Показать сообщение отдельно
  #551  
Старый 25.02.2012, 15:29
Аватар для Sera
Принцесса Мира Фантастики
 
Регистрация: 30.01.2010
Сообщений: 2,228
Репутация: 2580 [+/-]
Нуар в языческих тонах



Есть тексты, которые читать легко и приятно. Паришь над ними, как птичка, наслаждаешься пейзажами, и в голове не рождается ни единой мысли, кроме самых простых, замешанных на инстинктах. Так вот, авторитетно заявляю – рассказ «Нуар в языческих тонах» к таковым не относится. Совсем наоборот, чтение его требует тишины, сосредоточенности, некого словарного запаса и желания вникнуть в то, что поначалу совершенно сбивает с толку.

При всём уважении к автору, этот рассказ я бы не отнесла к жанру ужасов. И объясню, по какой причине. Дело в том, что, на мой взгляд, в рассказе-ужастике хотелось бы видеть, что боятся герои, за них боится автор и вообще, обстановка не благоприятствует душевному спокойствию. В данном же случае и автор, и герои как бы остаются в стороне, и читателю предлагается с высоты своей цивилизованности испугаться за них за всех.

Вам становится страшно, когда по каналу Discovery вы смотрите передачу о диких племенах и обычаях, которые те соблюдают? Неприятие, удивление – это да. Но не страх, потому что с одной стороны, это нас вообще никак не касается, с другой – для кого-то это норма жизни.

Вот и здесь – читатель попадает в мир, где всё происходящее – нормально. Так и должно быть. И воспринимает точно так же. Возможно, выход в этом случае – вести повествование от лица другой культуры, с его точки зрения. Чтобы играть на контрасте. В данном случае контраста никакого нет, и чувства сопричастности не возникает. Для него просто нет почвы.

При этом могу точно сказать, что рассказ сам по себе мне очень понравился. И, преодолев начало, затем дочитала до конца с удовольствием. Для меня в этом случае было интереснее просто следить за героями рассказа, чем разбираться в сюжете – хотя и он имеет место быть. Честно говоря, я поверила автору. Даже если он безбожно всё сочинил – всё равно поверила. Тут я расписываюсь в своём неумении отличить возможные исторические факты от возможной выдумки, да. Но как бы то ни было, впечатление осталось самое положительное.

Главный герой у этой истории фактически один, тот, от имени которого ведётся повествование. Есть и другие, с которыми он контактирует: Божественная, её телохранитель и так далее. У них свои истории, на которые нам только намекают, предлагая додумать остальное: Божественная – что готова смириться со своей судьбой, потому что так надо для благополучия тех, кто остался дома; телохранитель – готов взять всё в свои руки, всю власть в этом локальном мирке-ловушке.

А главный герой продолжает просто жить. Он рассказывает свою историю, прошлое, настоящее. Он не боится смерти, а просто живёт и делает то, что должен. Вообще, я определила долг как основу жизни героя: он должен нравится богам, должен следовать правилам, должен отправиться в лес, должен обеспечить достойное погребение Божественной.

В этом контексте горы мёртвых детей – это не страх и ужас, а обыденность. Кадр из научной передачи.

Итог: вне рамок конкурса рассказ в моём топе занял бы первое место. В рамках – едва ли.

С другой стороны, этот рассказ хорош сам по себе, и если он такой есть, то заталкивать его в рамки маленького конкурса ужастиков просто не стоит.

***
Первый пешеход


Он выйдет однажды
Из тени, и всё,
Чего ты страшимся,
С собой принесёт.

Да, я знаю, фирма не слишком удалась. Но примерно такой была моя первая мысль по окончании рассказа.

Итак, нашему вниманию представлен образец чёрного социально-прокуренного реализма, приправленный щепотью мистики для пущей достоверности. Образчик человеконенавистнической прозы, когда просто диву даёшься, как сам автор ещё никого не пристрелил. Хотя я хорошо понимаю, что отождествлять автора и героя – ошибка. Просто для меня рассказ стал квинтэссенцией ненависти к человечеству в целом и отдельным его представителям в частности.

Итак, мир в рассказе сер и уныл. Вернее, он просто бесцветен. Мир как клетка, в которой заперты людишки-таракашки. И вот один такой таракашка накачал себе достаточно мощную мускулатуру, чтобы подняться над жучками помельче. А как иначе? Или так, или прочие сядут тебе на хребет, возьмут в лапку хворостину и примутся погонять, да с таким удовольствием, что потом вовек не разогнёшься.

Правда, тут надо учитывать, что возле места, уже занятого нашим главным тараканом, то есть героем, трется другие. Тут важно не сплоховать, не ослабить хватку, иначе сожрут с потрохами. Вот наш герой и старается по мере возможностей, вызывая тем самым горячую ненависть нижестоящих людишек.

При этом, на мой взгляд, он точно так же сер и уныл, как и мир. И кот его сер и уныл, и подруга. И вообще, жизнь не задалась, но раз она есть – надо трепыхаться. Вдруг да и взобьется их этих повоев какое-нибудь серенькое маслице? При этом герой, зная главное правило своего мира «не давать слабину!», изо всех сил старается её не дать. И плевать, что гниёт, никто не должен ни о чём догадаться. Ведь падальщиков кругом больше, чем даже можно рассмотреть!

Но тут, видимо, произошёл какой-то сбой в работе механизма, и вместо того, чтобы просто, тихо и мирно пойти на корм прочим обитателям клетки, главный герой переродится. Всё верно, и оружие у него есть, и желания выйти на тропу войны достаточно. Один против человекотаракашек – зх, раззудись плечо! А то, что коня подходящего под рукой не оказалось – так это ерунда. Герой не гордый, он и пешком погуляет. Здоровее будет.

А может, это мир не выдержал всей этой пакости с мерзостью, и решил стряхнуть её с себя разом? Я бы на его месте так и поступила.

Итог: рассказ сильно на любителя. Не без своих плюсов, не без своих косяков, не без своей аудитории. Так-то так.
__________________
Я согласна бежать по ступенькам, как спринтер в аду -
До последней площадки, последней точки в рассказе,
Сигарета на старте... У финиша ждут. Я иду
Поперёк ступенек в безумном немом экстазе.