Форум «Мир фантастики» — фэнтези, фантастика, конкурсы рассказов

Форум «Мир фантастики» — фэнтези, фантастика, конкурсы рассказов (https://forum.mirf.ru/index.php)
-   Архивы конкурсов (https://forum.mirf.ru/forumdisplay.php?f=74)
-   -   Фантазм-2013: very_sad - Крыса (https://forum.mirf.ru/showthread.php?t=15038)

Креатив 15.07.2013 22:52

Фантазм-2013: very_sad - Крыса
 
very_sad - Крыса

Иллария 16.07.2013 08:55

О, Демьян! Привет-привет!

А здесь та же прелесть, что и рассказе Лучника:) Но если в «Человеке» легкая сюрреалистичность повествования отталкивает читателя, заставляя тихим незлобивым словом поминать альтернативные миры... То здесь я (из чистой, ничем не замутненной вредности, ага!) буду просить преноминатора, пропустившего текст, объяснить мне, где он увидел будущее? Описанное нет проблем датировать как полувеком назад, так и нашими днями. Единственная экзотическая «пушка» не делает будущего, ага. Так, формально маркирует.

P.S. отзыв я напишу или прям сейчас, или попозже. Автор молодец - дает простор для самовыражения отзывальщиков:)

Уши_чекиста 16.07.2013 09:00

Это не Демьян. Этот автор уже не раз выступал на креативе, например раз или даже два

lolbabe 16.07.2013 09:03

А я там увидела чуть-чуть будущего :blush: Да, год прямо не указан, но Третья Мировая, все такое...

Иллария 16.07.2013 09:19

Цитата:

Сообщение от Уши_чекиста (Сообщение 1611693)
Это не Демьян. Этот автор уже не раз выступал на креативе, например раз или даже два

Знаю я, что это не Демьян. Помню электрических гусаров. Это я Демьяна звала:) Поскольку мне жуть интересно, как он это будет преноминировать, памятуя историю с рассказом Лучника.

Update. Отзыв. Автор, запаситесь валерьянкой. Он не приведет вас в восторг.

Скрытый текст - ОТЗЫВ:
Будущее светлым не бывает. Ага. Единственный вопрос, что меня волнует при чтении многочисленных -калипсисов разного типа, это — что первично? Материя или сознание? Если второе, то страшно представить, во что в итоге превратится мир, который пишут, и пишут, и пишут таким образом. Упаси господь, со временем выяснится, что и вправду "мысль материальна". В целом я не очень скучаю по советской литературе с преобладавшими в ней «производственными романами». Но есть вещи, которых мне жалко до слез. В те времена люди умели видеть напряженный, злободневный, актуальный конфликт в вещах вполне прозаических. Например, в борьбе за урожай («Ручьи весенние» - из жизни агрономов, автора не помню:)) Или в безответном прослушивании космоса (тут я даже заголовка не помню, увы!). Или в поисках рецепта бессмертия (у гг девушка удачно утонула в безобразно холодном ручье. Что позволило сохранить ее мозг от разрушения. И он весь роман работал над каким-то генератором, рассуждая о волновом характере работе мозга. Волны, по-моему, какие-то электрохимические были. От наблюдения за изготовлением генератора было не оторваться! А оживили ли в итоге спящую красавицу из ручья, я даже и не помню:))

А сейчас... ну, в этом конкурсе пока что обнаружились всего два рассказа, в мире которых можно жить! Ну, что за безобразие!

Со стилистикой в этом рассказе все вполне приемлемо. При беглом чтении не возникает желания открыть окошко сообщения и немедленно постучать автора по чему-нибудь. Выискивать блох специально мы не будем.

Композиция — сорри, немного переусложена для такого объема. С одной стороны, мелкие сегменты подчеркивают разорванность сознания героя. С другой, не всегда стоит искать простых путей. Если не драть текст на лоскутное одеяло, можно было бы показать мир, чтобы у меня, например, не возникало вопросов, а почему это нельзя датировать периодом ВОВ?

Крайне приятная особенность рассказа — его насыщенность узнаваемыми, но при этом ненавязчивыми реминисценциями. Навязчиво вышло только с Бредбери. Если бы автор пошел другим путем, встроив конкретно эту отсылку другим способом, это могло бы украсить текст.

Проблематика текста — актуальна со времен Роди и как пепел Клааса стучит в сердце всех и каждого: «тварь я дрожащая, или право имею». Хотя, конечно, автор чуть иначе расставляет акценты: стоит ли превращаться в тварь дрожащую, чтобы поиметь право?

Весьма симпатичны демоны, разрывающие мозг многострадального главного героя. Хотя, конечно, объяснение, кто они такие, на мой субъективный вкус, тоже переусложнено. Вполне хватило бы традиционных ангела и демона, стоящих по левое и правое плечо. С другой стороны, инсталляция брата со приятелем дают вполне себе живую отправку к «Бойцовскому клубу». И не только к нему. Жапризо любил поискать нечто подобное в голове героя, например. И даже Сименону случалось отметиться. Молчу уж про Саган. О, кстати, получилось, что французам это особенно близко:) Ну, или я их просто больше читала:)

Метания героя вполне достоверны психологически (ну, местами).

Концовка — слишком загроможденная. Автору ужасно хотелось сделать ее открытой. Поэтому нам сначала показали один вариант выбора. Потом второй. А потом — все-таки, пришпилили откровенно открый финал, траспорантом выкатив самый главный вопрос этого повествования и человеческого бытия. А то мы по чтению сами не догадались, как формулируется основная проблема оного рассказа... Не знаю, кто как, а я — так очень не люблю траспоранты. Сразу возникает ощущение, что меня принудительно гонят на демонстрацию.

Концовка, кстати, примерно так выстроена у Фаулза в «Женщине французского лейтенанта», если мне не изменяет память. Там тоже варианты будущего расходятся в веер. Но здесь смотрится не так ажурно и изящно. Насколько я понимаю, такие вещи, все-таки, имеет смысл исполнять в несколько большем объеме. Здесь получилось, что слишком много утрамбовали: три точки — три тире — три точки без пауз между буквами.

В общем, все очень неплохо. Текст не вызывает ощущение, что пришлось давиться очередной конкурсной нетленкой через силу. Но... на мой вкус — самобытности не хватает. Примерно как с рассказом Руты Пенты на прошлом конкурсе вышло: Ничего нового. Обзор за неделю. Идеи и проблематика, переживываемые русской интеллигенцией с тех времен, когда она еще не привыкла самое себе таковой считать, скромно довольствуясь названием «разночинец». Но зато можно с большой достоверностью судить, какие книги автор читал.

Очень не хватило хотя бы характеров, не вызывающих ощущения дежавю. А здесь — все стандартно. Штампованный военно-социальный апокалипсис интеллигентного автора со стандартным набором стандартно мыслящих героев-марионеток.

Если вас утешит, то рассказ Руты Пенты, который я избила во флудилке, чтобы не расстраивать незнакомого автора, в итоге вышел в финал. У вашего — тоже реальные шансы, если, конечно, преноминатор пропустит. За что лично я буду его осуждать публично. Не оспаривая при этом:)

Уши_чекиста 16.07.2013 14:35

преноминация не пройдена. нет темы. оспорить решение можно в теме преноминации.

Иллария 17.07.2013 10:20

Я рада, что Демьян увидел в рассказе.

Но формальной справедливости ради.
Цитата:

Если внимательно читать, то можно найти: беспилотные самолеты; тепловые лучи и искусственные бури, как оружие; экзоскелеты на солдатах Города Солнца; специальную лампу, заменяющую костер. Это только навскидку.
Угу. Все эти вещи уже существуют, хотя бы в прототипах. С экзоскелетами самая большая печаль, что самый дешевый стоит несколько сотен тысяч. Поэтому момент, когда инвалиды-колясочники смогут массово начать ходить с их помощью, пока, увы, откладывается.

Точно так же, как существуют и места военных конфликтов.

Будущего в вашем рассказе не видно. Все, что вы описываете, уже было. Все события и переживания нет проблем отнести как к периоду ВОВ, так и нашим дням. И раскиданные по тексту мелкие антуражные детальки его не делают. Вы не показали ничего, что изменилось бы в сравнении с сегодняшним днем.

Very_sad 20.07.2013 03:35

Иллария, спасибо за развернутый отзыв. Валерьянка не понадобилась.:) Прочел с интересом. О том, что мой рассказ не о будущем - не соглашусь.
"Вы не показали ничего, что изменилось бы в сравнении с сегодняшним днем." - говорите вы. Ну да. Совсем не показал. Всего лишь началась и кончилась Третья Мировая. Пустяки.:)
Детального описания технических новинок у меня действительно нет. Все кусочками, вскользь. Но делайте скидку на то, что перед вами не твердая НФ, а мягкая, социальная. Главная задача тут - показать не новое железо, но новых людей в новом мире. И тем не менее антуражных деталей ИМХО достаточно, чтобы понять, что действие происходит не во времена ВОВ.

Иллария 22.07.2013 20:29

Цитата:

Сообщение от Very_sad (Сообщение 1614857)
Иллария, спасибо за развернутый отзыв. Валерьянка не понадобилась.:) Прочел с интересом. О том, что мой рассказ не о будущем - не соглашусь.
"Вы не показали ничего, что изменилось бы в сравнении с сегодняшним днем." - говорите вы. Ну да. Совсем не показал. Всего лишь началась и кончилась Третья Мировая. Пустяки.:)
Детального описания технических новинок у меня действительно нет. Все кусочками, вскользь. Но делайте скидку на то, что перед вами не твердая НФ, а мягкая, социальная. Главная задача тут - показать не новое железо, но новых людей в новом мире. И тем не менее антуражных деталей ИМХО достаточно, чтобы понять, что действие происходит не во времена ВОВ.

Я рада, что обошлось без валерьянки:) Тогда беседуем дальше по мере наличия времени.

Я как раз и не увидела, что у вас кончилась и началась Третья Мировая.
Я плохо знаю историю, слабо разбираюсь в экономике и сознательно игнорирую политику. Но я вижу, как меняются люди вокруг меня. Под влиянием так называемого прогресса. Например, мы в детстве читали уйму книг, в библиотеке в очередь записывались, чтобы получить особо вожделенный том. Представляете, там штраф был за просрочку при сдаче (ну, если книга была востребованной). И болтались преимущественно по всяким оврагам. И никто, что характерно, толком не знал, куда унеслась кодла. И никто особенно не волновался. Сейчас - эпоха мобильных телефонов. Их к детям шнуриками привязывают. Вот только не смотря на возможность в любой момент позвонить и уточнить местоположение - все равно мало кто болтается по улице без присмотра. Ну, по крайней мере, в том возрасте, что мы это делали. Мелких - не отпускают. Подростки - предпочитают общаться вконтакте. И вот о таких мелких, но всеобщих изменениях психологии можно рассуждать бесконечно.

Если в вашем рассказе заменить Третью, скажем, на Первую или Вторую Мировую. Экзоскелет - на штурмкомлект новейшей модели (см. картинку Демьяна:), чудо-лампу - на примус, ружжо - тоже на что-то менее вымученно футуристическое, что изменится? От перемены названий не меняется суть вещей. Вы их просто переименовали, чтобы создать антураж. А вот методика и психология их применения остались как есть. Мобильный телефон принципиально изменил массовую психологию. У вас в рассказе не видно ни одного такого гаджета.

Ну, и кроме того, логика событий. Не случайно начала с экономики и политики. Что-то мне кажется, что современное вооружение, политика ядерного сдерживания друг друга и, главное, сложные кредитные взаимоотношения могут дать картину такой разрухи, как рисуете вы?

Антураж 22.07.2013 20:48

Круговая порука. Группа - 4.

Насколько же в рассказе всё мрачно. Просто жуть. Люди жрут людей, что может быть хуже? Конечно, обстоятельства описанные автором того требовали: одни объединялись истребляя всех непокорных, другие выживали, борясь с объединёнными и такими как они.
Вот скажите, автор, вы и вправду так представляете третью мировую войну? Куда по - вашему, подевалось всё ядерное оружие? Ведь стоит только нажать на кнопку... Вот и вся бойня.
По тексту:
Когда герой дезертирует из армии, зачем убивает стоящего на тумбочке друга? Он всего - то спросил: " Куда ты?" Можно же было ответить: в сартир, за поллитрой, мало ли вариантов?
Рынок: все ходят с оружием, убивают без вопросов, кому такой рынок нужен и странно что кто-то там вообще жив остался.
Поначалу мне казалось, что в городе солнца живут адекватные люди, но и тут облом: такие же убийцы.Автор подразделяет мир на людей и крыс, но людей нет как таковых.
Впечатлили метания героя от человека к крысе и обратно. Что бы он ни выбрал, навсегда останется крысой. Поражает быстрота, с которой мир докатился до такого состояния. Как - будто сотни лет прошло, человеческого ничего нет. Мир без людей - утопия.
В рассказе описано два варианта развития финала и герой выбирает вроде как второй. А первый куда делся? Автор от него не отказался,но тот как бы, выпадает.
Зачем тогда этот вариант вообще понадобился? Не лучше ли его убрать совсем? Герой сделал выбор и точка. Или представить его в виде сомнения, сновидения...
В стиле и написании заметна рука мастера. Автор явно не новичок. Всё грамотно, красиво, герои прописаны, лица понятны. Картинка прописана чётко, читается легко. Рассказ всем хорош, вот только...
Вместо будущего, я увидел прошлое, времён столетних войн. Примерно так и жили люди, таковыми они и могли быть.
В любом случае, автору удачи и пожеланий добавить немного ярких красок в рассказ, разбавить чёрно - белую реальность.

Горислав Письмин 22.07.2013 20:52

Круговая порука №4

В этот раз, видимо, буду - вынужденно, в том числе и стилистически, - краток.

Что нравится в рассказе:

Хлёсткие предложения, которые, ввиду своей продуманности и логичности, не напрягают, а заставляют словно бы против воли читать дальше. (А то иногда понапишут обрезками, и думай, что автор забыл вставить в предложения. :-(( )
Образность при малом количестве образов.
_Сдержанная_ эмоциональность.
Сложная и болезненная, но не переходящая в бездумную "чернуху" идея/тема - тоже редкость.
Непростая, притягательная - в том числе и благодаря этому - композиция.
Центровка на герое, а не на фантдопе или чём-то ином, неодушевлённом (всё же люди мы и для людей пишем, придерживаюсь этой точки зрения чаще всего).

Что не понравилось:

Сказать затрудняюсь, притом что сам не люблю чистый мрачняк. Претензий-то в общем-то и нет. Даже грамотность на уровне - или, если хотите. на высоте, и так можно сказать. Текст вот длинный получился, из-за чего не столь сильно бьёт, насколько мог бы - ИМХО. Но ведь интересно же. Можно, конечно, попытаться завлечь устающего от подобных текстов читателя каким-нибудь приёмчиками вроде необычного мира, цепляющих (экспрессивных?) описаний, глубокого психологизма в диалогах... не потерять бы стиль и уже имеющиеся плюсы.

Итог:

Мне понравилось. Не понравилось бы, всё равно стал бы рассказ "защищать" от преномов :-)))) , но менее активно.

Tarnay13 22.07.2013 22:42

Я был поражен! Вот это и значит, грамотный пост-апокалипсис!
Герои, главная мысль про крыс, революции и людей, шикарные! Что уж говорить про отсылку к "Городу солнца" Томазо Кампанелы?
Да, возможно идея не нова, но черт меня дери, как хорошо написано!
Что не понравилось: две концовки можно было связать в одну и чуть-чуть подкорректировать. Но это вполне простительно.
Автор, ты у меня в топе)))

Генри Дин 23.07.2013 10:40

Круговая порука. Группа №4
После прочтения этого рассказа, в голову пришли эти слова А.С. Пушкина:" Товарищ, верь! Взойдет она - Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!" Теперь к делу: это очень серьезная работа, которая претендует на победителя. Лаконичные описания местности с передачей чувств героя сплелись здесь в одно целое. Это прекрасно. В некоторых местах я просто ненавидел Диму, а уже через пару строк мне было его жаль. Очень хорошо проработан образ человека-крысы, но этот Марк... брррр, от него в дрожь бросает. Но есть одно но. В некоторых предложениях присутствует некая недосказанность, что заставляет перечитывать два-три предложения для понятия общей картины. Но это мелочи... как печально, что это рассказ, а не полноценный роман

Плюсы:
- разбит по главам, выглядит и читается отлично;
- две концовки;
- хорошо описаны чувства и " внутренняя борьба" героя;
Минусы:
- иногда присутствует "недосказанность"

Итог: 9 из 10 баллов

Koshka 9 25.07.2013 20:55

Не стала читать другие отзывы, не хочу портить впечатление, потому что:

Блестящий рассказ.

Плюсы
  1. Умный, интересный, увлекательный
  2. Читается на одном дыхании, сюжет предсказать нельзя, каждая страница – новый поворот сюжета.
  3. Живой, реалистичный мир. Его понимаешь, чувствуешь, ощущаешь, как будто живешь внутри этого мира. Откроешь дверь и окажешься в этом жестоком, без налета человечности сосуществовании крыс
  4. Герои – живые. Невольно сравниваешь себя с ними. А как бы ты повел? Кем бы ты стал? Помог бы? Съел бы мясо человека, если стоит вопрос о твоей жизни? Убил бы? Сошла ли бы с тебя шелуха цивилизации. Смогли бы ты выдавить из себя человека? Кто прав Марк или Женя? За кем идти?
  5. Два варианта окончания – и оба не дают ответа, как правильно, как надо? Стая или крыса-одиночка? Убивать самому или по приказу? Можно выбрать, что же лучше? Жестко, сильно и убедительно.
  6. Прекрасный язык, образно, стильно, эмоционально.
  7. Рассказ заставляет задуматься, хочется порассуждать, поспорить, сравнить. Найти выход там, где выхода нет.

Very_sad , спасибо большое за рассказ. Это было очень увлекательное и умное чтение. Очень надеюсь, что Вы попадете в финал.

Минусы ( по мелочи)
  1. Не совсем поняла фразу: "На тумбочке стоял мой друг" - почему он стоял на тумбочке, а не рядом?
  2. Но что мне делать, если я слаб, и не могу победить - запятая не нужна. Однородные придаточные

Reistlin 28.07.2013 18:08

То что рассказ допустили до конкурса очень даже здорово. Это один из сильнейших рассказов из всех (поскольку читал всё, то могу себе позволить так говорить). Мир яркий, и как это странно не прозвучит, реалистичный. Автор отлично показал показал людскую сущность. Что тут сказать? Браво!
В плюс стоит записать и то, что автор сумел совместить постапокалиптику и антиутопию.
Образы героев так же великолепны. Они выписаны до мелочей, и это здорово. Причём в памяти остаются все персонажи, начиная от героя и его друга Марка и заканчивая Библиотекарем и женщиной, убитой на базаре. Часто авторы игнорируют персонажей второго плана, делая их картонными, но тут автор каждому действующему лицу дал индивидуальность, и это здорово.
Язык хороший. Изложение на уровне, хотя ближе к финалу, автор иногда "срывался" на беглый пересказ.
Что не понравилось? Финал. Многоходовость, возможность выбрать лучший, не впечатлила. Выскажу личное мнение - мне бы больше понравилось, если бы финал был один. И я бы выбрал вариант в котором убивают библиотекаря. Так бы Вы лучше показали, что красно-черные такие же крысы, как и те, кто живут за стенами Города Солнца. Но это лишь моё мнение. Спасибо за рассказ и удачи!:smile:

Ранго 31.07.2013 09:55

Цитата:

Сообщение от Koshka 9 (Сообщение 1618343)
почему он стоял на тумбочке, а не рядом?

дневальный он потому что.

Вообще, забавно, что какую концовку не выбери, всё равно превратишься в крысу. Есть от этого, что-то... предопределённое, протестантское.
Ну, и забавно, что лично для себя я заново открыл велосипед и пришел к противоположному выводу "кроткие унаследуют землю".
Шизофрения, игры разума, бойцовский клуб, один болезненный сон (Карел Чапек про небоскреб). Если что и вызвало непонимание, так мини-заглавия. Они как подписи на картинках веб-комиксов. Или не только веб? Не знаю, других не читал.

Ранго 04.08.2013 09:45

круговая оборона, группа крови 2-я 5
По сути, всё что наболело я уже изложил выше, но вряд ли это подходит под формат поруки.
Что я больше всего ненавижу в рассказах? Правильно, костыли и стишки. Стишки, к слову, не Пушкинские. Ну, думаю, может, раз автор закинул их в текст, есть какой-то особый смысл. Ладно - яндекс - поиск - слушать онлайн.
Скрытый текст - 1:
Watch on YouTube


О вкусах не спорят, хотя как по мне какой-то Чайф скрещённый с Гражданской обороной и Телевизором. Забегая вперёд, сразу скажу, что рассказ понравился, но песня... по крайней мере поют лучше, чем исходные стихи.
Когда-то я был студентом. - при первом прочтении меня сразу зацепила эта строчка. Всему виной Вавилон-5. Раса полубогов задает вопрос: Кто ты? Ответ: я студент? И всё? Это всё, что можно сказать о человеке, что он был студент? О!
Учил историю по старым книгам, перебирал бумаги и черепа. - а вот показан процесс обучения. Прямо скажем, с героем мы учились в разных вузах. И как можно перебирать черепа? Если он на раскопки ездил, то... как можно перебирать черепа? Тут Ранго вспомнил, как когда-то он охотился за целыми немецкими черепами и очень злился, что в его смены попадались только битые и всякие косточки...
На шее рядом с пацифистским знаком – солдатский жетон. Да-да, "Цельнометаллическая оболочка" 1987, знак на каске. Помню.
К слову, забавно, что в будущем слушают Цоя.
Джим Моррисон вперемешку с Вагнером под шум винтов. "Апокалипсис сегодня". Хорошая сцена с вертолётами.
Очень много пасхалок к фильмам или книгам. Воображаемый друг - что-то из Бойцовского клуба, хотя историй с такими друзьями куча, может и из другой.
По превращению человека в крысу... в общем, наверное, все знают, что такое крысоволк? Ладно, вдруг, кто-нибудь не знает, поясню. Если в одном месте стало слишком много крыс, надо отловить штук десять живьём и скинуть их в бочку. Закрыть сверху. И пусть маринуются, пока не останется только одна. Осторожно, потому что эта крыса опасна как медведь-шатун, отпускаем крысу на вольные хлеба. Очень скоро в округе все крысы исчезнут. Проверено человеческим опытом.
А человек-волк? У индейцев есть куча историй про Вендико. Даже фильм неплохой поставили "Людоед" называется. Там где живет вендико люди больше не встречаются.
Люди ведь чрезвычайно быстро деградируют. Это автор хорошо подметил. Но дальнейший процесс "превращения" в крысу - это смерть, безумие и т.п. Обратно пути не будет. Сколько людей за человеческую историю сходило с ума в подобных условиях? Достаточно почитать что-н. о кораблекрушениях, хотя, чего далеко ходить. Спасибо блокаде, голоду в Китае и т.п. за наше вдохновение!
Вымрет ваш крыса-человек.

Олег Быстров 04.08.2013 14:34

Рассказ понравился. Жёсткий постап, порой даже беспощадный. Многое узнаваемо? Имхо, это плюс, а не минус. Концовка, на мой взгляд, по второму варианту выигрышнее - в рассказе должен быть хоть какой-то позитив. Или надежда. Если ГГ с тоской вспоминает читательский билет, значит что-то ещё осталось. Просто крыса (1 вариант) таки да - умрёт в безвестности. Это удел второстепенных персонажей - их жизнь и смерть пример другим. Но ГГ должен сыграть на общую идею рассказа. И если идея не жизнь, то зачем такой рассказ нужен?


Текущее время: 17:29. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.