По мне -- всё довольно с этим печально.
1. Приходится констатировать, что издательства работают в условиях кризиса перенасыщения рынка, которое сами же и создали.
Вот, какого рожна надо было в течение последних 15 лет кормить читателей "комфортными текстами"?
Не вопрос, сначала это было очень выгодно. Герой -- он, как читатель, но становится крут неимоверно, и потом он (герой, а вместе с ним и читатель), идёт, сокрушая врагов, к давая читателю наслаждаться своей (героя, т. е. немножко и читателя) крутизной.
Отлично, народ купил, прочитал (прочёл не напрягаясь, т. е. быстро), захотел ещё, опять купил, опять прочёл, ещё захотел, и так по кругу. Ты, главное, картошку свиньям в кормушку, то есть, я хотел сказать, книжки в магазины на полки побольше насыпай!
Но в итоге сформировался рынок ненапряжного текста. И именно на этот рынок, как на более перспективный, издательства и мигрировали, именно его и развивали, именно на нём работали последние 10-15 лет.
А теперь оказывается, что кроме бумажных "ненапряжных" книг есть ещё электронные книги, и они значительно лучше, так как место на полках не занимают, стоят копейки, и их можно читать даже в метро и даже в темноте, т. читалка сама светится. Они гораздо менее напряжны. Ещё есть, оказывается, компьютерные игры, в том числе, онлайновые. Они ещё лучше, так как гораздо ненапряжнее. Ну, до кучи, есть ещё сериалы, просматриваемые в том же и-нете.
В итоге, созданный издательствами рынок ненапряжности от них же и уходит. Амба!
Рынок сокращается. Люди или совсем отвыкли читать, или читают для чистого развлечения, но, как раз, бумажное чтение теряет свою популярность на рынке развлечений.
2. В такой ситуации у издательств есть два варианта, как спасти хоть что-нибудь" на "рынке ненапряжности":
-- Снижать напряжность до самого последнего минимума. Т. е. клепать типовые книги, которые поймёт (а, значит, купит) даже полный идиот. То, что мы видели на старте этой ветки: "всё должно быть строго так, и никак иначе, потому, что это стопроцентно выигрышный вариант". роме того, за такую "быструю" книгу автору можно заплатить 20 копеек, так как он -- непрофессионал, её можно не редактировать\корректировать, т. к. -- она одноразовая, на одно прочтение, и по этой же причине максимально сократить издержки на производство книги. Сейчас издательства идут этим путём, но он -- тупиковый. Воспитанные "комфортных текстах" потребители просто переключаются на потребление других, ещё более комфортных, продуктов.
-- Превращать "комфортные тексты" из самостоятельного продукта, в часть более широкого "проекта". Т. е. издавать не книги, сами по себе, а вспомогательные материалы по компьютерным играм и сериалам. Не "романы", а повести, где геймер может ещё раз приобщиться к понравившейся игре. Т. е. читатель уходит от книг в компьютерную игру, и... снова покупает продукцию издательства. Собственно, начало именно этого процесса мы и наблюдаем сейчас, когда расцветают "проекты": "Сталкер", "Этногенез", "Завтра война" и прочее в том же духе. Причём, наиболее успешные из них связаны или с компьютерной игрой или с блокбастерным фильмом\сериалом. Такой ход позволяет издательствам хоть как-то сохраниться на рынке "комфортного текста", хотя и потеряв его бОльшую часть.
3. Наконец, кроме "рынка комфортного текста", ещё пока остаётся рынок фантастического "литературного текста", рынок, который потребляет не "ненапряжность", а где критерии потребления всё-таки литературные: "сюжет-язык-авторское послание-тема\идея" и прочее в том же роде.
На этом рынке издательствам куда работать менее выгодно: он уже (т. к. усилие при чтении готовы делать далеко не все); он требует более высокой квалификации производителя (т. е. писателя), следовательно, источников продукта (писателей) значительно меньше и им приходится больше платить; он требует также более высокой степени обработки изделия: книга не "одноразовая", она будет читаться медленнее, критичнее, и не один раз, следовательно, и издательство (редактор-корректор-верстальщик-художник-наборщик...) должно работать не шаляй-валяй, а по-настоящему. В результате, книг на этом рынке производится меньше, через производство они идут дольше, чем на рынке комфортного текста.
Поэтому издательства пятнадцать лет делали всё, чтобы перебросить как можно больше потенциальных читателей с рынка литературного текста, на рынок комфортного текста:
Эрго: рынок литературного текста сейчас в фантастике развит крайне слабо (гораздо хуже, чем двадцать лет назад); и издательства на нём работать не готовы. Но и уходить с него теперь в условиях кризиса тоже не могут себе позволить.
4. Перспектива, по-моему, тут такая:
-- Сейчас идёт агония "рынка комфортного текста". Издательства стремятся удержаться резко снижая качество товара, что приведёт к полному краху спроса. Количество фантастических книг на полках наших магазинов неизбежно сократится. Возможно, в десятки раз. Большая часть издательств вообще перестанет издавать фантастику.
-- Рынок "комфортного текста" останется, но выродится в бумажный (или даже "словесный") сегмент мультимедийного "рынка проектов".
-- Рынок "литературного фантастического текста" останется. Сейчас издательства будут терять веру в перспективность фантастического продукта, и "литературных" (а не "комфортных") фантастических книг тоже будут издавать меньше, чем сейчас. Но обвала в десятки раз не будет. Будет в разы или даже на десятки процентов. Так что, если сейчас мы имеем на полках (условно) 90% "комфортных" наименований и 10% "литературных", то по итогам кризиса это соотношение составит где-то 50\50.
Книги, конечно, станут дороже, но и покупать мы их будем реже, так как они не будут одноразовыми, и будут требовать более длительной процедуры усвоения\потребления т. е. чтенияю
|