Форум «Мир фантастики» — фэнтези, фантастика, конкурсы рассказов

Форум «Мир фантастики» — фэнтези, фантастика, конкурсы рассказов (https://forum.mirf.ru/index.php)
-   Литература (https://forum.mirf.ru/forumdisplay.php?f=7)
-   -   Александр Дюма (https://forum.mirf.ru/showthread.php?t=4976)

Диана 30.10.2008 14:52

Александр Дюма
 
Александр Дюма (отец)

http://s41.radikal.ru/i092/0811/88/824f2d0159f6.jpg

Биография:
Скрытый текст - биография:
Александр Дюма родился в 1802 году в семье генерала Тома-Александра Дюма и Марии-Луизы Лабурэ, проживавших в небольшом городе Виллье-Котре. Своё детство, отрочество и юность Дюма провёл в родном городе, а затем направился в Париж. Несмотря на бедность, семья всё же имела хорошую репутацию и аристократические связи, которые помогли двадцатилетнему Александру получить должность в Пале-Рояле (Париж) в канцелярии при герцоге Орлеанском.

В июле 1830 года во Франции произошла Июльская революция, свергнувшая Карла X и утвердившая буржуазное королевство. На престол вступил герцог Орлеанский под именем Луи-Филиппа. Александр Дюма был среди инсургентов, штурмовавших королевский дворец Тюильри. Впоследствии в своих «Мемуарах» он писал:

"Я видел тех, которые совершали революцию 1830 года, и они видели меня в своих рядах… Люди, совершившие революцию 1830 года, олицетворяли собой пылкую юность героического пролетариата; они не только разжигали пожар, но и тушили пламя своей кровью."

С первых же дней революции Александр Дюма принял деятельное участие в общественной жизни и выполнил несколько важных поручений генерала Лафайета, стоявшего тогда во главе национальной гвардии.

5 июня 1832 года в Париже хоронили генерала Ламарка. Дюма был лично знаком с ним, поэтому по просьбе родственников покойного генерала он возглавил колонну артиллеристов, следовавшую за траурным катафалком. Вскоре полиция стала разгонять толпу, но произошло то, чего и следовало ожидать: траурное шествие послужило началом революционного восстания. Через несколько дней оно было жестоко подавлено. Одна из роялистских газет напечатала ложное сообщение о том, что Александр Дюма с оружием в руках был схвачен полицейскими и в ту же ночь расстрелян. В действительности этого не произошло, но Дюма угрожал арест. По совету друзей он покинул Францию и направился в Швейцарию, где прожил несколько месяцев, подготавливая к изданию свой первый историко-публицистический очерк «Галлия и Франция» (1833).

В 1840 женился на актрисе Иде Ферьер, но продолжал связи с многими другими женщинами, результатом которых были три внебрачных ребенка (один из них, узаконенный отцом Александр-сын, тоже стал успешным писателем и драматургом). Дюма зарабатывал много денег, но постоянно тратил их на роскошный образ жизни. Издавал журналы и создал свой театр — и то, и другое закончилось неудачно. В опале после переворота 1851 г., бежал в Брюссель (Бельгия) от кредиторов. Провёл два года в России (1858—1859), три года участвовал в борьбе за объединённую Италию. А.Дюма также посетил Азербайджанскую Республику, собственно село Дженгемиран Лерикского района, о чём он написал в своих мемуарах.

Известие о первых поражениях французов во время франко-прусской войны Дюма воспринял как личное горе. Вскоре его настиг первый удар. Полупарализованный он успел добраться до дома сына, где и скончался. В 2002 г. прах Дюма был перенесён в парижский Пантеон. Его произведения были переведены на множество языков и служили материалом для многочисленных театральных постановок и кинофильмов.

Творчество

Свою литературную деятельность писатель начинает во время Реставрации, когда восторжествовала монархия Бурбонов, пытавшаяся привлечь на свою сторону представителей буржуазии и осуществлявшая политику искоренения всех важнейших преобразований, совершённых во Франции в период буржуазной революции 1789—1794 годов. Король Людовик XVIII, не имея возможности полностью восстановить дореволюционные порядки, был вынужден ввести конституцию. Новый французский парламент состоял из двух палат: в палате пэров заседали назначенные королём высокопоставленные лица, а палата депутатов избиралась самыми богатыми слоями населения Франции. Наиболее консервативные круги дворянства в ту пору добивались восстановления былых привилегий и боролись за полное торжество монархического деспотизма. Здесь же будущий автор «Графа Монте-Кристо» достаточно осмысленно воспринял курс государственной политики, дав о нём представление уже в первых главах своего произведения.

В начале 20-х годов во Франции происходили бурные споры о формах и содержании нарождавшейся романтической литературы, соответствовавшей духовным запросам XIX века. Сравнительно небольшая группа поэтов и прозаиков во главе с Виктором Гюго объявила себя приверженцами нового направления во французской литературе. Прогрессивное течение романтизма выражало собой оппозицию передового французского общества феодально-дворянской реакции времён Реставрации.

Среди романтиков оказался и Александр Дюма, который первым добился большого успеха и полного признания своего драматургического таланта как автор исторической драмы «Генрих III и его двор».

«Генрих III» — историческая драма, в которой автор развенчал культ монархической власти, была поставлена в 1829 году на сцене театра Французской Комедии. О значении этой драмы Андре Моруа писал:

"Была ли его пьеса исторической? Не больше и не меньше, чем романы Вальтера Скотта. История полна тайн. У Дюма всё оказалось ясным и определённым. Екатерина Медичи держала в руках нити всех интриг. Генрих III расстраивал планы герцога де Гиза. Впрочем, Дюма и сам отлично понимал, что в действительности все эти приключения были куда более сложными. Но какое это имело для него значение? Он хотел лишь одного — бурного действия. Эпоха Генриха III с её дуэлями, заговорами, оргиями, с разгулом политических страстей напоминала ему наполеоновскую эпоху. История в обработке Дюма была такой, какой её хотели видеть французы: весёлой, красочной, построенной на контрастах, где Добро было по одну сторону, Зло — по другую. Публика 1829 года, наполнявшая партер, состояла из тех самых людей, которые совершили великую революцию и сражались в войсках империи. Ей нравилось, когда королей и их дела представляли в «в картинках героических, полных драматизма и поэтому хорошо им знакомых»."

Вслед за «Генрихом III» Дюма пишет ряд известных драм и комедий, пользовавшихся в своё время громкой славой. К ним относятся: «Христина», «Антони», «Кин, гений и беспутство», «Тайны Нельской башни».

Александр Дюма расширил круг знаний благодаря изучению трудов известных французских историков П.Баранта, О.Тьерри, Ж.Мишле. Разрабатывая в своих произведениях национально-историческую тематику, он разделял во многом взгляды Огюстэна Тьерри, который в своих исследованиях стремился проследить закономерную последовательность происходивших в определённую эпоху событий, определить содержание сочинений, признанных стать подлинной историей страны.

Книга Дюма «Галлия и Франция» (1833) свидетельствовала об осведомлённости автора в вопросах национальной истории. Рассказывая о ранней эпохе становления галльского племени, борьбе галлов с франками, Дюма цитирует многие труды по французской истории. В заключительной главе книги автор выразил критическое отношение к монархии Луи Филиппа. Он написал, что при новом короле трон поддерживает элита фабрикантов, землевладельцев, финансистов, предсказывал, что во Франции в будущем возникнет Республика как форма широкого народного представительства. Положительный отзыв об этом произведении Тьерри окрылил автора, и он ещё с большим усердием принялся за изучение многих трудов французских историков.

В 30-х годах у Дюма возник замысел воспроизвести историю Франции XV—XIX веков в обширном цикле романов, начало которому было положено романом «Изабелла Баварская» (1835). Исторической основой послужили «Хроника Фруассара», «Хроника времён Карла VI» Ювенала Юрсина, «История герцогов Бургундских» Проспера де Баранта.

Историю Франции он также показал в двух исторических романах-жизнеописаниях: «Людовик XIV» и «Наполеон».


Библиография:
Скрытый текст - библиография:

Романы
Изабелла Баварская (1835 (1836))
Графиня Солсбери (1836)
Паскаль Бруно (1837)
Актея (1837)
Полина (1838)
Капитан Поль (1838)
Капитан Памфил (1838)
Учитель фехтования (1840)
Шевалье д’Арманталь (1841)
Сильвандир (1843)
Асканио (1843)
Замок Эпштейнов (Альбина) (1843)
Амори (1843)
Фернанда (1843)
Три мушкетёра (1844)
Граф Монте-Кристо (1844 (1845-1846))
Королева Марго (1844)
Габриель Ламбер (1844)
Дочь регента (1844)
Корсиканские братья (1844)
20 лет спустя (1845)
Кавалер де Мезон Руж (1845)
Графиня де Монсоро (1845(1846))
Бастард де Молеон (1846)
Жозеф Бальзамо (1846-1847)
Сорок пять (1847(1847-1848))
Виконт де Бражелон, или 10 лет спустя (1847(1848-1850))
Ожерелье королевы (1848)
Чёрный тюльпан (1850)
Анж Питу (1850)
Олимпия Клевская (1851)
Графиня де Шарни (1852)
Исаак Лакедем (1852)
Катрин Блюм (1853)
Сальтеадор (1854)
Парижские могикане (1854(1854-1858))
Паж герцога Савойского (1854)
Соратники Иегу (Сообщники Иегу) (1856(1857))
Сальватор (1857)
Предводитель волков (1857)
Счастливая Аравия (1857)
Волчицы Машкуля (1858)
Ночь во Флоренции (1861)
Мадам де Шамбле (1862)
Волонтёр 92го года (1862)
Сан Феличе (Луиза Сан-Феличе) (1862(1860-1864))
Воспоминания фаворитки (1865)
Красный Сфинкс (1865)
Парижане и провинциалы (1866)
Белые и синие (1867)
Прусский террор (1867(1866))
Таинственный доктор (1869)
Дочь маркиза (1869)

Драмы:
Генрих III и его двор (1829)
Кристина (Христина Шведская) (1830)
Наполеон Бонапарт, или 30 лет истории Франции (1831)
Антонии (1831)
Ричард Дарлингтон (1831)
Нельская башня (Тайны Нельской башни) (1832)
Кин, или Гений и беспутство (1836)
Монте-Кристо (1848)
Катилина (1848)
Молодость мушкетёров (1849)
Капитан Лажонкьер (1850)
Пират (1856)
Мадам де Шамбле (1868)

Комедии:
Воспитанницы Сен-Сирского дома (1843)
Приглашение к вальсу (1857)

Пьесы:
Анжела (1833)
Мадемуазель де Бель-Иль (1839)
Мушкетёры (1845)
Лесничие (1858)

Исторические:
Галлия и Франция (1833)
Регентство (1849)
Людовик XV (1849)
Людовик XVI (1850)
Драма 93 года. Сцены из жизни революции (1851)
Великие люди в халате (1855)
Письма из Санкт-Петербурга (1859)

Путевые очерки:
Путевые впечатления. Швейцария (1837)
Путевые впечатления. Юг Франции (1840)
Путевые впечатления. Из Парижа в Кадикс (1847)
Из Парижа в Астрахань (1858)
По Венгрии (1866)

Новелла:
1001 призрак (1849)
Ужин у Россини (1849)
Женитьбы папаши Олифуса (1849)

Автобиографии:
Мои воспоминания (Мои мемуары) (1851(1852-1854))
Последние любовные увлечения. Мои новые воспоминания (1866)

Дргуие произведения:
Знаменитые преступления (1839)
Корриколо (1842)
“Мемуары” Гарибальди (1859)
Гарибальдийцы (1862)
Большой кулинарный словарь (1872)


Полезные ссылки:
Скрытый текст - ссылки:

by Atra

Исходный текст сообщения:
Проснулась в связи с просмотром мюзикла "Монте Кристо".
Эта книга стоит отдельной темы, - потому что, кажется, такого распространения не добилась ни одна из историй Дюма, кроме, наверное, "Трех мушкетеров".
Граф Монте-Кристо - два тома наслаждения.

Smeol 30.10.2008 15:10

Цитата:

Сообщение от Диана (Сообщение 389910)
Граф Монте-Кристо - два тома наслаждения.

Именно! Великолепное произведение о настоящей преданности, о горьком разочаровании и изощрённой мести. На мой взгляд, больше о последнем. Мьюзикл, к сожалению, не смотрел, но роман прочёл залпом. Ещё при прочтении заметил интересное отличие: главный герой не совершает дальних странствий, но роман произвидит впечатление увлекательного приключения, особенно первая половина. Тюремный замок, расположенный не где-то за морем, а рядом с местом событий, - это, имхо, главная задумка автора.
С самим Монте-Кристо я был частенько не согласен как в словах, так и в поступках.
*думаю, что бы ещё сказать*...

ALi 30.10.2008 15:15

Ммм, а русский фильм! Какая постановка! Куда там голливудским блокбастерам!

Halstein 31.10.2008 06:12

Замечательный роман, прочел прошлой зимой с огромным удовольствием...
Красочный, запутанный и заставляющий подумать

Диана 31.10.2008 13:51

Цитата:

Сообщение от Smeol (Сообщение 389919)
С самим Монте-Кристо я был частенько не согласен как в словах, так и в поступках.
*думаю, что бы ещё сказать*...

Да. Да. Со мной было то же самое.
Главное, чего я не могу понять в великом произведении - это однополярности, и четкого мнения, что хорошие люди должны быть счастливы.
Мне было жаль Вильфора, мне было жаль Морсера. Вильфор сошел с ума, а Морсера бросили сын и любимая жена, - значит, и они его никогда не любили, значит и счастлив он никогда не был...

Beyond 31.10.2008 13:52

Цитата:

Сообщение от ALi (Сообщение 389921)
Ммм, а русский фильм! Какая постановка! Куда там голливудским блокбастерам!

Фиг! Французский фильм самый лучший! Но чу! Это мы уже не про книгу.

Диана 31.10.2008 13:54

Да - если судить по версии с Депардье. Особенно хорошо, что на роль Эдмона Дантеса в юности подобрали актера, похожего на самого Депардье.

Smeol 01.11.2008 15:01

Просто не понравилась сама личность Монте-Кристо; Дансес, имхо, изменился не в лучшую сторону, страдания и деньги испортили его, а значит - он слаб. Не понравилось его поведение, обращение с этой Гайде, нездоровая одержимость местью. Короче, неприятный тип. К тому же нарик:lol:
А роман великолепен.

Диана 01.11.2008 15:09

Ну, наркомания, - это не самое страшное. Но не слаб он, потому что выдержал.
Наподобие Христа он принял муки. И вообразил себя богом. Он посчитал, что может карать и миловать. Это и ужасно.

Катюшка 05.11.2008 19:20

К сожалению, Монте Кристо как раз не читала.
Читала "Трех мушкетеров", "Графиня де Монсоро", "Королева Марго", и (почему-то тут в списке нет такой книги, но я ее точно помню!;)) "Две Дианы" - и вот последняя единственная мне не очень понравилась, а те все запоем читала! Теперь обязательно надо найти Монте-Кристо!

Halstein 06.11.2008 06:01

Пока за мной весьма неполный список:
"Три мушкетера", "Двадцать лет спустя", "Граф Монте-Кристо" и "Асканио"
Первым трем смело ставлю 10\10: читал, не отрываясь. "Асканио" прочел недавно и могу сказать, что он будет послабее. Местами становится скучновато, хотя периодически напряжение возвращается. Ну и вообще книжка более тяготеет к стилю "сопли про любовь", нежели прочие романы Дюма. Но в целом неплохо. 7,5\10.
Планирую почитать "Две дианы" и "Сорок пять": кто уже читал, поделитесь впечатлениями.

Катюшка 06.11.2008 10:20

Мое мнение о "Двух Дианах": слабоват.
Эта книга по историческому времени идет раньше "Королевы Марго" (там о героях времени Марго будет упоминаться, как о маленьких детях), я об этом не знала и прочитала "Две Дианы" в последнюю очередь, и для меня после Марго и графини де Монсоро она была скучной.
Но прочитать надо, если не нарушать порядок чтения, думаю, будет лучше восприниматься:)

valari2 06.11.2008 22:04

Что я могу сказать об авторе и его книгах? Мало чего. Как-то летом нечего было почитать и я решила, как особо развитая, прочитать роман "три мушкетёра" из дополнительного списка по литературе. После того, как я прочитала, о том, как вели себя мушкетёры...это вызвало у меня лишь приступ брезгливости. С тех пор книги Дюма не читаю.

Катюшка 07.11.2008 12:45

Я слышала мнение такое, что якобы Дюма "Три мушкетера" писал, высмеивая гасконцев..
Уж насколько это правда, не знаю.

Robin Pack 07.11.2008 16:13

Думаю, для тогдашнего парижанина гасконский забияка - все равно что для жителя Петербурга запорожский казак.:smile: Но я не вижу ничего такого в мышкетерской жизни, что выходило бы за разумные пределы молодецкой лихости.
Мне книги о д'Артаньяне не просто нравятся, они мне безумно нравятся )) Графиня де Монсоро несколько более тяжеловесна. Тем же страдает и Граф Монте-Кристо, хотя увлекательность сюжета все искупает.

конкистадор 07.11.2008 17:59

в этом году перечитал "3-х мушкетёров". и больше что-то не хочу их читать...
а вот "20 лет спустя" и "Графиня де Монсоро" - до сих пор перечитываю ежегодно. и каждый раз открываю что-то новое.+просто наслаждаюсь... -:)
а "Две Дианы", "Асканио" - ну разок-другой прочитать можно.

Кувалда Шульц 07.11.2008 18:09

"Три мушкетёра", для моего ИМХО, лучшая книга... Она, единственная нравится. Всё остальное, слишком топорно... Я не только про антураж, говорю, но и отдельно взятые, от истории, "приключаловы" мне не понравились.

конкистадор 07.11.2008 19:23

в "з-х мушкетёрах" истории мало. ведь гасконец Шарль де Батц д,Артаньян (умер графом) и д,Атос служили великому Ришилье...

Кувалда Шульц 07.11.2008 19:36

Так я и не говорил, что "Три мушкетёра"-историческая книга, но она не так груба, на исторические ляпы, как вся остальная беллетристика Дюма-старшего...

Катюшка 07.11.2008 22:54

valari2
А почему брезгливость? Что тебе не понравилось в их поведении?


Текущее время: 05:02. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.