![]() |
«Рецензия на» и «отзыв о»
Наблюдая за тем, как проходит удивительное явление под названием «Фантазм», я уже дважды за последние недели услышала мнение о том, что Креативу в той или иной степени необходим особый формат критики. Действительно, рецензирование видится мне полезным по многим причинам, в первую очередь – потому что дает возможность рецензенту как следует разобраться в прочитанном и выразить свое суждение в письменной форме, упорядочив и структурировав свои мысли. Само собой, автору рассказа также будет полезно увидеть не просто впечатления читателя, но и их обоснование, подкрепленное непосредственно текстом. Ведь как бы часто ни возникали вопросы по поводу субъективности читательского мнения, у нас всегда есть объективная данность – сам рассказ, и именно благодаря ему возникает то или иное личное впечатление. Задача рецензента видится мне как раз в том, чтобы проследить свой путь от текста к впечатлению, озвучить мысли, на которые навело произведение, и описать все это в той форме, которой должна соответствовать рецензия как жанр.
Для начала – небольшой ликбез, чтобы мы могли быть уверены, что называем вещи своими именами: Скрытый текст - Критика: Скрытый текст - Отзыв: Скрытый текст - Рецензия: Скрытый текст - В качестве примера: Вот, пожалуй, и все, что я хотела сказать ПЕРВЫЙ ЭТАП: ОТДЕЛИТЬ ЗЕРНА ОТ... других зерен :blush: Ваша задача – среди представленных текстов найти: - рецензии - отзывы, по структуре приближающиеся к рецензии - отзывы и обосновать свое мнение. Думаю, достаточно предложить по одному критическому опусу на пункт, чтобы "всем хватило". Само собой, обсуждение суждений и дискуссии приветствуются. Ваше слово, господа :wink: Koshka9 - разбор критики на рассказ Valentinator - Гигаполис |
Ух ты, какая тема! Непременно постараюсь поучаствовать. Чуть полегче в реале станет - и подключусь.
Ну или хотя бы почитаю, что умные люди пишут:smile: |
Цитата:
Цитата:
Пойду с отзывами разбираться. |
Кстати, упоминать - насколько понимаю - издателя необязательно, если рецензия опубликована самим этим издателем, а особенно если в рецензируемой книге.
|
Татьяна, доброе утро!
Очень рада видеть:smile: С удовольствием потренирую мозги:) Хотела уточнить. А в каком формате ты это видешь? Результаты сюда выкладывать? |
Всё-таки рецензия пишется для будущих читателей, а не для состоявшихся. И уж точно не для автора. Этакий синопсис + размышления на тему получившегося и неудачного. Личное мнение скорее нежелательно. Можно ткнуть носом в фактические ошибки типа: в вакууме дышать нельзя; всё остальное комментируется отстранённо.
Не уверен, что на Креативе подобное будет востребовано. Мордобой подушками куда зажигательнее :)) |
Ну не скажи. Димтрис всегда писал именно рецензии и они бывали не менее полезны, чем мордобой )
Тут скорее важно не как писать, а о чём писать. Формат Креатива подразумевает указание в отзывах на ошибки, а в какой форме не столь важно. Ну, по крайней мере, я так думаю :) |
Кстати да, а что мы будем учиться писать? Рецензии или отзывы? Рецензии - могут принять участиев к конкурсе, насколько я помню из объявления на Аэлите, а отзвывы нужны на Креативе.
Татьяна, еще хотела уточнить, ты упомянула: Цитата:
PS Мы собираемся 25 августа на даче у GuessWho, если ты в Москве, бери мужа и присединяйся к нам. Там классное, тихое спокойное место. Есть много чего обсудить под шашлыки и прекрасную бутылку хереса из Испании:) Будем рады вас увидеть!:) |
Сveтлана, на этом этапе можно "выходные данные" не учитывать.
Григорий, само собой, по этому пункту могут быть "послабления" :) Кошка, и я тебя рада видеть ;) Думаю, этой темы для наших махинаций будет вполне достаточно. По поводу отзывов и рецензий: посмотрим, как пойдет. Может, на отзыве и останавливаться не надо будет. В основном я вижу на Креативе разумных людей, которые понимают, что их мнение должно быть аргументировано, хотя аргументация иногда сильно упрощена. Что касается редактуры и корректуры, они в рецензию не входят. Но если хочется автору помочь, никто не отменяет серию дружеских (и не очень) пинков в комментариях к рассказу ;) Майк, упаси бог отзывам Креатива превратиться в рецензии! Но разбавить ими суровый подушечный мордобой будет, как мне кажется, не лишним ни для кого, особенно речи идет о состоявшихся рассказах. А стремление к объективизму личного мнения вовсе не исключает. |
Исходя из того, что на Креативе научным языком при составлении рецензий пользуется три с половиной человека, выбор будет довольно простым.
К слову, разбор ошибок, причем банальных, грамматических, это то, что авторы зачастую желают видеть в комментариях к своим рассказам, однако в данных выше определениях этот разбор не относится ни к рецензиям, ни к отзывам. Мне кажется, конкурс-семинар задает свои критерии хорошей рецензии, не совсем соответствующие традиционному пониманию. |
Я хотела прописать отдельными пунктами определение редактуры и корректуры, но подумала, что незачем. Видимо, все-таки стоит :)
Еще раз акцентирую внимание: никто не призывает отказаться от старой-привычной-любимой формы в угоду предложенной. Это попытка освоить новый жанр письма для тех, кому он интересен, только и всего. |
Редакторские и корректорские поправки, конечно, можно указывать, только в рецензиях этого не встречается и перед возможной публикацией они в любом случае будут удалены. При этом сохраняется возможность, что автор рецензии ошибается в фактическом материале.
|
Цитата:
|
Цитата:
:) |
Цитата:
|
Понятно. Ну, Татьяна умеет писать рецензии. У Илларии и Рейстлина похожие вещи получаются. А пример, данный Татьяной, моего авторства, это меня зовут Григорием Неделько. :)
|
Цитата:
А так - да, в этом духе: возьмем "нечто" и, посмотрев, чего не хватает, переделаем в рецензию. Но исходник не должен быть один, иначе с ума сойдем, блуждая в трех соснах. И я бы не предлагала рецензировать работы с "Фантазма": даже финальная шестерка слаба. А вот написать рецензии на рассказы, которые вошли, например, в первый сборник Креатива... :) |
Цитата:
Причём мне весьма импонирует вариант с анонимными рецензиями по образу и подобию "чёрного и белого" :) Обсуждать написанное можно будет без привязки к личности критика, а особо страждущие смогут поугадывать авторство. |
Цитата:
|
Все молчат, я попробую первая.
Татьяна, оказалось сложно и вот что получилось. Итак... Взяла два отзыва: один из белых и один из черных. Из белых методом «тыка выпала Микки. Рассказ читала, поэтому было понятно, о чем речь. Скрытый текст - Критика на рассказ Valentinator - Гигаполис - Mikki:: После долгих размышлений я решила, что это все-таки рецензия- отзыв От рецензии 1. Краткий пересказ произведения (не совсем краткий) - присутствует. Всегда думала, зачем пересказывать то, что итак все прочитали, но если есть правила, пусть будут 2. Интересные, необычные момент – скорей комментарии по сюжету, по образу героя, немного об особенностях стиля. О манере повествования, композиции и так далее автор в своей работе не упоминает (Микки, не огорчайтесь, это разбор по схеме, а вы писали не по предлагаемой форме, впрочем, как и я) . 3. Личное впечатление – неярко выражено. То ли понравилось, то ли нет. Правда, автор упомянул, что не очень понравился образ и выжимание слез у читателя в конце – аргументы есть. От отзыва Автор работы делиться своим настроением и мыслями, которые возникли в результате чтения, не давая оценки. Присутствуют просторечье. Второй отзыв на тот же рассказ из черных. В этот раз milanika Скрытый текст - Критика на рассказ Valentinator - Гигаполис - milanika: Здесь после раздумий решила, что это отзыв-рецензия От отзыва 1. Автор работы делится кратко своими впечатлениями. И не очень аргументировано пишет, что не верит в происходящее, просто, потому, что оно ему не нравится. Лучше верить в лучшее. Открыто высказвает свое мнение, что рассказ слабый и с точки зрения исполнения и фантазии (наверное, имеется ввиду сюжет, герой, мир и так далее) От рецензии 1. Нет краткого пересказа (Татьяна, откуда такое странное правило? Ну, нелогично, все же читали.). Разбор идеи рассказа - нет 2. Интересные, необычные моменты – автора работы отметил хорошо нарисованный мир, Вопросы особенностей стиля, композиция, образы и так далее - не отмечены, кроме манеры исполнения в виде ошибок в технике письма (Хотя я знаю, что автор пытался повторением местоимении я «он» создать определенную атмосферу. Получилось пока не очень. Так что будем считать, что это манера изложения) – здесь тоже нет. 3. Личное впечатление – есть. Рассказ не понравился из-за техники письма и см.выше разделt отзыв. Это то, что надо было сделать? (на всякий случай приготовила карзину для тапок:tongue:) PS Уважаемые критики milanika и Mikki, пожалуйста, не огорчайтесь. Я тоже писала не по правилам, а как хотелось. Можете взять мой опус для разбора. Буду учиться на своих ошибках. Всем удачи!:smile: |
Текущее время: 10:12. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.