Форум «Мир фантастики» — фэнтези, фантастика, конкурсы рассказов

Форум «Мир фантастики» — фэнтези, фантастика, конкурсы рассказов (https://forum.mirf.ru/index.php)
-   Литература (https://forum.mirf.ru/forumdisplay.php?f=7)
-   -   Валентин Пикуль (https://forum.mirf.ru/showthread.php?t=4351)

майк 04.07.2008 19:45

Валентин Пикуль
 
Валенти́н Са́ввич Пи́куль (правильно — Пику́ль) (13 июля 1928, Ленинград — 16 июля 1990, Рига) — рулевой-сигнальщик, пожарный, советский писатель, автор многочисленных художественных произведений на историческую и военно-морскую тематику.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/2/2d/Pikul.jpg
Скрытый текст - Биография:
Валентин Пикуль родился в Ленинграде. Иногда местом его рождения ошибочно указывают село Кагарлык (Украина), однако на самом деле там родился не сам Пикуль, а его отец. В детстве Валентин также бывал в этом селе, где живет много родственников его отца.

Савва Михайлович Пикуль в молодости был призван на Балтийский флот, где служил матросом на миноносце «Фридрих Энгельс». После службы остался в Ленинграде, работал на фабрике «Скороход», окончил экономический институт и стал военным инженером-корабельщиком на судостроительном заводе. Мать писателя — Мария Константиновна (девичья фамилия — Каренина) — была из крестьян Псковской губернии

В 1940 г. семья переехала из Ленинграда в г. Молотовск (ныне Северодвинск), куда отца В. С. Пикуля направили на работу. Там Валентин Пикуль занимался в Доме пионеров в кружке «Юный моряк».

В 1941 г. Валентин Пикуль сдал экзамен за пятый класс и поехал на каникулы к бабушке в Ленинград. Из-за начавшейся войны вернуться до осени не удалось. Матери с сыном пришлось пережить первую блокадную зиму в Ленинграде.

Отец с декабря 1941 г. стал батальонным комиссаром Беломорской военной флотилии и переехал в Архангельск.

В 1942 г. Валентину с матерью удалось выехать из Ленинграда по «Дороге жизни» в Молотовск одним из эшелонов. Оттуда Валентин Пикуль бежал в школу юнг на Соловках. Мать в том же году умерла. Отец перевелся в морскую пехоту и годом позже погиб в боях под Сталинградом.

В 1943 году Пикуль закончил школу по специальности «рулевой-сигнальщик» и был отправлен на эскадренный миноносец «Грозный» Северного флота, где прослужил до конца войны. После победы был отправлен в Ленинградское подготовительное военно-морское училище, но в 1946 году его отчислили «за нехваткой знаний».

Работал начальником отдела в водолазном отряде, потом в пожарной части. Занимался самообразованием. Уже тогда Пикуль решил посвятить себя литературному творчеству и поступил вольным слушателем в литературный кружок, которым руководила В.Кетлинская. Также начал посещать объединение молодых писателей, которым руководил В. А. Рождественский.

В это время Пикуль подружился с писателями В.Курочкиным и В.Конецким. За эту дружбу знакомые прозвали их «три мушкетера».

В 1962 году Валентин Пикуль переехал в Ригу («под давлением Даниила Гранина и обкома партии», как считает сослуживец писателя, а ныне сам писатель — Виктор Ягодкин), где прожил до самой смерти.

По утверждениям родственников и знакомых, Пикуля часто преследовали угрозами, а после опубликования романа «Нечистая сила» он был жестоко избит. По словам того же Ягодкина, после публикации исторического романа “У последней черты” (“Нечистая сила”) за Пикулем был установлен негласный надзор по личному распоряжению М. Суслова.
Скрытый текст - библиография:
Романы

Баязет (1961)
Пером и шпагой
Битва железных канцлеров
Моонзунд
Честь имею
Каторга
Богатство
Псы господни
Океанский патруль
На задворках великой империи
Фаворит
Слово и дело (1961—1971)
Из тупика
Крейсера
Три возраста Окини-сан
Нечистая сила
Каждому свое
Париж на три часа
Ступай и не греши
Реквием каравану PQ-17
Мальчики с бантиками (автобиографический)
Морские миниатюры
Ночной полет
Аракчеевщина (неокончен)
Площадь павших борцов (неокончен)
Скрытый текст - Экранизации:
Баязет (телесериал)
Конвой PQ-17 (телесериал)
Моонзунд
Из тупика
Богатство (телесериал)
Пером и шпагой (телесериал)
Фаворит (телесериал)
Бульварный роман
Скрытый текст - Награды и премии:
Ордена Трудового Красного Знамени в 1978 и 1988 гг.

Орден Дружбы народов

Орден Отечественной войны 2-й степени

Медали: «За оборону Ленинграда», «За оборону Советского Заполярья» и «За победу над Германией»

Государственная премия РСФСР им. А. М. Горького за роман "Крейсера" (передал пострадавшим от землетрясения в Армении)

Литературная премия Министерства обороны СССР (1968) за роман «Из тупика» (отдал рижскому госпиталю, где лечились воины-«афганцы»)

Премия им. М. А. Шолохова посмертно (1993) за роман «Нечистая сила»

При сборе материала использовалась информация с русского раздела википедии.
by Waterplz

Предлагаю обсудить творчество Валентина Пикуля, автора многочисленных романов и рассказов по истории России. Среди наиболее крупных его произведений: "Фаворит" ( о Потемкине); "Слово и дело" (Россия в период правления Анны Иоанновны); "Битва железных канцлеров" (противостояние Горчакова и Бисмарка).

Slim Slam Snaga 04.07.2008 19:56

Потрясающий автор, хотя мне нравятся иные его работы - Крейсера, Реквием каравану...

valari2 05.07.2008 20:21

Читала его Фаворита, Мальчики с бантиками, Реквием каравану PQ17, рассказы...кое-какие романы не дочитаны.
В общем Пикуль - замечательный автор, который способен в доступной форме показать, что порою случаются такие вещи, которых просто так не придумаешь))

Алексей Чехов 05.07.2008 21:08

Отпадный автор.
Прочёл: ,,Пером и шпагой,, и ,,Битву железных канцлеров,,.
П.С. Талант на лицо.

майк 05.07.2008 21:20

Вот в чем вопрос, как воспринимать все эти произведения, просто историческую беллетристику или серьезные хроникально-документальные произведения? Сам Пикуль говорил, что беллетристики он не пишет и использует при написании каждого произведения серьезную научную и документальную базу. Можно ли поставить Пикуля в один ряд с Дюма?

Калеви 05.07.2008 21:31

Цитата:

Сообщение от майк (Сообщение 332113)
Вот в чем вопрос, как воспринимать все эти произведения, просто историческую беллетристику или серьезные хроникально-документальные произведения? Сам Пикуль говорил, что беллетристики он не пишет и использует при написании каждого произведения серьезную научную и документальную базу. Можно ли поставить Пикуля в один ряд с Дюма?

Слишком разные авторы по манере повествования... В один ряд их поставить сложно, так мне кажется. Хотя... Я в этом не уверен... Сложный вопрос. И весьма интересный.

valari2 05.07.2008 21:31

Нельзя, по-моему. Дюма с его мушкетёрами и рядом не валялся (извините за выражение).

Калеви 05.07.2008 21:35

Цитата:

Сообщение от valari2 (Сообщение 332128)
Нельзя, по-моему. Дюма с его мушкетёрами и рядом не валялся (извините за выражение).

Хм... А кроме "мушкетеров" вы с какими произведениями метра Дюма знакомы?

майк 05.07.2008 21:36

Я задавая вопрос о сопоставлении Пикуля с Дюма имел ввиду отношение обоих к исходному историческому материалу.

Калеви 05.07.2008 21:43

Цитата:

Сообщение от майк (Сообщение 332137)
Я задавая вопрос о сопоставлении Пикуля с Дюма имел ввиду отношение обоих к исходному историческому материалу.

Ну кто же тут скажет наверняка... Дюма, скажем так, попросту врал безбожно, за то и любим... Настоящие рукописи (если, конечно, настоящие) обрисовывают ситуации и героев совсем иначе... Пикуль же, не знаю в силу каких причин, намеренно показывал всю "немытость" России... Может, господин Пикуль не одобрял монархию как историческое явление, не знаю, но порой во время освоения мною литературных качеств романа "Пером и Шпагой" мне видилось это вполне отчетливо.

майк 05.07.2008 21:52

Цитата:

Сообщение от Калеви (Сообщение 332145)
Может, господин Пикуль не одобрял монархию как историческое явление, не знаю, но порой во время освоения мною литературных качеств романа "Пером и Шпагой" мне видилось это вполне отчетливо.

...любил или не люби это не суть, а вот как он это все преподносил, "Пером и Шпагой" это не худший вариант, а вот роман "Нечистая Сила" это да, такой ушат грязи вылить на императорскую фамилию, так преподнести распутина и его окружение. Причем многое из написанного не выдерживает критики с точки зрения истории и фактов. В журнале "Новый часовой" выходящем в Питере в одном из номеров напечатана подробная разборка этого романа,если кому интересно могу прислать ксерокс. Да и в некоторых других произведениях Пикуль не удержался от привычных штампов Советской литературы. Прежде всего речь идет о романе "Фаворит". Опасность подобных книг в том что определенный круг читателей принимает все написанное за чистую монету и считает серьезными художественно-документальными произведениями.

Калеви 05.07.2008 22:10

История - лженаука... Написанное историком немногим уступает написанному писателем... Да и какая разница, в сущности)

Алексей Чехов 06.07.2008 13:50

Цитата:

История - лженаука... Написанное историком немногим уступает написанному писателем... Да и какая разница, в сущности)
Что-то я не согласен.
Цитата:

История - лженаука...
Цитата:

Написанное историком немногим уступает написанному писателем...
Не понял. В чём-то согласен. Но не полностью. Поясни.

DUB 06.07.2008 19:20

Принимать такую литературу, как исторический учебник ни в коем случае нельзя. Автор берет за основу исторический акт, и его обыгрывает, пытаясь придерживаться хронологии. Но он навязывает читателю свое личное мнение (пример кардинала из 3-х мушкетеров). Так и Пикуль, создает атмосеру, иногда ничего общего с реальностью не имевшую. Но зато книги читаются, и мы действительно сочувствуем Д Артаньяну и ненавидим кардинала

Ula 06.07.2008 23:27

Помню как зачитывалась "Фаворитом" автора ,я в 13 лет реально верила, наивная, что все именно так и было
Скрытый текст - спойлер:
Потемкина траванули, подлые суппостаты, а он был агнец божий, да и только.

Потом мне попался замечательный разбор исторических ляпов в произведениях, в том числе "Фаворит". Забавно было читать.
Согласна с Дубом, что автор очень много своего пытался навязать читателю, причем подавал некоторые "факты" как исторически достоверные.
В качеситве приключенческой литературы книги очень неплохи, как исторические их воспринимать нельзя.

Кувалда Шульц 07.07.2008 14:45

Сам Пикуль никогда напрямую не говорил, что он пишет исторические книги. В своих предисловиях, посмлесловиях, очерках и интервью он говорил, что перерабатывает исторический материал в больших количествах, в таких что хватит на диссертацию и это судя по всему действительно так. Просто в своих книгах он выдаёт одну версию, а не несколько, как в порядочной исторической работе.

конкистадор 07.07.2008 15:55

обожаю его романы.
"Баязет","Крейсера","Богатство","Честь имею","Моонзунд","Нечистая сила", "Слово и дело", "Пером и шпагой","Париж на три часа" и мн. и мнн. др.
--
Кувалда Шульц,а зачем в романах грузить читателя сразу кучей версий происходящих событиий? это ведь роман, а не монография по истории такого-то вот вопроса в такую-то вот эпоху 8))

майк 07.07.2008 19:56

Итак возьмем самый скандальный роман писателя "Нечистая Сила". Роман повествует о времени царствования Императора НиколаяII, о его окружении, о Распутине, Первой мировой войне и Февральской революции. Роман был написан в 70-е годы XX-го века. Писался он для публикации в одном из самых передовых "толсты" журналов того времени ленинградской "Звезде". Но в последний момент эта публикация не состоялась. Почему? Редакция отдала рукопись на рецензию доктору исторических наук Дякину В. С. Так вот Дякин нашел огромнейшее число несоответствий в тексте и историческим событиям, более того он скурпулезно изучал жизнь царского двора и многие места посчитал как теперь у нас говорят обыкновенной "Клубничкой". Но в 1979 роман хоть и урезанный появился в свет, что урезали, да ту самую "клубничку" о которой в Советское время не было принято писать. Что же в остатке. Рецензия Дякина была напечатана в 1997 в журнале "Новый часовой", тираж всего 2000. Познакомлю почтенное собрания с некоторыми отрывками, а кому интересно будет пришлю ксерокс.
1) "Роман написан нарочито (а, впрочем может быть для автора и привычно) "грубым языком", вплоть до откровенного мата (стр.351, 464, 907) (имеются в виду страницы рукописи). он рассчитан на самый нетребовательный вкус, на читателя который ждет "клубнички".
2) "Автор совершенно не представляет себе стиля эпохи и среды, описываемых в романе. Поэтому он систематически создает сцены, которых не только не было, но и не могло быть.
Теперь несколько конкретных примеров: 1) Родзянко после отказа императором в аудиенции: "сипло дыша, вперся к нему в кабинет". Неожиданно "впереться" не только в кабинет царя, но и вообще во дворец, невозможно. Люди, гораздо более близкие к царю, чем нелюбимый председатель Думы, -- его министры -- имели точно определенные дни и часы всеподданнейших докладов, а в случае экстренной надобности в дополнительной аудиенции просили о ней специально установленным порядком".
2) Дьякин пишет, что все разговоры подданных с императоров (точнее их манера) плод авторской фантазии, да и сами посудите могли: "Ген. Джунковский, лишенный свитского звания, не мог в ответ в присутствии Николая "хлобыстнуть" по столу аксельбантом" (стр.636); не мог лейб-медик двора доктор Отт сказать императору о императрице: "для нас царицы такие жа бабы" и т.д.
В некоторых местах автор просто безграмотно не точен в констатации событий, вот один из примеров:
Пикуль пишет, что Хвостов после назначения его министром поет и пляшет в компании Распутина, но дело в том, что это назначение приходится на август-сентябрь 1915, а Григория Ефимовича в городе в этот момент не было. Многие исторические лица изображены совершенно не естественно и неправдоподобно.
Еще несколько моментов:
1) Присяга Николаю II в Ливадии -- откуда там взялся батальон Преображенского полка;
2)"Родзянко никогда не был министром";
3)Полностью выдумана погоня за автомобилем Великого князя Михаила и Брасовой. Вобщем подробнейший скрупулезный разбор.

Алексей Чехов 07.07.2008 23:00

Цитата:

1) "Роман написан нарочито (а, впрочем может быть для автора и привычно) "грубым языком", вплоть до откровенного мата (стр.351, 464, 907) (имеются в виду страницы рукописи). он рассчитан на самый нетребовательный вкус, на читателя который ждет "клубнички".
По ходу у него стиль такой. Многим это нравится.
Цитата:

2) "Автор совершенно не представляет себе стиля эпохи и среды, описываемых в романе. Поэтому он систематически создает сцены, которых не только не было, но и не могло быть.
Позвольте, он же, вроде не писатель-историк, поэтому каким образом он может писать всю правду. Да без участия фантазии Пикуля, книги будут не те.

Кувалда Шульц 08.07.2008 11:10

Цитата:

Сообщение от конкистадор (Сообщение 332781)
Кувалда Шульц,а зачем в романах грузить читателя сразу кучей версий происходящих событиий? это ведь роман, а не монография по истории такого-то вот вопроса в такую-то вот эпоху 8))

Так я про то же. Не совсем корректно судить иторическое литературное произведение, как монографию по истории.


Текущее время: 15:09. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.