![]() |
Образ дьявола в мировой культуре
Только что пересмотрела фильм "Константин". В очередной раз восхитилась небольшому по протяженности, но роскошному эпизоду с Люцифером. Филигранная работа актера, начиная с появления пальцев но, испачканных в смоле приводит меня в восторг неизменно. Дьявол здесь удивительно обаятелен, похож на добренького дядюшку, но тем не менее, насмешлив и опасен.
Второй сильный образ - Аль Пачино, лента "Адвокат Дьявола". Тут можно только снять шляпу и поапплодировать стоя. ИМХО - лучший среди кинематографических дьяволов. Третий, интересный - роль Элизабет Херли, "Ослепленный желаниями". Просто добрая старшая сестра. Четвертый, литературно-кинематографический - это, естественно, Воланд, понятно откуда. ;) Пятый, книжный - Великий Здрайца "Пасынки восьмой заповеди", Олди. И шестой, значимый лично для меня, хотя и не дьявол в привычном понимании - это тандем Янь-Ван - Владыка Восточного пика, распорядитель и завсегдатай адской канцелярии Фэньду. Снова Олди, "Мессия очищает диск". Критерий, по которому дьявол может попасть в эту тему - интеллект, антропоморфность, яркость образа и большая к нему симпатия. Здесь предполагается обсуждать интересные и запомнившиеся лично вам аспекты ваших любимых образов демонических и дьявольских существ. Мелких безымянных монстров и левелаповых бесов не предлагать. Скрытый текст - в искусстве.: |
О! Шикарная тема.
По поводу "Константина" - любимый эпизод. А какой образ? Белый костюм, сера, капающая с ног при появлении, милые глазки, жестикуляция, мимика! Вах! Еще фраза нравится "Сделано", когда Джон просит душу сестры Элизабет отпустить. Вообще образ культовый и использовался в разных воплощениях. Литература, кинемотаграф, игры, изобразительное искусство. Все по-разному преподнесен - либо это человекобразное существо или монстроподобный зверек. |
А мне нравится образ дьявола в фильме "Дьявол и Дениэл Вебстер", точнее там дьяволица. Ну и еще "Ослепленный желаниями".
Как в первом так и во втором фильме женский дьяволический образ шикарен. И скорее всего Мефистофель у Гете тоже должен был быть женщиной, кто кто, а именно женшина сможет так преподнести все прелести "дьявольского контракта". Хотя и Мефистофель великий образ в литературе. |
Вообще я не сильно люблю всевозможных демонов и к дьяволу отношусь отрицательно, т.к. он - воплощение зла, как ни крути. Просто сейчас его образ сильно романтизирован и делаются гипотезы, что "он не такой уж и плохой, просто стечение обстоятельств". Людей всегда тянуло к таинственным опасностям, отсюда восхищение вампирами.
Мне больше привычен канонический образ дьявола - вроде того, что имеется в игре "Диабло". Огромный "шкаф" с метровыми когтями, зубастой пастью и гребнем вдоль спины. Также очень неплохо этот персонаж описан в "Божественной комедии" Данте. Если кто играл в "Disciples", то там все демоны - как на подбор кровожадные яростные твари, очень хорошо отрисованы и анимированы. Если же говорить об "очеловеченых" образах этого злодея, то мне понравился скорее не он, а его сын Дракула из Вана Хельсинга. Как его там сыграли! Такая циничная сволочь, аж симпатию вызывает (сам не знаю почему). |
В "Ван Хенльсинге" тот Дракула - один из моих любимых. Еще интересный образ есть у Дьявола в фильме "Призрачный гонщик". Но, к сожалению, его там мало показывают.
|
Вообще образов полно! Вот еще один - из "Конец Света" со Шварцем, вроде и мало его там, но присутствие постоянно ощущается.
|
Ну так и рассказывайте, чем эти образы именно вам так приглянулись! Чем красивее это опишете, тем больше щансов, что другие тоже проникнутся!
|
Цитата:
Если еще игры брать, то в Героях главный юнит Инферно он самый. |
Цитата:
|
А толкиновский Мелькор/Моргот вас устроит? Может он и не выписан детально, но если представить каких дел он в Средиземье за n-ные эпохи натворил...
Хотя, конечно он просто - враг-разрушитель, создавший главное "пушечное мясо" Средиземья - орков и троллей. Саурон, его ученик - лишь бледная тень. |
А как же все забыли про Омена?)) Это же прелесть. Особенно чудовищно смотриться в образе ребенка.. И страшно и завораживает!
|
Да ну, детки со сдвигом уже боянчег. Тем более, что Омен - Антихрист, насколько я помню. То бишь не Дьявол, а так, отпрыск. Но, в отличие от героя Кеану Ривза, отпрыск удачный:)
|
Хехе.. Киану тоже вполне-вполне)) Вот посмотрела недавно фильм "Шепот", вот это реальный баян. Думаю на него если только из-за "Сойера" пошли. А так тоже то ли дьявол в образе ребенка, то ли приспешник просто. Не понятно).
Вспомнился еще дьявол из фильма "Спаун". Там помню озадачилась, как такое тупое ревущее существо животного происхождения может за души-то бороться:disbelieve: вот опять же клоун (приспешник) еще куда ни шло. Ну и в "Ники, дьявол младший" дьявол вообще милашка))) |
Цитата:
Это "прелестное дитя" вызвало у меня желание его кокнуть практически сразу. Ничегошеньки обоятельного в нем нет. В отличие от того же "Константина" и "Адвоката Дьявола". Есть интеллектуальный образ диабло, который заставляет ему симпатизировать и испытывать отвращение к "положительным" религиозным фанатикам. Ублюдок из "Омена" не из их числа. |
Дамы, вы меня немного не поняли. Я назвал Омена удачным отпрыском, а Ривза не очень в том смысле, что дитятко папу слушало, а адвокат брыкался и вообще ни в какую:) Послушный сын - и непослушный. На лавры Ривза я и не думал руку поднимать.
|
Beyond,
я прочитала "Демьена" прежде, чем посмотрела "Омен"..и именно образ сына дьявола произвел на меня такое впечатление, что захотелось и экранизацию посмотреть, четко очерченный (особенно впечатлил момент осознания мальчиком своего предназначения и принятия его, со всем максимализмом подростка). Согласна ,в фильме образ Омена слабый, а вот в книге, напротив, очень притягательный. Касательно темы: вспоминается только Воланд ,причем как в исполнении Гафта, так и Басилашвили, хотя Гафт для меня больше ассоциируется с Воландом. В "Константине" меня больше порадовал образ Габриеля (кстати, эта же актриса играла Белую Колдунью в "Хрониках Нарнии"), на мой взгляд образ более сатанинский ,чем Люцифер. В "Гимне Лейбовичу" дьявол для тех ,кто пережил ядерную войну, - это атомное оружие, именно его боятся и воспринимают сверъестесвенным существом. Забавный образ Вельзефула создан Беляниным в "Моя жена - ведьма" и "Сестричка из преисподней". Ну и конечно Аль Пачино и его дьявол, по очереди выкладывающий грехи из кармана;)) |
По-моему образ дьявола как тонкого, остроумного и ехидного искусителя ввел в обиход Гете - создав Мефистофеля.
Просто страшные и опасные по-животному существа были раньше. А Гавриил из "Константина" - безумно хорош. Только не очень ясно, какого рода были эти самы полукровки - гибриды ангелов и демонов, или тех и других с людьми. |
На данный момент у меня в фаворитах образ Великого Здрайцы (Олди).
|
Воланд и Омен, бесспорно. Особенно воланд.. Именно такой, какой должен быть.. А это "дитя" просто пугающее...
|
У меня значительных ассоциации с Дьяволом (в какой-то степени, воплощением непокорности, но и власти искушения) прежде всего 3:Аль Пачино в соответствующем фильме, Воланд и Мефистофель, которые в моем понимании в чем-то схожи. Но это сильные и яркие образы, которые порой словно бы заставляют душу содрогаться.
|
Классический для меня образ Дьявола я сформировала, пожалуй, после фильма "Адвокат Дьявола". Потом была книжная трилогия "Омен", потом одноименный фильм. Ремейк, к слову, мне не понравился вообще.
Из последних впечатлений близких к теме: фильм "Жатва". Потрясающе красивая девочка играет "идеальное дитя" - Сатану, правда, позже выясняется, Скрытый текст - спойлер: |
Начал читать Клода Сеньоля "Сказания о Дьяволе" - интересный сборник народных легенд, там Дьявол имеет типичный "сказочный" облик. А лично для меня, не один киношный дьявол до уровня Пачино в "Адвокате...." не дотягивает.....Хотя ещё в "Конце света" прикольный сатана был....
|
Да, как же я могла забыть Мефистофеля. Это ж самый яркий пример Сатаны в литературе. Ну еще можно взять за пример просто образ, а не само описания - из Божественной комедии, там на 9 кругу такой себе Люцифер живет...
|
Тогда уж хочу вспомнить образ Джека Николсона в фильме Иствикские ведьмы
не самый приятный на лицо и поступки персонаж! но как же он харизматичен! Сильная личность. так привязать разных женщин и чтобы все вместе при этом уживались ... |
Ох, это да.. Кошмарный персонаж.. я так его боялась в свое время. И тоже, это как пример того существа, что соблазняет и развращает.. Истинный дьявол..
|
Опять же вспомнился образ воплощения дьявола в девочке в фильме "Изгоняющий дьявола".
вот это был очень пугающий образ. по настоящему... |
Страшный, да, но не привлекательный.
Я люблю харизматичных диабл, а тут просто мерзкий. Да и мелковат как-то для диабло. Так, демон среднего звена. |
Еще вспомнился фильм "нет вестей от Бога"
Где Гаэль Гарсия Берналь играет главу Ада. Инфантильного, и склонного к спорам и пари игрока Но великолепно была показана посланница Ада Кармен (Пенелопа Крус) Игравшая мужчину гангстера в теле женщины! Харизматичная личность!! |
Падший Ангел - это величественное существо в чёрном одеянии и с огромными крыльями за спиной (так почему-то мне дьявол представляется), а если выбрать из мирового искуства, то наверное всё-таки ВОЛАНД!
|
Не знаю, дьявола и Падших ангелов по идее должны изображать страшными, изуродоваными существами, лишенными милости Божьей...
|
Блин, надо было опрос прикручивать....
|
Да, опрос бы не помешал. Много их все-таки.. и еще мне кажется, что для каждого человека дьявол будет своеобразным и неповторимым..
|
Хм... лично я еще вспомнила образ дьявола в фильме "Никки, дьявол младший" в исполнении Харви Кейтеля... он, конечно, не столь злобен и устрашающ, а скорее даже комичен, зато такой симпатичный...
|
Забавно люди приводят примеры образы Дьявола:rofl::
1. "Омен" (это Не Дьявол, а Антихрист, его сын) 2. Мефистофель (это Не Дьявол, а один из демонов Ада) 3. "Изгоняющий Дьявола" (это Не Дьявол, а один из демонов Ада, Пазузу бывшее языческое божество) |
Цитата:
|
Перечитывал на днях своего любимого Реверте "Клуб Дюма":
-- А каким ты представляешь себе Люцефера? -- Не знаю. -- Охотник за книгами задумался, потом поспешил скроить презрительную и равнодушную гримасу. -- Наверное, он угрюмый и молчаливый. Он скучает.-- Гримаса сделалась кислой. -- Сидит на троне в пустой зале -- посреди безлюдного и стылого царства, и еще очень однообразного -- там никогда ничего не происходит." |
Однозначно - Воланд. Один из мощнейших (если не лучший) образов дьявола в мировой литературе. Дьявол - философ. Это не рогатое-клыкастое-оперное-зловредное-шаблонное воплощение. В образе Воланда Булгаков пытался понять ту самую сущность, которую человечество обозвало сатаной. И у него это получилось, ведь в "Мастере и Маргарите" Воланд выполняет функцию не абсолютного зла, но карателя человечества за его грехи. Своеобразной "исполнительной властью". ;)
|
Хм... и почему большинство людей хочет и видит зло обаятельным. Чтобы проще было объяснить его привлекательность? Зачем мы приукрашиваем зло?
Образ Дьявола...в некоторых фильмах он показан явно, в некоторых более скрыто. Зло, оно на то и зло, что показывает нам то, что мы хотим больше всего. Сейчас вообще пользуются популярностью этакие "ироничные и умные" злодеи. Конечно, тут же большинство приходит в восторг от образа Дьявола в "Адвокате Дьявола". Как можно восторгаться злом? Забыли, как он доводил до сумасшествия жену главного героя и его самого в придачу? И нам еще показали только малую часть зла...только то, что позволили финансы продюсеров и фантазия сценаристов. А "Мастер и Маргарита"... этакая насмешка. Дьявола я там вообще не увидела, так, сплошной фарс. Настоящий Дьявол... его невозможно описать словами. Он несет в себе все зло, что существует в мире. Все самое темное, что есть у каждого из нас душе. Поэтому не стоит об этом забывать. За яркой, обаятельной и привлекательной внешностью, которую вы хотите видеть, таится такая бездна...не советую туда заглядывать...не стоит привлекать к себе внимание тех, кто смотрит оттуда на вас. |
Конечно же Булгаковский Воланд.
Может быть и не самый яркий образ внешне, но философия, характер, отношение к миру и людям... Некоторые поправочки к вашим определениям в отношении Дъявола. Дъявол не олицетворяет собой всё зло мира, Дъявол олицетворяет всё зло ЧЕЛОВЕКА, а в мире зла нет. Само по себе греческое Diabolus - означает "двойная смерть". В Христианских традициях - Сатаниил, первейший из ангелов, "правая рука" Создателя, ставший напротив Бога (не ПРОТИВ), его зеркальное отражение. Тень отбрасываемая на мир человеком. |
Цитата:
Почему люди его ненавидят? Фокус прост - он старается олицетворять собой всё плохое, что есть в людях. вообще, все нехорошие еврейские демоны у мня всегда ассоциирвались с восточной музыкой(тем более если её кларнет играет). А если сделать дьявола антропоморфным, то он, на мой взгляд, будет похож либо на Танкяна, либо на Кейва. Конечно, можно приплести какого-нибудь Френка Заппу(квадратная борода и всё такое), но тогда получится каша. Как вы уже поняли, дьявол у меня представляется как своеобразный трикстер (хотя трикстер не может быть злом). Поддержу Гнома Никаса в той мысли, что в мире нет зла. А если копнуть ещё глубже, то "нет худа без добра". Тогда дьявол и вовсе становится трикстером. з.ы. Воланд и прочие, на мой взгляд, не совсем подходят. Можно взять любое литературное произведение, где дьявол обладает качествами Локи или какого-нибудь Гермеса. Вот это и будет настоящий дьявол |
Цитата:
Искушает ? Искушает. Карает ? Карает. К тому же роман Булгакова замечательно вписался в соответствующую эпоху в истории страны. Сталинизм действительно был жесток, но пришли к нему, и подпитывали его худшие появления рядовые граждане. Коррупцией, доносами, насилием. Поэтому Воланд - это и есть обличитель темной стороны человеческой натуры, будь то взятка управдому, "дармовщинка" в Варьете или сожжение ресторана в Доме Писателей. Кстати, обратите внимание - во всем романе сам Воланд ни разу не пользуется собственной силой для совершения тех или иных чудес. Любое колдовство совершают исключительно представители его свиты. ИМХО - это очередная булгаковская "фишка", с помощью которой он продемонстрировал, кто в действительности пораждает зло. Дьявол - это абсолют, а злодеи - это те, кто стремится к этому абсолюту. Тем или иным образом. Цитата:
|
Цитата:
Цитата:
|
Цитата:
Цитата:
|
Гиселер, тогда коснёмся философии 20 века.
Один дядька (и его школа) утверждали, что парадокса всемогущества и прочих вещей быть не может, потому как бог не может нарушить закон, который он создал. Более того: Бог = Закон. Т.е. совокупность законов по которым живёт вселенная. Закон не может "сломаться", просто его сменит другой закон. Но мы немного отошли от темы. Прошу не развивать оффтопа, ибо щас могут пойти "беседы за жизнь". Эпос (по всяким Бахтинам и т.д.), точнее все события эпоса, отделены от нас эпическим расстоянием и находятся в эпическом пространстве. Дьявол, конечно, персонаж эпический, но если меняется пространство и обстановка, то меняется и он (опять же - на мой взгляд). Разве Воланд может олицетворять зло для жителей Японии или Африки? Вспомните Ницше с его абсолютной моралью: может быть где-то убийство и изнасилование в порядке вещей. Каким должен быть дьявол тогда? Нести добро что ли?)) Воланд был свеж именно в совковые времена контор и канцелярий. Он эпичен, но в нём есть и черты человека "того" времени. А вот по поводу теперешнего образа я ничего не могу сказать. |
Цитата:
С Африкой сложнее. Населению свойственно язычество, в котором боги часто не имеют чёткого "чёрно/белого" деления. Цитата:
В настоящий момент односложного образа нет. Имеются и барлогообразный Нечистый из ф. "Конец света" и комичный комплексующий гомо из м/ф. "Южный парк". |
MR. SANDMAN, опять-таки, речь идёт, скорее, о Люцифере, как в "Потеряном рае". А образ настоящего Д. - явление редкое.
|
Цитата:
К чему это я ? К тому что не смотря на традиции и нравы того или иного народа, общие принципы сосуществования человека с человекам - стандартны. Закон природы. Цитата:
|
Нууу... Мне кажется, что лучше всех предсавлен Воланд в произведениии Булгакова - "Мастер и Маргарита", хоть персонаж и украденый, но булгаков его достойно обработал, что принять за авторское создание... Кто читал меня поймут...
Остальные дьяволы из фантастики не обладают такой харизмой как Воланд!) |
Лично я как человек некогда читавший Бибилию (пускай и по диагонали) не могу назвать дьявола (если брать библейского персонажа) злом. Скорее для описания взаимоотношений между Богом (библейским) и дьяволом подходит другая философская перспектива - порядок и хаос. Бог дает людям заветы (не убий, не укради, не прелюби сотвори; возлюби ближнего своего...), а дьявол подбивает их нарушить. Кстати, первый завет Бога (не ешьте плодов с древа добра и зла) как раз указывает на то, что Бог не является сверхдобром, что добро - категория, от Бога не зависящая.
|
Argumentator, я о том и баял. Получается чистой воды трикстер-экспериментатор
|
Кстати, не забывайте, что если б не змий, мы бы по сю пору бегали голые и неграмотные, этакие радостные болванчики. Так что в этом плане дьявол сыграл роль желязновского Князя Света.
|
Цитата:
|
Цитата:
|
Beyond, любите яблоки?
|
Виндичи, тем более не было бы ЭТОГО зла: музыка, отсутствие сна, психоделики, алкоголь
Уж лучше голым дураком родиться и ничего вообще не знать. Хотя... чёрт его знает)) |
Adsumus, и не имеющие собственной системы ценностей. Вечные наброски человека, которые некому раскрасить. Ну-ну, чисто ваниары из "Сильмариллиона".
МАХНО, Цитата:
|
:smile:
Цитата:
|
Вспоминается великолепный диалог из Логиновского "Колодезя". Прочтите, если желание есть...
Скрытый текст - Св. Логинов, "Колодезь", фрагмент.: |
Цитата:
Откушав яблочка, человечество обрело... разум. Способность выбирать. По сути дьявольское искушение - это метафоричное представление "возвышения" человека над природой, способность изменять окружающий мир по своему усмотрению. Во имя добра или зла - решать человеку. |
Гиселер, если задаваться этим вопросом - "почему всемогущий Бог...", то придётся понедоумевать чуть ли не над каждым поступком Бога. Начиная от "почему всемогущий Бог потратил целую неделю на акт творения?" и заканчивая "почему всемогущий Бог затеял трудоёмкий процесс искупления Христом грехов человеческих - нельзя ли было эффектно щёлкнуть пальцами?" Так что подобного вопроса вообще лучше не касаться. Лично я считаю, что у древних представление о всемогуществе было довольно ограниченным. Можешь уничтожить кучу народа - желательно всё человечество разом - значит, всемогущ.
Метафорично это всё или нет - чёрт его знает. Тогда, мню, не делали разницы между, скажем, дьяволом как символом абсолютного зла и дьяволом в роли вполне осязаемого рогатокопытного. Обе ипостаси отлично уживались в головах. |
Текущее время: 06:09. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.