Прощальный погром
Я предлагала автору интим:) но раз уж все пошло, как пошло, и руку на пульсе я больше держать не буду, пусть будет в общем доступе. Может, кому-нибудь, да пригодится.
Скрытый текст - О фантастике как фоне для дамского романа: Заимствования - нормальный языковой процесс, без него невозможно развитие. можно выбрать страницу текста, написанного, на ваш взгляд, "чистым русским языком", а потом подсчитать там заимствования. Результат вас приятно удивит, уверяю.
Взятая вами модель (иноязычный корень + русская словообразовательная модель) - всего лишь одна из немногих, при помощи которых происходит ассимиляция. Говорить так, как в вашем рассказе, может только отдельно взятая группа людей. Очень малочисленная, и только потому, что об этом договорилась: стиляги, сотрудники одного коллектива (например, редакция телеканала), подростки, фанатеющие по одной "избранной" группе и т.п.
У вас же так говорят все и всегда, кроме одного персонажа. Зачем? Похоже, задумано было как "искусственный язык - искусственные люди с искусственными чувствами"? Получились "игрушечные" люди с "игрушечными" чувствами и проблемами. И автор, включающий "закадровый смех". Прошу прощения, "закадровые слезы".
Искусственные чувства... Непонятно: куда делись настоящие, "собственные"? Если своих чувств у людей нет, откуда стремление их испытывать ("покупать")? Если человек, допустим, не умеет дружить сам, с какой стати он пойдет дружбу покупать? Как ему в голову вообще придет, что это стоящее приобретение? Это же вообще вне его потребностей. А купить всегда можно нечто более полезное и интересное. Автомобиль, например.
Каким образом чувства "прививаются"? Единственный способ, который в заявленной вами ситуации выглядит физиологически непротиворечивым - это гипноз. Но тогда вообще непонятно, что произошло с вашей самоубийцей? Кстати, штамп "самоубийство по состоянию любви" вы выбрали вчистую (в смысле, использовали на все оставшееся писательство вперед). Чтобы совершить самоубийство, надо иметь еще и определенные отклонения психики или очень незрелый разум при полном отсутствии характера. Ну, подростки, например, прыгают с крыши, чтобы посмотреть, как все потом заплачут и забегают. И только потому, что вправду не доходит, что после этого "потом" не будет. У нормальных людей обычно в жизни имеется что-то еще, кроме "любви". Ее потеря - трагедия, конечно, но повод отнюдь не для самоубийства, а для того, чтобы начать новую жизнь.
И зачем вы сделали из героини Медею? Сначала она влюбляется в гг и мечтает лететь с ним в космос, но вместо этого рожает сына. Все счастливы, танцуют и поют. Не видно, что изменилось. Непонятно, почему у нее так резко иссякли колодцы гуманизма любви к мужу? Как доской по морде: бац! Вчера любила, а сегодня утром проснулась и поняла, что завяли помидоры. Прости и отпусти!
Не верится. По вашему описанию, живут они вместе к моменту трагедии лет восемь, причем счастливо. От такой жизни люди, вообще, в друг друга "прорастают", и отношения начинают мерятся не только любовью. В такой ситуации мужа бросить, что кусок собственной жизни оторвать, а то и собственную конечность отгрызть, как зверек, попавший в капкан. Но ваши-то вроде хорошо жили, если вы не врете. Так с чего такая немилость? И как должны стоять мозги, чтобы мстить или что-то доказывать кому-то посмертно за счет собственного ребенка? Сына она тоже резко разлюбила, заодно с папашей? Непонятно, чего эта искусственная целлулоидная женщина так расстроилась, когда ей хоть каких-то чувств прикупили. Вообще, должна была оценить дороговизну подарка.
Единственный персонаж, который на первый взгляд смотрится живым - это папаша. Паучий типаж вы схватили точно. Такие люди, втемяшив себе в голову светлый образ собственной семьи и жизни, всю жизнь ткут сети. И душат ими всех, кто имел несчастье оказаться рядом. У таких сын, которому сам бог велел на скрипке играть, будет отправлен в секцию бокса, потому что наследник должен быть сильным. Или, наоборот, вместо того, чтобы баскетболом заниматься в свое удовольствие, будет принудительно обучаем игре на пианино. Потому что папа в свое время на республиканский конкурс вышел, но не взял там даже жалкого дипломчика. Кстати, по ассоциации... Всегда лучше же один раз увидеть. Описываемый вами характер можно увидеть в фильме "Блеск", который Shine. Если раньше не видали, очень советую. Австралийцы с ним взяли Оскара чуть ли не по всем номинациям, и он вправду очень хороший. Если предпочитаете читать, наверное Санаев подойдет "Похороните меня за плинтусом".
Но при этом за кадром со слезой в голосе вы нам объясняете, что, оказывается, паук плетет паутину не потому, что паук, а ради любви с мечтою. И делегируете ему спич о том, что такое настоящая любовь. Полный провал восприятия на окончательной потере читательского доверия. Лично я порадовалось за его сына, которому удалось вырваться из паутины так называемой "отцовской любви". А вот любви с мечтами мне тогда вообще не надо, если это вправду то самое, о чем такой человек говорит. Мне нужна или другая любовь, или, как минимум, другое определение.
В общем, заголовок у рассказа блестящий. Генеральная идея - хорошая. Все остальное надо переделывать. Причем я бы советовала вообще выбросить оттуда мысль семейную с текущими ее носителями. Вместе с самоубийством. И вот тогда может получиться действительно живая и пронзительная по силе вещь.
Хотя, конечно, перебирать штампы дамских романов и мыльных опер - много проще с точки зрения трудозатрат. И даже отвратительно выписанные, они всегда у кого-нибудь слезу с "душевным откликом" да выжмут. Есть такой писатель Олег Рой. Его расхожий штамп несколько лучше вашего: стоит его герою обрести любовь, та тут же скоропостижно умирает от рака. Меня беспокоит мир, в котором писатели мужского пола непрерывно убивают женщин ради аппеляции к слезной железе читателей. Писать надо без спекуляций на безусловных рефлексах. Не давя на жалость и не выжимая сочувствие. Ну, или по крайней мере, делать это не прямым текстом. Брать такие приемы - все равно, что раз за разом повышать голос, переходя на крик... Вместо того, чтобы сказать тихо, но другими словами. Которые собеседник знает и понимает.
__________________
В жизни и работе интереснее всего становиться кем-то иным, кем-то, кем ты не был изначально. Если, начиная писать книгу, вы знаете, какими словами собираетесь ее завершить, хватит ли вам мужества действительно написать ее? Что верно для писательства и для любви, верно и для жизни. Мишель Фуко
|