некоторые уроки я усвою. Спасибо за интересные беседы (надеюсь, далеко не последние!) и за терпение.
Иллария, Мутабор, я не перечислю всего, за что хотелось бы поблагодарить вас от всей души. Так что просто еще раз: спасибо вам и низкий поклон!
Последний раз редактировалось ar_gus; 30.06.2012 в 03:57.
|