Нил Гейман
"Сыновья Ананси"
Как и почти все на свете, эта история началась с песни.
На сравнительно редко звучащий в реальной жизни вопрос: «Кто у тебя любимый автор?» я всегда затруднялся ответить, разрываясь между Терри Пратчеттом и Нилом Гейманом. Первый сотворил прекрасный цикл о Плоском мире, насчитывающий тридцать с лишним романов и я первым брошу камень в рискнувшего сказать, что этот цикл плох. За авторством Нила Геймана же лучший комикс последних десятилетий – Песочный Человек и несколько отличных книг. Одна из них – Американские Боги – является первой в моем списке лучших. И, наверное, именно Гейман – мой любимый автор.
Действие «Сыновей Ананси» происходит в мире «Американских Богов», но атмосфера – дух! – происходящего заметно отличается от мрачной и тягучей атмосферы «АБ». «Сыновья» действительно похожи на добрую взрослую сказку – хотя слово «добрая» очень относительно – и это видно во всем: от персонажей, включая отрицательных – отрицательного? – до развития сюжета, когда неизбежный финал оказывается таким, каким ты его ждал. Хорошим.
Отдельно хочется сказать о юморе, черном и не очень. Книга пропитана им. От фраз главных и второстепенных персонажей до ситуаций и авторских вставок, которые были заботливо переведены. Именно из-за последних я и купил «Сыновей» в мягкой обложке, да и вместе с аналогичным изданием «АБ» она смотрится весьма и весьма неплохо.
Но я отвлекся. Итак, роман повествует о Толстяке Чарли – неловком человеке, отдельные черты характера которого можно встретить у многих, включая меня, - который собирается жениться на милой Рози, однако в преддверии свадьбы узнает о смерти отца. Чарли вынужден отправиться на похороны человека, которого он не очень-то и любил, и это становится поворотным моментом всей его жизни. Он узнает об Ананси – боге, которым являлся его отец – и существовании брата. Его, к слову, зовут Паук.
Рассказывать что-то еще мне не хочется. Сюжет таков, что в нем переплетаются линии сразу нескольких персонажей, включая Чарли, Паука, Рози и других, а его развитие может удивить несколькими интересными поворотами. Однако именно взаимоотношения братьев и становление Толстяка Чарли как человека, показались мне основными темами «Сыновей».
По прочтении единственным недостатком книги была ее короткость. Она, наверное, раза в два короче Американских Богов и почитать о приключениях Толстяка Чарли – кои закончились, как не печально – хочется еще. Но в отличие от всевозможных циклов фэнтези – от замечательных «Князя Пустоты», «Первого Закона» и «Песни льда и пламени» до ряда других, весьма посредственных – желание получить еще порцию отличного чтива идет не от недосказанности сюжета, а от необычной атмосферы, что весьма редко и очень здорово.
Подытоживая все вышесказанное, хочу сказать, что это великолепная книга, прочтение которой пролетает незаметно. И наравне с «Американскими Богами» - и большинством книг упомянутого Пратчетта – она заслуживает честной десятки.
Оценка: 10.