Собственно говоря, я и сейчас не отказываюсь от своей оценки книги Кларк, которое дал в рецензии (хотя с той поры и прошло много времени).
Новизну я вижу именно в том, что Кларк написала очень качественный в литературном отношении т.н. "мейнстримовский" роман - в традиции британской классики (прежде всего, Джейн Остин). И в то же время книга - настоящее фэнтези. Дело в том, что критики, сталкиваясь с необычным реалистическим произведением, в последнее время, как правило, тут же выкатывают на позиции пушку магреализма. Это у них как спасательный круг. Потому что "фэнтези" для них, это анфан террибль, нечто, что кот притащил с помойки. Не литература, короче. Но роман Кларк - никакой не магреализм! Это самое настоящее фэнтези, написанное на высочайшем уровне, безо всяких скидок на "условность" жанра.
Кларк создала тщательно продуманную и достоверную вторичную реальность, так сказать "в традициях". Не зря в Англии книга разошлась тиражом под 800 тыс. экз. - фэнтези там так не продается (оно нигде такими тиражи не расходится). Все приметы мейнстрима у книги налицо. И кстати, Толкин ведь не писал легкую книжку для развлечения. Он горячо возражал против массового издания Властелина Колец в мягкой обложке, ибо считал, что написал свою книгу не для юнцов, а для взрослых, начитанных, хорошо образованных людей. И Кларк - тоже не для детей. И дело здесь не в возрасте, а во внутреннем самосознании. Кларк - это не просто развлекуха, для восприятия этой книги надо думать и чувствовать, на одних рефлексах здесь не выеедешь... Хотя роман Кларк и не свободен от некоторых недостатков.
В общем, главная заслуга этой книги - она показала, что можно писать самую настоящую фэнтези по законам "большой" литературы, безо всяких скидок на "условную детскость" этого жанра.
|