Итак, «Аристономия».
С какой стороны на сей труд не взгляни – он неоднозначен. Перво-наперво, это два в одном. Под грифом «фото из семейного альбома» выступает художественная часть. Эта линия скорее представляет собой сборник взаимозавязанных рассказов, нежели роман. Суровое время гражданской войны, со всеми, как говорится, вытекающими. Своего рода вклейками в эту «Летопись глухих времен» внедряется трактат о том, что же есть за диво такое — аристономия?
К художественной части претензий нет – все супергут, и ценители творчества Григория Шалвовича будут довольны. А вот что касается трактата… то тут начало за здравие, а финиш за упокой. Поясню. В первой половине книги перекличка меж худ и науч частью идет как положено – по одну сторону сетки, так сказать, мяч принимается, и тут же идет подача на другой край. А вот дальше трактат начинает всерьез отставать – проглядывает сырость и непропеченность. По-честнаку, ждал конкретного такого резюме, а его, звиняйте, нема. Понятно, что автор спешил выдать тему под суровое-настоящее, но возможно ли в таком деле поспешать? Да-да, вопрос риторический.
Сложно тут клеить выводы, но лично мне книга, несмотря на все ее косяки, приглянулась. Тем, кто еще не читал, но собирается, хотелось бы выдать такой совет: добравшись до половины (где-то в районе пункта «Частица Бога?») – возьмите тайм-аут. На размышления, так сказать, и усвоения. Так последующий спад будет меньше заметен, соответственно и прочтение окажется больше приятным.
|