Доброго времени суток!
Полагаю, Вам много всякого наговорили о рассказе, в опечатки и прочие "неизящности" потыкали. Поэтому я на этой части останавливаться не стану. Поговорим немного о другом; меня-критика же хлебом не корми - дай поговорить, порассуждать...
Легкий, изящный рассказ, потребовавший тем не менее нескольких прочтений: общий смысл - детали - и... снова детали, о которых речь пойдет отдельно. По сути, серия притч (не мифов - как по форме, так и по сути) о великих деяниях Фарлакла, трикстера и культурного героя. Как и положено, притчи эти нравоучительно-назидательны. Их изобилие на единицу объема текста чревато утратой читательского внимания. Однако в этом конкретном случае язык и выбранная форма подачи позволяют благополучно избежать такой проблемы.
Итак, главный герой, "такой же, как и мы, только без хвоста", неведомыми путями и способами пробуждает у обитателей разных миров совесть, тягу к знаниям и иные сугубо положительные качества. Чрезвычайная схематичность, условность изображения событий не может не навести на мысль: а, собственно, был ли и в самом деле Фарлакл? То есть читатель, конечно, знает о памятнике у обермарийцев - но исключительно со слов рассказчика (даже не автора!). Скорее всего, как и положено
мифическому существумифологическому герою, мы имеем дело с фигурой вымышленной. Или, как минимум, существенно гиперболизированной. Кем и для чего - отдельный любопытный вопрос. Здесь и потребовалось дополнительное, третье прочтение рассказа: внезапно существенное значение обрела отсутствующая в явном виде фигура
слушателя. Если он - ребенок, то с большой долей вероятности "автором" как минимум части историй вполне может быть рассказчик. В этом случае все притчи играют вполне понятную воспитательно-дидактическую роль, не более. Однако такой вариант сомнителен, судя по характеру реплик между "мифами". Значит, такой герой/человек (Фарлакл) либо и правда существовал (существует) в реальности рассказа - либо придуман ранее... Тогда его фигура, его культ, если угодно, обретает дополнительную функцию: одной из ниточек, объединяющих разрозненные планеты в единое культурное пространство. Актуальность этой новой мифологии может, в свою очередь, означать, что таких связей еще не слишком много.
Все эти рассуждения, само собой, не отменяют общего характера притч - и общей направленности подвигов. Где-то непосредственно, как в случае с тьмой, где-то опосредованно, благодаря тому, что Фарлакл
Цитата:
Как ты. Как я. Как любое разумное существо. Любой расы.
|
герой, по сути, совершает единый Великий Подвиг. Противники его многочисленны и сильны: лень и косность, отчаяние и неверие... Но ведь, в сущности, одна из самых трудных и почётных побед - это победа над собой. Единственно возможное начало пути к мечте. Которая, как мы знаем, дороже жизни.
Остается, собственно, еще любопытный вопрос: для чего, собственно, нужна аллюзия на древнегреческие мифы? Опять-таки вдаваться в анализ всякой символики и трактовки
тех мифов - занятие неблагодарное, так можно до чего угодно договориться

Сходу в голову приходят только эпичность не каждого конкретного деяния, а всего цикла... и некоторая необязательность, избыточность "героического" варианта решения проблем как греческих, так и "местных". Ведь по крайней мере часть проблем, потребовавших вмешательства прототипа героя, могла быть решена силами местных жителей.
___________________
Вот такие примерно мысли возникли по прочтении рассказа. Спасибо Вам за него!