Довольно странно читать этот топик. Такое впечатление, что участники дискуссии наличие хотя бы одной связной мысли или авторского мнения в книге тут же объявляют ФИЛОСОФИЕЙ, - не хухры-мухры.
Да, есть такой "зверь" - философская фантастика. Основные ее признаки - главенство ИДЕИ в сюжете (когда автор сочиняет книгу, дабы донести до читателя свою идею) и практически полное отсутствие экшена. Герои философской фантастики заняты главным образом разговорами, которые сопровождаются авторскими комментами. Как примеры - "Миллиард лет до конца света" и "Отягощенные злом" Стругацких, многие книги Кобо Абэ и лемовский "Солярис" (у Лема, правда, философия упакована в детективно--триллерный сюжет).
Такие книги могут быть очень интересны, ибо приключения духа бывают интереснее приключений тела. Хотя, может быть и скучновато.
Затем, есть здоровый пласт фантастики, где просто присутствуют авторские МЫСЛИ (не философия, заметьте). Тот же "Властелин Колец", по большому счету. Если у Толкина и есть философия, то в "Сильмариллионе", который автор считал своей программной книгой.
Хотя это скорее мифотворчество.
Ну а обвинять в философии Лукьяненко - это вообще ни в какие ворота не лезет! Мысли у него есть - и за это спасибо...
И наконец - огромный поток откровенно коммерческого чтива, где вся философия на уровне - "бери меч, и голова с плеч". Мысли в таких книгах тоже не приветствуются, - главное, чтобы действия, беготни и драк было побольше.
|