![]() |
Разговоры о прекрасном, или обсуждение конкурса
В этой теме вы можете делиться своими впечатлениями о конкурсе в целом и о рассказах в частности. Так же можете вносить свои предложения:vile:
|
Вопрос к читающим или авторам. Есть ли среди текстов НФ (или что-то близкое по жанру – социальная фантастика, утопия/антиутопия)? Укажите, пожалуйста…
И интересно, на ваш взгляд, в каком из прочитанных рассказов наиболее точно раскрыта тема? Если, конечно, есть те, кто прочел несколько рассказов… |
Элементы НФ есть в рассказе "И стар, и млад". Социальная фантастика замечена в антиутопии "Духота". Туда же можно отнести и "Туман". Но там нет чего-то однозначного. Опять же, скорее речь об элементах. Та же "Духота" к альтернативной истории ближе будет.
Про раскрытие темы говорить не буду, чтобы не влиять на аудиторию ) |
Reistlin, спасибо! Просто хочется чего-то не фэнтезийного и не мистики почитать. Своих будущих конкурентов :vile:, если, конечно, допишу свой рассказ.:crazy:
|
Г у д в и н, можете почитать миниатюры: Липка "Мы", Алина Бесновата "Классики", Сим-сим "Пусть эта музыка стихнет", Варежка "Сломанный фикус", Ларри "Мой друг Ларри". Не конкуренты, правда, но тема та же.
|
Цитата:
Хотя прочитав уже пару рассказов, я поняла, что тему я раскрыла... раскрою) |
Не все "классическая" НФ, но по крайней мере не фэнтези))
|
Цитата:
Больше относится к социальной фантастике. |
С Малого НФ являются оба рассказа Д.Шиллса, "Серые небеса" Лучника и рассказ Подводник. Также ближе всего к НФ рассказы "Ложь в зените", "В тупике" и "Поэт и демон". Правда, исполнение различное. От ужасного в "Эффекте Колвилля", до вполне приличного ("В тупике").
Чистого фэнтези также не много. Рассказы Стича и Всполоха, "Раскрывая объятия" Кальдерона. Остальное всё на стыке жанров написано. |
Не знаю, нужно ли пускаться в размышления о том, что такое научная фантастика, но...
Если подходить к этому вопросу именно классически, то должна быть а) наука; б) ученый; в) изобретение; г) описание научного процесса создания; д) тема ответственности ученого за свое творение... Посему нет ничего удивительного в том, что жанр загнулся - вместе с наукой. Но отказаться от такого красивого наименования жанра мы просто не в состоянии, так что теперь уже хватает одного-двух критериев для причисления произведения к жанру. Есть клонирование? НФ. Есть вживление новоизобретенных устройств? НФ! А порой даже сталкиваюсь с тем, что под определение "научная фантастика" попадает "все, что не фэнтези". При этом фэнтези мыслится всего лишь как действо, происходящее в альтернативном мире, хотя изначально у него в составляющих были и сказочные существа, и сюжет, построенный на пути (квест как главная составляющая сюжета) - фэнтези ведь вышло из волшебной сказки и подкрепилось мифологией... Строго соцфантастикой все перечисленное назвать тоже нельзя: без проблем к ней причисляется только "Фикус" и "Ларри", а в остальных превалируют антиутопические идеи. То есть если бы авторы рассказали предысторию своих вселенных, это была бы соцфантастика, а когда перед нами благостные/ужасные картины настоящего, в котором определенным образом выстроены отношения между государством и обществом, речь уже несколько о другом. Поэтому не люблю вешать ярлыки: дольше потом разбираться, как называть вещи своими именами. Попросили не фэнтези и не мистику - пожалуйте. Рейст, поясни мне популярно, что в постапокалиптических "Серых небесах" осталось от НФ))) То же и с "В Тупике" - наличие робота не превращает постапокалипсис в НФ. Роботы и сейчас есть. Может, даже рисующие;) "Эффект Коллвиля" не назвала по понятным причинам, а работы Шиллса, наверное, можно и глянуть, но тут уже моя имха. "Ложь в зените" - НФ, потому что есть пришельцы из космоса? Слабоватая привязка. "Поэт и демон", кстати, да - с неплохим НФшным элементом, и рассказ неплохой. |
Да я лично не совсем и за чистоту жанра, так сказать... Мне и фэнтези может понравится, и мистика, но сейчас как раз книгу этих жанров читаю, поэтому хочется чего-то в противовес, ближе к реальности, но в будущем, например... Без эльфов и гномов... Но, конечно, лучше с этого конкурса, а не с прошедшего...
Я пытаюсь навоять рассказ, поэтому читаю не много, но иногда охота. Спасибо за советы. А что с темой? Есть рассказы, в которых она полномерно раскрыта? Может, сами авторы откликнутся? |
Мне больше всего понравилось раскрытие темы в "Гобеленах Карпадока", "Непрочтенном указателе" и "Дедline".
|
"Непрочтенный указатель" - очень милая миниатюрка.
|
Таня, я в принципе не спорю о жанрах, поскольку все воспринимают их по-своему. НФ достаточно разный по своему содержанию. Даже у классиков. Единственный элемент, который всегда присутствует - конфликт человека и техно-, наукосферы. Стремление понять корни человеческой природы и как недопустить, чтобы ноосапиенс не превратился в продвинутый гаджет.
Есть и другое проявление НФ, основанное на антураже. Как раз ученые, космические перелеты и прочее. Что до социальной фантастики, так она и вовсе, чаще всего рассматривается как составная часть НФ. При любом раскладе, НФ, повествует о мирах, где отсутствуют сказочные и мистические элементы. Как видешь, во всех перечисленных рассказах это присутствует. А спорить о том, что есть НФ, антиутопия и постапокалиптика, я не буду. Гудвин спросила мнений, я высказал своё. При этом, мнения других я не оспариваю. А Гудвин пусть уже сама решает, что есть что. В конце-концов, понять, что перед тобой за произведение (ближе к какому жанру) можно и за один прочтенный лист текста. |
Для меня уже десятки лет вопрос - можно ли отнести в НФ, или даже вообще к фантастике "Хищные вещи века"? Настолько там минимальный фантдоп, если есть вообще. Наши преноминаторы пропустили бы нечто подобное или нет?
|
Рейст, я вообще не спорю, я твою точку зрения услышать хотела.
Про конфликт полностью согласна, про антураж - вот как раз то, о чем я говорила: когда форма подменяет содержание, расширяются рамки жанра. А соцфантастика действительно вытекает из научной. И дальше по тексту: все, что "реальный" мир - НФ, все, что "альтернативный" - фэнтези. Надо ли так рассуждать или стоит навесить доп.ярлыков - вопрос философский и явно не к нам)) Нам важнее оперировать теми понятиями, которые будут доступны собеседнику, поэтому и надо сначала выяснить, что он имеет в виду. |
Я бы не сказал, что наличие альтернативного мира отправляет рассказ автоматом в фэнтези. Это может быть альтернативная реальность, в которой могут действовать другие физические законы. Но главное, чтобы в этой реальности не существовало Силы, магии, мистики. Всё явления должны быть научно объяснимы, хотя бы на уровне самой реальности. Если вас в прошлое перемещает машина времени, то это фантастика. Если же джин - фэнтези.
С антуражем сложнее. Если у нас будущее, герой ученый,ищущий правду, присутствуют описания физических законов и прочее, но при этом НФ-идеи в тексте нет. Можно ли сказать, что это не НФ? И если можно, тогда что? Космоопера? Вряд ли. Возьми тот же рассказ "В тупике". Я не случайно отнес его к НФ. И дело не в том, что там есть роботы. Автор как раз и задается вопросом, нужен ли мир, где роботы стали человечней людей. Чем не НФ сюжет. В "Командировке" Шиллса есть не только подробное описание гаджетов и путешествие во времени, но и авторский вопрос, а стал ли такой мир лучше нынешнего? В "Серых небесах" основной идет не антиутопическая идея, а задаются вопросы о пути развития человеческой цивилизации. В том же ключе, что и у Шиллса, но в другом аспекте. Скорее с упором в социальную фантастику. Про "Исполнителя желаний и вовсе говорить нет смысла. Это самое твердое НФ из имеющегося. Опять же, я не рассматриваю исполнение, а задумку. То же самое у Подводника, но там вообще сложно что-то говорить. Во всех рассказах и визуально элементы заметны, и идея видна. Именно поэтому я отнес их к НФ. Относительно "Хищных вещей века", то это как минимум социальная фантастика. А по мне так и с уклоном в НФ. Вопросы возникают из-за детективной составляющей. Азимов решил это, сделав одно из героев роботом. Здесь же пошли более сложным путем. Я бы не только пропустил текст, но и взял бы его в том на первое место ) |
Я тебя поняла. Хотя к "Серым небесам" в этом отношении у меня много вопросов, "архангелы" мешают)) С другой стороны, убери их, сделай представленный мир плодом существующей цивилизации - и будет все на месте. "Архангелы", с одной стороны, катализатор, с другой - логичное последствие начавшегося культурного упадка.
|
Мне кажется, ты буквально поняла слово "архангелы". Насколько помню текст, там не указывается, что это ангелы в метафизическом виде. Скорее иная цивилизация, которая обладает иными технологиями. Вспомни в "Вавилоне-5" были тени, которые обладали технологиями, которые людям были недоступны и непонятны. Ты же помнишь, про науку, становящуюся магиев в неподготовленных умах.
|
Поняла-то я правильно, но номинация все-таки играет с восприятием шутку даже при понимании. А к сюжетам, которые представляют миры "Звездных войн" или "Вавилона V", у меня вообще большие вопросы - стоит только увидеть зеленых человечков)) Разница лишь в установке автора.
|
Цитата:
Из транзисторного приемника вынимается супергетеродин, вставляется другая радиодеталька. Ну и еще ванна с ароматическими таблетками. Замени это на таблетку какого-нибудь реально существующего синтетического наркотика. И получится даже не социальная фантастика, а чуть ли не махровый реализм. Перенесем действие в современную Швецию, где даже на пособие по безработице можно прилично жить. Вообще никакого фантдопа и социальной фантастики. |
"Звездные войны" я не рассматриваю. Это стопроцентное фэнтези. А вот "Вавилон", всё же, НФ.Хотя, нужно учесть, что были эпизоды и мистические и с фэнтези уклоном.
Цитата:
|
по такому принципу, если нф сбывается, то оно больше не нф, хе. Жанры - чистая условность, чтобы легче было расставлять товар на полки. Мастер не обязан оставаться в рамках.
|
Последняя фраза мне нравится )
|
Дело не только в удобстве. Полка нужна и читателю, который предпочитает тот или иной жанр, то есть определенный принцип построения сюжета, конфликт, антураж... Ясное дело, что жанровый читатель сам себя сильно ограничивает, но признаемся честно - их гораздо больше, чем тех, кто выбирает книгу исходя из других предпочтений.
|
Как по мне, "ХВВ" - НФ. Пусть и не стопроцентная, но с элементами. И да, это больше социальная, чем НФ. Хотя, конечно, многое там похоже на правду...
Цитата:
|
Делай что должен, а разбираться будут культурологи, хе.
|
Скоро рассказов, не прошедших преноминацию, будет столько же, сколько прошедших...
|
Довольно узкая тема, хотя преноминаторы и так ее трактуют достаточно лояльно. Из того, что смотрел, пожалуй, пару-троечку рассказов может и не пропустил бы, будь на их месте. Хотя, с другой стороны, если рассказ не графомань - пусть играет. А уже дело участников определять попадание в тему. Поэтому сам сторонник мягкой преноминации, а не жесткой.
|
Цитата:
Преноминаторы и так стараются пропускать всё, где присутствует тема, хотя бы на уровне фона. К сожалению, авторы не спешат вкладывать тему в рассказы. Рассказов, где "искусство" является сюжетообразующим - единицы (по крайней мере из того, что читал я). Более того, некоторые авторы пытались выбать рассказы с совершенно другой темой, за рассказы, идеально подходящие под конкурсное задание. |
Только сегодня кто-то написал, что на Креативе нет "обзорных" статей, как на СИ.
А вот хорошо это или плохо? "Большое видится на расстоянии" (с) Вот критические обзоры писать не берусь. Ибо чукча не критик... :-)) Но попробую начать писать просто "путевые заметки". Как чукча - "что вижу, то пою". Общее впечатление. Если одним словом, то выше среднего. Вроде как и довольно узкая тема, и рассказы под нее нужно новые писать. Но сравниваю с "самотеком" в УС. Там средний уровень ниже, хотя вроде - шли любые свои лучшие рассказы. Почему так? Возможно, потому что очень многие авторы варятся в собственном соку. Ну а на Креативе большинство участников привыкли к огребанию люлей, затем и выставляют рассказы на конкурс.Вообще моя точка зрения, что на каком-то этапе нужно активно участвовать в различных конкурсах. Особенно в тех, где на каждый рассказ есть своя тема обсуждения. Ну я слегка отвлекся. Что в определенной степени радует? Это - "Повод для улыбки", ну или проще - юмор. На аЭлитном Креативе было где-то 180 рассказов до преноминации, а с юмором - полная жопа при этом. Два или три рассказа, не больше. И эти рассказы не были конкурентноспособны в основных номинациях. В этот раз во второй тур вышло несколько рассказов, которых и к юмору можно отнести, но и без скидки на "юмор" они вполне нормально смотрятся. Кстати, наверное, уже плохо помню правила, но несколько удивился, что всего два рассказа вышли в номинации "юмор". Как-то очень узкий выбор. А и оба рассказа Альфа, и "Жена кулинара" - там бы вполне хорошо смотрелись. С чем полная жопа? Безусловно, с "твердой" НФ. Но это уже отражение каких-то общих тенденций. Хотя, при определенной доработке рассказа, "Станцуй мне об ушедшем" автор может вывести на очень высокий уровень. В общем, если мыслить в рамках классификации "Аэлиты"... Есть пара-тройка рассказов в раздел "Повод для улыбки". Практически один-два рассказа в основной раздел "Законы Вселенной". Ну а вот в "Координаты Чудес" - конкурс просто зашибись... :-)) |
А можно я тут, в рамках отсутствующих обзорных статей, немного побрюзжу? Делаю это крайне редко, но сейчас внезапно совпали повод и настроение.
Скрытый текст - Мысли в рамках семинара: |
Если бы мы совсем строго следовали формулировке - пожалуй, конкурс окончился бы, не начавшись )))
|
Цитата:
Хотя по себе знаю, что это, мягко говоря, сложновато было. Пока обмозговываешь идею, все отлично, но когда на сцену выходят персонажи - все, каюк. Их волнуют совершенно другие вещи))) |
Парочка замечаний.
Что касается темы. Действительно, многие авторы даже не пытались попасть в тему. Основные усилия ушли на разработку концепции, почему в их рассказе есть тема, вместо того, чтобы внести её в текст. В ряде случаев, требовалось вставить чисто схематическое описание темы, которое впоследствии можно было бы удалить. Нередко мы даже говорили, что можно доработать и как это сделать. В итоге, единицы переделывали по-настоящему. Остальные либо игнорировали требования, либо делали как Антураж - вносили пару фраз, считая, что этого хватит. Относительно НФ. Почему его становится меньше на конкурсе? Потому, что мы сами редко за него голосуем. Разумеется участники не будут писать работы в жанре, который изначально имеет меньше шансов на выход из группы. При обычном раскладе есть стимулирующая номинация "НФ". Но и то, единици рассказов из этой номинации пробиваются в финал. На Фантазме их и вовсе нет, вот и результат. |
Добавь еще, что НФ писать сложно. Нужна очень крепкая база и логика для разработки и изображения фантэлемента. Я уже год хочу написать очень простую по мысли вещь, но меня реально пугает научная часть: понимаю, что не вытяну. С людьми все-таки как-то попроще, чем с техникой.
Поэтому многие отделываются поверхностным подходом или просто антуражем. А это сразу жирный минус в восприятии, мишура, обман. Потому за них и меньше голосуют. |
Татьяна Россоньери, попытка написать НФ приводит к тому, что опять требуют персонажей, отношений и пр... Режешь техчасть и ... Сама себя цитируй))
Замкнутый круг... |
Не надо техчасть резать. Люди в любом случае главное в рассказе, но НФ предполагает тесную взаимосвязь человека с "техчастью". Мир человека обусловлен законами вселенной, в которой он живет - это главное условие для любого призведения любого жанра. И сложность всегда - найти баланс между изображением мира и человека.
|
Вопрос о попадании в тему, в частности, и о том, насколько замысловатой должна быть тема - это вопрос принципиальный, это вопрос позиционирования Креатива как конкурса. Есть конкурсы, на которых задается какая-то сверхоригинальная и суперузкая тема. И там главное - попадание в эту тему, а не вторичные соображения вроде литературного уровня рассказа. Оценивается прежде всего, как участник умудрится повернуть эту тему. И в данном случае была задана именно такая тема, скорее "фантлабная", чем "креативная".
Я сам не люблю узкие темы, мне бы хоть какой-то вообще рассказик сварганить. Миланка с удовольствием играла на Грелке и подобных конкурсах с темой, например, "Электро-Сталин". Но надо понимать, что это - по сути два разных типа конкурсов. Можно устроить конкурс дизайнеров на самое оригинальное кресло. Можно - на самое удобное. Лично мне кажется, что для Креатива важнее, чтобы у автора получился хороший рассказ, а не идеально вписывающийся в узкую тему. Часто вижу, когда смотрю очередную подборку, что вот этот рассказ - явно "конкурсный", причем писался под какую-то замысловатую тему. Ну и такие рассказы уже при прочих равных условиях оказываются не очень конкурентноспособными. По какому пути идти Креативу - ну тут оргам и участникам виднее. Не помню, кто вчера сказал, что лучше для "обычных" креативов брать темы пошире, а вот для блицев можно и узкие темы. Наверное, оптимальный вариант. З.Ы. Насчет НФ - не думаю, что авторы при написании рассказа мыслят категориями "выхода из группы". И не думаю, что НФ - изначально проигрышный вариант. Просто это отражение каких-то общих тенденций в общественной психологии. Совсем недавно интересная статья где-то попалась. |
Нормальную НФ в короткий рассказ гораздо труднее уложить. Я уже говорил, что в "коротышах" обычно рулят эмоции, а не идеи. Человек послушал музыку, его "пробило", он написал крутой рассказ о крокодиле. (тьфу ты черт, заразился)
А чтобы написать НФ, нужно не настроение, а голова, чего всем и желаю. |
Татьяна Россоньери, В том и проблема, не хотят техчасть... Режь, убирай... Вот и пишешь в стол(((
|
Цитата:
|
Продолжая обзорную эстафету -
Скрытый текст - Некоторые наблюдения по итогам 1 тура: Думаю, не стоит пояснять, что все наблюдения и умозаключения оставляю за своим злобным, эгоистичным и завистливым ИМХО :tongue: |
Цитата:
|
Чистой НФ может, и мало, но чистой фэнтези не сильно больше. Я голосовал за первую группу, там, по-моему, фэнтези не было вообще. Хотя с более либеральной точки зрения к фэнтези можно было бы отнести, наверное, "Холодный сон" и, с чуть большей натяжкой, "Древнейшее искусство" и "Музыку души".
|
Цитата:
В принципе, к фэнтези относится все то, что не НФ. И главный признак - это присутствие какого-то магического элемента, волшебства и т.д. И с этой точки зрения, "Автофеи" - фэнтези, и "Право выбора" - фэнтези. Не обязательно эльфы и гномы, достаточно магических заклинаний, влияния каких-то "потусторонних" сил и т.д. Это "классическое" деление. Есть Science Fiction и есть Fantasy. А уже в рамках этих двух основных классов, есть подклассы и т.д. |
Рассказ "Единственная"за который я голосовала, написан в жанре чистой мистики,что тоже с натяжкой можно отнести к фэнтези.Но сюжет цепляет...
|
Цитата:
А мне вот даже стыдно признаться, что я читал для написания "Искусства и..." Но теперь, почитав эту тему, тоже могу гордо заявить - это НФ! Да, увы, все погрязло в эклектике. |
Цитата:
А вот про НФ тоже закавыка. Прекрасный рассказ с малого креатива Майка "Пусть эта музыка стихнет" - это, несомненно, НФ. Да, здесь нет разоблачительной технологии аккустов, но без самой технологии, Нф-образующего фантдопущения, не было бы и канвы рассказа. Пример НФ пример с Большого Креатива - "Искусство и секс". Мало того, что роботы и звездолёты, так ещё герой на полном серьёзе применяет научные методы, чтобы спариться с инопланетными самками. (Хотя Саган как-то пошутил, что у человека больше шансов скреститься с петунией, чем с представителем инопланетной эволюции). Здесь, несмотря на весь юмор, НФ сюжетообразующее допущение присутствует. И есть тоже три прекрасных фэнетзи рассказа, хоть и с отеннком фолк, - "Музыка души", "Холодный сон" и "Кувшин, наполненный тишиной". Главное, как говаривал один австрийский философ, понимать то, что мы понимаем под значением слова. Обозначить критериями: фэнтези это - .... И по этим критериям уже сортировать. (Если это вобще имеет смысл). |
Цитата:
Эльфы с гномами, тут, конечно, не при чем (я вообще считаю, что слепое следование Толкиену во многом загубило жанр, а дотолкиновское фэнтези, кстати, прекрасно), но точно так же погоду не делает и название таких искусствоведческих спутников "феями". Кстати, похожий сюжет - только ровно обратный, - обыгрывался у Кира Булычева: http://www.rusf.ru/kb/stories/oni_uzhe_zdes/text-01.htm - в чисто "фантастическом" антураже. Про "Право выбора" надо отдельно говорить. |
Цитата:
|
Вот меня заинтересовал вопсрос, где кончается фэнтези, или вернее классическая фэнтези, и начинается не фэнтези?
С одного края "Сумерки", сериалы "Гримм" и "Супернатуралы" - существа мифические, сказочные и легендарные, но живут в наши дни (Сюда же и Гарри Поттер). А с другого края что ни на есть собственно сами рыцарские легенды про Артура, сказки тысячи и одной ночи. Когда легенда перестаёт быть легендой и становится фэнтези? Когда её напечатают в книге? Когда отыщится её автор? Если придуманна в 19 веке? Вот как разграничить жанр? |
Цитата:
Просто я забыл сказать, что определение, которое я дал выше - самое широкое. Можно еще требовать какой-то "литературной традиции", но я думаю, это лишнее. Кстати, насчет Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
|
Очень жаль, что не прошло "Древнейшее искусство". Действительно шикарный рассказ. Я смеялся от души)
|
Цитата:
|
Цитата:
В случае аЭлитного Креатива - мы с Убивцем исходили из того, чтобы не поставить участников конкурса в сильно неравные условия по сравнению с отбором через Аэлиту. Отсюда - отсутствие темы, возможность подавать и "засвеченные" рассказы, увеличение лимита до 50 кило. А то получилось бы так. Отобралось 20 рассказов с Аэлиты и 20 рассказов с Креатива. Потом смешались в общий лонг-лист. И выяснилось бы, что за счет совсем неравных условий "креативным" рассказам трудно конкурировать с "аэлитными". Правильно мы с Убивцем в результате решили или нет - можно обсуждать. Но причины - вот такие. В случае с ФС - искали тоже компромисс. Изначально девушки предложили достаточно узкие темы. Но я им объяснил, что очень узкая тема может привести к более низкому - в среднем статистическом - уровню рассказов. В результате выбрали относительно широкую тему, которая в принципе всех устроила. Вообще, на мой взгляд, тема конкурса - предмет переговоров между двумя партнерами. А если есть желание - то компромисс всегда можно найти. |
Сильно раздражает, что мир циклится на фантастике. Самый модный нынче жанр. До такой степени, что ничего другого никому и не надо.
|
Цитата:
Всем подавай альтернативные миры и уход от реальности. Неудивительно, что потом дальше своего носа ничего не видим. |
Текущее время: 21:42. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.