![]() |
Стимпанк
Стимпа́нк, паропа́нк (англ. steam - "пар", + punk), или паропанк — жанр фантастики, моделирующий мир, который в совершенстве освоил технологию паровых машин.
Скрытый текст - Фото: Термин «паропанк» появился в 1987 году как пародия на «киберпанк» - своеобразный "ответ киберпанку" от любителей альтернативной истории: "стим" - от паровых двигателей, "панк" - ясно, от чего, а идея - от доведенного до веселого безумия стиля "что было бы, если...". Классические вселенные стимпанка стилизуются авторами под Америку или Европу (прежде всего Викторианскую Англию) второй половины 19 века, эпоху раннего капитализма с характерным фабрично-городским пейзажем и резким социальным расслоением. Предтечами стимпанка стали первые научные фантасты, такие как Жюль Верн и Герберт Уэллс, фантастические машины из романов которых послужили прообразом стимпанковской техники. Различают: *альтернативно-исторический стимпанк — основан на стилизации под реальный исторический мир XIX — начала XX вв. Наиболее характерны стилизации под викторианскую Англию или Америку эпохи Дикого Запада. (фильм Wild Wild West, игра Arcanum) *фэнтезийный стимпанк — описывает фантастические миры, лишь технологически напоминающие Европу XIX в. В этих мирах с паровой машиной вполне уживаются магия и фэнтезийные расы (гномы,эдварды, орки, эльфы). (WarHammer Fantasy, WarCraft) *Дизельпанк - жанр фантастики, описывающий технологический мир уровня 20-50-х гг XX века, с изобретенными аэропланами и дизельными двигателями (фильм Shadow *Клокпанк (clockpunk) — жанр фантастики, моделирующий мир, стоящий на технологическом уровне эпох Возрождения и барокко: придворные инженеры, куртизанки, гвардейцы. Типичные элементы мира паропанка - Технологии паровых машин: дирижабль, примитивный аэроплан, паровоз, пароход, бронированный военный пароход (дредноут), паробус, паровой экипаж и прочие механизмы, сделанные из клёпаного металла и медных труб. Они снабжены рычагами и приборами с часоподобными циферблатами и стрелками. - Оружие времён промышленной революции: револьверы, магазинные винтовки, ранние образцы автоматических винтовок, артиллерийские орудия, а также различное паровое оружие. - Информационные технологии викторианской эпохи: уличные газеты, напоминающие кассовые аппараты неэлектронные счётные машины (например, вычислительная машина Бэббиджа), телеграф, пневмопочта. - Одежда и аксессуары викторианской Англии: Аристократы в цилиндре и пальто, под которым фрак, брюки и рубашка с кружевами. Дамы в корсетах и кринолинах с капором на голове и чулками на подвязках на ногах. Рабочие в кепках, куртках и сапогах. - Урбанистический антураж: фабричные трубы из красного кирпича, пасмурное небо грязного цвета, булыжные мостовые, уличные газовые фонари, магазины, лавки, театры, городские трущобы, пабы, бордели. И, соответственно, мрачная атмосфера. - Викторианские персонажи: демонические учёные и инженеры а-ля Виктор Франкенштейн или профессор Мориарти, путешественники, детективы (Шерлок Холмс), агенты тайной полиции, шпионы, революционеры, уличные продавцы, пролетарии, капиталисты-промышленники, потомственные аристократы, светские хлыщи, проститутки, добропорядочные семейные граждане (буржуа). Книги: Брюс Стерлинг и Уильям Гибсон - «Машина Различий», 1992 «Дочь Железного Дракона» Майкл Суэнвик - «Дочь Железного Дракона», «Джек/Фауст» Рэй Олдридж - «Эмансипатор (Освободитель)», Грегори Кейс - «Пушка Ньютона», П.Макоули - «Ангел Паскуале или Страсти по Да Винчи», Филип Пулман - «Тёмные начала», Гарри Гарриссон - «Да здравствует трансатлантический туннель, ура!», Дж. Блэйлок«Гомункул» и «Машина лорда Кельвина» Майкл Муркок - «Воздушный полководец», «Сухопутный Левиафан» и «Стальной царь» (цикл «Кочевники времени») Александр Бушков - «Рыцарь из ниоткуда» Сергей Лукьяненко, Ник Перумов - «Не время для драконов» Сергей Лукьяненко - дилогия «Искатели неба» Андрей Уланов - «Однажды на Диком Западе» Фильмы и мультфильмы: «Дикий, Дикий Запад» (1999) «Машина времени» (2002) «Небесный Капитан и мир будущего (фильм)» (2004) «Ван Хелсинг (фильм)» (2004) «Лемони Сникетт: 33 несчастья» «Full Metal Alchemist» (2003) «Steam Detectives» (1998) «SteamBoy» (2005) «Лига выдающихся джентльменов» (2003) «Небесный замок Лапута» (1986) «Ходячий замок» (2004) «Изгнанник» «Темный город» «Золотой Компас» «Город потерянных детей» (1995) Игры: «Frater» «Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura» «Syberia» «Syberia II» «Thief II: Metal Age» «Rise of Nations: Rise of Legends» «Blood omen 2» «Bioshock» «Steam brigade» «Дорога на Хон-Ка-Ду (Steamland)» «Русская рулетка 2 - Закрытые Планеты » «TimeShift» «ParaWorld» , серия «WarCraft», серия «WarHammer Fantasy» Статья в Мире Фантастики Статья в Википедии Роботы Викторианской эпохи Паровые панки. Статья в журнале "Популярная Механика" Стимпанк: очарованные паром. Винтаж.ком Сообщество на LI.ru by Margulf Какие книги этого направлния вы знаете? Заранее спасибо. |
Кроме "Не время для драконов" за авторством Лукьяненко и Перумова что-то ничего больше в голову не приходит
|
в свое время наткнулся на книгу Муркока и С. Константайн "Серебряное Сердце". вроде как стимпанк. она, по-моему. вышла в серии МЕЧ И МАГИЯ.
|
Ну, во-первых, это "Машина Различий" Гибсона и Стерлинга. Самая знаменитая книга жанра.
Во-вторых, это Гаррисон и его "Трансатлантический экспресс УРА!" В-третьих, Пушка Ньютона (автора не помню) В-четвертых, это одна из "Танцоров времени" - первая часть, если правильно помню. А так, жанр очень молодой, написано мало |
"Пушку Ньютона" написал Грегори Киз и эта книга ИМХО не имеет ни малейшего отношения к стимпанку. Аналогично не имеет отношения "Танцоры на Краю Времени" Майкла Муркока.
Насчет Гаррисона не помню точно сюжета, но помню, что книга написана в жанре "абсолютно твердой НФ", типа Жюль Верна. -------- А вообще, надо четко определить признаки жанра, тогда всё ясно станет. Ага, вот вам статья из энциклопедии фантастики Клюта и Никколса. Прочитайте о протостимпанке и о настоящем стимпанке: STEAMPUNK Item of sf TERMINOLOGY coined in the late 1980s, on the analogy of CYBERPUNK, to describe the modern subgenre whose sf events take place against a 19th- |
У Гаррисона все атрибуты стимпанка:
1) Векторианская Англия 2) Техника остановилась на рубеже 19-20 веков 3) Самолетов нет, но сильно развита пассажирская артиллерия и дирижабли 4) Машины ездят на пару Я немного сомниваюсь, что стимпанк есть аналогия киберпанка, а тем более пародия (как некоторые утверждают). Есть целый пласт steamtime: клокпанк,стоунпанк и т.п. А у танцоров: 1) Векторианская Англия 2) Дирижабли :) |
Цитата:
|
астично на такую мысль натолкнуло "Путишествие на луну" и "Да здраствует трансатлантический". Ведь векторианская эпоха - время развития именно артеллерии. Почему не возможно создать пушки, которые выстреливали бы пассажирскими капсулами в нужное направление? Для компинсации человек помещается в резиновый костюм с балонами воздуха для дыхания (эдакий костюм подводный), а капсула наполняется водой. Торможение вызывается парашутами, выстреливаемые по истечению определенного времени (скажем, простейший часовой механизм).
Если есть интерес к этой теме - вот тут мы обсуждали это :) http://fantasyland.info/forums/index.php?showtopic=2076 |
Не вполня понял - почему-то от моего сообщения осталась только часть. Модераторы - это вы порезали или глюк какой?
Дублирую статью целиком - это из самой известной энциклопедии НФ - Клюта и Никколса: STEAMPUNK Item of sf TERMINOLOGY coined in the late 1980s, on the analogy of CYBERPUNK, to describe the modern subgenre whose sf events take place against a 19th-century background. It is a subgenre to which some distinguished work attaches, though in no great quantity. There are a number of works of proto-Steampunk, some by UK writers, such as Christopher PRIEST's The Space Machine (1976), in which H.G. WELLS himself plays a RECURSIVE role, and Michael MOORCOCK's Oswald Bastable books, beginning with The Warlord of the Air (1971 US), which are at once a critique and a nostalgic expression of the technological ptimism of the Edwardian era. Oddly, though, books like these do not sort well with the kind of book later described as Steampunk, perhaps because in essence Steampunk is a US phenomenon, often set in a London, England, which is envisaged as at once deeply alien and intimately familiar, a kind of foreign body encysted in the US subconscious. Three more works of proto-Steampunk, only borderline sf FABULATIONS, were by US writers: William KOTZWINKLE's Fata Morgana (1977), set in 1871 Paris, Transformations (fixup 1975) by John MELLA, and "Black as the Pit, from Pole to Pole" (1977) by Steven UTLEY and Howard WALDROP, in which latter the FRANKENSTEIN MONSTER descends into a SYMMES-style HOLLOW EARTH. These recall not so much the actual 19th-century as a 19th century seen through the creatively distorting lens of Charles DICKENS, whose congested, pullulating 19th-century landscapes-mostly of London, though the industrial Midlands nightmare exposed in Hard Times (1854) is also germane - were the foul rag-and-bone shop of history from which the technological world, and hence the world of sf, originally sprang. Somewhere behind most steampunk visions are filthy coal heaps or driving pistons. It was a vision that also entered the CINEMA, especially through David Lynch, first in Eraserhead (1976) and then in The Elephant Man (1980), and even - inappropriately enough - in much of the mise-en-scene of his sf movie DUNE (1984). Another, rather frivolous Steampunk movie is Young Sherlock Holmes (1985; vt Young Sherlock Holmes and the Pyramid of Fear), prod Steven SPIELBERG. Steampunk has entered sf ILLUSTRATION through the work of UK artist Ian MILLER. Macabre sf adventures in a Dickensian London have even entered tv: Steampunk was anticipated several times in the UK tv series DR WHO, notably in The Talons of Weng Chiang (1977). There was also a much earlier proto-Steampunk sf tv series set in a 19th-century USA, the eccentric The WILD, WILD WEST (1965-9). In sf books it was at first largely in the work of 3 Californian friends, James P. BLAYLOCK, K.W. JETER and Tim POWERS, that the Steampunk vision became obvious, the first being Jeter with Morlock Night (1979), in which H.G. Wells's Morlocks travel back in time and invade the sewers of 19th-century London. Powers followed with a historically earlier and even more malign MAGIC-REALIST London in THE ANUBIS GATES (1983; rev 1984 UK), and then Blaylock with HOMUNCULUS (1986). In each of these romances a Dickensian London itself is a major character. All three have written at least one more novel along similar lines: Jeter's Infernal Devices: A Mad Victorian Fantasy (1987), Blaylock's Lord Kelvin's Machine (1992) and - not precisely Steampunk, but evoking some of the same alchemical madness - Powers's On Stranger Tides (1987) and The Stress of her Regard (1989). In most of these works the vision is GOTHIC and the city, despite its horrors, a kind of seedbed where mutant life stirs even in the oldest and deepest parts, the cellars and sewers. Other writers have worked in similar vein, perhaps closer to rationalized fantasy than to sf proper, such as Barbara HAMBLY with her alienated race of vampires co-existing with humans in Those who Hunt the Night (1988; vt Immortal Blood UK) and Brian STABLEFORD with his rationalized werewolves in The Werewolves of London (1990). It is an irony, however, that one of the strongest Steampunk works to date should actually have been written by the prophets of Cyberpunk, William GIBSON and Bruce STERLING, in THE DIFFERENCE ENGINE (1990 UK), set in an alternate 19th-century London even more dystopian than Dickens's (though clearly modelled on it), the imminent collapse of which under the weight of POLLUTION (and reason) is watched and perhaps controlled by an AI evolved from Charles BABBAGE's calculator.It is as if, for a handful of sf writers, Victorian London has come to stand for one of those turning points in history where things can go one way or the other, a turning point peculiarly relevant to sf itself. It was a city of industry, science, technology, commerce and above all, finance (thoughthere was actually more industry in the midlands and the north) where the modern world was being born, and a claustrophobic city of nightmare where the cost of this growth was registered in filth and squalor. Dickens - the great original Steampunk writer who, though he did not write sf himself, stands at the head of several sf traditions - knew all this. Цитата:
Что касается Бастейбла - см. выше статью - протостимпанк. |
Да, сорьки, перепутал книжки - моя вина.
В любом случае, если принибречь разделением прото-стимпанк и стимпанк, то я прав :) (а я , если честно, так до конца и не понял в чем уж такая большая разница). По мне так, уж если считать прото-стимпанком так это Жуль Верна и Уэльса :) |
стимпанк -это супер
Стимпанк - это не только пароходы и поезда , это еще и марсиане, лунатики, лучи смерти, атомические бомбы , наутилусы, машины времени, смелые и безумные опыты над людми и животными . Это куда больше, чем кажется.
|
В первую очередь, стимпанк, как уже было сказано выше, - это мир в атмосфере Викторианской эпохи. Эпохи относительно мирной. Соответственно и мир, на её основе созданый, - сравнительно светлый и дружелюбный. Даже войны того периода можно квалифицировать, как "джентльменские" - с бесстрашными офицерами, героическими солдатами и тотальным благородством. Ну и сам прогресс, в большинстве случаев, ограничивается достаточно мирными, романтическими изобретениями: паровыми экипажами, пушками для космических полётов и воздушными шарами.
Другое дело - циничный и жестокий дизельпанк. Недаром его техническим началом считается 1914, а концом - 1950 годы. От начала Превой Мировой и, практически, до апофеоза Холодной Войны. Соответственно и атрибутами этого мира становятся совершенно иные идеалы: милитаризм, параноя, идеи классовой борьбы и революций. Естественно символы технического прогресса в дизельпанковском мире уже совсем иные: дирижабли, самолёты, танки, бронепоезда, линкоры, пулемёты, безумные военные технологии, как земные, так и инопланетные. Казалось бы, что же в дизельпанке может привлечь кого-то, кроме закоренелых милитаристов? На самом деле многое. Ведь в дизеле также очень силён и романтический элемент. В первую очередь - это стемление покорить пространство. Бестрашные авиаторы, перелетающие океаны и континенты, идеи о космических полётах, альпинисты и путешественники, покоряющие неприступные вершины, достигающие полюсов и пересекающие пустыни. Другой романтический элемет дизеля - это идеология. Ведь эпоха дизельпанка пришлась как раз на период апофеоза классовой борьбы во всём мире. Соответственно и в вымышленных дизельпанковских вселенных ярко выражены три символических государственных строя тех времён - это агонизирующие империи, уничтожающие друг-дружку в военной мясорубке, американцы, сторящие свой капитализм, и коммунистические Советы. Ну и много чего ещё можно написать, но думаю, основная мысль понятна. Стимпанк - это паровые роботы, безмоторные экипажи и Викторианская эпоха. Дирижабли, небоскрёбы, мировые войны, марсиане и атомные бомбы - это дизельпанк. |
Фентезийный стимпанк... Можете сказать какие фильмы или книги наиболее близки к фентезийному стимпанку в стиле книги "Не время для драконов" и игры "Арканум"?
|
Фильмы: Видок, Звёздная пыль, это, как там Северное Сияние чтоль с Кидман, и так комедия с Дж.Керри про детишек.
Книги: собственно "Стимпанк", всяческие Врата Анубиса, Пушки Ньютона. Если обязательно нужны фэнтезийные расы, то есть книжная трилогия про орочий кавалерийский отряд, практически Арканума чистой воды. |
Цитата:
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
Хранители Молнии / Bodyguard of Lightning (1999) Легион Грома / Legion of Thunder (1999) Воины бури / Warriors of the Tempest (2000) |
Вообще, насколько я понимаю, в литературе и кино стимпанк вспыхнул и угас очень быстро, еще быстрее, чем киберпанк - из-за того, что всё, что можно было выжать из темы, писатели выжали очень быстро. Зато в современной культуре стимпанк - это чисто материальное направление, атмосфера DIY, "сделай сам", очень клёвая и любопытная. Живет и процветает.
|
книга Пехова "Пересмешник", это тоже стимпанк? Там такой паровоз на обложке^^
(Да, я ее не читал, но подумываю над этим) Еще серия Джаспера ФФорде по-моему имеет признаки стимпанка, несмотря на то что действие происходит, вроде бы как в нашей современности- дирижабли, атмосфера.. Правда я не уверен)) |
Вообще, когда стимпанк изобрели то его главным отличием было использование тех ситуаций, которые сейчас неполиткорректны. Например - герой ярый негроненавистник и глумление над ним.
Если в панке нету элементов которые "тогда" были нормой, а "сейчас" - нонсенс, то это не стимпанк в натуре, а книжка с дирижаблями и паромобилями. |
Цитата:
Если перенести действие произведения на просторы Российской империи, где в Уральских горах "левша" решил соорудить не самую маленькую механическую блоху, а самую большую. И пошла та блоха да до самого стольного града Питера. Или ещё шипче - армада блох стала использоваться как ноу-хау на балканах во время русско-турецкой войны (1877-1878). По историческому периоду подходит. |
Вспомни, что книги пишут о людях, не о машинах. Главный герой "Двадцати тысяч льё под водой" - Немо. Не Наутилус. Наутилус - умелый авторский приём по привлечению читателя.
Если у тебя будут блохи, но без Левши или другого носителя стипм идей, то книжка провиснет, а как будет забавляться над поверженной тушей снейк - даже представить - мороз по коже. |
Никто не отказывается от идейного наполнения произведения.
Так же как в фэнтези - эльфы и магия, в фантастике - бластеры и космические флотилии, в киберпанке - импланты и сеть, для паропанка - паровые механизмы - машины - только антураж в котором решаются судьбы людей. Описание с большой любовью в худ. произведении паровозов превращает книгу в хороший учебник по паровозному делу. |
Ничуть. Это не антураж а именно идейное наполнение.
Например в киберпанке техно показано не потому, что техно красиво, а для создания конфликта между высотой технологий и низменностью устремлений. |
я всегда думал, что в слове [ххх][панк] [ххх] означает антураж, а [панк] означает бунт против системы. не стоит путать с принципом "high tech, low life". хотя в киберпанке они зачастую используются вместе.
|
Не так всё просто.
Например - рибофанк. Обыгрывает человеческие страхи перед генетикой, робототехникой, клонированием. Доводит до абсурда защиту прав животных. Это именно идейная составляющая, не антураж. Так что киберпанк это - протест против хайтек-лоулайф, там герои мечтают эскапировать подальше и от того и от другого. В стимпе разыгрывается протест против того, что у современного человека в голове. |
Антураж он и есть антураж, какими бы высокими словами его не обзывали.
Например в киберпанке техно показано не потому, что техно красиво, а для создания конфликта между высотой технологий и низменностью устремлений. Конфликт между высотой и низменностью (как основой идеи) можно показать используя не только высокие технологии. В киберпанке технологии - шкурка, костюм в который обличается одна из противоборствующих составляющих. Замени импланты на амулеты, мегакорпорации на магические ордена, а сеть на астрал и получиться фэнтези. Высокое магическое искусство начнет противопоставляться низменным потребностям человека, её использующим. Точно также, как и технические разработки, магия может выступать как передовой фронт исследований и приложения человеческой мысли. Взять какого-нибудь приключенца и закинуть его в тайгу. Человеческий дух начнёт противопоставляться суровым условиям среды: холоду, хищникам, недостатку пищи и физическим нагрузкам. Возьмём и забросим того же персонажа в Африку. Среда поменялась, частично изменились угрозы и проблемы. Тоже самое произойдет, если противопоставить человека безбрежному океану со штормами, штилями и сухарями с вяленым мясом. Внешняя сторона меняется, но суть всё таже. Задник поменялся, а герои со своими проблемами всё те же. |
не согласен. именно антураж. просто [стим] нам знаком по истории, [кибер] совсем рядом, уже за поворотом.
а вот [нано] или [био(гено)] еще далеко, еще не оформился и потому кажется более абстрактным, идейным. задники, как и говорит Toraton . |
Притянуто за уши. Магия символизирует могущество. Здесь нет конфликта. Могущество всегда было жестоким.
А вот когда при высоких технологиях - казалось бы - торжество разума - наступает хтонический декаданс. Цитата:
|
Цитата:
|
наступает хтонический декаданс.
Вижу запутать меня решил. :happy: Магия → Могущество (т.е. власть) В технологичном мире цепочка подлиннее, но: Технология → Знания (информация) → Власть (тот, кто владеет информацией, тот владеет миром) Ведь ради чего ведутся разработки в мирах киберпанка: разве ради торжества разума? Ради идеи? Ради денег и власти. Технологии - инструмент. Вчера прочёл "Джонни Мнемоника". Якудза охотились за информацией в его голове не ради великой цели просвещения, а ради укрепления своего положения. Чем тот мир отличается от нашего? |
Ничо не понял. Если книга эксплуатирует антуражную составляющую - это поп. Картинка глянцевая. Поп-спейс, поп-фентези.
Если и антураж и заложенную в антураже общую идею жанра плюсуем к идее конкретного произведения - то получаем полноценный что-топанк и что-тофанк или чего душе угодно. Цитата:
Герои хотят столько денег, чтоб можно было смотаться нафиг. Если со стороны смотреть - то они хотят умереть и в рай. Но они живут и в аду. Вот весь киберпанк на пальцах. Магия не символизиует разум. Полно тёмных ведьм магов. Техно - символизирует. То что разум несёт зло, ещё Грибоедов вывел. Грибоедов отец киберпанка. |
Цитата:
Грибоедов отец киберпанка. Тогда уж дедушка, а то все вокруг кричат Гибсон, Гибсон. Магия не символизиует разум. Даже если десятки поколений развивали магическое искусство и магия используется на благо всего человечества, а не отдельной группы наделённых даром? Те же эликсиры и зачарованное оружие для не владеющих магией не могут появиться сами по себе от того, что у человека есть зачатки дара, которыми он самостоятельно и воспользоваться не в состоянии. Да и вообще магия - эквивалент технологий в не технологичном мире. |
Цитата:
2. Фендер форева! Ибанез рулёж! Цитата:
|
"что-то панк" не означает насыщенности какими-либо идеями, кроме лейтмотива борьбы с системой. панк может быть и поп, и хард, и какой вам еще захочется.
|
Да брось. С какой такой системой борются герои витпанка?
Где система в "Сожжении Хром" Гибсона? Хром - система? Герои хотят изменить мир? Может они не хотят чтоб Хром сменила новая Хром? Где это? Между строк? |
герои - не знаю, не читал. авторы:
Waterplz: Альтернатива чему? Snake_Fightin': Мейнстриму и политкорректности в первую и вторую очереди. (с)пасено из глубин публички. Хром опять же не читал. |
Витпанк это встряска, борьба с обыденностью. Обыденность - это система?
|
мне очень тяжело говорить о витпанке, я не знаю что это такое, не читал.
панк - борьба с системой. это исходный принцип. на него накручена субкультура, небольшой сектор индустрии (от маечек до музыкальных альбомов) и много еще чего. изменишь систему, изменится обыденность, в ней найдется для тебя комфортное место. как я понял "витпанк" это попытка зайти с другого конца. хотя это просто название книжки. вполне может быть, что ни авторы, ни герои ни с чем не борются, а название выбрали из-за модности, звучности и коммерческих соображений. слишком мало данных для анализа. |
Не фига. Панк это протест. Панк это простое несогласие. Нигилизм.
Никаких конструктивных действий и борьб в том числе. Цитата:
Витпанк - намеренное отсутствие антуража. Чтоб его нельзя было превратить в витпоп. |
Цитата:
и где протест в "Нейромантике", "Count Zero"? "Идору"? |
Цитата:
|
Цитата:
|
Совет
Посоветуйте какую нибудь интересную книгу в данном жанре, желательно серию, и желательно чтобы было похоже на игру Arcanum.:smile:
|
Упомянутый здесь 'Пересмешник' Пехова - уши Арканума вылезают отовсюду. Не серия, но забавно. 'Темные начала' Пуллмана - отличная вещь. 'Вокзал потерянных снов' И 'Шрам' Ч. Мьевиля. Из наших - дилогия 'Искатели неба' Лукьяненко (на мой вкус несколько нудноватое чтиво) Мне по вкусу 'The Difference Engine' Стерлинга и Гибсона и тетраптих 'Век безумия' Г. Киза (стимпанка там как такового нет), хотя с Арканумом данные вещи не пересекаются абсолютно.
|
Народ. Наткнулся на ФантЛабе на занятную ссылку с рисунками. Притащил сюда.. Может кому интересно будет Подборка стимпанковых рисунков
(на ФантЛаб её поместила Narizhna) |
Продублирую-ка я сюда кросспост.
Взялся я за раскопки жанра и обнаружил три книги, которые практически не всплывали в обсуждениях. Куда ни пойди, одно и то же советуют на МФ, Фантлабе, Игромании. Пора бы разбавить Мьевиля да Пехова! Нарыл себе две из этих книг, сижу читаю. Скотт Вестерфельд - Левиафан
Судя по первым главам, Левиафан намного больше похож на мои представления о том, что "должно быть" в стимпанке. А именно, Первая мировая + огромные лязгающие машины + политические интриги. Не "Арканумское фэнтези", где стимпанк чисто для моднявости, и не "постмодернистские эксперименты", которые тяжко читать. Йон Колфер - Авиатор (ага, тот самый Колфер, который написал Артемиса Фаула)
Пока не начинал читать. Судя по аннотации, должно быть что-то вроде аниме "Стимбой" или фильма "Ракетчик". А вот с третьей книгой загвоздка. На русский она, похоже, не переводилась. Хотя аннотация - пальчики оближешь. Дрю Пальязотти - Заводное сердце (Dru Pagliassotti - Clockwork Heart)
|
Robin Pack, ну Вестерфельда я советовал. А также ди Филипо и Киза. По поводу третьей книги - если там будет исчислительная машина с перфокартами - то это сразу Стерлинг, а значит автор минимум эпигон, если же понаделуют каст и вставят сплаттерпанковские элементы - то это уже мьевильский стиль и можно и дальше читать про Нью-Кробюзон.
|
Цитата:
Странно и смешно, когда в эпигоны записывают за наличие в произведении компьютера или перфокарт. |
Итак, не люблю писать в "отзывы, рецензии", в которых читатели не могут комментировать и рвать на части. Это не путь отважных героев:smile:
Из всего, что я читал, пока самый "правильный" стимпанк. Без эльфов на паровозах, без вымышленных жукоголовых рас. Вместо нигде-никогдашней страны - Европа начала XX века, в которой знакомые образы и технологии доведены до красочного абсурда. Стиль и утончённость начала XX века, исполины индустриальной эры - гигантские боевые машины, дирижабли, бравые военные. Элегантность викторианской Англии, мощь и методичность кайзеровской Германии. Война галантного века. Такие машины и такие люди, какими мы хотим их видеть в нашем выдуманном прошлом. Ещё чашечку чая, милейший, пока Титаник идёт ко дну! Англичане освоили технологии клонирования и выращивают живые дирижабли. Немцы развили обычные механические технологии и строят боевые шагоходы. Зерги против Протоссов. Очаровательно! Понравилось, что Вестерфельд старается уравнять английское клонирование с немецкой технологией - мол, в чём одни проигрывают, выигрывают другие, и наоборот. Баланс так хорошо подведён, что не удивлюсь, если мы скоро увидим компьютерную стратегию по этой книге. Правда, английское вооружение с летучими мышами, пардон, какающими стрелами на врага, выглядит несколько "завирально". Всё-таки, нельзя свести всю военную технику к живым существам. Англичане вынуждены пользоваться пулемётами и помповыми ружьями - их не заменишь никакими клонами. Удивила огромная технологическая пропасть между Англией и Германией. Это ещё можно представить у народов с двух разных планет, из двух разных цивилизаций. Но в XIX-XX веках обмен технологиями был быстрым, распространялись они со скоростью денег, и ни язык, ни религия не были уже барьером. Да что там, герои - подростки! - знают языки друг друга, а образованная дама знает все европейские языки! Удивительно, что для англичан механизмы "богохульственны", а для немцев - клоны. Ведь и те, и другие - христиане-протестанты, между ними не должно быть серьёзных различий в вере. Это православные русские, католики-французы и мусульмане-турки должны были негодовать. Удивило, что нет промежуточных технологий, которые обязательно возникли бы в пограничных странах. Ведь не только же Германия и Англия пользуются машинами, они должны быть и у Франции, и у России, и у частных лиц. Есть некоторые недостатки и у сюжета. Всё-таки чувствуется, что автор говорит с нами немного "не всерьёз", и старается больше впечатлить своим миром, чем убедить в его реальности. Иначе зачем Алек сотоварищи делают такую глупость - побег на боевом шагоходе, который на пути валит лес? Да его путь с дирижабля будет видно на километры! Зато мы полюбуемся и на красивую машину, и на бои шагоходов - персонажи "подумали о читателе". А как объяснить, что Алек и компания видят из шагохода своих противников издалека, но сами остаются незамеченными? Простое упоминание перископа решило бы проблему, но его нет - герои смотрят через обычные иллюминаторы. Итог: лёгкие приключения во впечатляющем мире стимпанковской Первой Мировой. Местами не очень убедительные, но вполне увлекательные, не слишком предсказуемые и не позволяющие оторваться. С нетерпением жду, когда издадут продолжение - книга оборвана, что называется, на самом интересном месте. Особо отмечу художника Кита Томпсона . Его чёрно-белые иллюстрации держат на себе книгу не хуже, чем картинки в советских изданиях "Острова сокровищ" и "Трёх мушкетёров". Уже точно знаю, что на бумаге приобретать буду. Скрытый текст - Арты круты: |
Очень люблю Павану, пусть это и не чистый стим, но очень близко и даже достоверно
|
Цитата:
С одной стороны, есть риск грубой атеистической агитки. С другой - из этого можно вытянуть потрясающие образы, вроде "попов-механиков". В зависимости от того, куда автора качнёт. Даже не знаю, браться за такое, или нет. |
Robin Pack, я вот не пойму почему никто не привел в пример стимпанка Лукьяненко дилогию Холодные берега/Близится рассвет? Ведь все действия происходят в мире стимпанка? или я неправильно стили понимаю... Или за деревьями (идеей) леса (мира) не видно...
|
Robin Pack, Стоит почитать, ибо классика уже. И с католицизмом там не все просто;)
|
Седой, а где там стимпанк? Сеттинг, на сколько я помню, альтернативная история.
|
Ох, я наконец-то узнал конкретно, что такое стимпанк. А то мне приятель принес "Стимбоя" и сказал, что это стимпанк (не объяснив значения). Теперь хоть буду знать, спасибо больше.
Правда, из упомянутого читал только "Машину различий" (книга очень сложная, но жутко насыщенная интересными фактами), да видел мультфильмы Миядзаки. Но не подозревал, что это - стимпанк. А посоветовать вообще ничего не могу. Но сама идея стимпанка нравится. |
Waterplz, а технологии? Мир без железа почти. Пулевики и планеры на реактивной тяге. В тоже время холодное оружие еще вполне в ходу. Я и хотел сказать, за миром-идеей альтернативной истории или что там, не обратили внимание что события происходят во вполне стимпанковском антураже...
|
Седой, сабж не читал, поэтому вопрос к тебе: есть ли там техника на уровне XIX - начала XX века?
Ведь суть идеи стимпанка - воплотить представления наших прадедушек о будущем: развитие "устаревших" технологий, "вечный XIX век". Недаром же присутствует слово steam, т.е. пар. (Конечно, у того же Вестерфельда дирижабли не паровые, "пар" - это, скорее, указание на эпоху. Я заметил, что фактически творцы предпочитают начало XX века, где больше интересной техники). Скрытый текст - МИРФокомикс в тему: |
Robin Pack, именно на уровне конца 19- начала 20го. А местами и может ранее...
|
Текущее время: 19:24. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.