Рахманинов Сергей Васильевич (1873-1943) - русский композитор, пианист, дирижёр.
Скрытый текст - ***:
Родился Рахманинов в дворянской семье в Старорусском уезде Новгородской губернии в имении Онег 20 марта 1873 г. История рода Рахманинова уходит корнями к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию, прозванного Рахманиным. С 4-5 лет играл на фортепьяно (занимался с матерью и педагогом А. Д. Орнатской). С 1882 учился в Петербургской консерватории у В. В. Демянского, с 1885 - в Московской консерватории у Н. С. Зверева и А. И. Зилоти (фортепьяно), С. И. Танеева и А. С. Аренского (композиция). В возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Чайковскому. В годы учения сочинил ряд произведений, в том числе романс "В молчанье ночи тайной", 1-й концерт для фортепьяно с оркестром (1891, 2-я редакция 1917). Окончил Московскую консерваторию по классам фортепьяно (1891) и композиции (1892, с большой золотой медалью). Дипломная работа Рахманинова - одноактная опера "Алеко" (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина "Цыганы", пост. 1893, Большой театр, Москва).
В 1912 г. Рахманинов вступил в должность дирижера симфонических концертов Московского филармонического общества и с невероятным успехом провел сезон, в одном из концертов которого была исполнена его симфоническая поэма «Колокола» по произведению Эдгара По в переводе Константина Бальмонта.
В начале тридцатых годов в беседе со своим биографом О. Ризерманом, композитор признался: "Это произведение, над которым я работал со страстной увлеченностью, я люблю более всех прочих своих сочинений". Даже если вспомнить, что эти слова были сказаны до появления таких партитур, как "Рапсодия на тему Паганини", Третья симфония и "Симфонические танцы" (они были написаны в последнее десятилетие жизни композитора), всё же суть приведённого высказывания верна: Рахманинов всегда выделял, как-то по особенному любил "Колокола". Музыкальное произведение, написанное накануне I Мировой войны, отразило ощущение приближавшейся грозы, воссоздало мир национальной старины – «симфонию» русских колокольных звонов.
1 ноября 1918 г. семья Рахманиновых отплыла из Норвегии в Нью-Йорк.
Умер Рахманинов в Беверли-хилз (в штате Калифорния) 28 марта 1943 года.
В селе Ивановка Тамбовской области создан мемориальный музей Рахманинова (1982).
Похоронен Рахманинов в Валхалле, близ Нью-Йорка
Скрытый текст - ***:
Рахманинов - один из крупнейших музыкантов рубежа 19-20 вв. Его искусство отличает жизненная правдивость, демократическая направленность, искренность и эмоциональная полнота художественного высказывания. Рахманинов следовал лучшим традициям музыкальной классики, прежде всего русской. Обострённо-лирическое ощущение эпохи грандиозных социальных потрясений связано у Рахманинова с воплощением образов родины. Рахманинов был проникновенным певцом русской природы. В его сочинениях тесно сосуществуют страстные порывы непримиримого протеста и тихоупоённое созерцание, трепетная насторожённость и волевая решимость, мрачный трагизм и восторженная гимничность. Музыка Рахманинова, обладающая неистощимым мелодическим и подголосочно-полифоническим богатством, впитала русские народно-песенные истоки и некоторые особенности знаменного распева. Одна из самобытных основ музыкального стиля Рахманинова - органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания с ритмической энергией. Национально-колоритная черта гармонического языка - многообразное претворение колокольных звучностей. Рахманинов развил достижения русского лирико-драматического и эпического симфонизма. Тема родины, центральная в зрелом творчестве Рахманинова, с наибольшей полнотой воплотилась в его крупных инструментальных произведениях, особенно во 2-м и 3-м фортепьянных концертах, преломившись в лирико-трагическом аспекте в поздних сочинениях композитора. Имя Рахманинова как пианиста стоит в одном ряду с именами Ф. Листа и А. Г. Рубинштейна. феноменальная техника, певучая глубина тона, гибкая и властная ритмика всецело подчинялись в игре Рахманинов высокой одухотворённости и яркой образности выражения. Рахманинов был также одним из крупнейших оперных и симфонических дирижёров своего времени.
Творчество Рахманинова принято условно делить на три или четыре периода: ранний (1889—1897), зрелый (его иногда делят на два периода: 1900—1909 и 1910—1917) и поздний (1918—1941).
Скрытый текст - Эволюция творческого стиля:
Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма, впоследствии претерпел значительную эволюцию. Подобно своим современникам А. Скрябину и И. Стравинскому Рахманинов по крайней мере дважды (ок. 1900 и ок. 1926) кардинально обновлял стиль своей музыки. Зрелый и особенно поздний стиль Рахманинова выходит далеко за пределы постромантической традиции («преодоление» которой началось ещё в ранний период) и в то же время не принадлежит ни одному из стилистических течений музыкального авангарда XX в. Творчество Рахманинова, таким образом, стоит особняком в эволюции мировой музыки XX века: впитав многие достижения импрессионизма и авангарда, стиль Рахманинова остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве (исключая подражателей и эпигонов). В современном музыковедении часто используется параллель с Л. ван Бетховеном: так же, как и Рахманинов, Бетховен вышел в своём творчестве далеко за пределы воспитавшего его стиля (в данном случае — венского классицизма), не примкнув при этом к романтикам и оставшись чуждым романтическому миросозерцанию.
Первый — ранний период — начинался под знаком позднего романтизма, усвоенного главным образом через стиль Чайковского (Первый Концерт, ранние пьесы). Однако уже в Трио ре-минор (1893), написанном в год смерти Чайковского и посвящённом его памяти, Рахманинов даёт пример смелого творческого синтеза традиций романтизма (Чайковский), «кучкистов», древнерусской церковной традиции и современной бытовой и цыганской музыки. Это произведение — один из первых в мировой музыке примеров полистилистики — словно символически возвещает преемственность традиции от Чайковского — Рахманинову и вступление русской музыки в новый этап развития. В Первой Симфонии принципы стилистического синтеза были развиты ещё более смело, что и послужило одной из причин её провала на премьере.
Период зрелости отмечен формированием индивидуального, зрелого стиля, основанного на интонационном багаже знаменного распева, русской песенности и стиля позднего европейского романтизма. Эти черты ярко выражены в знаменитых Втором Концерте и Второй Симфонии, в фортепианных прелюдиях ор. 23. Однако начиная с симфонической поэмы «Остров мёртвых» стиль Рахманинова усложняется, что вызвано, с одной стороны, обращением к тематике символизма и модерна, а с другой — претворением достижений современной музыки: импрессионизма, неоклассицизма, новых оркестровых, фактурных, гармонических приёмов. Центральное произведение этого периода — грандиозная поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра, на слова Эдгара По в переводе К. Бальмонта (1913). Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приёмами, это произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку XX века. Тематика этого произведения характерна для искусства символизма, для данного этапа русского искусства и творчества Рахманинова: в нём символически воплощены различные периоды человеческой жизни, подводящей к неизбежной смерти; апокалипсическая символика Колоколов, несущая идею Конца Света, предположительно оказала влияние на «музыкальные» страницы романа Т. Манна «Доктор Фаустус».
Изображение Рахманинова в рекламе звукозаписывающей компании Виктор (1921)
Поздний — зарубежный период творчества — отмечен исключительным своеобразием. Стиль Рахманинова складывается из цельного сплава самых различных, порой противоположных стилистических элементов: традиций русской музыки — и джаза, древнерусского знаменного распева — и «ресторанной» эстрады 1930-х гг., виртуозного стиля XIX века — и жёсткой токкатности авангарда. В самой разнородности стилистических предпосылок заключён философский смысл — абсурдность, жестокость бытия в современном мире, утрата духовных ценностей. Произведения этого периода отличаются загадочной символикой, смысловой полифонией, глубоким философским подтекстом.
Последнее произведение Рахманинова — Симфонические танцы (1941), ярко воплощающее все эти особенности, многие сравнивают с романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита», законченным в это же время.
Значение композиторского творчества Рахманинова огромно: Рахманинов синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические и стилистические направления, и объединил их под одним знаменателем — Русским национальным стилем. Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап. Рахманинов обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки интонационным багажом древнерусского знаменного распева. Рахманинов впервые (наряду со Скрябиным) вывел русскую фортепианную музыку на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира. Рахманинов одним из первых осуществил синтез классической традиции и джаза.
Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее велико: Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются: 1) глубокая содержательность исполнения; 2) внимание к интонационному богатству музыки; 3) «пение на фортепиано» — имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации. Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.
Я обожаю Рахманинова. Его музыка не может оставить меня равнодушной.
Siziff
22.03.2009 15:45
Его обожает еще Мэт Бэллами из Мьюс, а еще он обожает заимствовать части.... и вставлять в свои песни :-)
Диана
22.03.2009 15:53
И,как ни странно, Рахманинова это кускование не портит.
Siziff
22.03.2009 16:10
Да. Это какие-нить не лучшие-диджеи испортили бы, а Бэллами - великий музыкант и он очень бережно обращается с наследием другого великого музыканта, ему хватает мозгов понять ЧЬИ творения он использует, правда?
Диана
22.03.2009 16:27
Ага.
На самом деле, Рахманинова очень трудно испортить сильно... даже в иных звучаниях он звучит прекрасно.
Siziff
22.03.2009 16:30
Цитата:
Сообщение от Диана
(Сообщение 506731)
Ага.
На самом деле, Рахманинова очень трудно испортить сильно... даже в иных звучаниях он звучит прекрасно.
Скрытый текст - .:
Он звучит прекрасно, Вы правы, прекрасница :blush:
Franka
22.03.2009 17:21
Диана, ценная тема. ;)
Я тоже очень люблю его творчество, много что слушала и, не вдаваясь в частности, могу сказать, что его стиль узнается всегда. Не то, чтобы музыка грешит самоповторами, но обязательно присутствуют такие размерности и тональности, которые позволяют быстро опознать... *И радоваться*
Slim Slam Snaga
22.03.2009 19:19
присоединяюсь - очень люблю
Потполкин
23.03.2009 09:55
аналогично)
всегда нравились "эксперименты" с классикой. Эта самая "рубящая" техника игры.
На мой взгляд, в одном ряду с Рахманиновым всегда стояли Прокфьев и Шостакович.
Имеется 2 сидюка.
Franka
23.03.2009 10:16
МАХНО, в каком ряду, по каким параметрам объединено? ;)
Потполкин
23.03.2009 10:21
Цитата:
Сообщение от Franka
(Сообщение 507481)
МАХНО, в каком ряду, по каким параметрам объединено? ;)
Пжалста:)
Диссонанс/атональность и режущие интервалы/техника исполнения (сюда, кстати, и Рихтера впихнуть можно)/гармония
Franka
23.03.2009 11:42
Диссонансность у Рахманинова? *слух подводит, что ли?*
Потполкин
26.03.2009 12:06
Цитата:
Сообщение от Franka
(Сообщение 507517)
Диссонансность у Рахманинова? *слух подводит, что ли?*
сегодня переслушивал. Между "океанических" переливов, в духе третьей части лунной сонаты Бетховена, есть несколько каверзных ундердециаккордов. режет
Franka
01.04.2009 08:03
MAXHO, в каком произведении? *чешет в затылке и роется на полке с дисками*
BaZilisk
13.04.2009 22:39
Недавно в плеер залил. И что-то
Цитата:
Сообщение от MAXHO
(Сообщение 510157)
несколько каверзных ундердециаккордов
не слышал. Совсем.
С Шостаковичем, которого только недавно убрал в архив, кстати, группировать бы тоже не стал.
Потполкин
14.04.2009 00:14
кстати, а хроматизмы чем вам не диссонанс?
завтра с утра примеры произведений отпишу
BaZilisk
14.04.2009 00:17
MAXHO, ну хотя бы тем, что хроматизм - вполне осознанный приём, а диссонанс - просто нестройное звучание.
Нельзя путать странное, непривычное и не нравящееся звучание с ляпом, ошибкой.
Жду примеров.
Потполкин
14.04.2009 00:45
Цитата:
Сообщение от BaZilisk
(Сообщение 524715)
и не нравящееся звучание с ляпом, ошибкой.
диссонанс, тоже осознанный приём. давно уже
BaZilisk
14.04.2009 01:15
Цитата:
Сообщение от MAXHO
(Сообщение 524721)
диссонанс, тоже осознанный приём. давно уже
Это, наверное, всякие новомодные нойзы? А при чём тут тогда Рахманинов?
Лаик
14.04.2009 03:17
BaZilisk,
неа. и в классической музыке диссонанс - осознанный прием, такой же, как созвучие.
да здравствует Шнитке!