Форум «Мир фантастики» — фэнтези, фантастика, конкурсы рассказов

Форум «Мир фантастики» — фэнтези, фантастика, конкурсы рассказов (https://forum.mirf.ru/index.php)
-   Литературный Клуб (https://forum.mirf.ru/forumdisplay.php?f=45)
-   -   В.Б. Чупасов. Средства деавтоматизации восприятия в отечественной фантастике (https://forum.mirf.ru/showthread.php?t=9916)

Лаик 24.03.2009 18:53

В.Б. Чупасов. Средства деавтоматизации восприятия в отечественной фантастике
 
Обсуждение статьи. Господа, которые получили от меня файл со статьей, присоединяемся.

Как выяснилось, некоторые термины могут быть понятны не всем. Я добавлю несколько материалов об остранении и деавтоматизации восприятия.
Статья Шкловского, где он говорит об остранении. Очень ясно и понятно написана: Искусство как прием.
Дополнительные материалы:
http://www.russian.slavica.org/article4182.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Остранение
http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-3471.htm
http://slovar.lib.ru/dictionary/ostranenije.htm

Если есть другие непонятные термины, давайте для начала разберемся с ними. Пишите в тему, будем гуглить выяснять.)

Jur 25.03.2009 11:50

Статью скурил прочитал. С пятого раза пришел к выводу что приведенный вывод достаточно логичен. Пока докуриваю вспоминаю что из контрпримеров можно привести.

Jur 25.03.2009 19:26

Запощу и сюда - любопытная статья Павла Амнуэля о развитии НФ. На мой взгляд наблюдается определенная корреляция с выводом Чупасова ;).

Franka 25.03.2009 20:56

Статья произвела впечатление ведра холодной воды. Открыла, скажем так, целый мир, о котором только смутно подозревала. Чувствую себя младенцем в джунглях.

Snake_Fightin 25.03.2009 20:59

А кто может тезисы извлечь? А то как-то по-институтски написано.

Mariko 25.03.2009 21:00

Snake_Fightin, конкретно из этой статьи или?... что там вас конкретно смущает-то?)))

Snake_Fightin 25.03.2009 21:03

Что прочитав строчек пять и пробежав абзацев шесть, отлично понимаю аверченковских крестьян, утопивших болтливого студня.

Jur 25.03.2009 21:32

Snake_Fightin, многабукаф? Предлагаю обратиться к автору с просьбой изложить статью в виде анекдота: коротко, смешно - хорошо.

Mariko 25.03.2009 21:35

единственное, что могло смутить - некоторая наглядность... так там без примеров не обойтись, по-моему... заумной статью тоже не назвать.
мне понравилось - весьма интересно, мои мысли подобные факты задевали, но систематизировать наблюдения в голову не рпиходило)))
спасибо Лаик)))

Лаик 25.03.2009 21:47

Господа, я хочу поговорить о резком выводе. Я еще раз внимательно перечитала статью. Он даже по тону не соответствует всему тексту.
Я понимаю, что он в рамках исследования очевиден, но. есть немало спорных моментов. хотя бы смещение всего внимания на научную фантастику. ее нет - литература буксует.
правда или очередной субъективный взгляд?

кстати, все разобрались с остранением? можем вместе вспомнить, что же это такое.

Лаик 26.03.2009 00:20

Atra,
ая и не говорю, что это антиутопия. Элементы антиутопии в Лемовском произведении есть, я это и раньше утверждала. но образцовым представителем жанра ей никогда не стать.
к тому же я взяла "Механическое пианино" Воннегута. И, возможно, немного напишу об "Опрокинутом мире" Приста. Так что Лема перечитывать не буду.) Хм... Странно, что меня в список не внесли.

Warlock9000,
бери.

Jur 26.03.2009 10:56

На мой взгляд вывод некорректен. Автор называет фантастику "интеллектуальным романом" - но с чего бы это вдруг? Что такого особо "интеллектуального" у Берроуза? Или у отечественных фантастов начала века с их "производственными романами"? У фантбоевика?


Другой вопрос что определенные мысли в выводе есть: если говорить именно о НФ, то она под "ИР" вполне попадала. Верно и то что отечественной НФ сейчас почти нет, кроме чего-то А. Громова и вроде Васильева.
Собственно про кризис НФ написано в приведенной выше ссылке П. Амнуэля. Но некую интеллектуальность для привлечения читателей беллетристика иметь должна . И мы действительно видим перенаправление познавательных усилий с науки на литературу. При этом у каждого автора свой уровень - Эко, Ффорде, Олди, Браун, Еськов, Никитин и т.д.

Так что мое мнение автор взял частный случай и попытался его незадумываясь обобщить и попал пальцем в небо.

ЗЫ. О, за шесть "читок" я поменял мнение 3 раза. Знатная трава ;).

Лаик 26.03.2009 11:03

Ты пишешь, что беллетристика должна иметь некоторую интеллектуальность. Мне интересно, неужели обычная, не зазывающая, хорошая беллетристика не должна заставлять читателя думать? И иногда чувствовать себя илиотом? Ведь высокую литературу, ее распознаешь только спутя лет 30.

Литературоцентричность. Согласна.

Трава, говоришь? Надо перечитать. Хотя у меня сейчас похлеще трава. Зельоооооооная...

Jur 26.03.2009 11:13

Цитата:

Сообщение от Лаик (Сообщение 510113)
Мне интересно, неужели обычная, не зазывающая, хорошая беллетристика не должна заставлять читателя думать?

Эээ, ничего не понимаю. Я вроде про это и писал: фантастика оценивается по гамбургскому счету, то бишь как беллетристика, а хорошая беллетристика должна заставлять читателя думать, ну или чувствовать (так или иначе). ;)

Лаик 26.03.2009 11:26

Jur,
согласна.
Статью Амнуэля почитаю.

вот что мне интересно. Олди - интеллектуальный роман без читателя-интеллектуала? или нет? если говорить только о цитатах и реминисценциях, то и скрытых, неочевидных вполне достаточно. вспомню "Путь меча" с Аль-Муттанаби и Кабиром.

Jur 26.03.2009 11:27

Лаик,ну я ж говорю субъективно. Даже скорее не грязи а натуралистичности.

Лаик 26.03.2009 11:28

Jur,
ничего против натуралистичности не имею. мне она даже нравится, когда впечатление нагнетается. не зря мне нравится Золя.)

Jur 26.03.2009 11:32

А я вот имею и не люблю. И фиг переубедишь ;))

Лаик 26.03.2009 11:36

Jur,
а я над душой и не стою.=) хотя мои вкусы - штука странная. я и от "Житейский воззрений кота Мура" тащусь, и от "Жерминаля". О____о

Jur 26.03.2009 11:39

А я ничего не читал ;((. О чем хоть речь-то?

Лаик 26.03.2009 11:45

Jur,
Мура Гофман написал. Романтизьм чистой воды. Жерминаль - роман Золя.)

Jur 30.03.2009 09:28

Чего-то никто не написал. ;) Честно говоря фразу "Олди - интеллектуальный роман без читателя-интеллектуала" не понял. Что имелось в виду-то? Уровень писателей? Или романа? Млм читателей?

Лаик 30.03.2009 10:19

Jur,
и того, и другого, и третьего. вся ситуация.
Я поняла так: нынче фантастика не та, о будущем она не говорит - не модно, не актуально, все темы разработаны - замыкается на самой себе, на тексте, а литературе. но писатель, не будь умнее своего читателя! не пиши того, что не смгут понять. поэтому все цитаты, предназначенные для деавтоматизации восприятия, узнаваемы или маркированы. такие заигрывания никогда не считались интеллектуальными. но что мы видим? прежняя простота фантастического текста подменена странной затрудненностью, сложностью, сопутствующей философскому роману. но суть не стала лучше, только хуже. мы получаем дэнов браунов и кириллов еськовых. и олди заодно. масскульт маскируется под явление культуры.

Jur 30.03.2009 11:06

Мне так не кажется. На мой взгляд в статье определили вектор фантастики из НФ в литературу (я бы вообще расширил и сказал что вектор из технических наук в гуманитарные: литература, история и т.д.). А то о чем ты пишешь - уровень фантастики. Как раньше в НФ могла быть проработанная теория и хорошее описание так и бредовая теория и отстойный язык. Так и теперь в " исторической" есть Браун, есть Стивенсон, а есть Эко. В литературной есть Ффорде, а есть Никитин с Еськовым. Все это фантастика, только уровень разный. А вот деление по уровням - отдельная тема, тема популярности. Тут надо еще думать... а впадлу

Лаик 30.03.2009 11:18

Jur,
Чупасов в статье, говоря о разных по уровню произведениях, никак их не различает. фантастика и фантастика. ему важнее всю фантастику отбрить в массовое чтиво. так показалось, по крайней мере.
фантастика не очень научная и раньше долго и мирно существовала. не одной НФ живы. мне даже странно, когда все стараются свести к ней.

Jur 30.03.2009 12:12

Ну, Чупасов-то передергивает, это очевидно. Иначе он вспомнил бы не только про Брауна, но и про Эко. А про НФ - именно она ложится в тренд статьи. Все остальные направления вообще не при чем. Как была альтернативная история, боевик, космоопера или киберпанк - так и остались и никуда они не делись, максимум произошли эволюционные наблюдения.

Лаик 30.03.2009 12:20

Jur,
тогда я не понимаю, при чем здесь Олди. да, молодое поколение, да, новые "прогремевшие" писатели, но их произведения - нечто среднее между мифологическим романом и фэнтези - как относятся к этой самой НФ?
То, что литература повернулась от НФ к фэнтези и другим более "гуманитарным" направлениям, ясно. Может, эту смену и хотел показать Чупасов. Но он совершенно четко оценивает ту литературу, которая была, положительно, и ту литературу, которая пришла, отрицательно. или я не права?
вообще конец статьи кажется приклеенным. автор оглушает им читателя, никак не подготавливая, не аргументируя свое положение в основной части работы.

Franka 30.03.2009 12:48

*кается* Пришла к выводу, что так и не поняла, ЧТО же Чупасов хотел всем этим сказать. Как он сам относится к способам остранения, которые приводит в пример: то ли восхищается, то ли издевается, то ли просто рисуется. Надо заставить себя перечитать.
Очень неприятное впечатление осталось, мешает осознавать.

Bасилиса 30.03.2009 13:00

А статью рассылают только избранным? С удовольствием бы прочитала и обсудила)

Waterplz 30.03.2009 14:19

избранным не рассылают.

Лаик 30.03.2009 14:25

киньте мыло мне в личку.

Waterplz 30.03.2009 19:19

ключевая мысль: в традиционной триаде мир - люди - "культурные отсылки" отечественная НФ переключилась с мира на "культурные отсылки". подмечено, насколько я могу судить, верно. и тому есть очень простая причина, известная каждому школьнику: все мощности науки повернули в другом направлении. человечество поняло, что ничего нет интересного за облаками и гораздо полезнее (я бы сказал жизненно важно) разобраться в генокоде, найти какие-то решения в социальной сфере, разобраться с экологией и истощением ресурсов и т.д.
я думаю, пройдет несколько лет и НФ переориентируется и вернется вновь к миру. без космических кораблей.

а все остальное - просто примеры. часто неудачные. у меня лично адаптации поговорок не вызывают остранения: юмор оценил, едем дальше. а у вас?

p.s. завтра перечитаю, может как Jur мнение изменю.

Лаик 30.03.2009 19:28

Waterplz,
хм. можно сказать, что написал ты о последних 5-6 абзацах. не отрицаю, о самой спорной части статьи. все остальное прошло мимо, хотя в этом самом "всем остальном" и таится зерно истины, которое стоит припрятать.
об остранении и литературоцентричности - очень интересные сведения, и примеры точные - бьют в цель. я не думала, что Чупасов сможет свести произведения разных уровней в одном анализе.
да и сама концепция деавтоматизации восприятия, описания вещи "как в первый раз увиденной" (Шкловский) заслуживает внимания. Восприятие текста и мира не как должнгоо, незаметного, соответствующего ожидаемому антуражу. Переключение внимания как на традицию, которую продолжают/осваивают авторы в романах, так и на привычную нам культуру. если разобраться, то остранение, "остраннение", если хотите, есть.

отписываться буду завтра: сейчас мысли умные мышами по углам разбегаются.

Waterplz 30.03.2009 19:48

с концепцией остранения я ознакомился. да, впечатляет. но статья, не смотря на название, не о ней.
а примеры, которые он приводит, это не остранение. ни в классическом смысле шкловского, ни в расширенном, который вы предлагаете.

Лаик 30.03.2009 20:21

Waterplz,
я же вроде расширила свое толкование до примеров Чупасова. Ок, будем разбираться. Хочу понять: приведи мне несколько примеров остранения в его "расширенной интерпретации".

Bасилиса 31.03.2009 00:31

Прочитала. Честно говоря, не прониклась. Да, автор прав, но он слишком сгущает краски.

Примеры выбраны самые кричащие, в них потыкано пальцем и изобличено интеллектуальное бессилие современной фантастики. Да, такго рода фантастики сейчас большинство, но ведь автор не даёт положительных примеров! Их нет?

В статье подробно рассмотрены эти самые "средства". И они политы грязью. Что же взамен? Или просто отказаться?

Опять же, статья пытается изобличить "фантастический роман" как уникальный жанр. Сомневаюсь, что такое понятие вообще сейчас применимо, если его разработать и разнести по полочкам так, как хотелось бы автору.

Ни для кого не секрет, что отечественная фантастика сейчас в застое.

Waterplz 31.03.2009 18:45

"приведи мне несколько примеров остранения в его "расширенной интерпретации"."

"Переключение внимания как на традицию, которую продолжают/осваивают авторы в романах, так и на привычную нам культуру."

Скрытый текст - цитаты:
1. Так, пленник из эльфийского отряда описывает боевое задание как "челночное патрулирование зоны, прилегающей к тракту, и зачистка территории в целях борьбы с повстанцами".

2. "Твои слова да Брахме в уши!".

3. "береженого Единый бережет" и "Ладно, Единый им судья"

4. "Надоело. Хуже горькой снухи"

5. "титан тоже думал, да в Тартар попал".

6 "Плохому охотнику всегда что-то мешает: то хитон узкий, то собаки плохие"

7. "неизбежные потери. при заготовке леса всегда остаются мелкие древесные отходы"

8. М-мать!..

9. "Здравствуй вовеки, госпожа шалава!"

10. "Умельцы райские... драть вас некому! Суки!
Страшное оскорбление Трехмирья (ибо нельзя себе представить животное более нечистое. чем собака-самка) в его устах звучало совершенно естественно.
Что само по себе вызывало удивление"

11. "двухголовый змей-наг заявлет, что и одну из голов сложить не желает, мотивируя это тем, что "одна голова хорошо, а две..."

12. "Во, думаю, рржденный ползать... Тут как раз и прилетел".

13. "Единый сотворил людей сильными и слабыми, а создатель арбалета их уравнял".

14. "Есть такое слово - надо".

15. "Или сам пойдешь, куда Макар тельцов не гонял?!".

16. "Черный Баламут - господь Кришна - несет людям новуб правду - правду Любви. Перед лицом этой ценности человеческая жизнь не стоит и полушки. И люди, избравшие Высокое служение, превращаются в людоедов".

17. "гондорское начальство, собравшее инженеров-оружейников в неком подобии "шарашки", именуется "руководство" (Е, С. 415), правительство страны эльфов названо "как никогда ранее единым" "

18. "Росту - кишку в тюрбане, а туда же".

19. "То, что вы собрались соверщить, - хуже, чем преступление. Это ошибка".

20. "Послушай я тебя, уже не знаю зачем, меня дурно приняли бы там и косо посмотрели бы здесь"

21. "Раз вы так говорите, значит, так и было"

Несложно увидеть, что остранения в классическом смысле среди этих цитат нет вообще.

Левосторонними будем называть конструкции указывающие нам(акцентирующие внимание) на литературную реальность/традицию.
Скрытый текст - левосторонние:
2. "Твои слова да Брахме в уши!"
3. "береженого Единый бережет" и "Ладно, Единый им судья".
4. "Надоело. Хуже горькой снухи".
5. "титан тоже думал, да в Тартар попал".
18. "Росту - кишку в тюрбане, а туда же".

Правосторонними, как не сложно догадаться, те что указывают нам(акцентирующие внимание) на "настоящей" реальности.
Скрытый текст - правосторонние:
1. Так, пленник из эльфийского отряда описывает боевое задание как "челночное патрулирование зоны, прилегающей к тракту, и зачистка территории в целях борьбы с повстанцами".
6. "Плохому охотнику всегда что-то мешает: то хитон узкий, то собаки плохие"
11. "двухголовый змей-наг заявлет, что и одну из голов сложить не желает, мотивируя это тем, что "одна голова хорошо, а две..."
12. "Во, думаю, рржденный ползать... Тут как раз и прилетел"
13. "Единый сотворил людей сильными и слабыми, а создатель арбалета их уравнял".
14. "Есть такое слово - надо".
17. "гондорское начальство, собравшее инженеров-оружейников в неком подобии "шарашки", именуется "руководство" (Е, С. 415), правительство страны эльфов названо "как никогда ранее единым" "
19. "То, что вы собрались соверщить, - хуже, чем преступление. Это ошибка".
20. "Послушай я тебя, уже не знаю зачем, меня дурно приняли бы там и косо посмотрели бы здесь"
21. "Раз вы так говорите, значит, так и было"


Так вот, к чему я все это? Хорошо бы сказать, что и сам не помню уже, и пойти спать.
Левосторонние - это остранение в расширенном смысле, когда для идентификации объекта используется конструкция, характерная для другой культуры.
А правосторонние - это эзопов язык, это дьявольские козни постмодернистов, это прямые отсылки к общеизвестным событиям, это все что угодно, не имеющее отношения к остранению. Вы много лучше меня знакомы с терминологией, названия подберете.

Если вы все еще следите за моей мыслью, то заметили что некоторые цитаты я обошел стороной.

Скрытый текст - усложненные случаи:
8. М-мать!..
9. "Здравствуй вовеки, госпожа шалава!"
15. "Или сам пойдешь, куда Макар тельцов не гонял?!"

читатель сначала выбрасывается в "настоящее" привычным выражением, а потом, если повезет, понимает что его внимание направляют на часть сюжета. прием красивый, остранения нет, "педалирование"(ужасное слово) на лицо.

Такие дела. Жду конструктивной критики, прошу сильно по голове не бить.

Лаик 31.03.2009 18:49

Waterplz,
на ошибки не указываю, но не удержусь: не узнавание, в том и дело, а восприятие, повышенное к нему внимание.
Толкование Шкловского я знаю. И примеры мне понятны.
Мне неясна твоя точка зрения.

Waterplz 31.03.2009 19:33

Лайк, я же просил. Остранение это прием. А эффекты которые он вызывает или не вызывает индивидуальны и не могут служить его определением. У меня например фраза "Твои слова да Брахме в уши!" не вызывает "восприятие, повышенное к нему внимание". Это просто стилизация. Я очень устал на работе, я прошу вас, не лезьте вперед паровоза. Меня не хватит сейчас на то чтобы думать, что я хочу сказать, и одновременно спорить с вами.


Текущее время: 17:54. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.