Показать сообщение отдельно
  #29  
Старый 08.06.2012, 22:10
Он самый
 
Регистрация: 09.02.2012
Сообщений: 3,348
Репутация: 559 [+/-]
Круговая порука 4
Рассказ вызвал двойственные впечатления. Положительные, поскольку на фоне более ранних работ Джуна эта выглядит более сильной, огрех меньше, штампов практически нет. Не очень положительные, поскольку описания не создают картины иного времени и иной планеты. Так же мне показалось не очень удачным название рассказа. Бремя - это груз, который тяготит, но его нужно нести. Если речь о социальном статусе, то такое же бремя у любого члена общества, в том числе и женщин, которые рожают, как в инкубаторе. Если о сексуальной неудовлетворенности и нереализованности, то, опять же, из названия следует, что подобное свойственно лишь мужчине. Если у героя есть попытка каким-то образом доказать, что он мужик, то нужна расшифровка, намек, что понимается под этим термином. Например, полстолетия назад бытовало мнение, что если не служил в армии - то не мужик. То есть, между "мужиком" и "мужчиной" разница есть. В рассказе же прослеживается лишь - "я -мужик, я могу удовлетворить женщину". Герой, тем временем, удовлетворяет лишь себя, да и то, не в моральном плане. В моральном, напротив, он соглашается с тем, что неудачник и финальное смирение - лишнее тому подтверждение. Так, что, над название нужно еще немного подумать.
Из замеченных корявостей, что корявости исключительно на мой вкус:
Смущают китайские веера у изголовья кровати, изречения на латыни на стенках саркофага. Другая планета, будущее от наших реалий, плюс будущее от момента колонизации. Смотрится анахронизмом. Еще у меня не сложилось четкого представления, какой период прошел на планете с момента колонизации - как-то расплывчато. Йен сознает себя еще выходцем с Земли, однако описываемые преображения общества, пришедший в конце силач - результат отбора, говорит, что сменилось хотя бы пара поколений.
- "Добавил щепотку сахара и, взяв напиток, вышел наружу. Мороз взбодрил его." - дык, противоречит " За ночь постройку, в которой спал он, приморозило. Входной двери и стекол на окнах в ней никогда не было." Температура и в сооружении, и за его пределами должна быть одинакова.
- "Мир вечной осени, погруженный в тишину и спокойствие. ... Леса, раскинувшиеся на сотни километров, где только ветер шуршит опавшей листвой" - откуда опавшая листва там, где вечная осень? Хотя, конечно, рекламный проспект ))
- "Всем женщинам репродуктивного возраста отныне надлежало только рожать и чем дальше, тем больше опека над ними перерастал в изощренную тиранию." - построение предложения не фонтан - возникает впечатление, что это соревнование, кто дальше родит, а победители призуются тиранией )) "Опека перерастала"
- "обладатели лучшей генеалогией" - генеалогия - это "родовое древо". Она может быть лучше только в социальном плане. Автор это подразумевал или набор генов?
- "На дне же господствовали отвратительные извращения" - извращения являются извращениями по отношению к норме. Если нормой в представленном обществе является, к примеру, скотоложство или некрофилия, то извращением можно назвать то, что для нашего общества норма. То есть - понятие относительное. Нормой представленного общества является общинная система деторождения, при которой к "кормушке" доступ оставлен ограниченному числу людей. А остальным, то есть большему количеству людей, достанутся экзотические для нас формы удовлетворения сексуального желания. То, что практикуется большинством, нельзя назвать извращением.
- "Чем еще заняться в краткие часы отдыха в мире без развлечений?" - развлечения есть в любом обществе, такова природа человеческая. Это может быть и созерцание убийства и издевательств, и абстрактные вычисления, и игра с абсурдом, и соревнование. Формы, да, могут принимать чудные формы.
- "Первым был какой-то азиат" - опять же, автор забывает, что на другой планете Азии нет.
- "Вонь свидетельствовала о том, что он обделался. Возможно в первый и уж точно в последний раз в жизни." - младенчество не входит в состав жизни? Сумлеваюсь, что ребетенком персонаж требовал себе горшок.
В целом рассказ мне показался грустным, безысходным, обреченным. Космоса в нем нет, есть лишь намек, что мир другой и мир меняет людей. В хорошую сторону, в плохую - все зависит от точки зрения. Выбрана точка зрения "тупика эволюции". Герой застыл в своих комплексах, как общественных, так и в сексуальных, и, в общем, выхода из своего положения не видит. Единственная ценность эфемерна - недоступная женщина в саркофаге. Ну, вот она - и что? В большой степени герой походит на скупого рыцаря Пушкина. Ничто не ново под Луной? Конечно, но на мой взгляд нужно искать новые грани. В рассказе же лично я их не обнаружил - задатки есть, но они не развиты. Мне кажется, что ГГ не хватает противовеса, который бы озвучил противоположную позицию. Кто это будет - умирающий азиат, больной в струпьях или силач - не так уж и важно, но их просто необходимо вытащить из фона, чтобы разбавить статичность. Иначе "мы достигли дна и объявлен звиздец. Финита" И что? Ладно бы, если бы прослеживалась "хроника пикирующего бомбардировщика", мол, вот начало траектории, вот ее трагическое развитие, вот закономерный финал. Смотря на хронику можно было бы отмечать ошибочные решения, возможные последствия иных решений, вариации и это давало бы читателю пищу для размышления. Но в рассказе этого нет - воспоминания героя не складываются в хронику, они, скорее, рефлексия на "как я здесь оказался".
В сумме, лично для меня, рассказ практически ничего не дал. То есть из разряда "прочел, пожал плечами и закрыл". Любопытные моменты появляются намеками, но без развития. Потенциал у истории есть? Без сомнения, но не думаю, что автор будет рассказ развивать.
Как-то так.
__________________
На язык слова приходят, на уста мои стремятся,
с языка слова слетают, рассыпаются речами.

"Калевала"

Наболталка
Ответить с цитированием