![]() |
Сколько персонажей должно быть в книге?
Опрос не делаю, лучше высказываться буквами, а не кликами.
Условимся: персонажем считаем всех, кто играет хоть какую-то роль в сюжете, а не просто перечисляется а-ля По размеру произведения (например, одна книга или три, какой толщины), жанру и т.д. условиться уже сложнее, потому комментируем подробнее, что имели в виду. Сколько, по-вашему, удобоваримый максимум? Что меняется, если станет больше? Или количество само по себе не играет роль вообще? Если так, то чем компенсируется для читателя чрезвычайно огромное количество имён собственных? Что если каждого из этого огромного количества можно назвать таким же главным героем, как и остальных? Про минимум после всяких там Робинзонов Крузо говорить, думаю, не стоит. Да и Марсианин мог бы выруливать за счёт одного. А вот про максимумы, особенно когда уже все научены всякими престолами, можно и поговорить. Ссылка по теме: большое количество персонажей в некоторых художественных произведениях (вряд ли это рекордсмены) - https://u.livelib.ru/reader/MccainSa...tdozd/o-o.jpeg (увеличение по клику на картинку) и еще "Библия включает 2800 собственных имён, под которыми выступает около 15 000 лиц" |
Мне обычно комфортно с двумя-тремя центральными персонажами и максимум четырьмя-шестью второстепенными, не считая статистов. Ну это так, просто из опыта.
|
Руслан Рустамович,
Цитата:
|
Vasex, а фиг знает. Скорее всего, не смогу достоверно и интересно их прописать.
|
Руслан Рустамович, если у автора получается это в рассказах, то весь роман может состоять из таких вот групп персонажей, объединенных (или нет) общим сюжетом?
|
Когда персонажей мало-то становится скучно, начинает ощущатся, что падает динамика, а когда много -то начинаешь раздражатся куче лишних персонажей., которые введены для массовки.Как по оптимальное число -15-20 персонажей, не считая эпизодических
|
Цитата:
Однако тут встаёт ещё и вопрос концентрации читателя. Хочешь-не хочешь, а при большом числе героев внимание размывается. Скорее всего, читатель уцепится за одного-двух любимчиков, а остальные герои пройдут для него фоном. И не факт, что читателей привлечёт судьба и развитие того персонажа, на котором хотел акцентировать внимание автор. Стоит оно того или нет - вопрос ситуативный. Но вот например в "Ночь, дождь, Город..." мне было важно акцентировать всё внимание читателей на двух центральных персонажах - и потому только у них там есть имена, фактически. Ну ещё у Чарли Диксона, Старика, но он неотъемлем от главной героини. |
Я не знаю, честно говоря.
Если персонажи - не картонки и четко расставлены, а не шатаются по доске непонятно зачем непонятно куда, как у Мартина, то хоть 20. вот в чем дело: Цитата:
Если ветки нормальные, то на них даже Д"О усидит, и никто не скажет:"Какого фига он тут делает? Уберите, нам хватает этих Келюсов, Шомбергов, Можиронов, Д"Эпирнонов, Ливаро, Ребейраков, Антрагэ, а еще этого предателя Сен-Люка! Это произведение про трагическую любовь, к которой никто из вышеперечисленных не имеет отношения! А тем более этот клятый Д"О. |
Столько, сколько нужно.
В творчестве нет жёстких правил, и иногда может сработать совершенно неожиданный вариант. К примеру, можно без труда сочинить книгу, в которой главный герой будет периодически меняться — и не параллельно, как у Мартина и ко, а последовательно (Ходоровски «Метабароны»). Или книгу, в которой разные персонажи окажутся одним (Хайнлайн «Все вы, зомби...»). В приведённой инфографике сказано, что в первом «Поттере» 131 персонаж, а ведь это детская книга. В «Хоббите» одних только главных героев 15 штук. В «Незнайке» их просто огроменная толпа, и многим уделяется большое внимание. Ни одна из этих книг не кажется сложной или перегруженной, всё это детская литература среднего формата. Что уж говорить о больших и взрослых романах? |
Цитата:
|
Пожалуй, с «Хоббитом» соглашусь. Но в «Незнайке», особенно первом и третьем, похожая толпа рифмующихся персонажей, и при этом довольно проработанных — про каждого нам подробно рассказывают о его занятии, увлечениях, внешности, некоторым уделяют отдельные главы. До сих пор отлично помню Пончика, носившего шмот с кучей карманов, охотника-симулянта Пульку, художника, задолбавшегося рисовать одинаковые портреты, и изобретателя Смекайло с его кучей гаджетов для писателя. Тут даже главных героев несколько, потому что к ним де-факто относятся ещё и Знайка, Винтик и Шпунтик. А во второй и третьей частях, к тому же, есть параллельные сюжетные линии. И это детская книга. И не кажется тяжёлой или перегруженной.
|
Цитата:
Вообще, мне кажется, этот момент очень зависит от того, что для автора на первом месте - некое событие, описываемое в книге, или герои. То есть либо история о том, как следователь Петров поймал маньяка Козлова, либо история о том, как городское УВД прекратило серию коварных ограблений. Последнее вовсе не отменяет наличия интересных живых персонажей, вопрос в приоритетах. |
Тут более показателен был бы "Властелин Колец", а не "Хоббит". Там, кроме Фродо, есть значительные персонажи, и это всё-таки более объемное произведение.
|
Цитата:
Мне кажется, персонажи, находящиеся в центре сюжета с самого начала до самого конца почти без перерыва, должны считаться главными, даже если один из них выделен дополнительно. Второстепенные — те, кого они эпизодически встречают. |
Цитата:
|
Цитата:
|
Все зависит от мастерства жонглера. В том же Колесе времени ключевых персонажей много. И второстепенные к концу становятся ключевыми. Просто надо иметь очень прямые руки, чтобы не уронить все это в грязь. Чтобы персонажи выглядили живо, ярко, запоминались и их судьбы были важны читателю. Не так важно сколько, важно как...
|
Silver Fox, отчасти соглашусь, но также повторю, что даже если автору хватит сил намутить тридцать одинаково качественных и интересных героев, подавляющее большинство читателей выберет для себя пару-тройку наиболее близких, и именно они для него станут главными. Судьба остальных пары десятков будет мало их волновать.
|
Тут мне кажется, дело не в героях, а в линиях.
Если допустим, у нас автор гнет линию "борьба с УЖАСНАФИГ тиранией", то читатель будет сопереживать тем героям, которые с ней борятся пропорционально их участию в борьбе. Если же автор гнет линию "Одна земля, один народ, один фюрер, и только она сможет спасти хуманкайнд от злой тирании", то читателю сразу в рожу суют кулаком - вот у нас ГГ, вот у нас сайдкики, вот у нас статисты. Ну и зачем ему их запоминать? Вот, возьмем к примеру, "День шакала". Фабула:"Наемный убийца Шакал пытается убить де Голля." При этом в книге отсутствует де Голль, а Шакал описывается одним абзацем. В угоду динамике повествования, представители служб правопорядка, противостоящие Шакалу, прописаны нарочито скупо. Получается, что произведении всего два героя: 1) коллективный герой в лице сил правопорядка. 2) коллективный злодей в лице Шакала и людей, которые ему помогают. |
Персонажей можно вводить сколько угодно.
Максимум зависит от лояльности читателя к автору. Например, если у нас обычная драма, романтизм , то достаточно двух персонажей – антагониста и протагониста. Комендант гарнизона вермахта чинит в захваченном городке нацизм, а командир партизанского отряда взялся доказать первому, что зло и нацизм это плохо. Комендант приводит контраргументы. Все прочие персонажи это размазывание протагониста и антагониста по нескольким личностям. Нужна любовная линия – переносим часть протагонизма на положительную персонажку и шипим её с командиром. Нужна роковая любовная линия – переносим часть идей антагониста на отрицательную персонажку. У нас продолжительное остросюжетное произведение – отщипываем еще немного от основного антагониста, теперь партизанский отряд с предателем. Очень длинное произведение? Тогда до финальной встречи коменданта и командира меж собой конфликтуют их сторонники. Другое дело если у нас реализм. Бытописание обычной жизни (не интересно), или даже бытописание обычной жизни после катаклизма (интересно). Например взять футуристический прогноз – Россия и Европа через N лет. Большие территории и люди логически обосновано не знающие друг друга. Жанр реализма не дает создать одного протагониста , который пропутешествует по всем локациям и покажет изменившийся мир из своих глаз. Поэтому для каждой местности делаем своё местное население, которое и становится персонажами. Тут уже и упираемся в потолок лояльности читателя, читателю понравилась глава про португальских неотамплиеров, гоняющих исламистов по шведским улицам, а в конце главы эта линия вдруг прерывается навсегда, так автор сообщил всё что хотел, и действие переносится во Владимирское неокняжество, где бывшие интеллигентные оборотни в овраге лошадь доедают. Естественно, читатель может обидеться, и сказать, что ему подсунули сборник рассказов, а он платил за роман. |
По мне так пофик сколько персонажев, лишь бы они были прописаны нормально и к месту.
Это как в кине. Кажный перс должен отыграть свою роль и быть к месту. В хорошем кине запоминаются даж проходные персы, если их хорошо отыграли. В плохом куча статистов под разными именами бубнят свой текст. Тож самое и в книге. Есть еще и влияние жанра. Например, многотомный эпик одним Робинзоном не вытянешь. Но, повторюсь, в книжке главное их прописать хорошо, шоп они в ряды статистов не слились. |
Выше мы обсудили случаи, когда персонаж — и не персонаж вовсе, потому что не прописан и не влияет на сюжет.
Но вот что интересно: обсуждение натолкнуло меня на противоположную крайность. Нет, не опухание сюжетных линий. А книги, в которых персонажи — и есть основное содержание книги. Книги, которые представляют собой галереи портретов персонажей. И, что характерно, почти все подобные примеры, какие я вспомнил — в русской литературе. Вспомните Гоголя, например, «Мёртвые души». Не так уж много событий и сюжета в этой книге, зато сколько персонажей и каких! Каждому из них уделено по главе, каждый подробнейше описан, каждый мог бы послужить названием для целого типажа. Да некоторые и стали — тот же Плюшкин, например. При этом каждый персонаж появляется ровно на эту свою главу и в дальнейшем практически исчезает. То же можно сказать про «Понедельник начинатеся в субботу», хоть и в меньшей степени. Каждый входящий в кадр сотрудник получает характеристику чуть ли не на целую страницу, даже если потом его сюжетная роль будет минимальной. Что, к примеру, дал сюжету товарищ Хунта, кроме пары крылатых фраз? А всемогущий Саваоф Баалович Один?. «Трудно быть богом» тех же Стругацких — и опять та же история, куча смачных, прописанных персонажей, которые появляются только для того, чтобы смачно их описать и забыть. Отец Кабани? Бунтарь Арата? Все земляне, кроме Руматы? Появляются на главу и ичезают, зато прописаны так, будто это главные герои целого романа. Получается, что возможно написать книгу с большим количеством крайне подробно прописанных персонажей, при этом довольно короткую. И люди будут её любить, восхищаться, считать классикой, не критикуя за то, что персонажи в общем-то бесполезны для сюжета и появляются только ради сочного портрета. |
Думаю это связано с корнями русской литературы. Писали дворяне для дворян.
французский язык как язык знати предполагал читать на французском для практики, читать что-то вольнодумное и философское было чревато, донесут, царь-батюшка стукнет по голове. поэтому читали в массе романы из французской жизни, жанра "их нравы". когда наелись, пошла обратная волна. писали тоже дворяне, у крестьян нет грамотности, военные предпочитали другие занятия за небольшими исключениями, бюрократы и так в служебной писанине по горло. оставались не очень напряженно занятые помещики. им написать романтическое приключение вроде Айвенго ребячество (ясно же что никаких путешествий и сокровищ нет, родился, послужил, получил наследство, спился), а кровавый хоррор аля Шекспир страшно, вопрос откуда такие мысли в голове, и кого из соседей имел в виду под злодеями, а те заочно обидятся, опять же царь-батюшка заинтересуется и по голове стукнет. поэтому копировали пресные переводные романы из жизни западных аристократов - кто-то кого-то растлил, соблазнил, на дуэлях пострелялись из-за этого. движения нет. ну можно намекнуть на соседа историей аля "Иван Ильич угощает голубцами с ..." царь-батюшка доволен Независимые (относительно) дикари вроде Пушкина и Гоголя, которым нет смысла держать серьезное лицо, добавили в стиль ироничную карикатуру, и читать стало интересней. Плюс как интеллигенты стали больше внимания изобличению пороков. Персонажи Мертвых душ вообще не люди, а персонализация семи смертных грехов - праздность, скаредность и другие Поэтому возник жанр "нравы моих современников", в карикатурных персонажах которых можно вдоволь поизображать упадок социума без ответов, а что нужно делать, чтобы поменять общество к лучшему. в Союзе Стругацкие и другие откопали этот метод, когда пришло время обходить советскую цензуру. переубедите меня |
Snake_Fightin, а купцы? купцы были грамотные и не дворянских кровей обычно. и прочие всякие мещане-разночинцы. учителя там всякие, врачи. не, ну им конешно могло нравиться про "красивую жизнь", но у кого-то и интеллект наверняка наличествовал все-таки.и вопросы всякие интересные на ум приходили
|
Крошка Кицунэ, Смотря какие купцы.
Если до эмансипации, то у них больше крестьянское мировоззрение, а дворяне им не ровня. Они к литературе ваще относились с презрением, как барской забаве. а грамоте учились только из практических соображений. Эт в основной своей массе, хотя исключений если поискать можно найти много. А вот после эмансипации появился новый тип, вроде хапуг джентельменов, скроенных по импортным технологиям, которая потом полезла из грязи в князи) Но когда они появились, русская лит-ра уже состоялась) |
Sledge, не соглашусь. Купцы, заимевшие богатство, но имевшие крестьянское происхождение всеми силами пытались влиться в высшее общество (которое их не слишком-то принимало именно из-за происхождения), потому не просто старались учиться грамоте, а чтобы не отставать от моды, читали модные романы, покупали картины имевших в то время популярность художников и т.д. А вот именно моду задавал тогда высший свет Петербурга.
|
Kez Maefel,я не про крестьянское происхождение, а про сословия. Купец начала 19 века это не купец конца 19 века. Исключения канешна же бывали, но это белые вороны.
купец начала века не стал бы роднится с дворянином, ни даже одеваться, как дворянин, а с крестьянином таких вопросов не возникало. Это было близкое им сословие. в конце века все поменялось. капитализм подразмыл границы сословий и там уже нувориши полезли в высший свет. Ну и кстати, хочу заметить, шо "модные романы" 19 века это вовсе не все, что попало в учебники) Кто ща помнит Матвея Комарова с его «Славный мошенник и вор Ванька Каин» или «Невидимка, история о фецком королевиче Аридесе и брате его Полунидесе, с разными любопытными повествованиями», «Повесть о приключении английского милорда Георга и бранденбургской маркграфини Фредерики Луизы». Я уж не говорю про душещипательные романы про пастушек и пастухов) |
Уходим от темы, бояре!
|
Цитата:
Мой первоначальный пример. Первый «Незнайка» — это галерея персонажей, раскрытых сперва через столкновение с Незнайкой, а под конец вообще независимо от него, вплоть до получения личных глав. При этом сатиры ещё нет — она появится только в третьем томе, причём это будет сатира на проклятый капитализьм. Такое построение произведения характерно не только для сатиры, поэтому вряд ли связано именно с ней. Книги с «галереями персонажей» часто написаны с оттенком юмора, и персонажи часто бывают полукомические, но вот сатира присутствует далеко не всегда. Скорее, это такая ментальность писателя, который пытается максимально оживить каждого персонажа, потому что ему так нравится, или потому что его именно этому учили. |
Эх, лень выделять цитирование темы... :) В общем, по теме могу сказать, что заметила одну вещь: если персонажей мало на пространствах, которые сами по себе являются многолюдными, тогда эти пространства кажутся пустыми.
Например, если бы в Гарри Поттере не было некоторых студентов, не особо влиявших на сюжет (Крэбб и Гойл, сестры Патил, братья Криви), то Хогвартс был бы пустым. Если бы в романе Vita nostra упоминались бы лишь однокурсники главной героини - пустым был бы Институт специальных технологий. И так во всех подобных произведениях. При этом необязательно, чтобы многолюдные пространства являлись учебными заведениями. Если героиня некоего абстрактного произведения пошла на базар купить пучок моркови, но совершенно не упомянут продавец - то никакого базара в этой книге нет. Если продавец упомянут, но упомянут только он - базар вроде как есть, но я его не вижу. А вот если героиня прошла мимо кричащего цыгана и скандалящей тетки, прежде чем нашла свою морковь - о, я вижу базар! )) |
Цитата:
Такие опросы меня пугают своей направленностью. Словно автор пытается избрать путь угождения читателю. Нечего с ним цацкаться. Всунули ему в карман бумажку со стоп-словом написанном на нидерландском и понеслась. Сколько нужно автору столько должно понадобиться и читателю. Я до сих пор не могу запомнить всех персонажей в "Песнь Льда и Пламени" Мартина, и это совершенно мне не мешает получить удовольствие от книги. Тут всегда стоит качество над количеством. Качество и уровень погруженности в мир( и кайф от этого) - вот компенсация для внимательного и не ленивого читателя. Как в игре "Dark Soul". Сколько усилий ты приложил, чтобы понять сюжет, на столько сюжет тебе и откроется. Можно,вообще, обойтись без "главных героев". "Главные герои" - сразу же выстраивают у читателя ассоциативный ряд стереотипов, по типу "сюжетная броня". Кто в финале выжил - тот и главный герой. А до этого времени все рассказчики, лишь кандидаты в главные герои, лица с помощью которых рассказывается история. И чем больше их, тем лучше. |
Ну воще то без разницы. Наверное столько сколько автор в состоянии вести без потери связанности произведения и качества прорисовки.
|
Цитата:
|
Руслан Рустамович, а вы не путаете любимого персонажа с главным?
|
ЗамГлавВедьмВреда, в данном случае - не-а. Вот, скажем, в "Fate\Zero" любимыми персонажами у меня были Артурия и Македонский, но главным героем, при всём многообразии персонажей, был, несомненно, Эмия Кирицугу. А тут - несколько другое дело. К тому же предложение отказаться от концепции выделенных автором главных героев, приводит к мысли, что в итоге таковых будут для себя выделять сами читатели. И нет, главными героями будут не те, кто дожил до конца -а скорее те, кто больше сделал для достижения финала, даже если помер в середине. Либо же у каждого будет свой главный герой - тот, за чьей судьбой в сюжете он следил в первую очередь.
|
Ну, есть же основные персонажи и второстепенные. Это если их много. Там главного не выделить. А если он выделен среди равных, то это плохо. Это уже навязывание, ограничение получаемой информации для читателя, нарушение писательского нейтралитета. А если рассказ ведется только от одного персонажа, то он главный - ведь других то нет. Так я это вижу. И герой должен доводить дело до конца, иначе какой же он герой? А ваша любимая принцесса Селезия - "ложный протагонист".
|
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
Александр Дюма. Графиня де Монсоро. Главный герой записывается на На дуэль он, ясное дело, не попал. И в последующих событиях, не участвовал. Она, ясное дело, все равно произошла. Миньены слили ее со счетом 3-2. В том числе, и потому, что друзья главного героя заподозрили миньенов в убийстве их друга и во время дуэли все дружно разве что щиты не грызли. Обкладывать заслуженными ругательствами герцога Анжуйского заместо главного героя пришлось Сен-Люку (он вообще молодец, я за него болел). И бросаться перчатками - ему же. |
Цитата:
да и вообще ужасно уязвимое заявление, если вспомнить все миллионы произведений, где явный гг умирал в концовке |
Цитата:
Цитата:
|
Цитата:
Цитата:
|
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
Цитата:
|
Цитата:
Цитата:
Прошу прощение за :offtop::offtop: |
Цитата:
|
Игра престолов как раз и выстрелила за счет непредсказуемой реалистичности - неожиданных смертей полюбившихся персонажей. До эддарда никто из крупных персонажей не погибал так громко и внезапно. Постепенно подыхал и оживал дрого, мелкий старк покалечился и даже наемных убийц пережил, злодейчик-брат-дейнерис закономерно сдох, баратеон закономерно сдох (чуть ли не название спойлерило, что начнется борьба за трон). А смерть эддарда тем более так рано и глупо и негероично - это самый главный разрыв шаблона первой книги, и весомый процент успеха первой книги.
Обычно высокоморальные герои борются и выживают по другим - сказочным законам жанра. Странно это отрицать. Разве что если точно знаешь, что тебя ждет дюна с интриганскими смертями мужей и отцов, тогда да, предсказуемо. |
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
Цитата:
Цитата:
|
Таварищи, давайте по существу! А Джорджа нашего Мартина можно пообсуждать в соответствующей теме, чоб нет?
|
А вот и тетя Ди=\ Прячьте по погребам оффтоперов и флудиков!
Да всё же в рамках темы. Так сказать, ответвление от основного сюжета, что следует все же параллельно ему. И это придаёт теме дополнительный вкус флу...флу...флубники. |
Просто стоит упомянуть Мартина в ходе обсуждения какой-либо темы, и тема сразу становится про Мартина. Это магия.
|
Текущее время: 17:23. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.