Круговая порука 4
Рассказ, странным образом, напомнил мне бракованные елочные игрушки - вроде бы все есть, а не радуют. Здесь примерно все в том же ключе. Язык изложения? Вроде бы и не плох, однако присутствует некоторая избыточность описаний, длинносочиненных предложений, какая-то небрежность... Сложно сказать точно, я не специалист лингвистического толка, поэтому уж просто примите, как впечатление собаки. Избыточность описаний, кстати, задает постоянно читателю вопросы. Вот, например: "Нужны были крыша над головой и поесть хоть чего-нибудь." Но "что-нибудь" моментально забывается и "Гостиницы попадались все претенциозные и дорогие, рестораны со швейцарами либо совсем гадкие забегаловки. Наконец он нашел сравнительно недорогое и чистое кафе" То есть, герой искал место и пищу определенного сорта. Далее он возвращается обратно на вокзал и снимает у старушки комнатку, в которой уже вспоминает о доме. Естественно, что есть коротенькие описания, но, по большому счету, рассказу они вовсе не нужны. Вот вычеркнуть первые три абзаца, вплоть до первых трех звездочек - сильно рассказ изменится? Вовсе нет, практически никак. Следовательно, они и вовсе не нужны? Но, смотрим дальше, пространство между первыми и вторыми звездочками - там тоже три абзаца. Вводится новый герой, который исчезает сразу же, как звездочки закрывают параграф. Зачем он нужен? Зачем вообще нужна эта сцена? Вычерни ее сильно рассказ изменится? Вовсе нет, практически никак...
Знаю-знаю, вы, наверное, сейчас подумали, что вот таким макаром я вычеркну весь рассказ и докажу, что в мире ничего не изменилось. (Чешу в затылке) Гхм, мысль, кстати, хоть и наглая, но философская... Ладно, вернемся к баранам... То есть к героям.
Собственно, рассказ вполне можно начать с больнички, вернее с института, в который из больнички попадает странный пациент. Но здесь присутствует опять биение на параграф, состоящий вновь из трех абзацей. Первый - об ССС - Сергей Сергеиче Сергееве, который дважды доктор, даром разменял четыре десятка и по прежнему остался Серегой Сергеевым (удивительно, но факт). Пациент спит, а служба идет - надо звонить другу и куратору из тех самых служб, что все такие секретные, аж все двери перед ними настежь. Финита параграфа. И, спрашивается, зачем? Зачем это биение, что дробит внимание читателя? Для того, чтобы перескочить на Кротова В.Г.? Автор, милая, скажите, когда у вас день рождения - я подарю бритву Оккама с памяткой, что не следует плодить сущности сверх необходимого. Режьте! Режьте нахрен, к чертям и безжалостно, героев, ситуации, описания, что болтаются бахромой в основном сюжете и мешают читательскому пониманию ходить. Вот уберите ССС из подробно описанных героев в фоновые, сосредоточьтесь на Кротове, поставьте их с "ходоком" в противовесные позиции - сразу станет лучше, клянусь шариковой ручкой. Сам Кротов раскроется, Серега Сергеев его дополнит, а "ходок" останется куда более таинственной фигурой, создающей интригу. А сейчас - все герои не доделаны. Видно, что автор старался, сделал их живыми, но изюму забыл добавить, или посолить-поперчить. Пресно. Ходок так и не объяснил, что значит "просто", Кротов и Сергеев почувствовали себя дураками. И, что в итоге? Мы просто не той дорогой идем, товарищи, но куда свернуть - для этого нет слов. Нет, они есть, но каждый должен найти их сам. Вот так вот. Чпок, и больше ничего нет. "Обрати внимание, Вить, никаких побочных эффектов: мерцания там или еще чего, – задумчиво протянул доктор, – даже воздух не дрогнул." Ах, как точно сказано... Вот, нашлись слова! Прямо резюме выражения смысла и послевкусия повествования.
Но, в общем-то, все это мое испорченное ИМХО, которое ищет придирки. В целом - все достаточно мило, пастельно, зарисовочно. Саймака напомнило. Помимо бракованных игрушек )) Рассказ вполне можно разместить на оценочной шкале в районе "выше среднего". Однако, чего-то не хватает...
__________________
На язык слова приходят, на уста мои стремятся,
с языка слова слетают, рассыпаются речами.
"Калевала"
Наболталка
|