Говард велик как автор, создавший первый проработанный fantasy мир - Хайорейскую (Гиборейскую) эру. До него был еще Эдвард Дансени с "Богами Пеганы", но это больше имитация древнего эпоса, чем фентази-мир. А тут - подробная история, народы с физическим описанием, религии с подробностями культов. Разве что языков, как Толкиен, не насочинял, но они ИМХО не особо и нужны.
Что каасется собственно Конана, то про него есть как удачные повести, так и полная ерунда. Первое что было написано о Киммерийце - "Феникс на Мече" - это переработанный фрагмент из повести о Кулле Завоевателе (того же Говарда). В каком-то смысле, особо сложные сюжеты были и не нужны, больше цепляет сама атмосфера, описания, "щекотание нервов" - недаром по основной своей литературной деятельности Роберт был автором "ужасов"! Благодаря этому Хайборейский мир не сравнить ни с каким другим, совершенно самобытный, похожий не на стандартное средневековье, а на рабовладельческую эпоху великих древних цивилизаций. Древняя, жестокая. варварская атмосфера наполняет эти повести.
То, что Роберт застрелился - это огромная потеря для мировой фантастики. Он писал все лучше и лучше, и "конина" того и гляди из развлекательного чтива для журналов комиксов переросла бы в более серьезную литературу. То, что его продолжают само по себе неплохо, но то, КАК продолжают, зачастую не лезет ни в какие ворота. Образ Конана опошлили, и не только писатели, но и киношники, и художники: гда не взглянешь на изображение Конана, это голый качок в одних мохнатых трусах (у Говарда он чаще всего был одет и носил доспехи). Из эпического короля и мудрого полководца в общественном мнении он превратился в перекачанного сокрушателя черепов и женских сердец, брутального самца без капли мозгов. Мало кто из последователей писал о Конане с уважением, а не чтоб срубить деньгу на известном бренде, благо наследников у Говарда не было.
|