![]() |
Джозеф Хеллер
Джозеф Хеллер (1 мая 1923 г. — 12 декабря 1999 г.) — американский писатель, автор любопытнейшей «Уловки-22» и не менее достойной книги под названием «Вообрази себе картину». Один из моих самых любимых авторов. Спасибо Argumentator'у).
http://s1.ipicture.ru/uploads/20140501/B7RyuVI4.jpg Вот что по его поводу говорит всеми любимая Википедия. Скрытый текст - Биография: Скрытый текст - Романы: Скрытый текст - Пьесы: Скрытый текст - Рассказы: |
в своё время откопал в букинисте "Что-то случилось". Не могу сказать, что книга прямо-таки меня перевернула, но чтиво всё-таки хорошее. Подойдет тем, кто еще не брал в руки Воннегута, Драйзера, Оруэлла и иже с ними. Офисная паранойя, выпендреж перед начальством, потребительская апатия, "новые люди" и т.п.
Впоследствии подарил одному офисному другу из ДС. Очень в тему ему пришлось. п.с. "Уловку-22" читал давно. Если мне не изменяет память, именно там всплывает пистолет системы лепаж, склеивающий самолеты в полете, который напугал своего "создателя" уже по трезвому делу. Очень наркоманская тема, чуть ли не Филипп Дик. До сих пор люблю вспомнить эту ситуацию к месту |
Цитата:
|
«В армии я чувствовал себя куда больше дома, чем у себя дома. (На службе я сейчас чувствую себя больше дома, чем у себя дома, но и там я не дома. Просто я там лучше лажу с людьми)». Боб Слокум
По первости был соблазн начать отзыв на «Что-то случилось» с уже ставшей расхожей толстовской цитаты про несчастливые семьи, которые, как известно, «несчастны по-своему». Но речь в этой книге идет не только и не столько об отдельно взятой, среднестатистически-несчастливой семье довольно обеспеченного американского служащего. Самая первая отчетливая, внятная мысль, возникшая по мере продвижения по тексту: «Неужели именно этого так жаждал Йоссариан и к этому в итоге пришел?» Война – мерзость, с этим не спорит никто (вернее, почти никто, так как всегда и везде будут свои миндербиндеры и кэткарты); однако и мирная жизнь частенько оказывается на поверку таким же абсурдом. Да, «Что-то случилось» никак не связана с «Уловкой-22» и, что греха таить, не дотягивает до нее, нет в ней того очаровательного градуса безумия, тонкой иронии, переходящей в едкую насмешку и – что самое главное - гармоничного сочетания радостного-просто человеческого с отталкивающим-безобразным. Зато есть некоторый перебор с физиологизмом, причем выражается он не столько даже в описании сексуальных похождений и фантазий главного героя, сколько в фиксации на какой-либо неприятной детали либо на гаденьком моменте и «пережевывании» оного. Казалось бы, в военном быте куда больше подобных моментов, однако в «Уловке» Хеллер как-то умудряется избегать «пересола». Быть может, все объясняется разными по характеру центральными персонажами. У Йоссариана не было, судя по всему, такого количества комплексов и неуверенности, как у Боба Слокума, однако… эти двое сопоставимы вполне. Ведь кэпа Йо-Йо ждет аккурат то же самое: должность в некой фирме, сослуживцы разной степени чудаковатости, жены-любовницы, трусоватые и мелковатые, не приносящие большого удовольствия случайные связи, тревога за детей, непонимания в семье, постоянные опасения и страхи на работе. Замкнутый круг благополучной вроде бы жизни. И моментами кажется, что этот монолог (роман представляет собой весьма сбивчивый, перескакивающий с одного на другое рассказ мистера Слокума о себе самом) вполне мог принадлежать Йоссариану. Но не тому Йоссариану, которого мы знаем по «Уловке», а постаревшему, малость обрюзгшему от отсутствия привычки отказывать себе в чем-либо, обленившемуся и утратившему львиную долю своего коронного юмора, остроумия и жизнелюбия. Но чем дальше, тем реже возникало желание проводить эти параллели. «Что-то случилось» - еще одна грань таланта Хеллера, поэтому не стану рассуждать о невозможности побить собственный рекорд. И еще один существенный нюанс. Ближе к финалу поймала себя на мысли, что в этом романе все укладывается в теорию Эрика Бентли, согласно которой все мы ходим в театр (смотрим фильм, читаем книгу) в первую очередь с целью увидеть, узнать то, что не предназначено для нас, посторонних, в обыденной жизни. И Хеллер заставляет своего героя – ничем не примечательного, в общем-то, мужчину, каких много – обнажать все гложущие его страхи, фантазии, тайные мысли, нереализованные желания, противненькие воспоминания детства-юности. Этот душевный «стриптиз» периодически заставляет почувствовать себя так, будто в самом деле подглядываешь в замочную скважину или шпионишь за соседским семейством. Но это же не по-настоящему, ведь так? ;) Поэтому и вины никакой не чувствуешь. Так что этот огромный монолог вполне годен для инсценирования и театральной постановки. И прецеденты есть не только в зарубежном театре. |
Перенесу сюда из общей темы.
У Хеллера читала всего два романа. Третий ("Видит Бог") категорически не пошёл, пришлось отложить или бросить, пока не знаю... Не из-за того, что "накушалась". Романы читала с перерывами. Первый это абсолютно беспощадная и принципиально абсурдная "Уловка-22".Не знаю, как насчет ангелов на конце булавки, но Джозефу Хеллеру удалось безупречно станцевать эклектичную смесь джиги и реквиема. Пробираясь сквозь круги дантовского ада, порой невозможно не захохотать в голос (тут Гашек вспоминается), с каждой страницей убеждаясь в жалости ко всему живому и отвращении к сознанию того, что имеешь честь принадлежать к хомо сапиенс. Как-то так приблизительно. А второй -"Вообрази себе картину". Хеллер раскрутил волчок событий от Сократа до 20 века, бесконечно меняя цвета и оттенки и не снижая скорости. Вплетение во все это одним из главных мотивов Рембранта меня весьма порадовало. |
Текущее время: 06:22. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.