Второй том хонорверса Вэбера, "Честь королевы".
Интересно, что я начал замечать явное сходство "Герметикона" с этой серией. Много общего в подаче и построении сюжета. Лишний раз убеждаюсь, что, хотя по технологиям Панов написал стимпанк, по строению сюжета это, скорее, военно-космическая фантастика. И у Вебера тоже видны, хоть и не так явно, исповедуемые убеждения: смесь западного либерализма с обожанием военных.
Правда, если продолжать сравнивать "Хонор" и "Последний Адмиралъ", у Вебера есть ряд преимуществ. Во-первых, у него нет своего Помпилио, который бы скучал полкниги. И если Харрингтон и несколько идеализирована, то, по крайней мере, лишь в том, как она умна и смела, а не в необъяснимой симпатии второстепенных персонажей или невероятной боевой мощи.
Во-вторых, мне намного больше нравится веберовская
подача врагов. Хевениты, в отличие от галанитов - не низкие и подлые людишки, не трусы и не дураки. Они - военные противника. Это даже не перумовское "надо отдать им должное", когда инквизиторы сволочи, но храбрые. Хевениты не сволочи, они выполняют приказ своей родины. Мантикора - тоже не утопический рай, и Хонор могла получить и сама аналогичный приказ.
Но это и не мартинское "выбирай сам, за кого болеть". Здесь всё чётко: Мантикора - "свои", Хевен - агрессор и враг. Это примерно тот же взгляд, каким в хороших советских фильмах о войне показаны немцы. Они 100% враги, и "болеть" за них невозможно, но они враги умные, храбрые и вовсе не полны низменных пороков.
Это хороший, правильный подход к описанию войны и политической конкуренции. Не может сторона противников героя состоять из одних подлецов, дураков или садистов. Мой внутренний Станиславский сразу начинает кричать "Не верю!" Но чтобы не скатиться в бесстрастное описание шахматной партии, чтобы вызвать симпатию к стороне героя, достаточно...
сделать другую сторону агрессором. Этого хватает всегда, первый выстрел - достаточное моральное обоснование, чтобы считать дело обороняющихся правым. Этот приём использован и в "Левиафане", и в "Завтра - война!", и в "Харрингтон", и во многих других моих любимых книгах. Хорошая идея.