![]() |
Барды и менестрели
Бард (от кельтского bardos, восходит к праиндоевропейскому *gwerh — провозглашать, петь) — поэт и певец. Конкретное значение меняется в зависимости от страны и эпохи. У кельтских народов в древности бардами называли представителей одной из категорий друидов — историков и поэтов. В середине XV века слово бард из гэльского языка вошло в шотландский диалект английского в значении «бродячий музыкант» (по-видимому, с пренебрежительным оттенком).
Менестрель (англ. minstrel, фр. mйnestrier от лат. ministerialis — «слуга») — средневековый поэт-певец в романтической литературе XIX века. Понимание слова менестрель не совпадает с теми значениями, которые ему присваиваются на протяжении средневековья в латинских, французских и английских текстах. Так, в средневековых латинских текстах министериалами называют весьма различных по своему социальному положению лиц, находившихся на личной службе у сеньора и исполнявших при нем какую-нибудь определенную обязанность (ministerium); министериалом в этом смысле, то есть «служителем», мог называться и придворный поэт (versificator) или потешник (joculator), но слово «менестрель» не обозначало поэтической профессии. Последнее значение слово приобретает в позднем средневековье [после XIII в.] во французском и английском языках как не вполне точный синоним трувера или жонглёра. Во многих случаях это слово носит явно пренебрежительный оттенок как название потешника низшего сорта («Грязный менестрель» — в «Jeu de Robin et de Marion»). С XIV века слово менестрель понимается в своем значении как название профессионального музыканта; все сведения, которыми мы располагаем о менестрелях XIV—XVIII вв., в частности, об их цеховой организации (mйnestrandie) в городах Франции и Англии, относятся таким образом к истории не литературного, а музыкального быта. Сегодня менестрелями называются исполнители авторской песни в ролевой среде, либо исполнители с ролевым уклоном. При этом менестрелями могут быть как и профессиональные музыканты, так и любители. Представителями этого направления в России являются: Джем, Дэн Назгул, Йовин, Канцлер Ги, Крыс, Маугли, Сауроныч, Скади, Сказочник, Тэм Гринхилл, Хелависа, Шмендра, Эльфище, Eoll Tod и другие. |
Высоцкий - это вааще отдельная история... я искренне не сомневаюсь в его гениальности. Но он не только и не столько бард. Для меня он прежде всего поэт и актёр.
Любимый вид бардовской песни у меня - это, естественно, целинные песни (некоторые из них знают и за пределами студотрядов), особенно сатрые (20-30летней давности)). Каждый год на реке Пышме проходит фестиваль Целинной песни "Знаменка" - он собирает тысячи и тысячи человек, и не только отрядников. Вот где можно послушать и ощутить такую романтику. Хотя в последнее время и там стали появлятся "вещи", которые отличаются от классической бардовской песни (наверное, это случается в силу поисков каких-то новых решений и оригинальности), что не всегда хорошо. Тем не менее дух - он Есть - и побывав один раз на Знаменке непременно хочется съездить туда снова. Особенно, когда ты и на сцене побывал. Нет, это не реклама, это просто мои ощущения. Подумываю вот на Грушинский фестиваль тоже как-нибудь съездить (если толпа наберётся). А вообще, барды у меня (практически все) ассоциируются прежде всего со студенческой (целинники (студотряды), колхозники и туристы (в смысле походов, конечно)), альпинистской и геологической романтикой. Самые любимые барды из известных - Ю Визбор и Б Окуджава, очень уважаю Ю. Кукина, А. Городницкого... много кого уважаю. И по этому поводу мне очень нравится ансамбль "Песни нашего века" - особенно их стиль исполнения - очень и очень (или, скажем так, больше, чем остальные современные исполнители этого жанра) напоминает стройотрядовский. |
Цитата:
Цитата:
(Хотя, конечно, могу и ошибаться). |
Цитата:
|
Интересно а Лютик из цикла Анджея Сапковского про ведьмака к кому относиться? К барду или к менестрелю?
|
ДенисIrvin, он относится к вымышленным персонажам.
Я бардовскую музыку, честно говоря, не очень жалую. Там слишком сильный перекос в сторону поэзии. Как правило, с точки зрения музыки барды ничего интересного не играют. Но это не мешает их слушать и кое-что даже любить )) За атмосферу и чувство юмора. |
Margulf он относится к вымышленным персонажам.
Это то понятно, но раз тема о том что есть барды и менестрели тогда можно говорить и о Лютике, просто в саудтреки к фильму про ведьмака там очень даже ничего музыка, как раз в исполнении Лютика |
Больше всего из менестрелей нравится Тэм Гринхилл. Замечательные песни: Прощание рохана с конем, Смерти нет, Ветер севера. Но такие песни можно слушать под настроение, если постоянно - теряется их смысл.
|
Цитата:
Тэм слушаю, Иллет, Йовин, Скади... в принципе - очень многих, без привязки к конкретным именам. Из бардов предпочитаю Болдыреву и Медведева. Хотя, уже завтра могу выбрать кого-нибудь другого... под настроение. |
ДенисIrvin, Ну, если быть более точным, музыка там Гжегожа Чеховского (ныне покойного). А вот кто поёт... сам ли Збигнев Замаховский (в роли Лютика), или всё тот же Чеховский, я, к сожалению, не знаю. Сам давно пытаюсь найти эту песню.
|
На Комконе была на концертах Йовин и Руста (самый - самый из современных менестрелей). С его песен началось мое знакомство с ролевой музыкой.
Все таки ни одна запись не сравнится с живой музыкой. Только ради этого стоило на Комкон съездить :D |
Цитата:
По-моему, Лютик является очень ярким персонажем и его действительно нельзя не упомянуть, разговаривая о бардах в литературе-фэнтези. Из современных менестрелей я отдаю своё предпочтение (и более того, отношу к списку любимых исполнителей) упомянутую в первом посте группу Бреган Д'Эрт (Канцлер Ги). В целом считаю, что бардовская песня отличается тем, что является искусством, как и положено музыке. В такой песне больше искренности и понятной каждому романтики... |
Цитата:
|
Как то подруга принесла диск с надписью "ролевая" говорит послушай тебе понравиться... До сих пор слушаю))))
Особенно выделить ни кого не могу, хотя мне нравиться песни "рыжего канслера" больше чем остальных... Про Хелавису вообще молчу)))) Тут и говорить нечего люблю и все)) А вообще всегда в музыке ценю текста в первую очередь, и диск с надписью "ролевая" был для меня находкой)))))) |
Цитата:
|
Для меня Бардовская песня это прежде всего Визбор, Окуджава, Городницкий. На концертах последнего посчастливилось несколько раз быть, получил большой заряд энергии да и было приятно попеть несколько песен всем залом. Окуджава для меня прежде всего это Арбат и Москва которой больше нет. Визбор -- море и горы. Очень интересно слушать песни особенно на стихи Ахматовой в исполнении Инны Разумихиной.
|
А вот товарища Митяева кто-нибудь слушает? В целом, не очень люблю его творчество, почему-то кажется, что он совсем не душевный, тчо он - ремесленник. Но для одной песни делаю исключение. Жеская военная вещь, не знаю, как точно называется, но первая строчка: "В осеннем парке городском Вальсирует листва берез..."
|
Митяева слышал не раз, правда в живую только на концертах посвященных дню рождения Юрия Визбора, кстати очередной будет 20 июня в Лужниках. Воспринимаю его творчество совершенно спокойно, вот начальный этап был по моему наиболее удачный, затем человек в силу изменившийся в стране ситуации пошел по пути творчество как средство существования и его можно понять.
|
майк, у меня есть сборник без разбивки по периодам. А вот мнение я составила по манере исполнения. Такое впечатление, что он сам не переживает того, о чем поет, несмотря на бытовую/соиальную тематику песен. Он как-бы свысока, такой наблюдатель с лупой. А вот в этой самой военной песне он - в ней.
|
Franka, вот это твое восприятие, я упомянутую песню не помню, но еще раз повторюсь мне куда ближе и интересней Визбор, Окуджава и Городницкий (хотя у Александра Моисеевича довольно своеобразная манера исполнения, на мой взгляд оно ближе к чтению стихов под музыку но тем неменее многие его произведения берут за душу).
|
Ну не знаю... лично я могу похвастаться тем, что знаком с Михаилом Волором (надеюсь, он простит меня за такую агит компанию)) Он что ни секунда свободная - сразу за гитару.. ему бы гусли, да нет в наличие - вот живое проявление менестреля. будет время - запишемся на пару со своими стишками и дадим послушать обязательно - на ваш суд представим). Кстати, кто-нибудь из вас, дорогие форумчане, считает себя бардом?:)
|
Цитата:
*А памятник ему на Арбате совершенно замечательный поставили. Очень в тему* Визбор - певец походной и альпинистской романтики. *Может быть, он создал культуру походных песен?* Уважаю также дуэт Никитиных, правда, Сергея - больше, чем Татьяну. Даже не знаю, почему. Их "Синий альбом" оставил очень яркое воспоиминание. |
Окуджава тоже один из моих любимых авторов, как и Визбор. У Митяева, на мой взгляд, достаточно интересная и сразу узнаваемая манера исполнения и мне его раннее творчество тоже нравится гораздо больше. А у Городницкого замечательные стихи, а вот играть и петь он, на мой взгляд, не умеет ;). Собственно на последних концертах он уже сам не играет и почти не поет ;). А Никитины, по-моему, по отдельности вообще никогда не пели ;).
Можно еще вспомнить замечательного в своей ехидности Кима, Берковского, Щербакова. |
Цитата:
И еще, отчего Розенбаума не поминаем? Или он уже совсем вышел в тираж и изгнан из плотных рядов бардов? ;))))) |
А он вроде к бардам никогда особенно и не относился. Он всегда был как-то особняком. ;)
|
Барды.. иногда авторская музыка оказывается действительно необычной и приятной на слух. Недавно открыла одного барда для себя. Ольгу Чикину.
Очень интересный голос, приятные тексты. Здорово |
Благодетельные господа. Простите, если что не так. Барды - это не только наши замечательнейшие поэты 60-70, да и 80-90 годов. Это ещё и средневековые певцы. Слово "бард" ирландское и первоначально имело иронический оттенок бард-бродячий певец. Менестрель слово англо-нормандское...что-то такое из Уолтера Скотта вспоминается...что-то средневековое, но рыцарское. Барды и менестрели, это не кагорта избранных, это образ мыслей.
Тогда можно вспомнить и скоморохов и скальдов. Имён много суть одна - развлекать простых людей, герцогов и королей. |
Цитата:
Михаил Волор, ты безусловно прав. Вот только удовольствие услышать этих певцов лично нам врядли представится. Да и песни их - дошли ли они до нас? |
Можно...Если взять любой сборник Шотландской поэзии три фамилии Бёрнс-Скотт-Стивенсон. Это не средневековые барды, но они сохраняют традицию. У Высоцкого песня про Робина Гуда....это ли не попытка передать то самое сокровенное.
|
Михаил Волор, как же, как же. Уважаем-с. Только на музыку почему-то мало кто кладет эти стихотворения. *Интересно, и почему?* А у Высоцкого получилась очень приятная стилизация, твоя правда.
|
Кем он числится не знаю, но, насколько я знаю от слова бард он вовсю открещивался. ;)
Собственно термин бард точного определения не имеет. В 60-70х под этим больше понималось нечто туристко-романтическое: лыжи, печки, палатки и прочие туманы. Соответственно многие от этого слова открещивались ;). Вот если брать его в исходном смысле - то да. А был еще термин авторская песня ;). |
Цитата:
|
Добрейшего всем вечера! Помянули тут песни Высоцкого из фильма "Стрелы Робин Гуда", тог да в эту же строку песни из "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго" и песни из латышской "Последней реликвии" в изумительном исполнении великого Георга Отса. Упоминали Розенбаума -- поэт да, певец да, а вот бард ли -- нет, да и правильно было выше написано, что он себя таковым не считал.
Цитата:
Творчество Никитиных -- наиболее интересен всетаки ранней период их творчества. |
Цитата:
|
Это версия буржуйского слова singer-songwriter. (вы же не думали, что это чисто советское изобретение?) К оным, например, относят Саймона и Гарфункеля, Джонни Кэша, итп.
А в СССР еще и использовалось для отделения от ВИА, исполнявших музыку, которую для них писали сторонние композиторы. |
Все равно не очень понимаю. Вот Никитины - как называть? Они кладут на музыку стихи поэтов разных лет и разных стран. (А на свои стихи у них кажется, две песни). Музыка - своя, исполняется на гитаре. Или Жанна Бичевская. В ее репертуаре и песни Окуджавы, и народные. Кто они после этого? *каша в голове, честное слово.*
|
Цитата:
|
Филигон
|
На днях исполнилось бы 75 лет барду, актеру, человеку стоявшему у истоков журнала "Кругозор" и радиостанции "Юность" Юрию Визбору. Что касается его песенного творчества то среди самых известных и популярных: "Милая моя...", "Серега Санин", "Домбайский вальс", "Волейбол на Сретенке". А есть еще замечательная повесть "Завтрак с видом на Эльбрус" и конечно кинороли -- Борман в "Семнадцати мнгновеньях весны", "Красная Палатка", "Ты и я", "Июньский дождь".
|
Ну, в общем послушал Тэм Гринхилл - некоторые песни понравились, но жаль слишком тихо, и приходится вслушиваться в слова.
Текст хороший, но не хватает большей музыки - не только гитары, но и других инструментов. |
Из бардов люблю Окуджаву, Никитиных, Митяева, Розенбаума,хоть он себя бардом не считает:) К счастью с ранней юности моей была в поющих компаниях, все посиделки сопровождались и частенько сопровождаются песнями под гитару, при наличии рояля, под рояль:) Не раз бывала на "сходках бардов", когда гитара отправляется в путешествие вокруг большого стола, каждый исполняет песни, свои, чужие... красота!
|
Мне нравятся некоторые песни у Тэм, у Йовин, кое-что Башня Rowan. Ну, Мельница, это особая вещь)
Вообще, это не песни, чтобы слушать, это песни, чтобы петь... Когда все знают слова и подпевают. И когда слова очень сильные. Тогда, действительно, мурашки пробегают. |
А я вот , напротив, терпеть не могу околоролевых неудачников с аккустикой, в сотый раз поющих нечто на тему Ведьмака или ВК, и считающаю их ужасными и невыносимо отвратительными :]
|
Люблю под настроение почитать некоторые тексты Тэм Гринхилл, "Мельницы" и "Башни Rowan" чисто как стихотворения. Потому что без музыкального сопровождения они в последнее время мне кажутся лучше.
|
не хочу никого обидеть, но патлатый ролевик, заливающий про эльфотроллей под тереньканье акустики - жалкое зрелище. Хоть убейте, не могу воспринимать это всерьёз.
Только Высоцкий, только молодость. |
"Мельница", Скади, Йовин и лапочка Тэмочка.
|
Цитата:
|
Цитата:
Из наших singer-songwriter'ов сейчас больше Веня Дыркин. Скрытый текст - про милицию: Скрытый текст - нибелунг: |
Цитата:
Цитата:
|
Magnifico, не меняются только идиоты и мертвецы. Муссолини такое сказал.
|
Don't Eat It, а насчет людей, которые яростно отплевываются от прошлого и выглядят на этой почве очень глупо дуче ничего не говорил?)
|
Я высоцкого могу под водяру послушать, могу даже Галича (хотя большую часть не переношу) или Кима (тоже).
Раньше Бабкина еще мог первые три альбома, Бориса Циммермана, но чаще, коенчно, Ханнеса Ваддера и Эрнста Буша |
Magnifico, нет, но я ведь и не яросто отплевываюсь. Грубогря, мне все равно. Высоцкий -- продукт своей эпохи. Эпохи нет. Продукт не нужен.
|
Don't Eat It,
Цитата:
Цитата:
Создается впечатленье, коль Махно внезапно скажет: "чорт, а ведь эти менестрели хорошо идут под водку, и вообще, у ихних песен есть сокрытый тайный смысл", то немедля мы узнаем, что всегда любил их Бублик, и вообще автограф Йовин под подушкою хранил) Я в принципе, могу послушать песенку-другую у бардов, независимо от авторства, если песенка смешная или душевная. |
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
Цитата:
Под водку я могу слушать и "Елена Малышева - если ты с яичками, значит ты мужчина", и "Борис Моисеев - Я бальник", но, например "Зеркало" ПТВП я запущу только совсем в срань обдолбанный |
Сколько себя помню считал, что высоцкий ниочинь. Что в нем люди находят (хотя ковер летова крутой, но то летов).
|
Цитата:
Песни-ситуации, в которых люди, задавленные чудовищным совковым бытом, себя узнавали. Весь секрет. |
Цитата:
MAXHO, это да, но нельзя недооценивать твое влияние на неокрепшие умы молодежи)) Цитата:
|
Цитата:
|
Текущее время: 16:15. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.