![]() |
Барды и менестрели
Бард (от кельтского bardos, восходит к праиндоевропейскому *gwerh — провозглашать, петь) — поэт и певец. Конкретное значение меняется в зависимости от страны и эпохи. У кельтских народов в древности бардами называли представителей одной из категорий друидов — историков и поэтов. В середине XV века слово бард из гэльского языка вошло в шотландский диалект английского в значении «бродячий музыкант» (по-видимому, с пренебрежительным оттенком).
Менестрель (англ. minstrel, фр. mйnestrier от лат. ministerialis — «слуга») — средневековый поэт-певец в романтической литературе XIX века. Понимание слова менестрель не совпадает с теми значениями, которые ему присваиваются на протяжении средневековья в латинских, французских и английских текстах. Так, в средневековых латинских текстах министериалами называют весьма различных по своему социальному положению лиц, находившихся на личной службе у сеньора и исполнявших при нем какую-нибудь определенную обязанность (ministerium); министериалом в этом смысле, то есть «служителем», мог называться и придворный поэт (versificator) или потешник (joculator), но слово «менестрель» не обозначало поэтической профессии. Последнее значение слово приобретает в позднем средневековье [после XIII в.] во французском и английском языках как не вполне точный синоним трувера или жонглёра. Во многих случаях это слово носит явно пренебрежительный оттенок как название потешника низшего сорта («Грязный менестрель» — в «Jeu de Robin et de Marion»). С XIV века слово менестрель понимается в своем значении как название профессионального музыканта; все сведения, которыми мы располагаем о менестрелях XIV—XVIII вв., в частности, об их цеховой организации (mйnestrandie) в городах Франции и Англии, относятся таким образом к истории не литературного, а музыкального быта. Сегодня менестрелями называются исполнители авторской песни в ролевой среде, либо исполнители с ролевым уклоном. При этом менестрелями могут быть как и профессиональные музыканты, так и любители. Представителями этого направления в России являются: Джем, Дэн Назгул, Йовин, Канцлер Ги, Крыс, Маугли, Сауроныч, Скади, Сказочник, Тэм Гринхилл, Хелависа, Шмендра, Эльфище, Eoll Tod и другие. |
Высоцкий - это вааще отдельная история... я искренне не сомневаюсь в его гениальности. Но он не только и не столько бард. Для меня он прежде всего поэт и актёр.
Любимый вид бардовской песни у меня - это, естественно, целинные песни (некоторые из них знают и за пределами студотрядов), особенно сатрые (20-30летней давности)). Каждый год на реке Пышме проходит фестиваль Целинной песни "Знаменка" - он собирает тысячи и тысячи человек, и не только отрядников. Вот где можно послушать и ощутить такую романтику. Хотя в последнее время и там стали появлятся "вещи", которые отличаются от классической бардовской песни (наверное, это случается в силу поисков каких-то новых решений и оригинальности), что не всегда хорошо. Тем не менее дух - он Есть - и побывав один раз на Знаменке непременно хочется съездить туда снова. Особенно, когда ты и на сцене побывал. Нет, это не реклама, это просто мои ощущения. Подумываю вот на Грушинский фестиваль тоже как-нибудь съездить (если толпа наберётся). А вообще, барды у меня (практически все) ассоциируются прежде всего со студенческой (целинники (студотряды), колхозники и туристы (в смысле походов, конечно)), альпинистской и геологической романтикой. Самые любимые барды из известных - Ю Визбор и Б Окуджава, очень уважаю Ю. Кукина, А. Городницкого... много кого уважаю. И по этому поводу мне очень нравится ансамбль "Песни нашего века" - особенно их стиль исполнения - очень и очень (или, скажем так, больше, чем остальные современные исполнители этого жанра) напоминает стройотрядовский. |
Цитата:
Цитата:
(Хотя, конечно, могу и ошибаться). |
Цитата:
|
Интересно а Лютик из цикла Анджея Сапковского про ведьмака к кому относиться? К барду или к менестрелю?
|
ДенисIrvin, он относится к вымышленным персонажам.
Я бардовскую музыку, честно говоря, не очень жалую. Там слишком сильный перекос в сторону поэзии. Как правило, с точки зрения музыки барды ничего интересного не играют. Но это не мешает их слушать и кое-что даже любить )) За атмосферу и чувство юмора. |
Margulf он относится к вымышленным персонажам.
Это то понятно, но раз тема о том что есть барды и менестрели тогда можно говорить и о Лютике, просто в саудтреки к фильму про ведьмака там очень даже ничего музыка, как раз в исполнении Лютика |
Больше всего из менестрелей нравится Тэм Гринхилл. Замечательные песни: Прощание рохана с конем, Смерти нет, Ветер севера. Но такие песни можно слушать под настроение, если постоянно - теряется их смысл.
|
Цитата:
Тэм слушаю, Иллет, Йовин, Скади... в принципе - очень многих, без привязки к конкретным именам. Из бардов предпочитаю Болдыреву и Медведева. Хотя, уже завтра могу выбрать кого-нибудь другого... под настроение. |
ДенисIrvin, Ну, если быть более точным, музыка там Гжегожа Чеховского (ныне покойного). А вот кто поёт... сам ли Збигнев Замаховский (в роли Лютика), или всё тот же Чеховский, я, к сожалению, не знаю. Сам давно пытаюсь найти эту песню.
|
На Комконе была на концертах Йовин и Руста (самый - самый из современных менестрелей). С его песен началось мое знакомство с ролевой музыкой.
Все таки ни одна запись не сравнится с живой музыкой. Только ради этого стоило на Комкон съездить :D |
Цитата:
По-моему, Лютик является очень ярким персонажем и его действительно нельзя не упомянуть, разговаривая о бардах в литературе-фэнтези. Из современных менестрелей я отдаю своё предпочтение (и более того, отношу к списку любимых исполнителей) упомянутую в первом посте группу Бреган Д'Эрт (Канцлер Ги). В целом считаю, что бардовская песня отличается тем, что является искусством, как и положено музыке. В такой песне больше искренности и понятной каждому романтики... |
Цитата:
|
Как то подруга принесла диск с надписью "ролевая" говорит послушай тебе понравиться... До сих пор слушаю))))
Особенно выделить ни кого не могу, хотя мне нравиться песни "рыжего канслера" больше чем остальных... Про Хелавису вообще молчу)))) Тут и говорить нечего люблю и все)) А вообще всегда в музыке ценю текста в первую очередь, и диск с надписью "ролевая" был для меня находкой)))))) |
Цитата:
|
Для меня Бардовская песня это прежде всего Визбор, Окуджава, Городницкий. На концертах последнего посчастливилось несколько раз быть, получил большой заряд энергии да и было приятно попеть несколько песен всем залом. Окуджава для меня прежде всего это Арбат и Москва которой больше нет. Визбор -- море и горы. Очень интересно слушать песни особенно на стихи Ахматовой в исполнении Инны Разумихиной.
|
А вот товарища Митяева кто-нибудь слушает? В целом, не очень люблю его творчество, почему-то кажется, что он совсем не душевный, тчо он - ремесленник. Но для одной песни делаю исключение. Жеская военная вещь, не знаю, как точно называется, но первая строчка: "В осеннем парке городском Вальсирует листва берез..."
|
Митяева слышал не раз, правда в живую только на концертах посвященных дню рождения Юрия Визбора, кстати очередной будет 20 июня в Лужниках. Воспринимаю его творчество совершенно спокойно, вот начальный этап был по моему наиболее удачный, затем человек в силу изменившийся в стране ситуации пошел по пути творчество как средство существования и его можно понять.
|
майк, у меня есть сборник без разбивки по периодам. А вот мнение я составила по манере исполнения. Такое впечатление, что он сам не переживает того, о чем поет, несмотря на бытовую/соиальную тематику песен. Он как-бы свысока, такой наблюдатель с лупой. А вот в этой самой военной песне он - в ней.
|
Franka, вот это твое восприятие, я упомянутую песню не помню, но еще раз повторюсь мне куда ближе и интересней Визбор, Окуджава и Городницкий (хотя у Александра Моисеевича довольно своеобразная манера исполнения, на мой взгляд оно ближе к чтению стихов под музыку но тем неменее многие его произведения берут за душу).
|
Текущее время: 08:12. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.