Показать сообщение отдельно
  #504  
Старый 12.08.2011, 12:03
Аватар для Sera
Принцесса Мира Фантастики
 
Регистрация: 30.01.2010
Сообщений: 2,228
Репутация: 2580 [+/-]
Группа К, продолжение:

25 Михаил Сидоров - Сто шагов до изголовья

Все в детстве чего-то боятся. Одни – бабайку из-под кровати, другие – монстра из шкафа, третьи – чудовища из кладовой, четвёртые – ужаса их подвала, пятые… Сколько людей, столько и страхов, все не сосчитать при всём желании. И строить рассказ на детских страхах – одна из самых благодатных почв, если подойти к делу с умением и желанием. Ведь в душе каждого взрослого остаётся жить малыш, который когда-то босиком бежал в спальню родителей, чтоб протиснуться между папой и мамой, спрятаться ото всех в надёжных объятиях.
Герой рассказа – мальчик Саша, семь лет. Живёт с родителями и бабушкой, боится приближающихся шагов и лечится у детского психиатра. Мальчику Саше никто не верит, что он слышит посторонние шаги. Никто – кроме соседа-алкоголика.
Кстати, о соседе. Его линия призвана не только доказать достоверность истории, но и привнести долю трагизма. Однако трагедия не показана ни на миг, героя смерть «милейшего» не тронула. А нас почему должна?
Тут мне на ум пришло, что у детей и пьяных самые сильные ангелы-Хранители. Видимо, то же самое правило распространяется и на чутьё к сверхъестественному.
Писать для детей – адски сложно. Но не в пример сложнее писать рассказ голосом семилетнего мальчика, причём так, чтоб все поверили: да, это говорит мальчик семи лет. И с этой задачей вы, автор, не справились совсем. Ни на грамм не поверила, что это речь ребёнка, причём с самого начала взята неверная планка:
Вы говорите, что это смешно, класть с собой рядом пластиковую игрушку? Но, во-первых – автомат сделан просто великолепно, и выглядит почти как настоящий УЗИ.
Когда ходит мама, у нее походка легкая, торопливая, немного смешная, особенно когда она куда-то спешит. Звук отцовских шагов я тоже ни с чем не спутаю – шаг уверенный, спокойный, даже в домашних тапочках. Бабушка обычно сильно шаркает при ходьбе, причем левой ногой значительно сильнее – у нее два года назад был перелом, и кость не очень хорошо срослась.
Но Эти шаги…. Тяжелые, равномерные, и, как это… неумолимые Кажется, будто какой-то заблудившийся солдат начинает маршировать прямо за спинкой кровати. И раз, и раз, и раз…. Только это не солдат.
Я не верю, что ребёнок станет рассуждать о причинах недоверия к его оружию.
Я не верю, что малыш станет так анализировать походки взрослых, тем более используя подобные формулировки.
Далее в тексте можно найти много-много примеров, фактически весь текст – один сплошной пример.
Это – язык автора, слова автора. И мысли автора. Автор торчит изо всех щелей, заслоняя собой и без того хрупкую фигурку собственного героя.
Герои – герой один, тот, от чьего имени ведётся повествование, и в него не верится. Это не ребёнок. Но и не взрослый. И даже не подросток. Я бы сказала, герой похож на плохого актёра, решившего примерить на себя детскую маску.
Мир – наш.
Атмосфера - рассказ претендует на жанр ужасов, но и тут, на мой взгляд, «молоко». А ведь это самое главное. Многие логические и орфографические ошибки теряют значение, если рассказ заставляет почувствовать хоть тень заложенных эмоций. Но тут – либо заложены так глубоко, что докопаться не получилось, либо не заложены вовсе.
Финал разочаровал как своей недосказанностью, так и смещением акцентов и главного действующего лица.
Мораль – если ты не слышишь шагов – это не значит, что их нет, а если слышишь – это не значит, что они существуют.

26 Морковка – Червоточина

Каждый хоть раз встречал на своём пути человека, который бесил его одним своим видом, голосом, манерой пить чай, причмокивая между глотками, и ещё массой незначительных, но от этого ещё более неприятных моментов. Каждый хоть раз смотрел на такого человека и думал, как круто было бы вычеркнуть его из своей жизни раз и навсегда.
Но что делать, если такой бесячий тип – твоё напарник, и ты с ним заперт в космической «кастрюле» так далеко от родного дома, что при всём желании не убежать. С этой проблемой как раз и столкнулся Олли, один из двух героев рассказа.
В рассказе всё проходное: и шутки-прибаутки в самом начале, и безумные диалоги, будто Мартовского Зайца со Шляпником, и смерть напарника, и его быстренькая утилизация, и возвращение. Всё как в тумане или во сне: нет чёткости. Вроде бы и рассказ не юмористический, хотя потуги на юмор имеются. Вроде и драма какая-то намечается. Ведь это дилемма! Совершенно нелепо погиб человек, с которым герой провёл столько времени, который его так отчаянно раздражал. Тут должна быть целая гамма эмоций от ужаса до радости. И что мы видим? Да ничего особенного, рутина. Те же яйца, только в профиль.
И потом, в космосе так легко сойти с ума. Мало ли, что привидится, послышится…
Задумка становится ясна сразу по прибытии главного героя в порт прописки и его «мысленных» вопросов. Ага, думает читатель в моём лице, тут всё ясно. Читает чуть дальше – ну да, вот оно. Что и требовалось доказать. Удовлетворена своей догадливостью, неудовлетворенна – слабой интригой, не позволившей мне оставаться в неведении до последних строк.
Самое поразительное, когда понимаешь: написано неплохо, и даже цельную мысль, если хорошо порыться, можно найти, – а впечатления от рассказа ноль. То есть совсем никаких, ни положительных, ни отрицательных.
Герои – чтоб не быть совсем предвзятой, разберу двух героев, то есть Олли и Спайки.
Спайки – легкомысленный пустомеля, готовый на любую выходку и находящий смешной момент даже там, где смешного в принципе нет. Ну да ладно, чувство юмора у всех своё.
Олли – полная противоположность своего «напарника», крайне неулыбчивый товарищ, не склонный к проявлению легкомыслия. Раздражительный.
Собственно, помимо этой информации и того, что миссия – помечать апертуры, о героях неизвестно ничего. Ну да ладно, не роман пишем…
Мир – тут я даже не знаю, что сказать. Наш, но в отдалённом будущем? Совсем не наш, а какой-то параллельный? Или всё – горячечный бред воспалённого сознания главного героя?
Атмосфера – отсутствует. Читать диалоги скучно, читать процесс утилизации – ещё скучнее. Не проняло.
Мораль:
- Господи, - прошептал Олли, глядя на лыбящегося слона в конце коридора, - кто я?
- А сам не догадываешься? Санитары!

27 Нелин Аким – Сотинка

(Версия правленая и добавленная)
Вы когда-нибудь видели живые цифры размером с большую кошку? Я вот нет. И даже представить себе такое чудо могу с большим трудом и стопкой. Однако герою рассказа повезло: он познакомился с самой натуральной живой Сотинкой, а так же её хозяином – весьма загадочным товарищем Аурелием. Чем дело закончилось, рассказывать не буду, но итог вполне закономерен. Именно так, а вовсе не взрывали и безудержным экшном должны заканчиваться подобные истории – спокойно, без истерии.
Впрочем, в «теле» повествования экшна тоже практически не наблюдалось. А разве должно? Как мне кажется, нет. Всё тихо-мирно: живёт себе существо, есть буквы, какает в уголок (это полезла отсебятина) и вполне счастлива. Есть паренёк, который свёл знакомство с ней – и тоже счастлив. Есть Аврелий, и он – вот удивительно! – счастлив. Конфликта – ноль целых ноль десятых.
Написано неплохо, живенько, и автор намеренно держит читателя в неведении до самого последнего момента. И это хорошо. Но все тайны не находят ответа, читатель недоумевает и строит догадки – и это плохо, поскольку зацепок для того, чтоб составить полную картину, мало. Аурелий – это и есть Патриарх? Или его наследник/последователь? Многое осталось под вопросом, и ощущение недосказанности стоит на той грани, перешагни которую – и я бы сказала, что рассказ оборван, а концовки нет вовсе.
Герои:
Главный герой – в меру любопытный юноша, любитель загадок и историй, которому нужно подзаработать. Ощущение, что он пугается, нет – скорее, это любопытство временами сбоит, но потом снова входит в норму, и главгерой начинает шевелиться.
Сотинка – престранное существо на специфической диете, дружелюбное со знакомыми, осторожное и пугливое.
Аврелий – самый неоднозначный персонаж. Свои тайны он так и не раскрывает, и уходит прочь, овеянный загадочностью.
Мир: наш.
Атмосфера: специфическая. Нельзя сказать, что чётко прописана, но ведь мы и без того примерно представляем, как могут выглядеть улицы в непогоду и киоск с газетами. Так?
Мораль: в мире столько необычного – смотрите шире!

28 Никишина Татьяна - Принцип Домино

«Твори добро на всей земле…- шепелявил из радиоприёмника голос Шуры.- Твори добро другим во благо…»
А я болтала под столом ногами и жевала манную кашу… Давно это было…
Принцип Домино. Принцип, по которому одно доброе дело включит цепную реакцию, и все дела станут добрыми. Как-то не так давно (или давно, не помню) читала рассказ на точно такую же тему в «Космополитене» (разрешаю поморщиться и хором сказать «Фи!»), поэтому была немало удивлена, обнаружив… нет, не клона, но лучше бы его – рассказ из «Космо» был куда подробнее и осмысленнее.
Тут же всё просто: спешащий водитель, несчастный случай и старик, горящий жаждой мести. Впрочем, сильных эмоций я не заметила ни у водителя, ни у старика, восклицательные знаки в конце предложения – это далеко не всё, что передаёт эмоции. Старик гладит своего пса? Так пусть у него дрожат руки, пусть пальцы путаются в шерсти на загривке. Пусть в глазах блестят слёзы, а лицо искажается, и морщины разрезают лоб. Ну?
Да, и ещё – прошу вас, не надо называть героя в полотне рассказа «человек». Что за страшная обезличенность? Человек среднестатистический, одна штука. Нельзя так! Это же ваш герой, его если не любить, то уважать точно надо. Применяйте другие обращения: «Анатолий», «Толик», «Самойлов», «путник», «водитель», можно «мужчина». Или придумать черту характера, особенность внешности, и от них плясать. Как угодно, только не «человек».
Герои:
Анатолий – редкостный пофигист. Сбил животное – ерунда, помял машину – переживаний максимум секунды на три, получил проклятие – разве что лёгкое удивление.
Да, я видела, нёсся он со скоростью сто двадцать. Только не в скорости дело, а в том, как герой себя ведёт. Должны быть реакции, должна быть здоровая злость, страх, должно активироваться чувство самосохранения. Осталось пять сантиметров до смерти? Ноль эмоций. Два – вообще смирился. Никакой борьбы, преодоления: герой плывёт по течению.
Старик – экий добряк. Сначала проклял, а потом присел на бережке и принялся рассуждать за жизнь. Он уже и забыл про собаку и то, что был зол на этого Анатолия, он весь на позитиве. Не верю, категорически.
Мир – наш.
Атмосфера – отсутствует.
Мораль: «Твори добро на всей земле. Твори добро другим во благо…»

29 Нисса Григорьева - Клуб побежденных

Есть на свете люди, которые считают себя непонятыми. Непризнанными. Они ходят и думают, что природа наделила их таким могучим талантом, таким необъятным интеллектом, что серый обыватель просто не в силах постичь весь размах гения. А потому гений вынужден влачить жалкое существование, отвергнутый всеми, позабытый и позаброшенный.
Но что это? Свет в конце тоннеля или просто соринка в глаз попала? Выход их тупиковой ситуации, возможности найти единомышленников!
Наверное, именно таким образом рассуждала безымянная героиня данного рассказа, пока шла за незнакомцем в секретный штаб тайной организации. И там крайне суровые товарищи коротко обрисовали героине, зачем она им, собственно, понадобилась. Надо сказать, весьма сумбурно объяснили, не вдаваясь в детали – лично я бы не поняла. Но я бы и неизвестно с кем неизвестно куда бы не пошла – инстинкт самосохранения на уровне…
Итак, героиню посвятили в рыцари, снабдили атрибутикой и вывели в вольные пампасы: живи, родная, и радуйся – ты принята.
Героиня живёт и радуется, полностью соответствуя заданной программе.
Свет, пожалуйста!
Герои: а в рассказе есть герои? Серьёзно? Секундочку…
Да, главная героиня без имени, без характера, без внешности, без собственной воли… А ведь она единственная, кто чуть выделяется на фоне остальных – наверное, потому что умеет говорить «я».
Мир: а в рассказе есть мир? Честно-честно? Секундочку…
Мир наш – вот засада!
Атмосфера – отсутствует.
Мораль – это первый рассказ, в котором я совсем не нашла морали. Честно искала – без эффекта. Старею.
Если только… вступайте в тайные клубы – и будет вам счастье?

30 Олег Гайдук - Последний в списке

Тяжела доля супергероя. То провал в памяти, то неожиданная сила и пуленепробиваемость, то враг нежданно-негаданно на голову сваливается… И ведь со всем этим богатством что-то делать надо! А то как же, супергеройские обязанности – это вам не шутка.
Собственно, в первый миг знакомства с героем всем становится понятно, что он – существо по меньшей мере неординарное. И конечно, по всем законам жанра, он ничего не помнит и всеми силами стремиться узнать, кто же наделил его «силою бесовской» да «скоростью гепардовой». А тут очень кстати тайга и лачуга, в которой живут странный мужик и его красавица-дочка. Что делают эти странные персонажи в глухой тайге – совершенно непонятно. Судя по всему, благами цивилизации тот край не наделён, до ближайшего населённого пункта топать и топать. Ладно бы сторожка лесничего была, хоть какое-то объяснение. Но нет и его.
Так вот, попадает наш главный герой в домик и начинает проявлять свои нечеловеческие способности. И тут до местных дошло: ба, да тут секретная лаборатория неподалеку! Наверняка парень с латентной амнезией – плод её жизнедеятельности. Надо пойти спросить, ведь это же так элементарно – попасть на территорию секретной лаборатории. Тут и думать особо нечего.
Встали наши герои и пошли. Долго ли шли, коротко… Вот уже и заборчик, вот и крыша, да калитка приоткрытая – гостеприимство местных учёных не знает разумных границ. Только, неладно что-то в Датском королевстве, надо герою проявить крайнюю степень благородства.
Вам не кажется странным, что попасть на территорию можно элементарно, а потом хлоп – оказывается, тут и вооружённая охрана есть! Это надо же, как неожиданно! Где же они раньше-то были, пока наши герои по всему зданию шарили?
Да, кстати, а вам никто не говорил, что опыты с инопланетными организмами – это аморально?
И это «ЛИЛЯ!!!» - из уст главного героя – ну смешно же! Собственно, над диалогами можно смеяться без перерыва. Спасибо автору за заряд позитива.
Герои:
Главный – экий бедняга, просто невинная жертва научного произвола. Польстился на кучу бабла, подписался стать добровольцем в биологических опытам, а потом ещё злится. А голова для чего, шапку носить? Думать надо, думать, а потом делать. И нечего других винить, если у самого мозгов не хватает. К тому же, расплатились с ним вполне честно, да ещё и сверхсилой наделили. Пей пустурник – и будет всё Ок!
Лиля – девушка-загадка. Ничего о ней неизвестно, кроме того, что её прикосновения волшебным образом действуют на главного героя.
Мир: наш.
Атмосфера: её тут заменяет великий пафос.
Мораль: не подписывайтесь на должность лабораторных мышей – и будет вам счастье.
__________________
Я согласна бежать по ступенькам, как спринтер в аду -
До последней площадки, последней точки в рассказе,
Сигарета на старте... У финиша ждут. Я иду
Поперёк ступенек в безумном немом экстазе.