Прикончил первый "Герметикон" Панова, буду писать многабукв.
«Последний адмиралЪ»
Мы в России любим жаловаться, что в западных произведениях-де многовато пропаганды свободы, демократии, бунтарства и независимости. Критиковали за это и «Аватар», и «Звёздные войны», и многое другое. Добро пожаловать в
противоположную крайность: «Последний адмирал Заграты» способен закормить
монархической, имперской и верноподданической идеологией до такой же степени.
Царь-батюшка добр и мудр, и
не надо раскачивать лодку. Любые, абсолютно любые поползновения на его власть — происки западных... то есть, пардон, инопланетных жидомасонов. Дворяне-адигены — мудры и благородны, всегда держат слово, достойны восхищения и все их богатства и привелегии, данные с рождения — по праву. Простой народ —
быдло и смерды, которых легко облапошить и которые горазды лишь грабить и насиловать. Оппозиция, социалисты-трудовики — продажные и трусливые сволочи, которые выставлены карикатурно мерзенькими.
Французская булка хрустит оглушительно, и это скорее отталкивает, чем может убедить. Цитаты из российской истории, неприкрытые намёки на Николая II, коммунистов, декабристов, с явно расставленными указателями, кто здесь патриот и человек чести, а кто масон в опломбированном вагоне, убедительности не придают. Особенно тому, кто помнит, как было на самом деле. Книга, даже при её достоинствах, становится неестественной и неприятной.
Кстати, о достоинствах. Главный ходячий и говорящий плюс книги зовётся Нестор дер Фурнье. Этот персонаж назначен на роль
«неоднозначной третьей стороны», и справляется с ней блестяще. Он враг доброго Царя-Тряпки Генриха, но враг, в отличие от мерзеньких жидов-галанитов, благородный, талантливый полководец и патриот, который лишь «связался с дурной компанией». Очень похоже, что во второй части из него сделают загратийского Колчака. В первой же, он демонстрирует Генриху мастер-класс ведения войны, засад и диверсий. Репутацию Нестора-полководца портит, впрочем, тот факт, что он по-читерски вынимает из рукава любые войска и любую технику, которые ему подбрасывает гаденькая и противненькая галанитская Компания. Именно за борьбой благородного лопуха Генриха и лихого вояки Нестора
интереснее всего наблюдать, именно она выглядит центральной темой книги.
И именно от неё отвлекают бесконечные
обеды, беседы и воспоминания главного номинально положительного героя - Помпилио дер Даген Тур. Этот кадр первую половину книги не делает, в сущности, ничего интересного - он предаётся светским вечерам и дамским обьятьям. Во второй половине книги у него включаются сверхспособности непобедимого бойца и он не очень интересно участвует в экшн-сценах, в которых с лёгкостью перемалывает на мясо толпы трусливых ничтожеств. Он высокомерен и ведёт себя как типичный
зажравшийся барин из тех, что брезгуют даже говорить с чернью. Но при этом Помпилио почему-то пользуется безоговорочным одобрением и восхищением автора и всех второстепенных персонажей. У меня же он не вызывает ни малейшей симпатии.
Помимо Помпилио, Генриха и Нестора, в книге невероятно много второ- и третьестепенных персонажей-рассказчиков. Некоторые из них выписаны довольно бодренько, и хотя в начале книга кажется набором никак не связанных историй, в конце автор более-менее сводит всех. Проблема в том, что практически все персонажи, проявлявшие хоть капельку положительности, в финале, вопреки всему, оказываются на Стороне Добра — то есть Помпилио и святого царского семейства.
Немного о мире. Мир Герметикона разбросан по многочисленным планетам, перемещение между которыми напоминает магическое действо, а корабли («цеппели») —
спеллджаммеры из D&D. Из-за этого книга оставляет странное ощущение космической оперы или фэнтези, помещённой в более модные, «винтажные» декорации стимпанка. Ведь описанные технологии, хоть и поданы как научные, очень сильно отдают необъяснимой магией. А с другой стороны, цеппели легко заменяются на обычные космические корабли без малейших потерь для сюжета. Тем не менее, по формальным признакам —
да, это стимпанк, хотя и в большей степени антуражный.
Нельзя не отметить, что
отлично показана война с применением техники начала XX века. Приятно, что Панов ограничил свои военные аппетиты, и его «армии» миниатюрны — нет помпезных столкновений целых армад, есть тактическая борьба, где важна каждая единица. Это ещё одна причина, по которой лучшими главами «Адмиралъа» я считаю описание борьбы Нестора с Генрихом: они не только менее идеологизированы, но и просто наиболее увлекательны.
Итог... неоднозначен. Книга получилась увлекательной, неглупой... и неестественной, а оттого неприятной. Я морщился каждый раз натыкаясь на откровенно пропагандистских, картонных злодеев, которые мутят народ-богоносец Матушки-Заграты против помазанника божия. Морщился, когда автор подчёркивал, что у загратийцев на самом-то деле нет никаких проблем, бунтуют они исключительно с жиру; и что адигены, которые относятся к остальным людям как ко второму сорту, это честнейшие и прекраснейшие люди; что, мол, всю власть и землю надо было отдать адигенам, а быдлу — помалкивать.
Так не бывает. Так бывает только в имперской пропаганде.
Я бы предпочёл прочесть стимпанк о полуреальной Российской Империи — той самой, акунинской, где все «судари», «голубчики» и «милейшие», «поручики» и «корнеты». У нашего реального прошлого мощное очарование. И в нём не нужно никого назначать «хорошим» или «плохим», о нём нужно говорить — «это было», а не «какой ужас, немедленно всё переделать». А вот книгу о мире космического Planescape, где у людей немецкие и югославские фамилии, птичьи эльфийские титулы типа «адир», и где либеральные масоны устраивают «оранжевую революцию» против доброго царя, читать было не очень приятно. В отличие от Олли-Энди Мерсы, я не хочу
«с гордостью называть себя подданным» и с подобострастным уважением провожать глазами усатого адигена, несущегося по встречке с мигалкой. Может, западные проповедники свободы и бунтарства и перегибают палку, но отвечать им тем же — не лучший способ победить.
Впрочем, если у вас, в отличие от меня, нет аллергии на французскую булку и козни Госдепа, обратите внимание на эту книгу. Это одна из самых серьёзных попыток создать «космический стимпанк» в нашей фантастике. Интриги и схватки, а также Мораль, тут тоже на месте.