Форум «Мир фантастики» — фэнтези, фантастика, конкурсы рассказов

Форум «Мир фантастики» — фэнтези, фантастика, конкурсы рассказов (https://forum.mirf.ru/index.php)
-   Архивы конкурсов (https://forum.mirf.ru/forumdisplay.php?f=74)
-   -   Креатив 17: Таира - Степь (https://forum.mirf.ru/showthread.php?t=17970)

Креатив 14.02.2015 13:30

Креатив 17: Таира - Степь
 
Таира - Степь

Татьяна Россоньери 14.02.2015 14:28

Скрытый текст - Заметки на полях:
При всей выверенности слога иногда встречаются стилистически неуместные обороты типа: "из рук все валится", "перепадут наряды", "летучий отряд", "наскок".

Сильная вещь. Но история людей на фоне Степи теряется. Это допустимо по отношению к Едигею и Айгерим, которые по сути часть ее, но не к Маулету, который во всех смыслах человек. Возможно, имеет смысл начинать рассказ с него, а не с жизни аула - ведь это его история, его борьба, его выбор в рассказе самый главный.

Дух Креатива 14.02.2015 14:30

Преноминация пройдена.

Мерира 14.02.2015 15:08

Красив слог авторский, словно фламинго парит над дельтой Хапи.
Боги направили меня сюда, мир Вам!
Скрытый текст - Текст папируса:

Цитата:

Старенький аксакал выбрался из маеты зимней немощи на солнышко.
Молодыми не бывают аксакалы, автор знает.
Мчался сквозь степь ---
Очнулась степь ---
Снег сходил (а здесь почему не инверсия?) Сходил снег ---
...и далее то же самое.
Либо убрать инверсию совсем, либо привести к общему знаменателю? Боги подскажут.
Цитата:

Кивнул старик:
Избавляётесь от кивков, вздохов и пожиманий плечами - портят красивый текст.
Цитата:

Едигей был задумчив и озабочен.
"Былки" не украшают текст.
Задумчив Едигей, заботы навалились.
Цитата:

В глазах тетушек – откровенная зависть.
Цитата:

Отряд под предводительством батыра Маулета, который счел своим долгом выступить в защиту будущего тестя,
Выбивается из общего стиля
Цитата:

джигитов
Не уверен, что джигиты вписываются в текст. Автор лучше знает.
Цитата:

- Сами… - печально согласилась степь.
Тогда уж можно Степь. И Небо - боги через них разговаривают с людьми.
Цитата:

Не ответила степь. Жестокая правда рвала сердце.
Чьё сердце?
Цитата:

Глядя на торжествующего руха войны трудно было с этим утверждением не согласиться.
Из папируса канцелярии Сына Солнца?
Цитата:

На повергнутого батыра Маулета степь смотрела совсем не так, как на Данияра-победителя.
А как? Неудачно. Боги подскажут.
Цитата:

Пристанищем неуловимого батыра служили камыши, укромные степные ложбины
Из учебника истории? Геродот сочинял, пьян сильно.
Цитата:

Хозяин был несказанно рад дорогому гостю, принимал, как посланника надежды,
Просто расскажите, как хозяин его принимал, читатель догадается. Изидой клянусь!
Цитата:

Далью текучих просторов пела домбра акына, плакала слезами вдов и матерей и неустанно напоминала о временах героев.
Божественно! +
Цитата:

Маулет кивал, но не думал о стае: у одинокого волка больше свободы.
А степь ждала.
Везде, где можно, избавляйтесь от союзов.
Ждала степь...
Цитата:

Все так же бесстрастно рассекал степные ковыли золотой иноходец - время.
Цитата:

Небо молчало. Оно следило за набирающим силу светом.
Нескладно звучит, подумать, переписать. Автор знает.
---
Непочатый работы край у Вас,боги подскажут. Помогут, найдут ненужное, неудачное - исправите. Засияет рассказ, словно колесница Атона над Та-Кемт. И будут счастливы все звери, птицы. Все люди, преноминаторы и судьи великого Креатива.
:tongue:


Koshka 9 14.02.2015 17:45

Этот рассказ оставил впечатление. Потрясающие образ главного героя рассказа. Это образ бесконечной вселенной, многообразной, яркой, живой. Терпеливая вечность, которая умеет радоваться и страдать, которая чувствует боль, умеет переживать и сочувствовать, но остается в стороне, как старый мудрый аксакал, давая людям возможность найти свой путь. Правильный, неправильный – это выбор каждого. Да и сложно сказать, какой выбор истинный – день и ночь, свет и тьма – у каждого своя правда.

Очень интересный стиль изложения – звучит как сказка, легенда, эпос. Причем мелодия текста все звучит очень точно, автор практически нигде не сбивается
Скрытый текст - мелочи:
(верста – резанула слух, да еще парочка мелких огрех. Но так не хочется в этом копаться:smile:)
, что создает единое полотно рассказа: яркое, эмоциональное, и в тоже время выверенное и цельное.

Но без замечаний не обойдусь. Слишком цветасто, местами перебор. Вначале даже читать было скучно. Первый абзац – описание степи – ок. Согласна, нужно, терпеливо прочитала. Думала, вот сейчас история и начнётся – ан, нет. Пошло описание аула. Возник вопрос, а рассказ где? Где сюжет? Я так и буду об облаках–барашках читать? Увлеклась чтение только начиная со второй половины рассказа, когда к Айгуль пришли свататься. Ну, и если дальше придираться, чуть-чуть побольше бы по охотника – а то совсем вскользь, да и бай Балгабай появился неизвестно откуда.

Кстати, абзац про бая. На абзац из трех предложений, слово- слог "бай" повторяется шесть раз - небольшой перебор.

Но это все мелочи. Рассказ действительно получился сильным, цельным, эмоциональным и, не смотря на трагичность событий, мудрым и добрым.

Я с удовольствием прочитала, спасибо большое!:smile:

Таира 15.02.2015 06:15

Всем зашедшим - огромное спасибо!

Татьяна, Вы высветили мое смутное ощущение недоговоренности, связанной с Маулетом. Постараюсь как-то изменить ситуацию.

Мерира, славлю Богов, направивших Вас ко мне!

Разумеется, все замечания приняла к сведению и в ближайшее время сделаю работу над ошибками. Отдельное спасибо за уверенность, что автор знает, как исправить. Здесь любой автор приосанится и пойдет мудрить!

Koshka 9, должна признаться, что когда закручивала интригу, думала о Вас. Чувствовала, что должно понравиться. И Вашу скуку в первом абзаце, наверное, тоже предчувствовала, потому что и сама там досадовала. Благодаря Вам с Татьяной, поняла, что нужно исправить.
Ох, получилось бы только!

Город Чудес 15.02.2015 14:03

Вот задумался - а когда Лада появилась на Креативе?
Вроде еще совсем недавно ходила в новичках... и как где-то за год резко вперед пошла. И сейчас одна из тех, кто погоду на конкурсе делает.
Что радует - каждый рассказ шаг на ступенечку вверх. Каждый рассказ - более сложную задачу автор ставит перед собой.
Кстати, пока помню, вопрос к автору: "И дольше века длится день" Чингиза Айтматова довелось ли прочесть. Очень мощная, полифоничная, философская вещь. Слово "манкурт" потом надолго нарицательным стало.
Рассказ потом еще раз прочту - уже совсем медленно, сейчас в обычном ритме читал.
Во многом согласен и с Таней и с Кошкой - практически все по делу написали.
Есть иной раз небольшой переизбыток "красивости ради красивости", но совсем чуть-чуть. Так тут и баланс очень сложно удержать. Иной раз даже Таня Стрельченко, с которой часто сравниваю Ладу, может покачнуться из стороны в стороны, а уж она - канатоходка, близкая к идеалу. :-))
С другой стороны, текст стал более динамичный, по сравнению, например с "Холодным сном". С интересом ждал очередной рассказ Лады - в какую сторону она пойдет. Пойдет ли по пути дальнейшего совершенствования "волшебности" языка, при невысоком, слегка тягучем ритме, как это умеет делать Таня. Или... а что или?
Ну вот теперь увидел - в какую автор пошел. Чуть меньше "красивости", чем раньше, чуть повыше темпоритм (но это - где ближе к середине, тут Кошка все правильно написала, начало - сильно заметно сейчас затянуто). Ну и намного глубже автор берет. Раньше были рассказы с одной идеей, с одной основной мыслью, которую автор до читателя хотел донести. А тут - намного шире и глубже автор взял, не одну основную идею в рассказ вложил, а на несколько рассказов хватило бы. Почему и вспомнил "И дольше века длится день".
Однако ж, есть и еще мелкие придирки. Именно - придирки. Какие-то абзацы читаются... ну не влёт, они именно - читаются, а не звучат, как красивая мелодия. И, пожалуй, этой мелодичности мне иногда немного не хватало.
Такое ощущение, что некоторые места - немного в разной стилистике, темпоритм меняется... а нужно - задать камертоном одну ноту, задать метрономом один ритм... ну и чтобы - как бег иноходца... читай у того же Айтматова "Прощай, Гюльсары".
"Под гиканье и крики верховых лошади распластались в бешеном карьере. Только один Гульсары, не умевший скакать галопом, шел иноходью. В этом были и слабость его, и сила".
Ну и, снова повторюсь, просьба к автору - читать вслух, вслушиваясь в звучание каждой фразы. Должна получаться одна красивая мелодия.
Но все это - уж совсем по-гамбургскому счету... :-))

З.Ы. И, кстати, редкое послезвучие от рассказа... Рассказ-то - всего 27600 знаков, а ощущение - словно повесть прочел, настолько "многомерным" рассказ получился.

Таира 15.02.2015 15:35

Спасибо, Город Чудес!

Если расту, то благодаря Креативу. Здесь чудесная, по-настоящему творческая атмосфера для человека, который хочет научиться писательскому мастерству, а критика благожелательная и конструктивная.
Без отзывов читателей и критиков совершенствоваться было не просто трудно, практически - невозможно.
Ваши советы, Город Чудес, тоже немало помогли мне в работе над рассказами.
А потому внимательно прислушиваюсь ко всему, что высказывают критики и намерена продолжить работу над рассказом, благо подсказки уже имеются.
Айтматова читала. Очень уважаю его как писателя.

Семен Семеныч 15.02.2015 16:22

Вообще не понял, о чем рассказ. Где здесь фантдоп и где здесь тема? Красивостей много, автор умеет плести ажурные словосочетания, но из них не создается индивидуальный образ конкретной местности. Как и не создается индивидуальная тема. Я не вижу, что это за место, что за люди. Просто набор стандартных кубиков. Первая половина рассказа вообще ни о чем. Для атмосферы вестимо. Может быть, так автор и задумывал? Прошу меня извинить.

Вот для примера, как Чехов описывает ту же степь. Тут же сразу перед глазами стоит образ с самых первых строчек. И ведь нет тут какие-то изящных словес, просто ясное, образное описание. И все индивидуально, зримо.

Скрытый текст - цитата:
Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная
равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга,
эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до
самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не
разберешь, где она начинается и где кончается... Солнце уже выглянуло сзади
из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко
впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы,
которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками,
поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса
засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое
коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через
бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая
степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля, побуревшее от зноя,
рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало,
чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве
перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток,
испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким "тррр" полетело к холмам.
Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую,
монотонную музыку.
Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая
степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла.
Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень,
тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в
степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным,
представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски...
Как душно и уныло! Бричка бежит, а Егорушка видит всё одно и то же -
небо, равнину, холмы... Музыка в траве приутихла. Старички улетели,
куропаток не видно. Над поблекшей травой, от нечего делать, носятся грачи;
все они похожи друг на друга и делают степь еще более однообразной.
Летит коршун над самой землей, плавно взмахивая крыльями, и вдруг
останавливается в воздухе, точно задумавшись о скуке жизни, потом
встряхивает крыльями и стрелою несется над степью, и непонятно, зачем он
летает и что ему нужно. А вдали машет крыльями мельница...
Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый череп или булыжник; вырастет
на мгновение серая каменная баба или высохшая ветла с синей ракшей на
верхней ветке, перебежит дорогу суслик, и -опять бегут мимо глаз бурьян,
холмы, грачи...
Но вот, слава богу, навстречу едет воз со снопами. На самом верху лежит
девка. Сонная, изморенная зноем, поднимает она голову и глядит на встречных.
Дениска зазевался на нее, гнедые протягивают морды к снопам, бричка,
взвизгнув, целуется с возом, и колючие колосья, как веником, проезжают по
цилиндру о. Христофора.


Или у Гоголя

Скрытый текст - цитата:
Степь чем дальше, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство... до самого Черного моря было зеленою, девственною пустынею... Ничего в природе не могло быть лучше; вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов... занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще... Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вот она пропала в вышине, только мелькнет одною черною точкою; вот она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..


Цитата:

Мчался сквозь степь золотой иноходец – время, вписывал в бескрайнюю ширь размеренный топот.
Что такое "золотой иноходец"? Масть лошади такой не бывает. Иноходь - это просто бег лошади, лошадь при этом может быть любой. То есть, красиво, но непонятно, о чем это.

Цитата:

Старенький аксакал выбрался из маеты зимней немощи на солнышко. Устроился неподалеку от юрты, опершись на выставленную перед собой палочку, из глубины отрешенности вглядывался в явь, которая виделась уже призрачной.
Аксакал, насколько помню, это всеми уважаемый человек, глава рода. Представить его как "старенького" - то есть в каком-то униженно-ласкательном виде - "старенький дедок" - не могу никак.

Цитата:

Молодые суетились, отдаваясь нехитрым своим заботам.
Суета у меня вызывает негативные ассоциации.
Суета - Всё тщетное, ничтожное, бесполезное, не представляющее истинной ценности
Хотя автор может использовать это в своем стиле.

Несколько слов для меня оказались непонятны. И я посмотрел их значение. Например, аруах - духи предков. То есть это духи умерших. Но почему-то в тексте это слово употребляется в хвост и в гриву. Может быть, у него есть другое значение?

Цитата:

Аруах праздника призван напоминать людям о неустанной благодарности Сущему за то, что не останавливается жизнь. Он не должен исчезать после тоя.
Я не совсем могу понять, как дух умершего может быть праздником?

Город Чудес 15.02.2015 17:07

Да поправит меня автор... насколько я понял какие-то моменты.
Здесь степь... ну как некая сущность...
Разумеется, сравнение не самое подходящее, но вот как Солярис у Лема...
Поэтому для автора яркая и образная картинка - здесь не самое главное.
Насколько знаком с творчеством автора, он умеет рисовать яркие, почти зримые картины. Просто он несколько другие задачи ставил перед собой. Ему была важнее не внешность, а сущность.

Татьяна Россоньери 15.02.2015 17:13

Цитата:

Сообщение от Город Чудес (Сообщение 1920255)
Ему была важнее не внешность, а сущность.

Вот прям с языка снял :shok: Шла от остановки домой и как раз вот эту фразу сформулировала.

Семен Семеныч, вы реально выбора не увидели? А вы докуда рассказ дочитали? :)

Семен Семеныч 15.02.2015 17:22

Цитата:

Сообщение от Татьяна Россоньери (Сообщение 1920258)
Вот прям с языка снял :shok: Шла от остановки домой и как раз вот эту фразу сформулировала.

Семен Семеныч, вы реально выбора не увидели? А вы докуда рассказ дочитали? :)

Дочитал я до конца, благо рассказ короткий. Но в середине не было сил внимательно вчитываться, перескакивал абзацы.

Цитата:

Сообщение от Город Чудес (Сообщение 1920255)
Да поправит меня автор... насколько я понял какие-то моменты.
Здесь степь... ну как некая сущность...
Разумеется, сравнение не самое подходящее, но вот как Солярис у Лема...
Поэтому для автора яркая и образная картинка - здесь не самое главное.
Насколько знаком с творчеством автора, он умеет рисовать яркие, почти зримые картины. Просто он несколько другие задачи ставил перед собой. Ему была важнее не внешность, а сущность.

Солярис у Лема - это некая таинственная сущность, которую люди пытаются познать. Она тревожит, вызывает страх и любопытство. Это тайна, на которой держится весь сюжет и она остается так и не разгаданной.
Здесь просто набор кубиков. Понимаете в чем дело, если мы рассматриваем степь, как стихию, как океан, или небо, то я считаю автор должен показать через героев, как они взаимодействуют с этой стихией. А здесь степь сама по себе, герои сами по себе. Их можно из степи убрать и перенести в тайгу или в прерию, или в пустыню, или на Северный полюс во льды, и ничего не изменится. Будет точно такое же некое племя, любовь, война. То есть, степь, если и обладает сущностью, то сущность эта легко подменяется чем-то другим.

Татьяна Россоньери 15.02.2015 17:27

Окей, перечитайте финал))))

Семен Семеныч 15.02.2015 17:41

Цитата:

Сообщение от Татьяна Россоньери (Сообщение 1920269)
Окей, перечитайте финал))))

Перечитал финал.

О, ужас, у меня дежавю. Я точно помню, что совсем недавно читал точно такой же рассказ. Может быть, правда, это и был этот рассказ. Там в точности был такой же финал. Нет, подождите, рассказ был не в степи, но хорошо помню, как ГГ нашел свою любимую, а она дала ему отлуп. :vile:
Мол,
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Татьяна Россоньери 15.02.2015 17:45

А "приращения смысла" вы не увидели?))) Чем закончился "Евгений Онегин", а чем рассказ? Финальный выбор героини важен в сцепке с ее первым выбором, а героя - явно основной.

Семен Семеныч 15.02.2015 18:09

Цитата:

Сообщение от Татьяна Россоньери (Сообщение 1920292)
А "приращения смысла" вы не увидели?))) Чем закончился "Евгений Онегин", а чем рассказ? Финальный выбор героини важен в сцепке с ее первым выбором, а героя - явно основной.

27 тысяч знаков о том, что может уложиться в один абзац, преамбулу к действию. Я жил в степи, полюбил девушку, ее угнали в рабство, выдали насильно замуж за хана. И я начал мстить. И понесся экшн, динамика, буря чувств. Здесь какое-то вялое, анемичное повествование с красивостями о степи, аксакалах, духах предков. Мы это уже читали много-много раз. Я понимаю, и про месть и про борьбу тоже читали. Я всегда восхищаюсь авторами, которые могут красиво и образно писать. Мастерски захватывая мое внимание. Здесь, мое внимание ничем не захватило. Потому что нет индивидуальности. Все образы больше похожи на вытканные на ковре фигуры. А сам ковер - плоский, не объемный. Пусть извинит меня автор. И игнорирует мое мнение. :blush:

Татьяна Россоньери 15.02.2015 18:13

Ну так и рассказ не о петербургской и московской жизни высшего света, а о коллективно-мифологическом начале :)
Просто другая проза - и о другом. Иначе и написано.

Anger Builder 15.02.2015 18:33

Больше радуют комменты, чем сам рассказ.
Уже раза три писал Таире из лучших побуждений о вычурности речи. Начал читать рассказ - вижу, зря старался. Больше писать не буду.:bye:

Город Чудес 15.02.2015 19:15

Цитата:

Сообщение от Anger Builder (Сообщение 1920339)
Уже раза три писал Таире из лучших побуждений о вычурности речи.

С одной стороны, "есть такая буква в этом слове" (с).
С другой - не будем забывать, что это ведь, по сути, начинающий автор.
Ищет себя, ищет свой стиль... и ведь успехи - налицо...
Ну а вычурность... тут ведь тоже - все на любителя.
Как пример, у близкого по стилистике автора:
Ты сидишь на крыльце и, словно через соломинку, медленно пьёшь густую августовскую ночь. Сегодня у неё вкус свежезаваренного кофе с коньяком.
Сверчки стрекочут надрывно и печально в зарослях голубой жимолости. Прозрачные звёзды падают прямо в подол твоего платья. Зажжённые бумажные фонарики озаряют улицу мягким свечением, будто огромные светляки…
Тебе немного грустно, и поэтому в твоём городе август, самый печальный месяц в году.

Вычурно? Возможно... а вот у меня каждый раз, когда перечитываю, даже в горле слегка перехватывает. Пить ликер стаканами и каждый день - ну да, слишком приторно... не водка же...
А вот раз в месяц... по случаю... маленькими глотками - иной раз точно может совпасть с настроением.

Anger Builder 15.02.2015 20:04

Где-то этот отрывок я уже видел из приведённого вами примера. Кто автор не помню, но это и не важно. В приведённом вами отрывке всё сбалансировано. Нет перенасыщения метафорами, деепричастиями и олицетворениями.
Цитата:

Мчался сквозь степь золотой иноходец – время, вписывал в бескрайнюю ширь размеренный топот.

Очнулась степь, огляделась.
Снег сходил с полей вместе с зимней дремотой. Оживая, перетекал в ложбины и впадинки. Набухшие озера отчаянно синели, готовясь прощаться с надоевшим льдом. Тысячи юных росточков ждали горячего призыва, чтобы взметнуться из-под земли и приветствовать зовущее солнце.

Степь открывает глаза, снег перетекает с зимней дремотой, золотой иноходец - это время, которое вписывает топот и т.д. Картинка не рисуется, но мозг закипает от обилия всего нового и непонятного уже на пятом предложении. Во всяком случае, у меня.
Но если кто-то советует продолжать писать автору в том же духе, значит, людям нравится, а это самое главное.
Моё читательское мнение - это всего лишь моё читательское мнение. :smile:


Текущее время: 10:39. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.