![]() |
«Рецензия на» и «отзыв о»
Наблюдая за тем, как проходит удивительное явление под названием «Фантазм», я уже дважды за последние недели услышала мнение о том, что Креативу в той или иной степени необходим особый формат критики. Действительно, рецензирование видится мне полезным по многим причинам, в первую очередь – потому что дает возможность рецензенту как следует разобраться в прочитанном и выразить свое суждение в письменной форме, упорядочив и структурировав свои мысли. Само собой, автору рассказа также будет полезно увидеть не просто впечатления читателя, но и их обоснование, подкрепленное непосредственно текстом. Ведь как бы часто ни возникали вопросы по поводу субъективности читательского мнения, у нас всегда есть объективная данность – сам рассказ, и именно благодаря ему возникает то или иное личное впечатление. Задача рецензента видится мне как раз в том, чтобы проследить свой путь от текста к впечатлению, озвучить мысли, на которые навело произведение, и описать все это в той форме, которой должна соответствовать рецензия как жанр.
Для начала – небольшой ликбез, чтобы мы могли быть уверены, что называем вещи своими именами: Скрытый текст - Критика: Скрытый текст - Отзыв: Скрытый текст - Рецензия: Скрытый текст - В качестве примера: Вот, пожалуй, и все, что я хотела сказать ПЕРВЫЙ ЭТАП: ОТДЕЛИТЬ ЗЕРНА ОТ... других зерен :blush: Ваша задача – среди представленных текстов найти: - рецензии - отзывы, по структуре приближающиеся к рецензии - отзывы и обосновать свое мнение. Думаю, достаточно предложить по одному критическому опусу на пункт, чтобы "всем хватило". Само собой, обсуждение суждений и дискуссии приветствуются. Ваше слово, господа :wink: Koshka9 - разбор критики на рассказ Valentinator - Гигаполис |
Ух ты, какая тема! Непременно постараюсь поучаствовать. Чуть полегче в реале станет - и подключусь.
Ну или хотя бы почитаю, что умные люди пишут:smile: |
Цитата:
Цитата:
Пойду с отзывами разбираться. |
Кстати, упоминать - насколько понимаю - издателя необязательно, если рецензия опубликована самим этим издателем, а особенно если в рецензируемой книге.
|
Татьяна, доброе утро!
Очень рада видеть:smile: С удовольствием потренирую мозги:) Хотела уточнить. А в каком формате ты это видешь? Результаты сюда выкладывать? |
Всё-таки рецензия пишется для будущих читателей, а не для состоявшихся. И уж точно не для автора. Этакий синопсис + размышления на тему получившегося и неудачного. Личное мнение скорее нежелательно. Можно ткнуть носом в фактические ошибки типа: в вакууме дышать нельзя; всё остальное комментируется отстранённо.
Не уверен, что на Креативе подобное будет востребовано. Мордобой подушками куда зажигательнее :)) |
Ну не скажи. Димтрис всегда писал именно рецензии и они бывали не менее полезны, чем мордобой )
Тут скорее важно не как писать, а о чём писать. Формат Креатива подразумевает указание в отзывах на ошибки, а в какой форме не столь важно. Ну, по крайней мере, я так думаю :) |
Кстати да, а что мы будем учиться писать? Рецензии или отзывы? Рецензии - могут принять участиев к конкурсе, насколько я помню из объявления на Аэлите, а отзвывы нужны на Креативе.
Татьяна, еще хотела уточнить, ты упомянула: Цитата:
PS Мы собираемся 25 августа на даче у GuessWho, если ты в Москве, бери мужа и присединяйся к нам. Там классное, тихое спокойное место. Есть много чего обсудить под шашлыки и прекрасную бутылку хереса из Испании:) Будем рады вас увидеть!:) |
Сveтлана, на этом этапе можно "выходные данные" не учитывать.
Григорий, само собой, по этому пункту могут быть "послабления" :) Кошка, и я тебя рада видеть ;) Думаю, этой темы для наших махинаций будет вполне достаточно. По поводу отзывов и рецензий: посмотрим, как пойдет. Может, на отзыве и останавливаться не надо будет. В основном я вижу на Креативе разумных людей, которые понимают, что их мнение должно быть аргументировано, хотя аргументация иногда сильно упрощена. Что касается редактуры и корректуры, они в рецензию не входят. Но если хочется автору помочь, никто не отменяет серию дружеских (и не очень) пинков в комментариях к рассказу ;) Майк, упаси бог отзывам Креатива превратиться в рецензии! Но разбавить ими суровый подушечный мордобой будет, как мне кажется, не лишним ни для кого, особенно речи идет о состоявшихся рассказах. А стремление к объективизму личного мнения вовсе не исключает. |
Исходя из того, что на Креативе научным языком при составлении рецензий пользуется три с половиной человека, выбор будет довольно простым.
К слову, разбор ошибок, причем банальных, грамматических, это то, что авторы зачастую желают видеть в комментариях к своим рассказам, однако в данных выше определениях этот разбор не относится ни к рецензиям, ни к отзывам. Мне кажется, конкурс-семинар задает свои критерии хорошей рецензии, не совсем соответствующие традиционному пониманию. |
Я хотела прописать отдельными пунктами определение редактуры и корректуры, но подумала, что незачем. Видимо, все-таки стоит :)
Еще раз акцентирую внимание: никто не призывает отказаться от старой-привычной-любимой формы в угоду предложенной. Это попытка освоить новый жанр письма для тех, кому он интересен, только и всего. |
Редакторские и корректорские поправки, конечно, можно указывать, только в рецензиях этого не встречается и перед возможной публикацией они в любом случае будут удалены. При этом сохраняется возможность, что автор рецензии ошибается в фактическом материале.
|
Цитата:
|
Цитата:
:) |
Цитата:
|
Понятно. Ну, Татьяна умеет писать рецензии. У Илларии и Рейстлина похожие вещи получаются. А пример, данный Татьяной, моего авторства, это меня зовут Григорием Неделько. :)
|
Цитата:
А так - да, в этом духе: возьмем "нечто" и, посмотрев, чего не хватает, переделаем в рецензию. Но исходник не должен быть один, иначе с ума сойдем, блуждая в трех соснах. И я бы не предлагала рецензировать работы с "Фантазма": даже финальная шестерка слаба. А вот написать рецензии на рассказы, которые вошли, например, в первый сборник Креатива... :) |
Цитата:
Причём мне весьма импонирует вариант с анонимными рецензиями по образу и подобию "чёрного и белого" :) Обсуждать написанное можно будет без привязки к личности критика, а особо страждущие смогут поугадывать авторство. |
Цитата:
|
Все молчат, я попробую первая.
Татьяна, оказалось сложно и вот что получилось. Итак... Взяла два отзыва: один из белых и один из черных. Из белых методом «тыка выпала Микки. Рассказ читала, поэтому было понятно, о чем речь. Скрытый текст - Критика на рассказ Valentinator - Гигаполис - Mikki:: После долгих размышлений я решила, что это все-таки рецензия- отзыв От рецензии 1. Краткий пересказ произведения (не совсем краткий) - присутствует. Всегда думала, зачем пересказывать то, что итак все прочитали, но если есть правила, пусть будут 2. Интересные, необычные момент – скорей комментарии по сюжету, по образу героя, немного об особенностях стиля. О манере повествования, композиции и так далее автор в своей работе не упоминает (Микки, не огорчайтесь, это разбор по схеме, а вы писали не по предлагаемой форме, впрочем, как и я) . 3. Личное впечатление – неярко выражено. То ли понравилось, то ли нет. Правда, автор упомянул, что не очень понравился образ и выжимание слез у читателя в конце – аргументы есть. От отзыва Автор работы делиться своим настроением и мыслями, которые возникли в результате чтения, не давая оценки. Присутствуют просторечье. Второй отзыв на тот же рассказ из черных. В этот раз milanika Скрытый текст - Критика на рассказ Valentinator - Гигаполис - milanika: Здесь после раздумий решила, что это отзыв-рецензия От отзыва 1. Автор работы делится кратко своими впечатлениями. И не очень аргументировано пишет, что не верит в происходящее, просто, потому, что оно ему не нравится. Лучше верить в лучшее. Открыто высказвает свое мнение, что рассказ слабый и с точки зрения исполнения и фантазии (наверное, имеется ввиду сюжет, герой, мир и так далее) От рецензии 1. Нет краткого пересказа (Татьяна, откуда такое странное правило? Ну, нелогично, все же читали.). Разбор идеи рассказа - нет 2. Интересные, необычные моменты – автора работы отметил хорошо нарисованный мир, Вопросы особенностей стиля, композиция, образы и так далее - не отмечены, кроме манеры исполнения в виде ошибок в технике письма (Хотя я знаю, что автор пытался повторением местоимении я «он» создать определенную атмосферу. Получилось пока не очень. Так что будем считать, что это манера изложения) – здесь тоже нет. 3. Личное впечатление – есть. Рассказ не понравился из-за техники письма и см.выше разделt отзыв. Это то, что надо было сделать? (на всякий случай приготовила карзину для тапок:tongue:) PS Уважаемые критики milanika и Mikki, пожалуйста, не огорчайтесь. Я тоже писала не по правилам, а как хотелось. Можете взять мой опус для разбора. Буду учиться на своих ошибках. Всем удачи!:smile: |
Кошка, я думаю, извинения здесь излишни: мы никого не критикуем и не пинаем, мы разбираем тексты. Вопрос не в том, что удалось им, а в том, что удастся нам :)
Первый разбор действительно близок к рецензии, хотя и довольно пространной за счет длинного пересказа. Мне кажется, он был нужен Mikki для того, чтобы разобраться в характере героя. Что же касается пересказа в целом - он нужен именно для того, чтобы вывести из сюжета идею, которая наиболее импонирует автору рецензии. Ну, например: "Повесть И.С. Тургенева "Ася" представляет историю уже немолодого человека N.N., вспоминающего о том, как двадцать лет назад его полюбила юная девушка, а он не нашел в себе сил ответить на ее любовь, считая, что это преходящее чувство разрушит его и ее жизнь - и всю жизнь жалел о своем выборе". Из такого пересказа легко выйти, например, на проблему "русский человек на rendez-vous". К тому же, рецензент должен допускать, что его читатель не знаком с произведением. Текст рецензии должен быть понятен и самодостаточен. Второй разбор я бы к рецензии не приближала - и не из-за отсутствия пересказа :) По сути, отзыв тут только третий абзац, но он сугубо тезисный. Например: "Много деталей продумано и обосновано, тут автор постарался" - и на этом точка. А о каких деталях идет речь? В чем автор достиг успеха, что произвело положительное впечатление? И в обратную сторону: почему читателю никого не жаль? как автор это сделал, как читатель прочитал? Ну, и подставлять себя, на мой взгляд, не стоит: все-таки не только автор разбора хочет верить в лучшее, в ним в этом многие солидарны, а так прочитают разбор и хмыкнут: "Вкусовщина". Первый экзерсис зачтен! Ждем продолжения :) P.S. Господа, я тут выступаю, конечно, в роли "ведущего", но мое слово далеко не мера всех вещей, для меня этот жанр тоже не самый привычный, поэтому ваши комментарии к разборам критических опусов будут полезны всем разбирающимся, и мне в том числе. |
Спасибо!:) Мне понравилось. Поняла идею и в каком направлении работать. Завтра меня не будет рядом с компьютером, так что продолжу в субботу:smile:
Друзья, подтягивайтесь:smile: Это упражнение весьма полезно и многому учит:smile: |
Дамы и господа
Что же пишут в ответ на злостное творчество Дам и гг. Креативцев Дамы игг. Критики? С С - ЭсСэ - эссе, essai, essay и т.п. Суть же последнего жанра (и формы) - донести впечатление. Что примерно в 50%, в общем-то удается. Давайте не будем стесняться писать эССэ, естественно, по всем правилам. Которых для ЭссЭ - сугубый минимум. :smile: Все вышеизложенное высказано не "в пику", а "в масть", дабы не сводить множество методов, подходов и форм к сугубому формализЪму. upd: Да! Да-да-да!!! Чтоб совсем не затерялось, позвольте напомнить еще об одном когнитивно-креативно-критическом субжанре, практикуемом на Креативе... Вспомнили? Эхе-хе...:nea: Речь о запущенной Альфингом конкурсной традиции Пародии - Пересказа - Угадайки. Вот где навалом непростительно точных попаданий в "-" и "+" текстов! А еще это смешно. "Идейная часть" тож шыроко представлена. :vile: |
А у меня вопрос к знатокам. Ну и просто сочувствующим :)
Подскажите, как пишется синопсис на сборник рассказов? С крупной формой всё примерно просто, а с кучей мелочёвки... Надо ли расписывать о чём каждый рассказ или достаточно охарактеризовать несколько хедлайнеров? Или только общее настроение и направленность описать? А может на сборник такое вообще не пишется? А что тогда? И на чём акцентироваться и вообще :) |
Цитата:
|
Цитата:
Всё :) А что именно размусоливать? |
Mike The, а принципиально ли это? Если не понравится, откажут в любом случае. Если понравится, примут и с незначительными ошибками. Если говорить про меня: всегда писал аннотации своих рассказов, не меньше одного длинного или 2-3 коротких предложений. Да и сложно/долго разве? :)
|
Mutabor, пребываю в глубоком убеждении, что хорошее содержание формой не испортить:)
Mike The, как правило, прописывается основная идея, вокруг которой строится сборник, а потом подробно про 3-5 рассказов, а остальные просто перечислить. По крайней мере, реферат на сборник статей делается именно так. |
А если забыть на минутку о ярлыках и просто подумать, какие отзывы/рецензии/комментарии хотели бы видеть мы сами как авторы? Что для вас - критерий толкового отзыва?
|
А давайте о другом моменте задумаемся. Вот сейчас говорим о том, какого формата критика нужна. А никто не обратил внимание на тенденцию уменьшения критики как таковой? может для начала об этом стоит подумать?
Что до вопроса Лёли, то замечу, что любая полезная критика, которая указывает на плюсы и минусы, а главное очерчивает круг проблем текста. И желательно в вежливой подаче. А то у нас бывают комментарии. Читаешь и думаешь, что их автор им хотел показать? Показать как он крут, поглумиться над текством, или реально помочь? |
Друзья, но вам же предложили проанализировать, что получается у всех нас. Я сейчас читаю отзывы белых и черных, чтобы принять участие в голосовании. Reistlin, ты прав, достаточно часто встречаются отзывы - ах, как я крут!
Но с другой стороны, если и за это "бить", то тогда критиков вообще не останется. Кому охота будет время тратить? Поэтому, если кто-то пишет комментарии и критику, почему бы не поучиться, как это делать надо? О чем нужно писать, как аргументировать, как помочь автору понять, что читатель увидел совсем не то, что планировал автор. Неужели так страшно признать, что что-то не умеете и поучиться. Это же весело! Да и в писательстве поможет потом:) |
Кошка, учиться всегда правильно - спору нет. Вопрос - зачем? Если я, например, не собираюсь заниматься критиканством, зачем мне этому учиться? С удовольствием почитаю грамотный отзыв/рецензию и честно признаю, что грамотно излагать мысли надо уметь. А вот лично мне оно зачем? Высказывать впечатление можно и без теории. И полезные советы иногда выпрыгивают, наверно. Заниматься вдумчивым анализом, а потом ещё и грамотно его оформить требует массу времени, а его нет. Если, конечно, не собираешься стать профессиональным критиком.
Рейст, честно говоря, мне сейчас и отзывы-мнения оставлять не хочется. Потому как оно никому не надо. Уж тем более, когда явно видишь, что мнение большинства рулит совсем в другую сторону. Я тут в Мастерской высказал автору претензии к стилю - сплошные обороты, от которых в ушах шипит и шуршит. В каждом предложении по паре штук! И что думаешь? Тут же появляется человек, который выводит рассказ на вершину с объяснением - "за стиль"... Хочется застрелиться... |
Татьяна, ох, сколько интересных идей придумывают молодые авторы и как они их "обыгрывают" банальной формой... :)
Рейстлин, а ты уверен, что критик думал? :))) Кошка 9, я, есличо, стилизовал, дабы не быть узнанным. :) ;) Ван Халк, сколько раз я встречал победивших из-за стиля? Считается даже, что в толстых, самых крутых журналах, значит, главное - стиль. Григорий, никого не забыл вроде. ;))) |
Господа, я не могу понять, о чем дискуссия. Как будто оттого, что появилась эта тема, всех прям завтра обяжут писать исключительно в формате рецензии :)
lolbabe, как правило, авторы хотят разного. Одним достаточно комментариев а-ля "Я в восхищении" и "Кг/ам", другие хотели бы к этим комментариям обоснования, третьи с удовольствием читают о том, на какие мысли навели их рассказы, соглашаясь и споря. О желаниях автора вполне можно узнать из ветки обсуждения его рассказа по тому, как он реагирует на отзывы. Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
Ох, дамы и господа, заглядываю порой и удивляюсь. Есть в характеристике нашего с вами Креатива такое словечко - "семинар". Сейчас нам предложена ещё одна тема, не больше - не меньше. Кому-то не хочется этим заниматься? Прекрасно! Всё сугубо факультативно, насильно никого не тянут вроде. Есть желание затронуть сопутствующие темы? Очень хорошо! Только не вместо, а вместе с предложенным форматом.
|
Я совершенно не против темы. Напротив она весьма любопытна. Я лишь обратил внимание, что нет смысла спорить о том, что лучше отзыв или рецензия, а нужно писать их :)
Кстати, я предлагаю первопост этой темы в будущем прикреплять в качестве сопроводительного материала для Поруки. Да и на самом сайте неплохо бы было её продублировать :) |
Цитата:
Я как раз понимаю, что дело это стоящее, но тут нужны фанатики в хорошем смысле слова - чтобы не за дивиденды, а от души. Потому как чешется что-то внутри. Иначе никак, пардон. Аргус, к чему такие правильные слова? Напишите рецензию - будет повод в развитие темы. Пока, кроме Кошки, никто даже не чихнул. Но праведные мысли зато в наличии. |
Цитата:
А поводов для развития темы достаточно: берёте написанную критику и анализируете, не так ли? Не так уж мало её: и в "рецензентах", и в темах рассказов. |
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
ЗЫ. Сорь, поддерживать дискуссию вряд ли смогу в ближайшие пару недель - по горам бродить ухожу. И да, поклон обязательно передам - маршрут скорректировал )) |
Вы просите песен? Их есть у меня! (с) :troll:
Скрытый текст - Толстый троллинг, измена Родине (в извращенной форме), покушение на Наше Фсьо и ваще...: |
Эм... Честно говоря, я не призываю разбирать отзывы жюри и уж тем более - ставить им "оценки". А то снова дойдем до того, до чего обычно доходим :)
|
Цитата:
|
Цитата:
|
Почитала я тут отзывы в битве рецензентов и попыталась их как-то систематизировать. Вот что из этого получилось:
Скрытый текст - Ближе всего к рецензии: Скрытый текст - Подробный разбор: Скрытый текст - Личные впечатления: Остальные классифицировать не удалось. С точки зрения полезности для автора, мне кажется подробный разбор - самое оно. Хотя, иногда и просто впечатления от прочтения бывает приятно почитать. С точки зрения критикующего, для меня имеет значение сам рассказ. Некоторые хочется обсуждать. Находить положительные и отрицательные, сильные и слабые стороны. Некоторые оставляют настолько равнодушной, что сказать, право же, ничего не хочется. Недоуменно пожать плечами и всего лишь. А за некоторые автору хочется надавать по макушке, иногда и в особо извращенной форме в виде стёба )) |
Цитата:
Разбирать же тексты на уровне сюжета - любой дурак сможет... казалось бы, сможет. Так и сюжета нет порой ни в тексте, ни его анализа в разборе) Хрен с ней, с динамикой, глубиной мысли и новизной. Про логичность и психологию вообще лучше не вспоминать. В двух случаях из десяти - кое-как. И то хлеб) |
Цитата:
Рецензии - профессиональные тексты, однако для автора малополезные. Они и для читателя далеко не всегда полезны. Подробный разбор для конкурсов, наверное, правда лучше всего. Цитата:
По-моему, сюжет лучше трогать, когда он хромает. Потому что обычно такие разборы сводятся к: у вас тут неправильно/недописано; нет, это вы не поняли/я специально не дописал; но это неверно; не согласен... Зачерствевший такой, с плесень иногда хлебушек. :) |
Если текст подводит героя к эпизоду, после которого "возможно всё" и автор дает читателю самому сделать выбор, то незаконченность нормальна. А когда автор обрывает на полуслове, пропускает важные события, которые должны были быть, поскольку в них меняется характер героя, а следовательно и финал истории, то это, не авторский ход, а банальная недопись.
Чаще всего связанная с тем, что пришлось укладываться в лимит. |
Хотел бы я верить, но учитывая несбалансированность всех частей таких рассказов...
|
Опять же, несбалансированность зачастую из неё же и вытекает. Автор начинает резать произведение и убирает нужные части. Бывает, что задумка изначально не способна уместиться в заданый объем. А уже на последнем месте непонимание того, как и что должно быть. Авторы реально оценивающие своё творчество, признают что так всё и было. Остальные начинают доказывать, что именно таким и был замысел. Хотя по моим наблюдениям единицы рассказов действительно таковыми и задумывались, и не были приняты читателем именно по причине стандартности мышления. Но это, ещё раз скажу, крайне редкие случаи.
Татьяна, прошу прощения, что несколько отошел от тематики вопроса :) |
Я, конечно, тоже прошу прощения :) , но разве неумение написать текст заданного объёма с подходящей объёму (ну, или наоборот ;) ) темой не является следствием слабости и некомпетентности автора? Вопрос, по-моему, риторический. Верю в людей, в то, что они могут, просто не хотят, - но уже не так сильно верю, как раньше... ;) :) Кстати, сам резал рассказы для конкурсов, и ничего, получалось даже динамичнее. Например, два раза урезал вполовину 80 тыс. зн.: в первом случае вышел с соавторами в финал, избежав в рассказе множества длиннот, во второй только лишил объёмный рассказ необязательных отступлений. :))
|
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
И со вторым моментом так же не соглашусь. Начнем с того, что некоторые вещи в принципе сложно написать определенного строго ограниченного лимита, а во вторых, есть ещё присловутый авторский стиль. Иногда автору, привыкшему к пространственным и масштабным описаниям сложно написать вещь лишенную этих самых описаний. Не потому, что он не может, а потому, что получится уже не то, что он хочет. Впрочем, это уже субъективное мнение. |
Во-первых, мы ж вроде на "ты". :)
А во-вторых, ответ сразу на оба пункта: надо стараться, а реальность покажет, что и как. |
Всё просто. Я имею манеру иной раз обращаться не только и не столько к конкретному челове сколько к аудитории в целом :)
А что до усилий, то честно скажу, иногда стараться смысла нет. Крамольную скажу вещь, но некоторы не способны писать. Извините, но бывает, что даже крупице таланта человек лишен. Или некоторые вещи ему не даются. Я знаю участника Креатива, который может написать отличный легкий развлекательный рассказ, но когда берется за серьезную вещь, получается бред. |
:)
Про обращение: понятно. Про способность: согласен. |
Светик, а поподробнее про что-нибудь можно? Почему это отзыв, почему это не удалось классифицировать?
|
Иногда
Именно в таком виде :) И именно такой вариант мне нравится больше остальных. В нём чувствуется эмоциональное соучастие и искренность не обременённая нормами. |
Текущее время: 20:58. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.