Это история, где герои никогда не лгут, зло торжествует редко, а любовь всегда настоящая. Её центральный персонаж силен, бесстрашен и удачлив, регулярно спасает попавших в беду, всегда может рассчитывать на помощь преданных друзей, и доводит до конца любое дело, за которое берется. Он "не обижает женщин и детей, не лжет и не ворует. Защищает слабых от зла сильных, не позволяет мыслям о наживе увлечь себя на дурной путь." С помощью заколдованного боевого топора, доставшегося ему в наследство от деда, врожденных качеств хорошего воина, быстро набранного боевого опыта и минимальной помощи бывалых друзей он способен побить в схватке кого угодно, вдохновить сотни людей своим примером и обернуть даже самую безнадежную ситуацию в свою пользу. А теперь, пожалуйста, будьте честны перед собой и ответьте на один простой вопрос: вдохновляет такая аннотация - или нет? Меня - нет. Так почему же чтение этих произведений Геммела вот уже который раз доставляет мне такое удовольствие?
Во-первых, при том, что Друсс, по большому счету, не потерпел ни единого поражения - он не всемогущ. Главный герой в конце-концов погибает. У каждого есть свой предел, и конец всякой легенды печален.
Во-вторых, при всем своем благородстве, Друсс не идеален. Кое-какие его негативные поступки можно списать на влияние Снаги, но он и до обретения дедовского топора был мрачен и вспыльчив, и после изгнания демона из своего оружия мог насмерть забить человека в трактирной драке. Ему неоднократно случалось сражаться против злодеев - но убивал он и хороших людей, даже своих близких друзей. В отличии от героев Толкина или Гудкайнда, герои Геммела - не идеальны.
В-третьих, в этих (в прочих бывает по-разному) его книгах не идеален никто, равно как никто из людей и не бывает Абсолютным Воплощением Зла. Как Друсс может совершить неблаговидный поступок в приступе ярости, так и какой-нибудь "злодей" способен вдруг проявить благородство, измениться к лучшему - или же хоть на секунду вспомнить о временах, когда он был другим.
В-четвертых, такой "бэкграунд" есть в книгах Геммела у многих, даже, казалось-бы, второстепенных персонажей. Свою историю может поведать проваливший свое задание вражеский шпион; "ничего не значащий" солдат, даже не разу не заговоривший с кем нибудь из основных персонажей; лекарь, зашивающий раны главного героя; гостиничная служанка. В основном это простые истории, какие часто встречаются в жизни - но свою роль они играют, потому что читатель начинает сопереживать. Смерть тысяч безымянных бойцов, как правило, не впечатляет - гибель воина, который бросил пару реплик соседу в строю, а через несколько страниц текста погиб - заставляет грустно вздохнуть. Для Геммела совсем "проходных" персонажей не существует.
Наконец, в-пятых, автор умеет не впадать в чрезмерный пафосом и вовремя разрядить обстановку хорошей шуткой. И вот уже в который раз я не могу без смеха читать, как, после завершения последнего штурма Дросс-Дельноха, Рек обратился к Лучнику:
Цитата:
- Что ты будешь делать теперь?
- Пойду, пожалуй, в монахи, и всю жизнь посвящу молитве и добрым делам.
- Нет - прямо сейчас?
- А-а! Сейчас я напьюсь и пойду к шлюхам.
|