![]() |
Разговоры о прекрасном, или обсуждение конкурса
В этой теме вы можете делиться своими впечатлениями о конкурсе в целом и о рассказах в частности. Так же можете вносить свои предложения:vile:
|
Вопрос к читающим или авторам. Есть ли среди текстов НФ (или что-то близкое по жанру – социальная фантастика, утопия/антиутопия)? Укажите, пожалуйста…
И интересно, на ваш взгляд, в каком из прочитанных рассказов наиболее точно раскрыта тема? Если, конечно, есть те, кто прочел несколько рассказов… |
Элементы НФ есть в рассказе "И стар, и млад". Социальная фантастика замечена в антиутопии "Духота". Туда же можно отнести и "Туман". Но там нет чего-то однозначного. Опять же, скорее речь об элементах. Та же "Духота" к альтернативной истории ближе будет.
Про раскрытие темы говорить не буду, чтобы не влиять на аудиторию ) |
Reistlin, спасибо! Просто хочется чего-то не фэнтезийного и не мистики почитать. Своих будущих конкурентов :vile:, если, конечно, допишу свой рассказ.:crazy:
|
Г у д в и н, можете почитать миниатюры: Липка "Мы", Алина Бесновата "Классики", Сим-сим "Пусть эта музыка стихнет", Варежка "Сломанный фикус", Ларри "Мой друг Ларри". Не конкуренты, правда, но тема та же.
|
Цитата:
Хотя прочитав уже пару рассказов, я поняла, что тему я раскрыла... раскрою) |
Не все "классическая" НФ, но по крайней мере не фэнтези))
|
Цитата:
Больше относится к социальной фантастике. |
С Малого НФ являются оба рассказа Д.Шиллса, "Серые небеса" Лучника и рассказ Подводник. Также ближе всего к НФ рассказы "Ложь в зените", "В тупике" и "Поэт и демон". Правда, исполнение различное. От ужасного в "Эффекте Колвилля", до вполне приличного ("В тупике").
Чистого фэнтези также не много. Рассказы Стича и Всполоха, "Раскрывая объятия" Кальдерона. Остальное всё на стыке жанров написано. |
Не знаю, нужно ли пускаться в размышления о том, что такое научная фантастика, но...
Если подходить к этому вопросу именно классически, то должна быть а) наука; б) ученый; в) изобретение; г) описание научного процесса создания; д) тема ответственности ученого за свое творение... Посему нет ничего удивительного в том, что жанр загнулся - вместе с наукой. Но отказаться от такого красивого наименования жанра мы просто не в состоянии, так что теперь уже хватает одного-двух критериев для причисления произведения к жанру. Есть клонирование? НФ. Есть вживление новоизобретенных устройств? НФ! А порой даже сталкиваюсь с тем, что под определение "научная фантастика" попадает "все, что не фэнтези". При этом фэнтези мыслится всего лишь как действо, происходящее в альтернативном мире, хотя изначально у него в составляющих были и сказочные существа, и сюжет, построенный на пути (квест как главная составляющая сюжета) - фэнтези ведь вышло из волшебной сказки и подкрепилось мифологией... Строго соцфантастикой все перечисленное назвать тоже нельзя: без проблем к ней причисляется только "Фикус" и "Ларри", а в остальных превалируют антиутопические идеи. То есть если бы авторы рассказали предысторию своих вселенных, это была бы соцфантастика, а когда перед нами благостные/ужасные картины настоящего, в котором определенным образом выстроены отношения между государством и обществом, речь уже несколько о другом. Поэтому не люблю вешать ярлыки: дольше потом разбираться, как называть вещи своими именами. Попросили не фэнтези и не мистику - пожалуйте. Рейст, поясни мне популярно, что в постапокалиптических "Серых небесах" осталось от НФ))) То же и с "В Тупике" - наличие робота не превращает постапокалипсис в НФ. Роботы и сейчас есть. Может, даже рисующие;) "Эффект Коллвиля" не назвала по понятным причинам, а работы Шиллса, наверное, можно и глянуть, но тут уже моя имха. "Ложь в зените" - НФ, потому что есть пришельцы из космоса? Слабоватая привязка. "Поэт и демон", кстати, да - с неплохим НФшным элементом, и рассказ неплохой. |
Да я лично не совсем и за чистоту жанра, так сказать... Мне и фэнтези может понравится, и мистика, но сейчас как раз книгу этих жанров читаю, поэтому хочется чего-то в противовес, ближе к реальности, но в будущем, например... Без эльфов и гномов... Но, конечно, лучше с этого конкурса, а не с прошедшего...
Я пытаюсь навоять рассказ, поэтому читаю не много, но иногда охота. Спасибо за советы. А что с темой? Есть рассказы, в которых она полномерно раскрыта? Может, сами авторы откликнутся? |
Мне больше всего понравилось раскрытие темы в "Гобеленах Карпадока", "Непрочтенном указателе" и "Дедline".
|
"Непрочтенный указатель" - очень милая миниатюрка.
|
Таня, я в принципе не спорю о жанрах, поскольку все воспринимают их по-своему. НФ достаточно разный по своему содержанию. Даже у классиков. Единственный элемент, который всегда присутствует - конфликт человека и техно-, наукосферы. Стремление понять корни человеческой природы и как недопустить, чтобы ноосапиенс не превратился в продвинутый гаджет.
Есть и другое проявление НФ, основанное на антураже. Как раз ученые, космические перелеты и прочее. Что до социальной фантастики, так она и вовсе, чаще всего рассматривается как составная часть НФ. При любом раскладе, НФ, повествует о мирах, где отсутствуют сказочные и мистические элементы. Как видешь, во всех перечисленных рассказах это присутствует. А спорить о том, что есть НФ, антиутопия и постапокалиптика, я не буду. Гудвин спросила мнений, я высказал своё. При этом, мнения других я не оспариваю. А Гудвин пусть уже сама решает, что есть что. В конце-концов, понять, что перед тобой за произведение (ближе к какому жанру) можно и за один прочтенный лист текста. |
Для меня уже десятки лет вопрос - можно ли отнести в НФ, или даже вообще к фантастике "Хищные вещи века"? Настолько там минимальный фантдоп, если есть вообще. Наши преноминаторы пропустили бы нечто подобное или нет?
|
Рейст, я вообще не спорю, я твою точку зрения услышать хотела.
Про конфликт полностью согласна, про антураж - вот как раз то, о чем я говорила: когда форма подменяет содержание, расширяются рамки жанра. А соцфантастика действительно вытекает из научной. И дальше по тексту: все, что "реальный" мир - НФ, все, что "альтернативный" - фэнтези. Надо ли так рассуждать или стоит навесить доп.ярлыков - вопрос философский и явно не к нам)) Нам важнее оперировать теми понятиями, которые будут доступны собеседнику, поэтому и надо сначала выяснить, что он имеет в виду. |
Я бы не сказал, что наличие альтернативного мира отправляет рассказ автоматом в фэнтези. Это может быть альтернативная реальность, в которой могут действовать другие физические законы. Но главное, чтобы в этой реальности не существовало Силы, магии, мистики. Всё явления должны быть научно объяснимы, хотя бы на уровне самой реальности. Если вас в прошлое перемещает машина времени, то это фантастика. Если же джин - фэнтези.
С антуражем сложнее. Если у нас будущее, герой ученый,ищущий правду, присутствуют описания физических законов и прочее, но при этом НФ-идеи в тексте нет. Можно ли сказать, что это не НФ? И если можно, тогда что? Космоопера? Вряд ли. Возьми тот же рассказ "В тупике". Я не случайно отнес его к НФ. И дело не в том, что там есть роботы. Автор как раз и задается вопросом, нужен ли мир, где роботы стали человечней людей. Чем не НФ сюжет. В "Командировке" Шиллса есть не только подробное описание гаджетов и путешествие во времени, но и авторский вопрос, а стал ли такой мир лучше нынешнего? В "Серых небесах" основной идет не антиутопическая идея, а задаются вопросы о пути развития человеческой цивилизации. В том же ключе, что и у Шиллса, но в другом аспекте. Скорее с упором в социальную фантастику. Про "Исполнителя желаний и вовсе говорить нет смысла. Это самое твердое НФ из имеющегося. Опять же, я не рассматриваю исполнение, а задумку. То же самое у Подводника, но там вообще сложно что-то говорить. Во всех рассказах и визуально элементы заметны, и идея видна. Именно поэтому я отнес их к НФ. Относительно "Хищных вещей века", то это как минимум социальная фантастика. А по мне так и с уклоном в НФ. Вопросы возникают из-за детективной составляющей. Азимов решил это, сделав одно из героев роботом. Здесь же пошли более сложным путем. Я бы не только пропустил текст, но и взял бы его в том на первое место ) |
Я тебя поняла. Хотя к "Серым небесам" в этом отношении у меня много вопросов, "архангелы" мешают)) С другой стороны, убери их, сделай представленный мир плодом существующей цивилизации - и будет все на месте. "Архангелы", с одной стороны, катализатор, с другой - логичное последствие начавшегося культурного упадка.
|
Мне кажется, ты буквально поняла слово "архангелы". Насколько помню текст, там не указывается, что это ангелы в метафизическом виде. Скорее иная цивилизация, которая обладает иными технологиями. Вспомни в "Вавилоне-5" были тени, которые обладали технологиями, которые людям были недоступны и непонятны. Ты же помнишь, про науку, становящуюся магиев в неподготовленных умах.
|
Поняла-то я правильно, но номинация все-таки играет с восприятием шутку даже при понимании. А к сюжетам, которые представляют миры "Звездных войн" или "Вавилона V", у меня вообще большие вопросы - стоит только увидеть зеленых человечков)) Разница лишь в установке автора.
|
Текущее время: 23:07. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.