Пот у сторону...
(мокументально, шеф!)
Совпадения, случаи, стечение обстоятельств, тождественность, дублирование, конгруэнтгость, общность - все это подходит.
Стихотворных "Петушков" -
два; дневниковых - тоже
два; альтер-исторических (или, скорее мокументальных) -
пара... Экспериментально-музыкальный - пока один, но полагаю еще добавится. Появилась "история у пионерского костра"? Грядет "байка у камина"...
Что это? Кто знает... Сам
факт любопытен.
Но вернемся к "
По ту сторону сказки".
Увидеть историю глазами Шамаханской - простой и
удачный ход, не затрагивающий ни сюжета, ни героев. Целостность повествования сохранена. Это хорошо, даже отлично.
Второй, не менее
удачный момент связан с любовно вылепленной психологией героини. Браво! На фоне живого характера как-то бледнеют многочисленные анахронизмы и неуместные артефакты (карты таро, каганы разбойников, пищали, императоры, моргенштерны, оруженосцы, усы, рыцари...), потому что переживания стирают эти шероховатости.
Ай да автор, ай да молодца!
Но
психология же подводит нас к сакраментальному вопросу: верю или не верю?
"Душистые восточные легенды" - излюбленная тема европейцев еще со времен Марко Поло. "Золото Чиппингу" ничуть не хуже нынешней "развесистой клюквы" ложилось на душу неизбалованным жителям средневековых городов... и мегаполисов.
Никто не удивляется психологии тинейджера у римского легионера или замашкам м.н.с. у палестинского рыцаря. А уж феминистическим устремлениям средневековой девушки "незаконной" принцессы эмира Бухары...

Ой!
И Ох...
Даже в самом мокументальном из вариантов никакая девушка (женщина) не могла стать ученицей звездочета-алхимика-колдуна.
Не мог-ла.
Потому что оба были бы мертвы через час, долго - два. Причем, на абсолютно законных шариатских основаниях.
Что помешало заменить бухарскую принцессу на византийскую? Имя "
Шамхан"?! (оно кстати, не имя, а фамилия - по местности в Персии и к "небу" точно никакого отношения не имеет)
Ну да... ну да...
А ведь византийские (как, кстати и варяжские) принцессы - как раз были "во славянах" разменной картой во всякого рода интригах. И психология манипулирования незадачливыми славянскими, а заодно и кочевыми, прынцами-каганами-анпираторами-астрологами-енералами в Царьграде была отработана веками удачной, тонкой дипломатической игры.
Тогда "рояль в кустах" в виде вваливающегося из ниоткуда
Ибн Алла не понадобится (правильно будет "ибн Ата'Улла", а то первая форма звучит довольно двусмысленно, даже оскорбительно для религиозных чувств). Достаточно просто аккредитованного при дворе посла...
А уж "документальные" стилизации... Лучше промолчу.
Впрочем, чего я цепляюсь? Мне ведь понравилось!

Чего же боле?
Славного Блица!