Форум «Мир фантастики» — фэнтези, фантастика, конкурсы рассказов

Форум «Мир фантастики» — фэнтези, фантастика, конкурсы рассказов (https://forum.mirf.ru/index.php)
-   Творчество (https://forum.mirf.ru/forumdisplay.php?f=16)
-   -   Критика (https://forum.mirf.ru/showthread.php?t=2631)

Toraton 15.08.2007 18:15

Критика
 
Критикуют все по-разному.
Не всегда критика бывает объективна.
Подчас эмоции берут верх над разумом.
Дело не столько в профессионализме критика, сколько в самообладании и желании помочь, а не навредить.
Из кого получаются хорошие критики? :)

В этой теме хотелось бы узнать:
Какая критика нужна/важна/полезна?
На что вы обращаете внимания в первую очередь? (сюжет, орфография, пунктуация)
Как вы подходите к произведениям форумчан, когда беретесь их критиковать? (как к работе или развлечению)

Vasex 15.08.2007 19:41

Очень хочется написать тут целую статью, едва помещающуюся в рамки одного поста, но я думаю, что это может сделать кто-либо другой, поэтому буду предельно краток...

Критика нужна всем начинающим писателям (художникам, композиторам, режиссёрам - вообщем творцам). Без неё - все ляпы, ошибки и неточности, которые вы не замечаете, высплывут уже слишком поздно: например, когда ваше произведение уже на прилавках.
Очень часто многие писатели перед издательством книги проходят всего одну проверку: их произведение читает какой-нибудь сонный неэрудированный паренёк из издательства, которому лишь бы отсидеть свою смену и получить денег... Конечно, даже если бы на его месте был супермега профессиональный критик - на мой взгляд, всё равно много чего отрицательного могло бы просочиться в книгу даже после него (ведь все мы - люди, и нам свойственно ошибаться).
Критиковать могут много людей: начиная от таких как мы форумчан, и заканчивая родителями и друзьями (на последних надежд надо возлагать меньше, так как они читают не просто книгу, а ВАШУ книгу, то есть и относятся к ней не как к какому-то произведению, а именно как к ВАШЕМУ)
Самая лучшая критика - по-моему, критика "первого впечатления" (я сам так назвал). То есть многие критики обычно сначала читают, потом морщатся, начинают детально разбирать, а потом, вынося вердикт уже сами начинают понимать насколько было сложно автору в тех или иных местах, критики сами сживаются с произведением. Вот почему подробный разбор их смягчает и они могут выдать откровенно завышенную оценку. Но ведь простой читатель не будет перечитывать по два раза одну и ту же главу, вдумываться в каждое слово, думать "как же нелегко было описать эту сцену!" - ему важен "первоначальный эффект или впечатление".
Поэтому надо сразу говорить то, что первое приходит в голову после прочтения, так это самое правильное - точно также будет думать о произведении читатель.

Насчёт обращения внимания...
Когда попадается большой текст, а форумские критики не за деньги ведь работают - логично говорить только о стиле и сюжете вобщем. В некоторых случаях приходится разобрать пару самых глупых моментов или исправить несколько бросающихся в глаза ошибок.

Лично я ещё ни разу не находил такого произведения среди начинающих авторов, которое готов был бы купить, будь оно в продаже. Дело не в ошибках, ляпах и казусах (это исправимо, притом я не раз встречал практически идеальные работы), и не в стиле повествования (хотя это тоже не мало важно, например, мне Лукьяненко не нравится только из-за этого). Дело в лично моих вкусах и интересах, а на форуме произведений, которые могли меня заинтересовать как читателя - ни разу не встречалось.

Snake_Fightin 27.08.2007 09:32

Цитата:

1. Из кого получаются хорошие критики? :)
2. Какая критика нужна/важна/полезна?
3. На что вы обращаете внимания в первую очередь? (сюжет, орфография, пунктуация)
4. Как вы подходите к произведениям форумчан, когда беретесь их критиковать? (как к работе или развлечению)

1. Из социально-активных людей.
2. Прямолинейная. Чтоб если текст туфта - не пускаться в "объективный" флуд.
3. Толковый текст или же бестолковый.
4. Как к средству развеяться.
П.С. Vasex, а ты что обычно читаешь?

ZiG 27.08.2007 17:35

1. Критики получаются из людей ТВОРЧЕСКИХ.

2. Критика полезна любая, а вот как воспринимать каждый отдельный отзыв и что из этого выносить для себя - решать автору.

3. Идея и сюжет. (Бианор, идея -это то, что автор хочет донести до читателя посредством сюжета, так что говорить, что из этого более обширно - не совсем корректно.)

4. Трудно сказать - когда как. Если текст пестрит речевыми и орфографическими ошибками , тут уж не до сюжета. Хотя, если идея сразу "берет за рога", можно простить неграмотность и прочие недочеты.

Критиканов в нашем обществе хватает, к несчастью. Что называется "не можешь сам - убеди других, что они тоже не могут". Надо быть выше этого. Тем более, это сразу бросается в глаза: ни доводов, ни аргументов - "отстой" и все тут. Ну, раз критик(ан) стадает от каких-то комплексов... Ну и Бог с ним.

Alex Lion 27.08.2007 18:32

Цитата:

Сообщение от Toraton
Из кого получаются хорошие критики? :)

Хорошие критики получаются из тех, кто сам хорошо разбирается в том, ЧТО критикует. Независимость, уважение мнения других людей (как критиков, так и рядовых читателей), отсутствие придирчивости - разбор полётов по "китам", а не креветкам.
Цитата:

Какая критика нужна/важна/полезна?
Критика полезна любая:
Указание недостатков позволяет направить все силы на их устранение;
Одобрение исправлений позволяет творцу самоутвердиться в своих собственных глазах;
Даже в любой необъективной, эмоциональной и вообще "наезднической" критике есть небольшое зерно правды, на которое стоило бы обратить внимание. Если придраться не к чему, то и такая критика будет выглядеть банально: "Неинтересно, скучно, плагиат, не понравилось" - это не слова профи.
Цитата:

На что вы обращаете внимания в первую очередь? (сюжет, орфография, пунктуация)
В первую очередь обращаю внимание на две бросающиеся в глаза вещи:
явный недостаток (он же сюжет, орфография, пунктуация) и изюминку (то, ради чего стоит смотреть дальше).
Орфография, как никак, должна быть на уровне. Всё-таки нажать в ворде F7 не такая уж сложная работа. С пунктуацией сложнее: авторские знаки + сложные обороты + незнание = недопонимание, недозвучание, но от этого вешаться не хочется в отличие от оборотов вроде "тем болие", "потаму что..." или "но нисмотря неначто он выжел"
Сюжет - важная составляющая, но в отрывках больших произведений всей масштабности сразу можно и не уловить, а потому вопрос спорный - обращаю внимание, но больше смотрю, КАК автор преподносит пусть даже незамысловатый сюжет, на чём делает акцент, и что хочет сказать, если есть, конечно, что сказать.
Цитата:

Как вы подходите к произведениям форумчан, когда беретесь их критиковать? (как к работе или развлечению)
К сожалению (тех, чьи произведения можно с чистой душой одобрить, кого можно подбодрить и поддержать - хорошее дело) или к счастью (прежде всего самого себя, ведь разбор полётов с тёмной стороны силы привносит отрицательных эмоций и себе и другим отрицательных) критикую очень редко, практически в единичных случаях, в основном из-за недостатка времени и огромного потока творений форумчан. Отношусь к критике непосредственно как к серьёзной работе, так как и сам творю и желаю получать объективные-конструктивные замечания.

GAS 28.08.2007 12:49

Хмм, народ... То, о чем вы пишете, не критика... Точнее, далеко не главная ее часть. Ошибки, ляпы и все такое - это корректорство. Оценка текста с точки зрения хорошо/плохо (и что именно х/п) - это отзыв. Корректорство + отзыв = рецензия. А критика - это совсем другое... Посмотрите, скажем, критику на произведения Стругацких на сервере РусФ.Ру. Ссылку не дам, но поисковик любой все хорошо найдет.

Snake_Fightin 28.08.2007 13:03

Цитата:

Сообщение от GAS
Хмм, народ... То, о чем вы пишете, не критика...

При всём уважении GAS, то что вы приходите и говорите, что мы де делаем свои дела неправильно, а вот вы знаете как нужно, это немного не уровень. Нас устраивает то де факто, какое статус кво. Возможно и сложившаяся методика критики хокку и хайку японскими критиками, это не то что вы видите на РусФ.ру. Но на основании этого заявить, что наши рецензии не критика - нельзя. Потому что у нас МирФ.ру и свой устав. Если хотите послужить примером и привнести нужные нюансы в критику - работайте в темах раздела "Творчества Читателей", служите примером, превносите.

Val 28.08.2007 15:27

Критик (греч. κριτικός, от κριτική — искусство разбирать, судить) — человек (специалист), сферой деятельности которого является критика, то есть анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности, обычно в сфере культуры.
ВИКИПЕДИЯ

Так что с GASом можно не согласиться.

ZiG 28.08.2007 18:48

Бианор, как раз наоборот - сюжет без идеи может легко существовать, а идея без сюжета - это научная работа, но никак не литературное произведение. Про фабулу рассказать?

А на писательстве зациклились, потому что Торатон так поставил вопрос.

Vasex 29.08.2007 12:28

Э-на, чё никто ничего не говорит про мою "критику первого впечатления"? :(

Идея без сюжета может существовать в литературе, ZiG. Простой пример: создаём литературный конкурс на сайте "конкурс короткого рассказа" с ограничением максимальным 3000 символов и посмотрим, кто что напишет)))
Сюжет без идеи тоже может

Цитата:

1. Критики получаются из людей ТВОРЧЕСКИХ.
А вот и нет, нет, нет! Профессиональные критики (те, кто деньги получают за критику) - может, и да, хотя не всегда. А вот обыкновенные критики-любители - не обязательно должны быть начитаны и уметь творить. Простой пример: ты написал офигенную книгу, издал её, купаешься в деньгах, пишешь новую - а на мэил к тебе приходит вся подряд критика от друзей, врагов, знакомых, незнакомых и т.д. Они - тоже превращаются на какой-о момент критиков. Какая-нибудь твоя подруга (к примеру, не обижайся, несмышлёная ветреная девушка-R'n'B, которая в жизни книг не читала) может выдать гигантскую статью, что ей не понравилось то и то, а вот то понравилось, а вот то особенно. Не это ли критика?
Цитата:

авторские знаки + сложные обороты + незнание = недопонимание, недозвучание, но от этого вешаться не хочется
Ха, не хочется - ещё как хочется!
Цитата:

П.С. Vasex, а ты что обычно читаешь?
много-чего. в основном самые известные книги в жанре фэнтези, романов ужасов, иногда н.ф. Но люблю также и что либо уникальное (в стиле Пелевина)

ZiG 29.08.2007 12:34

Цитата:

не понравилось то и то, а вот то понравилось, а вот то особенно. Не это ли критика?
Это мнение. А критика - когда аргументируют свою точку зрения. И аргументами должны являться не только и столько собственные вкусы и предпочтения, сколько некие общие представления о предмете и какие-то общепринятые литературные нормы (как то, что перед "что" ставят запятую).


Цитата:

Идея без сюжета может существовать в литературе, ZiG. Простой пример: создаём литературный конкурс на сайте "конкурс короткого рассказа" с ограничением максимальным 3000 символов и посмотрим, кто что напишет)))
То будет как раз фабула: причина - следствие, с минимумом дополнительной информации. А идея как голый скелет - это эссе, а в художественной литературе хочешь - не хочешь приходится использовать некие символические средства.
Похоже, тут путают идею с чем-то другим. Идея-это та мысль, которую автор хочет передать с помошью символов и образов - что называется, "мораль сей басни". А так как эта мысль обычно укладывается в пару строк, называть "чистую" идею литературным произведением, по меньшей мере, странно. Это тезис.

Попробуйте изложить идею БЕЗ использования персонажей, ситуаций и прочих элементов сюжета. Сможете? Наверняка. Бутет ли это литературной работой? Несомненно. Будет ли это ХУДОЖЕСТВЕННЫМ произведением? Ни в коем случае. Или мы тут обсуждаем технические документации и учебные пособия? Если да - извините, был не прав.

Toraton 29.08.2007 14:45

Зиг
Идея и сюжет присутствуют, также, и в картинах.
Возможно ошибунь, но предположу, что это самое квадратное в мире произведение исскуства - "Черный квадрат" Малевича. :)

А не понимаете вы друг друга (имею ввиду Бианора и Зига) потому, что один Художник, а другой Писатель. (имхо, конечно)

P.S. Мир вам!

Vasex 29.08.2007 15:28

А давайте подерёмся и прав будет сильнейший! =)
Кстати, всё же картины сюда приплюсовывать не стоит: в картинах сюжет вообще редко встречается, так что не надо - это оффтоп.

Речь и вправду шла о "критике", а не о идеях и сюжете. Господа, обсуждение по-моему заходит в тупик: тема почти исчерпана.

GAS 03.09.2007 02:59

Цитата:

Сообщение от Val
Критик (греч. κριτικός, от κριτική — искусство разбирать, судить) — человек (специалист), сферой деятельности которого является критика, то есть анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности, обычно в сфере культуры.
ВИКИПЕДИЯ

Так что с GASом можно не согласиться.

Добролюбова читали? Критик великий. На произведения современников критику писал. Почитайте... Анализ - есть. Оценка тоже есть - так, как он видит произведение. Суждение о явлениях в привязке к жизни автора и событиям в мире во время написания критической статьи - имеются. Рецензии нет. Корректорства нет. Этим нужно заниматься редаторам и корректорам, а так же прочим, кто оформляет и выпускает книгу. Простому люду тоже можно, так повышается качество текста. Но говорить, что разбор произведения по косточкам - это именно критика, не вполне верно. Заметьте: рецензия - не единственная и не главная (а зачастую отсутствующая) часть критики. Почитайте критику Максима Горького на рассказы, критику фантастики (не только на сервере РусФ.Ру). Разницу почувтсвуете сразу же.

P.S. В теме "Творчество..." трудиться не хочу, без меня справитесь. "Пример" я уже подавал на протяжении года в теме, где редко-редко теперь появляются рецензии ("Произведения читателей..."). Мне пока достаточно. Попытка заставить меня что-то почитать из вашего была слишком явной и ничем не прикрытой, а поэтому - неэффективной.

Snake_Fightin 03.09.2007 07:30

Цитата:

Сообщение от GAS
Заметьте: рецензия - не единственная и не главная (а зачастую отсутствующая) часть критики.

Заметь - рецензия - наиболее важная для нас часть критики. Удачи, GAS, счастливо.

Евгений Анатольевич 04.09.2009 11:08

О критике
 
ersh57, Snake_Fightin, В критике, как и в творчестве, всегда превалирует субъективизм. Без этого никуда. Объективной критика полностью быть не может. Иначе - это дело давно бы уже поручили машинам. А из-за субъективности мнения обоих сторон спор продолжает принимать вкусовой оттенок. А о вкусах можно спорить бесконечно, господа. Это, кстати, мое СУБЪЕКТИВНОЕ мнение.

ersh57 04.09.2009 11:21

Евгений Анатольевич, разговор сейчас не о вкусах, а о способе выражения критики. Ёрничать можно и нужно, но не постоянно. Иначе всерьез не вопринимается. Я об этом. Тем более, нарисуйте себе следующую картинку. Приходит на форум молодой автор. Публикует нечто в "Своих произведениях...", а тут рецензия Снейка. Блестящая, с юмором, но... В таком виде, что молодой автор может и не появиться больше на форуме. Я этот вопрос давненько уже поднять хотел. Нельзя так с новичками. Это мне - как с гуся вода. Потому как и не такое встречал. А молодежи каково прочитать такое от заслуженного и уважаемого ветерана?

Snake_Fightin, о позитивности нынешнего настроения вижу по статусу. Потому и затеял этот далеко не легкий разговор. Это, конечно, оффтоп для данной темы, но где-то и когда-то такую вещь все равно надо было высказать. Я не ругаюсь и не о себе беспокоюсь. Нам, татарем, все равно! Тем более, что по ушам справедливо получаем. А вот новичкам каково? А? Помягче бы?!

Евгений Анатольевич 04.09.2009 11:28

ersh57, Заметно, что разговор ушел от критики. Соглашусь, что критика сильно новичку энтузиазм перешибает. Сам так, после Нигвеновской критики с форума на пару месяцев ушел, но! Тем не менее, если автор настроен на серьезную работу - ему не стоит обольщаться и сразу с лету, как ... штамповать бездумные тексты. Ему бы хоть одну главу нормально выстроить, убрать хотя бы половину всех косяков - можно было бы его работу оценить. К любой критике надо прислушиваться. Я никогда ни с кем не спорю. Всегда оставляю свое мнение при себе, но учитываю мнения остальных. Так что - форма выражения критики у всех отличается, как и форма восприятия. Такая критика полезна новичкам, по себе знаю.

ersh57 04.09.2009 11:37

Евгений Анатольевич, критика нужна! И никто с этим не спорит. Но когда идет вместо критики насмешка, а именно так можно воспринять многое из того, что пишется в "Своих..." (Кстати, и сам грешен был пару раз), то что делать новичку? Все-таки, стоит критику подавать в серьезном виде. Даже тому же .... Хотя, как мне кажется, там все равно будет продолжение писаться и все в том же духе. Не взирая ни на какую критику!

И твой пример с отходом от форума - показателен! У тебя хватило силы вернуться, а у других? И наверняка были среди них талантливые. Опыта лишь не хватало. Лучше поддержать новичка, если не явный графоман. Ведь тогда и толк может из него выйти! И новый товарищ у нас появится! Разве плохо?

А мы их сбрасываем со счету. Не понравилось, как пишут, и громим. Нет, если дело в полной неграмотности, то тут спуску давать не след. Но если чувствуется искра божья? А ведь часто бывает. что она есть! Но нам надо не приветствовать будущего возможного коллегу. МЫ ГРОМИМ. Критика не только критикует. Критика подмечает и все хорошее и примечательное. Но мы не желаем видеть зачастую положительного. Мы заострились именно на неприятии, на штыках. Как хотите, господа, а сие не дело. Я считаю так.

Евгений Анатольевич 04.09.2009 11:43

ersh57, А стоит ли поддерживать того, кто пренебрегая толантом своим, от первой же неровности прячется? Великие писатели, поэты, даже в ссылке от творчества не отказывались! Только... вот может этот гонимый автор продолжать писать и в стороне от нас, и может быть, действительно мы потеряем того, от кого мы могли многое узнать, и многим помочь. Вот этого и жаль. А остальных - в печь!

ersh57 04.09.2009 11:54

Евгений Анатольевич, если талант есть, то его не гнобить надо, а лелеять. Слишком мы поспешны бываем в суждениях. А подставь мы плечо на первых порах? У Марк Твена есть одно интересное произведение. Рай описывается. Так вот, там говорится о знаменитых полководцах, но не тех, что в реальности были таковыми. О ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ! О том, что бог дает оценку не только фактам, но и возможностям.

А мы таких возможностей НЕ даем. Мы отсеиваем. Только кого? Судить надо не по первому "сверхгениальному", а по общему комплексу работы человека. Можно по первым детским каракулям определить, кто будет гениальным художником, а кто маляром? И здесь та же петрушка!

Евгений Анатольевич 04.09.2009 12:01

ersh57, Вот тут - соглашусь. Сначала убедиться надо, кто есть кто, а уж после-делать выводы. Но не стоит сильно обнадеживать человека, всего должно быть в меру. Иначе обольстится человек, пришедший за помощью, покинет нас, направляясь искать издателя. Мол, вот мое произведение похвалили! Напечатайте! Не важно, что я это вчера написал. Сказали же - Неплохо!
Таких людей остерегаться надо и ставить на путь истиный, глаза им открывать. Это труд серьезный, раньше я его не считал таковым, а сейчас - порой даже тексты выкладывать страшно. Они на начальных парах такое редко понимают. Уж слишком в небесах парят! "Я хорошо пишу, интересно придумываю. Напишу завтра книгу, продам и поеду на карибы, виллу строить!"

ersh57 04.09.2009 12:17

Цитата:

Сообщение от Евгений Анатольевич (Сообщение 610484)
Сказали же - Неплохо!

Неплохо не есть хорошо! Это стимул работы дальнейшей. И потом, дело в том. как это неплохо подать. Разве трудно сказать - есть кое-что интересное, а потом разнести в пух и прах, оставляя лишь малые фрагменты текста? Это что, не критика конструктивная?

Цитата:

Сообщение от Евгений Анатольевич (Сообщение 610484)
Это труд серьезный, раньше я его не считал таковым, а сейчас - порой даже тексты выкладывать страшно.

Серьезный. Потому и подходить к нему надо с серьезный позиций, без ёрничаний и шуточек. Это уж распишутся когда новички, то можно и нужно охдаждать горячие головы. А в начале самом, если видишь что-то интересное в тексте, то на грех и похвалить. Не дифирамбы сплошные петь. Нет! Но похвалить стоит.

А еще лучше парами работать, по типу "хороший"-"плохой". Тогда уж совсем будет дело. Один хвалит, другой ругает - автор в недоумении чешет в затылке и РАБОТАЕТ!

Sailsty 04.09.2009 18:43

Цитата:

Сообщение от ersh57 (Сообщение 610480)
Но если чувствуется искра божья? А ведь часто бывает. что она есть! Но нам надо не приветствовать будущего возможного коллегу. МЫ ГРОМИМ. Критика не только критикует. Критика подмечает и все хорошее и примечательное. Но мы не желаем видеть зачастую положительного. Мы заострились именно на неприятии, на штыках. Как хотите, господа, а сие не дело. Я считаю так.

Согласен. Талант вызывает большое раздражение обычно. К сожалению.
Зависть?
Профессии критика не понимаю. Искусство надо воспринимать чувствами.
Может быть задача критика находить именно профессиональные достоинства/недостатки материла. У живописцев это нагляднее: мазки, слои,....Рембранд-мастерски передавал свет.
Или уже даешь автору отклик, (как читатель), как воспринял его произведение. Только чисто, без шпилек.

Иначе гремучая, зловонная смесь получается.
Так что мухи отдельно, котлеты отдельно.
Начиная писать о произведении, сначала выбери: критик, читатель или просто: хочу плюнуть автору на макушку.:smile:
По моему надо определяться!:smile:

ersh57 04.09.2009 18:48

Цитата:

Сообщение от Sailsty (Сообщение 610677)
Профессии критика не понимаю. Искусство надо воспринимать чувствами.

Не совсем так. Точнее, совсем не так. Критика нужна еще и для того, чтобы автор мог проверить воздействие своего произведения на читателя. Обратная связь должна быть. Не только и не столько коммерческая, коя выражается в бестселлерности книги. Нужны отклики. Впечатления от книги. А кто их дает в первую очередь? Критик.

Не, без критики - никак!

BloodRavenCaptain 04.09.2009 19:18

Цитата:

А кто их дает в первую очередь? Критик.
Согласен. Свое первое произведение я выкладывал без оглядки на читателя, в основном, писалось чисто для себя, проверки своих возможностей. Сейчас без ужаса не могу смотреть на строчки, которые написал всего пару лет назад - текст изобилуют ошибками, натянутостями и прочими такими "приятностями". Но сам факт, что любой, повторяю, ЛЮБОЙ начинающий автор, выкладывая свое произведение начинает сообщение примерно так:
"Это мое первое произведение, пожалуйста, не пинайте ногами"
вызывает неподдельное раздражение. Однако, если он с уверенностью в своих силах пишет:
"Выкладываю мою первую КНИГУ"
это вызывает раздражение еще большего масштаба. Дело скорее в предвзятости. Факт - за ярлычком "начинающего автора" мы рискуем проглядеть талант. Хотя, конечно, бывают случаи, что автор испугавшись критики перестает писать. И тогда назревает логичный вопрос - если ты пугаешься любых трудностей, возникающих у тебя на пути, то нужно ли тебе это писательство вообще?

ersh57 04.09.2009 20:08

Цитата:

Сообщение от BloodRavenCaptain (Сообщение 610697)
автор испугавшись критики перестает писать

А это зависит от того, каким тоном эта критика написана. Если просто указаны основные ошибки, если дана ОЦЕНКА всего текста в целом, то большинство авторов на такую критику не обижаются. Но когда начинают критиковать по принципу неприятия вещи на основе "нравится - не ннравится", тогда все - туши свет. Объективность и доброжелательность критика позволяют более спокойно воспринять и переработать критику.

BloodRavenCaptain 04.09.2009 20:36

Цитата:

А это зависит от того, каким тоном эта критика написана.
Я, конкретно, имею в виду именно вкусистскую критику. Я рассуждаю на своем примере - до этого меня очень сильно критиковали на warhammer-forums.ru, однако, я продолжал писать. И это многих удивляло, что несмотря на жесточайшие выпады в свой адрес я не бросая рассказ на половине пути, а постепенно улучшаю его качество и оттачиваю собственный стиль.

ersh57 04.09.2009 20:46

Цитата:

Сообщение от BloodRavenCaptain (Сообщение 610736)
имею в виду именно вкусистскую критику

Именно такой критики я и советую избегать. Она - в чистый вред. Неконструктивизм никого и никогда до добра не доводил.

BloodRavenCaptain 04.09.2009 20:50

Цитата:

Она - в чистый вред. Неконструктивизм никого и никогда до добра не доводил.
Да я и не отрицаю... *топчется на месте*
ХОТЯ!!! Бывают и исключения, когда с первого раза видно, что автор - абсолютная бездарность... хм... здесь уже, соответственно, и разговор другой.

ersh57 04.09.2009 20:53

Цитата:

Сообщение от BloodRavenCaptain (Сообщение 610742)
ХОТЯ!!! Бывают и исключения, когда с первого раза видно, что автор - абсолютная бездарность

Но и это можно показать в конструктивной критике, без ёрничанья, без издевок, спокойно. И автор воспримет лучше сухой логичный совет. А если на каждое новое произведение орать "Ффф топку!", то толку будет - чуть!

BloodRavenCaptain 04.09.2009 21:01

Цитата:

Но и это можно показать в конструктивной критике, без ёрничанья, без издевок, спокойно. И автор воспримет лучше сухой логичный совет.
Ну, испытательного срока на два-три раза вполне бы хватило. А дальше уже радикальными методами. :)

ersh57 04.09.2009 21:17

Цитата:

Сообщение от BloodRavenCaptain (Сообщение 610748)
испытательного срока на два-три раза вполне бы хватило

Кому? Критику? Или автору? Мы здесь не суд, даже если справедливый (а такой бывает?). Мы сообщество авторов. Таких же точно, как и новички. Потому может только советовать. И говорить категоричное нет я не буду даже самому заядлому графоману сегодняшнему. МЫ УЧИМСЯ. Надо такую возможность предоставлять и новичкам. Если он поучится, но так ничего и не будет выходить - вот тогда и разговор должен быть особый. Но сколько и как должна идти учеба, чтобы это выяснить? Я, например, решить такой вопрос не берусь.

Astra 04.09.2009 22:52

Писали уже здесь об этом, но я все же повторюсь. Критика очень нужна, чтобы в будущем ошибок не повторять. Мне, например, хотелось бы, чтобы писали замечания с конкретными примерами из моего текста. И оставляли в конце :понравилось, не понравилось. За собой же никогда ошибок не замечаешь. И вообще, если критикуют, значит обратили внимание, а это очень приятно, все-таки стараешься! А то иногда оставляют что-то без внимания и начинаешь гадать почему это?
Я сама замечания писать не решаюсь, т.к. критик из меня неважный и могу только понравилось или не понравилось сказать, а это по-моему будет кому-то обидно.

ersh57 04.09.2009 22:56

Astra, почему же обидно? Если с аргументами, то как раз наоборот. Типа "Понравилось потому-то и потому-то" или "Не понравилось из-за того-то" И все! Все довольны. Или почти все. Только обязательно проставить ИМХО в конце. Чтоб понятно было, что это личное мнение.

Sailsty 05.09.2009 01:30

Цитата:

Сообщение от BloodRavenCaptain (Сообщение 610742)
ХОТЯ!!! Бывают и исключения, когда с первого раза видно, что автор - абсолютная бездарность... хм... здесь уже, соответственно, и разговор другой.

А если Вам соринка в глаз попала? А ярлык уже повешен....
Если непривычная форма всего лишь...
Ван Гог не мог продать при жизни своих картин, с большим трудом Тео что-то умудрялся сбыть, а теперь любой музей мира счастлив обладать его работами.

Давать обратную связь автору, разумеется надо.
В сущности любой, кто прочитал книгу, может это сделать.
Кто же тогда критик? Сальери? Который сам не может, но видит как это сделано, технологию и может показать автору его сильные и слабые стороны?

ersh57 05.09.2009 01:40

Цитата:

Сообщение от Sailsty (Сообщение 610861)
Кто же тогда критик? Сальери? Который сам не может, но видит как это сделано, технологию и может показать автору его сильные и слабые стороны?

У как сердито! Нет, критик - не Сальери. Сальери - это сосед-интриган. А критик - это камертон, по которому стоит настроить свой инструмент. Иначе - диссонанс.

Лекс 05.09.2009 01:52

Не, я за то, чтобы критики отдельно, авторы отдельно. Хороший автор он потому и хороший, что понимает, что и зачем он делает, ему не нужны десяток человек за спиной, которые будут подсказывать, как и что писать. Устраивать диалог этих людей тоже ни к чему, каждый понимает произведение по своему. Кто такой критик? В идеале это человек, который разбирается в написанном и подскажет читателю, на какие моменты стоит обратить внимание, поможет лучше воспринять авторскую работу, другими словами сможет рассказать о ней то, чего рядовые читатели, в своем большинстве, не узнают. Хороший критик должен знать очень много, и не только о литературе и искусстве.

Цитата:

критик - это камертон, по которому стоит настроить свой инструмент
Смотря, какой критик. Вообще, я за наличие собственного мнения!

Jur 05.09.2009 07:18

Цитата:

Сообщение от Sailsty (Сообщение 610677)
Согласен. Талант вызывает большое раздражение обычно. К сожалению. Зависть? Профессии критика не понимаю. Искусство надо воспринимать чувствами.

Цитата:

Сообщение от BloodRavenCaptain (Сообщение 610748)
А дальше уже радикальными методами. :)

Да, так и слышны стенания талантов, обруганных мерзкими завистливыми критиками. Стопудово - зависть. А надо жеж мягко, ласково и по брюшку погладить же.

А если серьезно, предложил бы определить кто такой критик. На мой непрофессиональный взгляд критик - литературовед, изучающий выдающееся произведение в каком либо контексте (эпохи, идеи и т.д.). И, соответственно, критики в отечественной фантастике почти нет. А все остальное - отзывы, причем непрофессиональные отзывы, ибо много ли на форуме опытных авторов и профессиональных литературоведов? А с отзыва какой спрос. Это субъективное, мнение, в зависимости от опыта автора отзыва более или менее обоснованное. Более того тот самый КРИТИК форум читать вообще не будет, ибо у него есть более полезные дела.

А таланту никто не мешает отправить рукопись в печать. Так нет же, пишут на форуме. При этом примерно половина вновь приходящих талантов даже неспособна прочитать правила. А можно ли разглядеть талант в произведение написанном канцеляритом с кучей грамматических и стилистических ошибок? Может кто-то и сможет, но мало кто.

Так что тут форумная критика свою задачу вполне выполняет: человеку тыкают носом в то, что писать он не умеет. И надо бы почитать теорию и поучиться. Ибо никто не пытается сразу стать программистом, а писателями многие приходящие считают себя уже сложившимися. Ан нетушки.

ersh57 05.09.2009 07:36

Цитата:

Сообщение от Jur (Сообщение 610880)
Ибо никто не пытается сразу стать программистом,

А вот тут поспорю. Из собственного опыта исхожу. Ко мне, как компьютерщику приходят столь дремучие "таланты", что язык не поворачивается назвать компьютерно-грамотными, но мнят себя величайшими программерами. Но то, что с писательством не всегда лады у людей, с этим трудно не согласится. Не знаю, правда или байка досужая, но якобы в одной из клинописных библиотек обнаружили ПЕРВОЕ графоманское сочинение. Представляете себе такой факт?! Пять тысяч лет графоманству. А сколько исполнилось критике? Эта дисциплина довольно молода. И профессиональный литературный критик - все еще достаточно редкая птица. Потому простим самих себя и будем прозываться критиками, пусть и доморощенными, но критиками. Ибо выполняем то же действо - способствуем росту мастерства и стоим на страже литературы.

Jur 05.09.2009 07:56

Цитата:

Сообщение от ersh57 (Сообщение 610884)
Эта дисциплина довольно молода

Мда? Действительно довольно молода - всего-то пару тысяч лет, прям дите ;)). Ну, если говорить про русскую литературную критику то более 200. А назвать-то можно как угодно.

Винкельрид 05.09.2009 09:20

У некоторых доморощенных "критиков" (кавычки пальцами) есть свои "чёрные списки", куда заносятся авторы, не умеющие признавать ошибки и не способные, когда надо, посмеяться над собой (к последним некоторые доморощенные критики по умолчанию относятся с крайним подозрением). Таких авторов некоторые доморощенные "критики" освобождают от необходимости выслушивать их издевательскую вкусовщину впредь и ограждают от предвзятого и глупого читателя, чёрной завистью завидующего их таланту, который и скрывается под личиной некоторых доморощенных "критиков".
P.S. Кстати, заявки на включение в "чёрный список" принимаются круглосуточно, без перерывов и выходных.

Astra 05.09.2009 09:49

Цитата:

Сообщение от ersh57 (Сообщение 610810)
Astra, почему же обидно? Если с аргументами, то как раз наоборот. Типа "Понравилось потому-то и потому-то" или "Не понравилось из-за того-то" И все! Все довольны. Или почти все. Только обязательно проставить ИМХО в конце. Чтоб понятно было, что это личное мнение.

ersh57, я имела в виду, что "понравилось" или "не понравилось" это на мой взгляд слишком категорично и не располагает в дальшейшему разговору. А с объяснениями я написать не смогу

Toraton 05.09.2009 10:57

Sailsty

А если Вам соринка в глаз попала? А ярлык уже повешен....
Если непривычная форма всего лишь...

Да, быстро здесь забывают заветы Маркфора.
Ясно было сказано форум для фантастических произведений.
Если к нам придёт Ван Гог мы его пошлём... в другую тему.
_______

Ёрш

И твой пример с отходом от форума - показателен! У тебя хватило силы вернуться, а у других?
А у меня хватило сил не уходить.
Будем строить теории на основании одного примера?

И наверняка были среди них талантливые.
Талант ничто в сравнении с тяжёлой работой.

И новый товарищ у нас появится! Разве плохо?
Конечно, плохо. Ещё один форумчанин начнёт засорять тему "Свои...". Пусть лучше сбежит на несколько месяцев и подучится.

Можно по первым детским каракулям определить, кто будет гениальным художником, а кто маляром?
Но это и не повод говорить, что его мазня не является мазнёй.

А это зависит от того, каким тоном эта критика написана.
Хватать оглоблю и по хребтине.
Дословно не помню призказку, но суть такая: Когда сына отдавали в обучение, то родители приговаривали, что мастер может обращаться с учеником сколь угодно жёстко, если это, не убив, сделает его сильнее (что-то про мясо, которое теперь принадлежит мастеру и кости, остающиеся в собственности родителей).

Именно такой критики я и советую избегать. Она - в чистый вред. Неконструктивизм никого и никогда до добра не доводил.
Автору для того мозг и дан, чтобы различать где полевой цветочек, а где колючка.

И автор воспримет лучше сухой логичный совет.
Если воспримет вообще.

Не знаю, правда или байка досужая, но якобы в одной из клинописных библиотек обнаружили ПЕРВОЕ графоманское сочинение. Представляете себе такой факт?! Пять тысяч лет графоманству.
Не понятно какое отношение имеет к общей дискуссии, но и то не проверено.

Sailsty 06.09.2009 02:05

Цитата:

Сообщение от Toraton (Сообщение 610905)
Ясно было сказано форум для фантастических произведений.
Если к нам придёт Ван Гог мы его пошлём... в другую тему.

Имелось в виду искусство. На изобразительном искусстве ярче заметно.
В литературе сложнее. Тот же Гоголь (и его видимо в том же направлении отправите, как и Ван Гога...) не был понят современнтками, с его исторями о маленьких, "незначительных" людях.
В фантастике... что-то не приходят в голову сейчас примеры из этого жанра...

Все-таки я думаю, что Astra, например, если сосредоточится, то сможет сказать, что именно ей понравилось/не понравилось, что зацепило, какие мысли/чувства вызвало произведение.(просто навыка такого нет пока)))))))
И это будет отличная сверка для автора, т.е. как воспринял читатель, для которого в первую очередь и создается рассказ, роман и пр.
Критиковать, мне кажется может только тот, кто действительно разбирается в ремесле, приемах. Но если есть только интуиция, смутное ощущение - то ни о какой критике здесь не может быть и речи. И автору от такого всезнайки-доброхота никакой пользы не будет.
Мне так видится. Думаю, что любому автору надо сверку. Проблема в том, что "критиков" много, а умных и без камней за пазухой мало.
Или хотя бы тактичных...


А теперь о главном: Что такое критика?
Как разговорное понятие, в просторечии - это отрицательное суждение о чем-либо.
Если брать основное, универсальное значение,то

Критика- искуство разбирать, судить. Обсуждение, разбор чего-либо с целью оценить достоинства и выправить недостатки.

Zommer 06.09.2009 04:39

Рискну присоединиться к дискуссии. Коли выскажу много банальщины или же того, что уже было написано в данной ветке - не пинайте сильно.

Писать буду много, поэтому спрячу ка я свои размышления под спойлер и там разобью на части, озаглавленные крупным шрифтом.

Скрытый текст - Мысли о критике:


Определения критики

Сперва хотелось бы определиться в терминах. Сколь-нибудь толковую энциклопедию или словарь мне честно говоря было лень доставать с полки (зело тяжелы книги се, а я как и положено любому графоману телом слаб и неказист :-)), поэтому я не долго думая взял определение критики из Википедии. Определение очень сухое, но многоаспектное. И пожалуй его вполне хватит для нашей беседы.

Итак...

Кри́тика (от фр. critique из др.-греч. κριτική τέχνη «искусство разбирать, суждение»)

1) выявление противоречий;
2) разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку (например, литературная критика);
3) отрицательное суждение о чём-либо (в науке, искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков;
4) исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (например, критика текста, критика исторических источников).

Более того, добавим к этим общим определениям еще и определение конкретно литературной критики из той же Википедии.

Литерату́рная кри́тика — область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения).
Занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни); выявляет и утверждает творческие принципы литературных направлений; оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику. Часто носит публицистический, политико-злободневный характер, сплетается с журналистикой. Тесно связана со смежными науками — историей, политологией, языкознанием, текстологией, библиографией.

Разбор определения по пунктам

Сперва отвечу на вопрос о необходимости критики (а именно критики произведений) как таковой. Нужна ли она вообще?

Разумеется да. Однозначно да. Пройдемся по пунктам "общего" определения применительно как раз к выкладываемым в сети (и на данном форуме в частности) произведениям начинающих авторов.

Разве плохо, когда некий человек со стороны указывает автору на разнообразные противоречия встречающиеся в авторском тексте? Разумеется нет! Часто со стороны действительно виднее. Автор в творческом угаре просто может проглядеть, элементарно не заметить неких ключевых, фундаментальных противоречий в собственном произведении. Автор абсолютно уверен, что никаких нестыковок, "несрастух и нескладух" в его тексте нет, хотя первый же прочитавший текст человек их заметит, и все система построения текста развалится на глазах.

Тогда автор вынужден будет либо исправить это положение переделывание текста (самый правильный, рациональный и перспективный вариант), либо доказательством своей правоты и своего видения того или иного вопроса (в принципе тоже не самый плохой вариант, ведь противоречие может оказаться не столь однозначным и часто означает всего лишь недостаточную погруженность читателя в данный вопрос или непонимания "авторского видения" проблемы) или оставить все как есть без объяснений (данный вариант выявляет как правило автора ленивого, несерьезного и бесперспективного, хотя даже у такого автора как минимум появятся сомнения в том, что его текст не идеален).

Второй пункт определения несомненно самый необходимый и насыщенный, применительно к произведениям начинающих писателей или же поэтов. Анализ произведения с целью дать оценку. Собственно если автор не рассчитывал на то, что его произведения будут оценивать, то ради чего он собственно его писал и самое главное для чего он его выложил на всеобщее обозрение? Говорю по себе, все что пишется, пишется конечно в первую очередь для себя (прет изнутри, как говориться), но оценка прочитавших это ничуть не менее важный фактор.

Далее. Отрицательное суждение о предмете, указание его недостатков. Ну куда без этого! Если (ну вот так вышло) произведение кому-то (или может быть даже всем без исключения) не понравилось, то автору будет явно не достаточно комментариев читателя в духе "Фигня", "Плохо" или (свят, свят!) "Кг/Ам". Как минимум автору интересно, что же именно у него не получилось, где он прокололся, в чем его слабая сторона. Разумный автор примет все претензии к сведению и в дальнейшем постарается избегать тех же самых ошибок.

Проверка достоверности и подлинности упоминаемых в произведении фактов. Тоже очень значимая вещь. Более узкая, в некотором смысле, но от этого не менее важная. Конечно в фантастике грани "подлинности" и "достоверности" размыты сильнее чем в других жанрах ("а у меня фентези!", "а у меня альтернативная история!", "а в моей космоопере физика не Эйнштейновская!" - вот типичные отговорки авторов-фантастов), но все-таки не учитывать в своей работе данного фактора ни один уважаемый себя автор не может. А тут как раз очень полезна помощь специалистов, профессионалов в той или иной области, в которой сам автор не силен (типичный пример огромное количество нелепых "оружейных" ляпов чуть не в каждом втором произведении, а ведь их можно было бы избежать, догадайся автор вовремя обратиться к помощи критиков-оружейников). Описывая средневековый быт самого расфентезийного мира глупо было бы допускать ляпы в описании, скажем кузнечного дела или санитарных условий крупного города. Да и в поэзии, казалось бы самой вольной сфере творчества "стремительно падающие домкраты" и "ядовитые кавказские шакалы" будут явно не к месту.

Автор, какой бы талантливый он ни был, разумеется не может знать всего. Поэтому критики должны ему по мере своих сил помогать, указывая на те или иные ошибки, таким образом грубо говоря "прибавляя" свой опыт и знания к опыту и знаниям автора.

А всем известно, что одна голова хорошо, а две (три, пять, сто) лучше! :-)

Я думаю все приведенные выше примеры убедительно показывают, что в своем "общем" определении критика просто необходима любому автору как воздух.

Тем более начинающему автору.

Определение литературной критики

Теперь перейдем к определении критики литературной. По определению это все-таки ТВОРЧЕСТВО, пусть и стоящее на стыке искусства и науки. Но все мы понимаем, что даже в искусстве есть место честным ремесленникам (скажем некий скульптор честно клепавший в Советском Союзе тысячи бюстов Ильича и прочих девушек с веслом), а в науке есть место творчеству (все серьезные научные прорывы без некоего творческого озарения невозможны в принципе). То есть такая составляющая определения как "творчество", подходит и к науке и к искусству.

Следовательно критик тоже участвует в процессе создания произведения, критик это всегда соавтор. Он указывает на ошибки и показывает как следовало бы их исправить. Критик - соавтор! Понимаете в чем соль?

Далее... "Оценка литературы с точки зрения современности". Я думаю эта часть определения в большей степени относится к вещам уже написанным и закрепленным в качестве классики. Иными словами новый, свежий актуальный взгляд критика на некое классическое литературное произведение способен оживить его, влить новую кровь. Но конкретно к нашему случаю (начинающий автор выложил свой опус) эта часть определения все-таки не относиться, ведь начинающие авторы далеко не классики, да и фантастика в целом (хотя ДАЛЕКО не всегда) подчас не несет в себе практически никаких целей кроме развлекательной. Какие уж тут проблемы общественной и духовной жизни! Но разумеется и тут есть свои исключения (к примеру начинающий автор развивает тему некоего социального противоречия или несправедливости), требующие от критика оценки именно в таком ключе. Но это все-таки исключения.

"Утверждает принципы литературных направлений". К нашему случаю тоже отношение весьма опосредованное. Хотя грамотный критик может разглядеть в том или ином произведении черты некоего литературного направления или стиля, о которых сам автор может даже и не слышал вовсе. Такое указание безусловно даст автору возможность изучить тот подход к тексту, который он невольно изобрел заново, и возможно это подтолкнет автора к новым интересным идеям.

"Оказывает влияние на литературный процесс и на формирование общественного сознания". Глобальный уровень мы не будем рассматривать, но на самом низком, примитивном уровне эти законы тоже работают. Если критики в один голос будут твердить автору, что "про покемонов не круто, а круто про киборгов", то рано или поздно автор (разумеется если прислушается к совету) перестанет описывать покемонов и примется за киборгов. Вот вам и "влияние на литературный процесс"!
Если пять прочитавших дадут рассказу оценку "слабенько", то вряд ли кто-то захочет его еще прочесть. Но если у тех же пяти читателей оценка будет "отлично!", то и желание других прочесть сей опус возрастет. Вот вам и "формирование общественного мнения".

"Опирается на теорию и историю литературы". вот очень важный камень преткновения, который собственно делит тех самых критиков на критиков и просто читателей оставивших отзывы. Хороший, годный критик должен быть осведомлен о литературе на уровне значительно превышающем средний. Причем критик фантастики должен быть осведомлен помимо прочего и о литературе фантастической. Ведь не зная примеров классических произведений (как близких к идеалу, так и отвратилельных), как можно судить о чем-то новом, от чего вести отчет? Ну и как уж тут без "философии, эстетики, истории, политологии, языкознания, текстологии, библиографии"! В принципе обойтись без этого всего можно, но самую точную оценку произведения, наиболее глубокое прочтение того или иного текста может выдать только "посвященный" во все эти таинства человек.

Да, возможно такой подход требует от критиков слишком многого, но это пример идеального критика, критика помощь которого будет неоценима.

Должен ли критик сам быть творцом?

Теперь касательно спорного вопроса, должен ли критик сам быть писателем (поэтом)? Лично я считаю, что это СОВЕРШЕННО НЕОБЯЗАТЕЛЬНО. Судить о вкусе того или иного блюда в ресторане может не только повар. Правда человек знающий о кулинарии не по наслышке сможет оценить некие моменты, различные ухищрения, которые останутся незамеченными простым обывателем. Эх как умудрился вкус карри замаскировать, я бы и не догадался! Но для того, чтобы эти поварские ухищрения выявить, достаточно быть просто опытным гурманом, либо специалистом исключительно по теории кулинарии, который в жизни и яичницу не сделает.

Более того, в случае с литературой я считаю, что критик, который сам является автором, будет даже проигрывать критику, который сам ничего не пишет. Объясню почему. с моей точки зрения это будет мешать его (критика) объективности. У любого автора есть свой художественный стиль, свое видение данного жанра, свои фирменные литературные приемы, свои сильные и слабые стороны. Подсознательно критик-автор всегда будет сравнивать любой новый текст со своими литературными опытами (причем в данном сравнении чаще всего отдавать предпочтение своему творчеству, просто потому, что он лучше его знает и понимает) и смотреть на них сквозь призму своего авторского восприятия.

Истинный критик должен быть объективен. Он должен быть соавтором, но не автором. Он не должен навязывать концепцию своего стиля или своего мировоззрения другому. А в ситуации когда оба пишут такое я думаю в некотором роде неизбежно.

Теперь в качестве резюме попробую ответить на вопросы, которые были поставлены в самом первом посте темы.

Из кого получаются хорошие критики?

ИМХО из людей образованных, объективных, хорошо разбирающихся в данном литературном направлении и его особенностях. Авторский опыт самого критика ИМХО скорее может помешать объективной оценке текста, нежели помочь в этом.
Хорошему критику не повредит ставшая притчей во языцех желчность. Просто люди именно такого, склада характера (излишне придирчивые, излишне дотошные, излишне желчные), будут выявлять ошибки с большей эффективностью и безжалостностью. Правда тут надо не перегнуть палку. Когда злая ирония превращается в пошлый циничный сарказм, это уже не есть хорошо, особенно применительно к авторам начинающим. Излишняя агрессивность и озлобленность критика, который априори принимает в штыки писанину любого новичка ("ну что хорошего и нового мы тут можем увидеть?") может либо зарубить у автора желание писать на корню (а как знать, может быть новым Кларком стал бы расписавшись!), либо вызвать потоки глупой ругани в качестве защиты (а кому он нужен, этот стресс переход на личности?), либо даже серьезно ранить человека, который ведь ничего плохого в сущности не сделал, просто попробовал себя в чем-то новом (слыхал я такую байку, как стихи одной девушки поэта очень жестоко раскритиковали на некоем литературном сайте, а она пошла и с крыши спрыгнула, вроде как выжила, но суть этой, пусть и мало правдоподобной истории я думаю и без того ясна).

В общем и целом жестокость критика это очень хорошо, это в целом полезно в первую очередь для самого автора, но критикам наверное стоит все же соизмерять свои силы и иногда "тормозить". К жестокому разносу готовы далеко не все. Тем более в таком личном деле как творчество.

"Эмоции берут верх над разумом". Все мы люди и для любого живого человека такое допустимо. Для критика - нет. Он всегда трезв, нейтрален по отношению ко всем и его личные симпатии/антипатии к автору никак не должны сказываться на оценке текста. в теории то оно так, на практике так бывает далеко не всегда, но к этому нужно стремиться.

Критик - это в первую очередь холодная голова и чистые (незапятнанные эмоциями) руки. А горячее сердце здесь отходит на второй план.

Требования к хорошему критическому отзыву

"Какая критика нужна/важна/полезна?"

Попытаюсь сделать свой список моментов, наиболее важных для автора при прочтении критического отзыва.

1) Общая оценка. То ради чего собственно произведение и выкладывалось. Чем она точнее тем лучше. "Хорошо, но сумбурно" лучше чем просто "Хорошо". "Не дотягивает до среднего уровня, из-за погрешностей языка" лучше чем "Ниже среднего".

2) Отношение к высказанной автором в произведении Идее. "Я не согласен с тем, что все люди скоты". "Цель не всегда оправдывает средство". "Да. Одиночество действительно порой лучше всего на свете."

3) Разбор художественного стиля автора. Выявление сильных и слабых сторон. "Хорошо удаются описания, но вот с диалогами просто беда!", "Сплошные канцеляризмы! Читать невозможно, текст перенасыщен лишними деталями!", "Очень интересные и необычные метафоры и сравнения".

4) Ловля текстовых "блох". Логические нестыковки сюжета, противоречия, не соотвествующая герою речь, грубое перевирание реальных фактов и все остальное, вплоть до пунктационных и синтаксических ошибок (хотя строго говоря орфография и пунктуация - это поле деятельности корректора, а никак не критика). Данный пункт наиболее трудоемок для критика, он требует тщательного ознакомления с текстом, но в то же время для автора этот пункт самый полезный, поскольку позволяет исправлять некие конкретные, а не общие недостатки текста.


5) Дальнейшие руководства к действию. "Переписать, с упором на изменение стиля", "Лучше всего будет сменить жанр, такое больше подходит для киберпанка, чем для мистики", "Срочно исправить фактические ошибки!" и все тому подобное. Автору должно быть дано четкое указание, четкий ответ на вопрос, что же делать дальше. Прислушается ли автор к этим советам, это уже исключительно его дело.

6) (опционально) Сравнение с другими схожими произведениями. "Почитай-ка ты лучше парень Станислава Лема, он всю эту тему уже до тебя очень интересно раскрыл, может мысли новые появятся", "Это определенно чем-то похоже на лукьяненовский цикл о Дозорах", "Здесь есть еще пара форумчан, которые разрабатывали схожие идеи. Скооперируйтесь, возможно это что-то даст"

7) (опционально) Формирование общественного мнения. "Читать сей рассказ всем и в обязательном порядке. Пропустить нельзя. Настоятельно рекомендую", "Я бы присмотрелся к этому автору, может лет через пять из него выйдет толк", "Нет. с таким подходом рановато вам еще публиковаться. Пусть даже и в сети".

Ну и наконец

"Как вы подходите к произведениям форумчан, когда беретесь их критиковать? (как к работе или развлечению?)"

К сожалению лично я пока прочитал слишком мало произведений форумчан, чтобы выработать определенное отношение к этому дело. в будущем намереваюсь это дело исправить. Да и критиком я бы становиться не хотел, максимум чего от меня можно ожидать это обычного обывательского "отзыва читателя".

Лекс 06.09.2009 06:17

Цитата:

Сообщение от Zommer (Сообщение 611274)
Автор, какой бы талантливый он ни был, разумеется не может знать всего. Поэтому критики должны ему по мере своих сил помогать

И все они живут в волшебной стране на пушистом облачке с мишками радужного цвета.

На самом деле, лично мое ИМХО, если критик скажет автору, как надо писать, и тот с поправками согласится, то это означает только одно - он неважный писатель (т.е. выдал на суд то, в чем не был полностью уверен, потому что напечатанные книги никто исправлять не собирается). Писательство дело интимное, и не стоит каждому совать туда свои пальцы немытые и насильно делать из паршивого автора хорошего (или еще более паршивого) - если он сам не станет осозновать свою деятельность, ему никто не поможет. Я против того, чтобы критика должна лезла в процесс писательства. Давать оценку готовому - да. Но не лезть. На это, на крайняк, есть Редактор. Хотя, в идеале, я и против редакторов тоже.

Toraton 06.09.2009 11:36

Лекс

1. Предлагаешь объявить бойкой всем забредающим в тему "Свои..."?
2. С одной стороны ты говоришь, что критики не нужны, с другой сам набил не один десяток постов в теме "Свои...". Противоречие наблюдаешь?
3. Критики не нужны, редакторы тоже. Как насчёт корректоров? Как насчёт потока в издательствах: печатать всё и не глядя?
4. как надо писать
Кто и что вкладывает в эти слова! Если персонажи автора в книге ходят задом или на руках и при этом никаких предпосылок и объяснений этому, то ридер может усомниться и указать автору на упущение.
5. Давать оценку готовому - да.
Я тоже не против не лезть в чужое, пока пишется. Просто иногда вопить начинают по поводу "переписать 200 стр. готового текста".
6. Для того, чтобы пальцы в незаконченный текст не совали, нечего его недоделанный выкладывать! Будто это мы приходим в ним, а не они к нам.

Лекс 06.09.2009 13:34

Тор,

Пойду по пунктам:
1. Не, почему? Веселая тема, однако был бы куда счастливее, если в ней появлялись только законченные работы.
2. О, я не идеален.:happy: Но постепенно учусь!):book: Впрочем, если автор небольшого отрывка захочет узнать мнение о нем, то почему бы нет, однако, кардинальных советов в последнее время стараюсь не давать.
3. Теория идеалистична. Конечно, со многими авторами нужно работать, поправлять ошибки и несостыковки, но это лишь говорит о неопытности и личной безответственности - хороший писатель (зверюшка редкая) не делает ошибок. Никогда!:nea: Ну или пишет так, что их можно простить, а не так, что разбор его произведения превращается в урок "грамматики и пунктуации для чайников".
4. Если писатель хороший, то это ридер чего-то не понял и кто-то умный (:yahoo:критик!:yahoo:) должен понять хорошего писателя и объяснить глупому ридеру с чего это там все так ходят. Если же хорошего писателя совсем никто не понял, даже умный (высоколобый?) критик, то мэтр либо вышел на новый уровень осознания вселенной, либо стал полным идиотом, что с позиции здравомыслящего человека, равнозначно.
5. Хороший писатель сам должен понимать надо ли ему переписывать или нет. В том случае, если человек понимает, что переписывать надо, но в падло - писатель он не очень хороший. Другое дело, что переписывание-то дело опять же личное, вот я бы, например, был не против, если б некоторые из знаменитых авторов кое-что бы у себя в книжках переписали, но может это и замечательно, что они не будут этого переписывать. Всем ведь все равно не угодить. У меня на этот счет дикое мнение: автор должен прийти в согласие только с одним человеком - с самим собой, и если написанное произведение ему лично нравится, то он все совершенно правильно раскрыл свой потенциал. Даже если это произведение никто кроме него ниасилил. Мало ли, автор вышел на новый уровень осознания вселенной.
6. Поэтому тема и веселенькая.:smile:

Toraton 06.09.2009 14:33

Лекс

Конечно, со многими авторами нужно работать, поправлять ошибки и несостыковки, но это лишь говорит о неопытности и личной безответственности - хороший писатель (зверюшка редкая) не делает ошибок. Никогда!
Можно равить тему о том, кто такой "хороший писатель", что есть "ошибка"; вернее будет принять как данность, что авторов, не совершающих ошибок Не существует!
Писательство, как и любая другая деятельность человека, требует обучения и тренировки. Пройти путь, ни разу не споткнувшись и не заплутав, - веришь в такое? Если веришь, значит обитаешь не на грешной (полной ошибок) земле, а в "Царстве небесном". Кстати, как оно там?

Если же хорошего писателя совсем никто не понял
Вопросы. Как простой человек стал хорошим писателем? Родился таким?

У меня на этот счет дикое мнение: автор должен прийти в согласие только с одним человеком - с самим собой, и если написанное произведение ему лично нравится, то он все совершенно правильно раскрыл свой потенциал. Даже если это произведение никто кроме него ниасилил. Мало ли, автор вышел на новый уровень осознания вселенной.
Речь сейчас не об авторах, скрывающихся по тёмным углам и не вылезающих на свет божий. Мы о тех, которые выставляют свои работы на суд людской и ищут (долго и упорно) своего читателя. В противном случае и человечеству, и вселенскому разуму пофиг на то, что они там в стол себе накатали. Никто не узнает, что они писатели. А если не узнают, то и не назовут такого человека писателем.
Существует ли камень том берегу реки, если ты его не видишь и не знаешь о его существовании?
Не является ли работа, не удачная по мнению читателей, но хорошая в глазах автора, той самой ошибкой, которую не совершают хорошие писатели?

Рено Гринлиф 06.09.2009 15:25

Выложил тут несколько творений и получил достаточно положительные отзывы с парой скупых замечаний. Приятно, а что дальше? Стоит поискать местечко с более жёсткой и, следовательно, более полезной критикой.

Toraton 06.09.2009 16:48

Рено Гринлиф

Количество замечаний прямо пропорционально объему творений, коих я насчитал три штуки (да, специально залез, освежил память).
Два поста с микроскопическими отрывками невнятного характера: про "нечто в облаках" и "плохо вписавшийся в контекст". Другими словами - пара приглянувшихся строк, которые за неимением иного места вывалили на форум и оторванная от текста и задумки зарисовка.
+
Одна неплохая миниатюра. То, что она не идеально, на это указали, но расписывать длиннющий комментарий или разводить дискуссию о тексте в пару тысяч знаков - странно, не находите?
Такой объем "вылизать" не проблема. А дальше что? Вы собираетесь с этим куском штурмовать Олимпы? Расчитываете, что в школьную программу внесут или мильон заплатят?

Иного творческого движения за вами мною не замечено.
Был бы повод, а ушат студёной воды найдётся.

Рено Гринлиф 06.09.2009 19:01

Семь творений, если не ошибаюсь. Но речь не о том.
В моём представлении критик клацает зубами и пускает пар. Он выглядывает баранов как волк графоманов (тьфу, наоборот). Слова его должны наводить страх, благоговейный, если можно. При этом критика не имеет прав переходить в хамство.

Toraton 06.09.2009 19:58

Ок. Нашёл ещё одну непонятную зарисовку про персик, первую главу книги и повод улыбнуться.

Для того, чтобы клацать зубами и наводить страх нужен повод. Те зарисовки с отрывками - слабый раздражитель. Что в них разбирать?

И последнее. Если хочется хорошей критики, то необходимо:
1. Взять целое произведение.
2. Найти знающего и опытного человека.
3. Заплатить столько, сколько вы сами хотели получить за долгий и кропотливый разбор чужого (не идеального) произведения.

Рено Гринлиф 06.09.2009 20:44

Облом. И писать как-то резко расхотелось. Точнее, не писать, а публиковать.

Sailsty 07.09.2009 01:06

Zommer отлично все описал. Много, но зато подробно.
И приятно, что сразу определяется человек:
"Да и критиком я бы становиться не хотел, максимум чего от меня можно ожидать это обычного обывательского "отзыва читателя".

Конечно, личное дело автора, что и кому он дает прочитать, что именно он хочет услышать в ответ.

Цитата:

Сообщение от Лекс (Сообщение 611281)
если критик скажет автору, как надо писать, и тот с поправками согласится, то это означает только одно - он неважный писатель
Писательство дело интимное, и не стоит каждому совать туда свои пальцы немытые и насильно делать из паршивого автора хорошего (или еще более паршивого) - если он сам не станет осозновать свою деятельность, ему никто не поможет. Я против того, чтобы критика должна лезла в процесс писательства. Давать оценку готовому - да. Но не лезть. На это, на крайняк, есть Редактор. Хотя, в идеале, я и против редакторов тоже.

Согласен, что нельзя вмешиваться в чужую работу. Никогда. Нельзя лезть!
Варится постоянно в собственном соку тоже не вариант. Объективный взгляд со стороны нужен. Тактичный и знающий свое дело редактор может помочь, дать совет как усилить впечатление и пр.
Правда такие редакторы -золото, большая редкость. Редактор Азимова, "Зеленый карандаш", уникальный был человек, раз Азимов ему даже книгу посвятил. Сам не мог писать, но чувствовал, умел направить автора.

Критика, по-моему вещь в себе. Живет паразитируя.
Особенно не терплю добровольцев, ищущих куда бы излить свой яд, на любых авторов.

Цитата:

Сообщение от Toraton (Сообщение 611394)
Не является ли работа, не удачная по мнению читателей, но хорошая в глазах автора, той самой ошибкой, которую не совершают хорошие писатели?

Toraton, не понял этого предложения, как-то Вы хитро закрутили... сложное плетение.... Можно попроще?

Цитата:

Сообщение от Toraton (Сообщение 611536)
Ок. Нашёл ещё одну непонятную зарисовку про персик, первую главу книги и повод улыбнуться.Для того, чтобы клацать зубами и наводить страх нужен повод. Те зарисовки с отрывками - слабый раздражитель. Что в них разбирать?
И последнее. Если хочется хорошей критики, то необходимо:
1. Взять целое произведение.
2. Найти знающего и опытного человека.
3. Заплатить столько, сколько вы сами хотели получить за долгий и кропотливый разбор чужого (не идеального) произведения.

Классика!!!!:smile:
С высоты моего олимпа.....
Все нормально. Обычное поведение редакторов, у которых авторы вместо плевательниц, критикашек-всезнаек.
Это какая-то порода вывелась что ли? Как ддауны все на одно лицо, одими и теми же приемами шпаарят.:smile:

Toraton, уж извините, но так живо у Вас это получилось, то ли случайно, то ли опыт у Вас большой....

Поражают так же и авторы. Кланяются низЕнько-низЕнько, шаркают ножкой....подхихикивают, все сносят.....
Вот поэтому и плодятся критикашки и завалено все бумажным мусором.

Цитата:

Сообщение от Toraton (Сообщение 611394)
Не является ли работа, не удачная по мнению читателей, но хорошая в глазах автора, той самой ошибкой, которую не совершают хорошие писатели?

Toraton, не понял этого предложения, как-то Вы хитро закрутили... сложное плетение.... Можно попроще?

Jur 07.09.2009 09:42

Цитата:

Сообщение от Sailsty (Сообщение 611850)
Zommer отлично все описал. Много, но зато подробно.

Правда он не ответил на один, ключевой вопрос, поднятый в моем посте. Вот есть критик, разбирающийся в литературе и являющийся литературоведом. Так чего ему делать на форуме? Читать недоделки с неисправленными грамматическими ошибками? Даже по конкурсам типа минипрозы и грелки периодически раздаются замечания критиков что они утомились читать графоманские поделки.
Цитата:

Сообщение от Sailsty (Сообщение 611850)
Критика, по-моему вещь в себе. Живет паразитируя. Особенно не терплю добровольцев, ищущих куда бы излить свой яд, на любых авторов.

Стопудово. Только вот вопрос - а зачем тогда публиковать произведение тут? Отправляйте в печать и все. Ну или выкладывайте на специальных сайтах.
Цитата:

Завалено все бумажным мусором.
Неа, критика на продажи не влияет, установленный факт. А мусором завалено потому что его покупают и читают.

Snake_Fightin 07.09.2009 10:25

фоер-тема, ёклмн
 
Цитата:

Сообщение от Jur (Сообщение 611958)
Правда он не ответил на один, ключевой вопрос, поднятый в моем посте. Вот есть критик, разбирающийся в литературе и являющийся литературоведом. Так чего ему делать на форуме?

Его физическое, или электрическое (не разбираюсь в информационных технологиях) на форуме присутствие - ни к чему. Наоборот, вредно. Вдруг он на форуме появится и расскажет, что к чему, а мы-то уже столько про него нафантазировали. Конфузно будет.

Критик, разбирающийся в литературе и являющийся литературоведом важен как символ. Ну как тот суслик, ты его не видишь, я его не вижу, а он есть. И вот это всё, что ты мне тут накритиковал, узколобый даун, по сравнению с тем, как это сделал бы суслик - сам знаешь что.

П.С. Про написание замечаний на основе примеров из рассматриваемого текста. В порядке взаимозачета. Сколько слов от вас, столько и от нас.

Цитата:

Сообщение от Jur (Сообщение 611958)
А мусором завалено потому что его покупают и читают.

Главная проблема литературы как она есть.

Jur 07.09.2009 10:30

Цитата:

Сообщение от Snake_Fightin (Сообщение 611977)
разбирающийся в литературе и являющийся литературоведом важен как символ

Эээ, к вопросу о сусликах. ;) Две мысли перепутались и получилась тавтология. Вышеозначенного суслика следует идентифицировать как филолога и литературоведа.

Toraton 07.09.2009 11:11

Жур

Так же суслик может выступать в качестве: опытного, преданного читателя, "занюхавшего" не одну сотню корешков, и теоретика, отдающего предпочтение структурированному разбору пред волной мыслью.


Текущее время: 00:34. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.