![]() |
Фантазм-2013: Татьяна Стрельченко - Смотритель маяка
|
Спасибо за ваши тёплые истории =)
|
преноминация пройдена. очень. :)
отличный рассказ, только, имхо, конец скомкан. |
Цитата:
|
Цитата:
|
Весь фантэлемент показался инородным. Убери его – история только выиграет. А так – душевно, и символика маяка наводит на размышления о творце и творчестве. Спасибы.
|
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
|
Татьяна,
знание предназначения? Хм… Сейчас как раз перечитываю Стругацких, остановился на трилогии за Каммерера. Навязанное счастье, откуда бы оно не проистекало, обычно выходит боком. Хотели как лучше, а получилось (с) По крайней мере, расклад, описанный в рассказе, наводит на мысли об обреченности. Имхо, прямое знание уж точно радости не прибавит – следуй указанной дорогой, и не рыпайся (и тут обычно возникает желание рыпаться…). С другой стороны, если внедрять все это дело исподволь, и чтобы пациент не догадывался… Просто усиливать, что в нем уже заложено, возможно, и будет толк. Но даже так возникает много вопросов (паранойя «нами управляют!», например). Так что да, тут все весьма непросто. |
Цитата:
|
Не помню, кто именно, но писатель очень неплохой по гамбурскому счету, а не на субъективное восприятие, как-то сказал о себе, что... как творец существует лишь в периоды острых личностых кризисов. А когда все благополучно, писать, по большому счету, не о чем. «Взгляд, конечно, очень варварский, но верный». с)
Если начнем сейчас на пальцах пересчитывать «приличных писателей», то умеющих донести до читателя «пронзительную гармонию бытия» среди них окажется по определению меньше. Поскольку они вообще в меньшинстве. Лично я на вскидку могу потыкать пальцем в Хэрриотта и Линдгрен. Дальше — напряженно скрипеть мозгом надо. Мир — исключительно неуютная штука. Поэтому Полаников, Элизабет Джорджей, Жан-Кристофов Гранже, Стиггов Ларсенов и Ирвинов Уэлшей порождает продуктивнее. Почему-то жизненно важные вещи зачастую ценятся только после того, как их потеряешь. Как называется рассказ Бредбери, где мужик живет «обычной жизнью», в которой понос перемежается золотухой, а в развязке выясняется, что он отдал последние сапоги с банкой тушенки и сжег десять лет своей реальной жизни, чтобы его всем этим проглючило? Потому что на самом деле живет он после ядерного апокалипсиса, и дико скучает по ветрянке у детей, разбитой фаре у автомобиля, и крыше, которую надо перекрывать, потому что она начала протекать в дождь. Умение удержать внимание читателя «голым позитивом» - редкая штука. И, собственно, даже его отдельные вкрапления воспринимаются как самоцветная друза. Вот за что я обязательно и читаю рассказы Татьяны, если вижу ее среди конкурсантов:) Теперь, когда я подробно похвалила ее за умение донести до читателя ощущение «как прекрасен этот мир, погляди!» можно перейти собственно к рассказу. Хорошая проблематика. Проблема самоопределения. «Зачем я пришел в эту жизнь». Желание переложить сей важный вопрос на чужие плечи. Ах, такая «профориентация», как в этом рассказе, - просто мечта. Точно жизнь не профукаешь в поисках того, чем тебе лучше всего заниматься. Ну, и смутная жажда творчества, живущая в душе любого человека. Каждый хочет быть творцом, демиургом. Хотя бы в детстве, хотя бы чуть-чуть. И если не создавать, то хотя бы открывать что-то новое. Но далеко не всем это дано от природы. А можно ли сделать творца из любого? Ну, и развитие человека из животного на четырех ногах в животное на трех. Роман развития, он же «роман воспитания» («его содержанием является психологическое, нравственное и социальное формирование личности главного героя» с)) пару веков удерживал позицию самого популярного романного жанра. Здесь автору подпортила дело, по всей видимости, малая форма. До врезки, когда главный герой задумывается о «повторной дезигнации» - все замечательно. Все, что после — не ахти. Слишком много вопросов остается за рамками повествования. В сухом остатке вообще отжатое до звона полной неубедительности «гип-гип-ура!» Самая печальная утрата автора — потеря того самого «развития и формирования личности главного героя», за которой было так интересно наблюдать в начале. И последняя фраза — просто убивает пафосом. Он доходит до ложного:) При всей моей пылкой симпатии к конкретному автору и ее творчеству. Татьян, все-таки, рассказ нуждается в существенной доработке. Продумана у него только первая половина. Концовка не просто «скомкана», а вообще не написалась. |
Иллария, спасибо огромное за отзыв! Признаюсь, ждала его (как и всегда). Честно говоря, до последнего планировалась несколько иная концовка, где ГГ так и не удается написать ничего стоящего, а ту самую музыку он слышит только перед смертью, но уже ничего не успевает… Теперь вот думаю, может вернуть все в первоначальное русло? Чтобы никаких «гип-гип-ура» - хотя я их очень люблю, а еще салюты и фейерверки)))
|
Татьян, «гип-гип-ура!» само по себе скорее хорошо, чем плохо. По крайней мере, мне всегда больше нравились хеппиэнды.
Ваш рассказ провисает не на «окраске» концовки. Не так важно, как мне кажется, чем дело кончилось. Ключевой вопрос не «а что он в итоге написал?», а «как он искал музыку внутри себя?». Вполне могу представить себе хеппиэнд, когда герой умирает под звучащую внутри него симфонию, чувствуя себя полностью счастливым, хотя никто кроме него этой музыки не слышит и не услышит никогда: ему не до того, чтобы записывать ноты. Тоже хеппиэнд в чистом виде. Это не мой герой, не мой рассказ. Так что все мои рассуждения представляют собой весьма условную ценность. Тем не менее... Как мне кажется, для вашего мальчика «сделать музыку» стало чем-то сродни мечте. Мечта — не может иметь точных, окончательных форм. Быть чем-то, что можно сделать раз и навсегда. Мечта — это вечное стремление к цели. Здесь мы имеем стремление к «музыке». Чтобы написать симфонию, сначала ее надо найти, услышать, в собственной душе. Как герой это делал? Он уехал-таки на маяк? И жил там, сливаясь с окружающим миром, черпая в нем способность озвучить лунную дорожку? Или остался в городе и пытался взять, скажем, недостаток таланта повышенной усидчивостью и старательностью? Все это время мечтая о своем маяке и черпая в мыслях о нем музыку? Не секрет ведь, что мера таланта каждому дана своя. Дальше мне проще опереровать примерами из области литературы. Писателя делает не умение писать, а умение смотреть на мир, видеть его и делиться своим видением с другими. Вон, Джек Лондон. Самородок. Талантище. Нигде толком не учился. Первый раз спиться успел еще к 16-ти годам. Жизнь била ключом (нередко — по голове). Когда понял, что писательство оплачивается лучше всего, что он делал кроме этого, стабильно писал тысячу слов в день. Успевая при этом делать бешеную прорву всего остального. Работать как папа Карло и не только писателем. Жениться, рожать детей, разводиться, снова жениться на непотребных мартышках, строить яхты (у него разворовали при этом целое состояние!) и совершать на них кругосветные путешествия, покупать имения и заводить там образцово-показательное хозяйство. При этом собственными силами! Самостоятельно изучая книги по экономике, агрономии... занимаясь техникой и т.п., и т.д. Там был талант, которому ничто не могло помешать, отвлечь. При этом известны случаи, когда человек всю жизнь мечтал написал книгу. Годами бился над ней, скопидно копя буквочки, не за счет таланта, а за счет усидчивости и желания «написать», и так и оставался автором единственного произведения, не слишком яркого. Второй вариант, тоже представленный в истории литературы, - это когда человек жил-жил своей насыщенной жизнью, весьма далекой от вопросов литературы, а потом — бум! По голове чем-то, что обязательно «надо рассказать!» - после сорока-пятидесяти совершенно неожиданно, даже для самого себя, не то что для близких, писал роман. И хороший. Но единственный. У меня осталось впечатление по последним эпизодам вашего рассказа, что вы сами попросту не увидели, как именно ваш герой «нашел» свою симфонию. А именно это здесь и хорошо было бы показать, Татьян. |
Иллария, кое-что изменила, вернула рассказ к его первоначальному виду. Если будет минутка, почитайте. На ваши справедливые вопросы, боюсь, он по-прежнему не дает ответы, но, по крайней мере, пафос в конце минимизировалсяJ))
По поводу поиска музыки… Наверное, вы правы. Я не знаю, как это происходит. Музыку мне писать не доводилось, но я с трех лет пишу стихи. Мне кажется, поэзия ближе к музыке, чем к прозе. Когда я пыталась «сочинять стихи», у меня часто выходила такая чушь, что перед собой становилось неловко. Но иногда стихи приходят сами, просто приходят – в транспорте, или во сне, или посреди разговора… Мне остается только записать, пока не ушли. За эти стихи мне стыдно не бывает. Мне кажется, нечто подобное происходит и с написанием музыки. Она просто звучит. Или не звучит. Мой герой постоянно вслушивался в себя, наверное, даже слишком. А нужно было просто жить, заниматься повседневными вещами… иногда такой способ – наиболее действенный. Вы об этом тоже написали. В первоначальном варианте текста ГГ ловил музыку во сне, она все время ускользала… Мне показалось, что это слишком затягивает сюжет (и без того неспешный), потому я этот эпизод вырезала. Сейчас вернула на место, наверное, только этой «ускользающей красотой» можно объяснить, почему он все-таки продолжал на что-то надеяться и верить. |
Великолепный рассказ. Лучший из тех, что пока прочитал в группе.
|
Хороший рассказ. Приятный. Приятно, что это именно рассказ, с героем, с сюжетом, а не голая идея, выраженная в 7-12 тысячах знаков, как это иногда, к сожалению, бывает. Приятно, что написано хорошим языком. Приятно, что оставляет хорошее послевкусие и заставляет задуматься. Спасибо автору и дальнейших успехов. :)
|
По нраву. Няшно. Плакал весь. Как грустно-то!!! ГГ - мудак!
А финальная фраза. Спасибо. ......:cry: http://forum.belochki.ru/style_emoti...aning%20up.gif |
Хороший рассказ.
Цитата:
|
В очередной раз Татьяна порадовала читателей отменно написанным рассказом. Он, как и прошлые её творения, которые мне довелось прочесть, читаются с превеликим интересом. Но вот той, магии, которой раньше были пронизаны её истории, в этот раз я не увидел. Что меня ужасно опечалило. Впрочем, это относится не ко всему тексту. Моменты с описанием снов Власа и его жизнь на маяке, завораживали и не давали отвлечься, а вот другие части, к сожалению, нет. На эпизоде со случайным попутчиком и на дне рожденье матери Власа, откровенно зевал. Огорчил финал. Он путанный, скомканный. У меня сложилось ощущение, что Татьяна просто в какой-то момент осознала, что не уложится в лимит знаков, и оттого выбрала финал в виде ретроспективы. К сожалению, на мой взгляд, это не сыграло. Да и финального аккорда не прозвучало. Я так и не понял, стал ли Влас известным композитором, или поселился на маяке, где иногда сочинял музыку. Печально. Потенциал у рассказа отличный, я бы посоветовал автору просто переписать всё, начиная со звонка отца, не обращая внимания на лимиты. Но даже в таком виде, рассказ весьма и весьма неплох. По крайней мере в сравнении с остальными текстами в группе.
Спасибо за рассказ. С нетерпением жду Ваших новых историй. Удачи! |
Друзья, огромное спасибо за отзывы!
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
Искренне в это хочется верить, поскольку сейчас история не рассказана (
|
Пришелец, отдельное спасибо зы вычитку. Пойду исправлю:)
|
— Ты думаешь, что маяк можно погасить? — возразил папа. — Если есть на свете надежное, так это свет маяка. В мире есть абсолютные вещи: морские течения и времена года. И то, что по утрам восходит солнце. И то, что маяки светят. (с)
Одна из любимых книг. Маяки - они такие, бередят душу. Ваш рассказ - грустное предупреждение тому, кого с детства или юности наставили на истинный родители, или школа, или - дезигнаторы. Наставить-то наставили, но вряд ли система дезигнации считывает человеческое сердце. И люди покорно прутся в важные профессии, становясь никакими юристами и чиновниками, в то время как могли бы стать отличными маячниками. Идея действительно великовата для рассказа, ее бы в повесть, цены бы не было. И еще мысль: весь рассказ напитан, наполнен поэзией побережья, эта крохотная коммуна встает перед глазами, но мне показалось, вы пошли по легкому пути) Красиво описать красивейшее место человеку, который хорошо владеет языком, это раз плюнуть. Если бы атмосфера этого берега была непривычная, неванильная, неласковая, с редкими лучами солнца, под стать Филиппе, и мальчик проникся бы к ней любовью, может быть, это было бы интереснее. Махровое имхо. Спасибо за сильный рассказ! |
Красивый рассказ, спасибо.
И тема хороша - "пироги печи сапожник, сапоги тачать пирожник", наверное, одна из наиболее актуальных социальных проблем. Слегка удивляет столь грубая ошибка дизигнации (которая выбивает100 из 100). Все-таки дважды назвать композитором человека, который к музыке тяготеет чуть менее чем никак и за всю жизнь так и не напишет стоящей симфонии - очень грубый промах для системы, поставленной во главу угла раздачи социальных ролей. И еще мне кажется, что через 50 лет WiFi как технология будет уже слишком устаревшей. Но это так, мелочи. В целом же, повторюсь, рассказ очень хорош. Спасибо. =) |
В очередной раз буду вороной. Да и пёс с ней!
Рассказ убивает монотонность. С самого начала - ни интриги, ни одиозных характеров - ничего. Даже "кружавчиков" нет. Честно признаюсь, на первой трети было дикое желание бросить. Но дочитал. Собственно, во мнении только утвердился - монотонность рассказ убивает. Идея хороша, а вот исполнением вы её загнали в такой угол, что доставать придётся ломом и какой-то матерью. Извините, всего лишь читательское мнение. |
Цитата:
Цитата:
|
Цитата:
Спасибо большое за отзыв, Роланд! Про WiFi - 100%, только мне ничего оригинального не придумалось, оставила, как есть. Может, со временем изменю. Лет эдак через 50:smile::smile: |
Цитата:
|
Цитата:
Удачи на конкурсе! |
Добрый вечер, Татьяна! :)
Как я понимаю, участники конкурса, в том числе выбывшие, и все пользователи ресурса, имеют права писать отзывы. :) Даже в Констит., кажись, записано. Ну да кому она интересна... Начнём, в общем. Стиль у вас очень хороший. Придраться, наверное, можно, но специально таких мест не отыскивал, да не больно и хотелось. Поговорим о других минусах. Минус есть один, но БОЛЬШОЙ. Очень длинно. Это значит: не слишком необычная идея подана, к сожалению, не оригинально, и при этом всё расписано так подробно, что напоминает реалистический рассказ из прошлых веков, когда о фантастике ещё и не подозревали. То же самое можно было бы сказать о Филипе Дике, если бы не два "но". 1. Рассказы он писал очень драйвовые. 2. В "скучные" романы умудрялся понапихать столько нестандартного - от фантдопов до диалогов, - что его произведения до сих пор выносят мозг читателям, в хорошем смысле выносят. Здесь не впечатляет ничего, кроме отточенности предложений. Может, попробовать писать менее отточенно? Более отвязно? Рвано даже? Абсурдная мысль? Возможно. Но не более чем человеческий мир. Жизнь в рассказе есть, правдивость есть, герои есть, мир тоже, а живости нет вообще. Однако и неудачным рассказ не могу назвать. На фоне других, я бы сказал, он вполне себе. Успехов! :) |
Цитата:
Скажем, вы писали о монотонности. На самом деле, изначальная идея была более чем амбициозной. Рассказ, действительно, должен был звучать на одной ноте, напоминая ту самую ускользающую мелодию. Никакого экшена, скачек и погонь. И только в конце кульминация - смерть героя под звуки оркестра (у меня было два варианта финалов - счастливый и очень счастливый. И там, и здесь герой умирал, но музыка звучала). Я знала, что многим подобный "монотонно-звучащий" стиль не понравится, но сознательно пошла на эксперимент. То, что вы почувствовали однонотность, говорит о том, что у вас отличный музыкальный слух. |
Здравствуйте, Горислав! Спасибо за подробный отзыв - это всегда ценно.
Цитата:
Вам тоже - успехов во всем! |
Татьяна, спасибо за пожелание, а за необидчивость - большое спасибо. Давече, помнится, выслушал много интересного о себе, когда перечислил несколько плюсов и минусов одного рассказа (не отсюда). Примеры я приводил, но, даже если не вдаваться в подробности, это лишь моё мнение. А Филип Дик - родоначальник киберпанка, психоделический и много какой ещё фантаст, по его произведениям сняли "Бегущего по лезвию бритвы", "Вспомнить всё", "Особое мнение" и другие фильмы, его идеями была вдохновлена "Матрица".
|
Цитата:
|
Цитата:
|
А с чего начать посоветуете? Учтите, у меня женский вкус, я люблю Брэдбери, Олдей, а в последнее время все больше читала Эрика-Эммануэля Шмидта и немножко "Игру Престолов", чтобы не слишком расстраиваться, когда в сериале кого-то в очередной раз убивают.
|
Цитата:
|
Цитата:
И еще "Загадочные вариации" люблю, но их, конечно, лучше смотреть, а не читать. В Киеве их хорошо поставили, отличный спектакль. |
Цитата:
|
Татьяна, тогда даже не знаю... Произведения у него не слишком жестокие, но мужские, и больше реалистичные и фантастические, чем сказочные и абстрактные. Можно попробовать почитать, наверное, роман "Кланы альфанской луны" (довольно позитивный) и смешной рассказ "Мы вам всё припомним" (на его основе написан сценарий "Вспомнить всё"). А киберпанк в полной мере присутствует в одном из самых известных произведений Дика - "Мечтают ли андроиды об электрических овцах?" (основа "Бегущего по лезвию бритвы (Blade Runner)"), текст, характерный для крупной прозы Дика, очень неожиданный, и там есть всё то, о чём я упоминал выше.
|
Цитата:
|
Цитата:
Когда ознакомитесь с историческими фактами, можете, так и быть, прийти извиниться. ;) |
Ваша... хм... дискуссия меня заинтересовала, но, кроме материалов МФ и Вики, воспользоваться ничем не могу. Оттуда узнала, что Гибсон был одним из первых, кого именно относили к термину киберпанк, но ему же вручали премию Дика. Получается, что у Дика появились первые идеи а-ля киберпанк, но первыми официальными авторами направления стали Гибсон, Стерлинг и ко? Давайте, знатоки, проясните деве неразумной, только не подеритесь)
|
Цитата:
извините, но Демьян прав. :smile: |
lolbabe, что-то с этим киберпанком и впрямь нечисто... даже википедия путается в показаниях. Вот вам украинская версия: "Популяризатором терміну кіберпанк вважається Гарднер Дозуа - редактор «Журналу наукової фантастики Айзека Азімова»", а в русской версии: "Сам термин является смесью слов «cybernetics» (от англ. кибернетика) и «punk» (от англ. панк, мусор), впервые его использовал Брюс Бетке в качестве названия для своего рассказа 1983 года". И только английская версия кое-что проясняет: "The science-fiction editor Gardner Dozois is generally acknowledged as the person who popularized the use of the term "cyberpunk" as a kind of literature, although Minnesota writer Bruce Bethke coined the term in 1980 for his short story "Cyberpunk," which was published in the November 1983 issue of Amazing Science Fiction Stories."
Потехи ради еще проверила испанскую вики - там уже Гибсон и Стерлинг " Entre los primeros exponentes del género cyberpunk se encuentran William Gibson, Bruce Sterling, Pat Cadigan, Rudy Rucker y John Shirley". Проверяла бы и дальше, но больше языков не знаю. Что же касается Дика, то и его не забыли: "Многие также считают представителем киберпанка или одним из его предшественников Филипа Киндреда Дика (Phillip Kindred Dick), который не вписывается в хронологические рамки киберпанка". |
Tetyana Strelchenko, мне кажется, как это обычно бывает с жанрами, право первопроходца любо всем. Гибсон и Стерлинг были представителями уже названного жанра, а Дик, скорее всего, просто имел в своих работах идеи, которые стали близки направлению киберпанка позже. В то время эти идеи витали в воздухе, так что неудивительно.
Кстати, во французской Вики написано, что популяризатор термина Стерлинг называл в качестве источников этого направления и Дика, и Муркока, и даже Мэри Шелли) |
Татьяна, всегда с удовольствием читаю Ваши рассказы. И после отпуска, еще пребывая настроение моря, соленых брызг, ветра и чувства свободы (пусть на две недели), Ваш рассказ пришелся как нельзя кстати. Легкий стиль, изящное исполнение, точно расставленные акценты и эффектные паузы, а еще запах соленого бриза и тонкая нота одинокой флейты. Прекрасный рассказ! Яркие образы создают живую картину, даже второстепенные герои обладают индивидуальностью и легко запоминаются. ГГ сопереживаешь, хотя несильно, просто интересно узнать, а напишет ли он свою симфонию или все-таки ошибка? Кстати, а идея-то очень любопытная – знать свое предназначение… В чем твой талант, в чем ты лучше. Реализация – неплохо, но не главное, на мой взгляд. Главное все-таки это созданная атмосфера. А как захотелось на маяк!!! Подальше от пыльного города, с его проблемами, интригами, злобой, туда, где все просто и ясно, где каждый делает свое дело и просто живет.
Несмотря на то, что рассказ понравился – все-таки есть маленькие замечания.
Но утром на работе обнаружила окончание и узнала, как все должно было быть на самом деле. Немного огорчилась, хотя рассказ заиграл другими красками и мыслями, так что почему бы и нет. С одной стороны свобода творчества и мысли, а с другой - жесткие рамки, что ты обязан, и если общество тебе приписало качество композитора – изволь соответствовать. Вот герой и соответствовал, мучаясь в этих рамках. Интересно, что это второй рассказ о мечте на этом конкурсе. В одном герой осуществляет свою мечту, жертвую всем, в том числе и близкими, а в Вашем, в точности наоборот. Какой путь правильный – стоит ли жертвовать своей жизнью, ради установленных правил? Стоит ли жертвовать жизнью родных и разрушать свою жизнь, ради мечты? Сложно найти ответ. У каждого свой путь, есть над чем подумать. Спасибо, Татьяна. Получилось легко, красиво, интересно и немного грустно. :smile: |
Цитата:
|
Рассказ понравился, хотя обычно такие рассказы - не мой стиль. Написано атмосферно, хорошим литературным языком. На мой взгляд, авторский замысел реализован. Концовка - ок, вполне ожидаема.
|
Koshka 9, спасибо огромное за отзыв! Всегда очень рада вам. Ко всем комментариям обязательно прислушаюсь, над рассказом еще, наверное, придется поработать, так что учту все замечания.
Спасибо! |
Valentinator, спасибо на добром слове! Удачи на конкурсе!
|
Про родоначальников киберпанка (раз уж тут шёл разговор) - рассказ Харлана Эллисона «У меня нет рта, чтобы кричать» (1967 год), премия "Хьюго" 1968 года.
|
Текущее время: 09:11. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.