Форум «Мир фантастики» — фэнтези, фантастика, конкурсы рассказов

Форум «Мир фантастики» — фэнтези, фантастика, конкурсы рассказов (https://forum.mirf.ru/index.php)
-   Конкурс-семинар «Креатив» (https://forum.mirf.ru/forumdisplay.php?f=65)
-   -   Стиль и стилистика (https://forum.mirf.ru/showthread.php?t=13940)

tayrus 14.01.2013 23:13

Стиль и стилистика
 
Тема создана как ликбез для пишущих интуитивно, с целью поднять уровень понимания критики и темы обсуждения.

Итак, все знающие, понимающие, и, самое главное, умеющие доступно объяснить, что такое "стиль" и "стилистика" в литературе, прошу поделиться знаниями с жаждущими.

Желательно писать максимально простым языком, объяснять на пальцах, приводить примеры.

Ссылки на другие ресурсы не приветствуются. Лучше продемонстрируйте почтенной публике выдержки, которые по вашему мению наиболее доступно разъясняют вопрос.

P.S.: Пожелание утопическое, но всё же, старайтесь не обсуждать чужие посты, а лучше максимально развёрнуто выскажите своё мнение по теме, коли такое есть.


Спасибо. Всем добра :)

Терри П 15.01.2013 00:10

Стиль это возможность оторвать у книжки обложку, сунуть её первому попавшему читателю, а он скажет "Ооо, знаю, это Вася Пупкин". :smile:

Стилистика это возможность вырвать из книжки листочек где описывается только природа, а читатель скажет "Ооо, кажеться дальше будет кровавый ужастик". :smile:

Mike The 15.01.2013 00:13

Цитата:

Сообщение от Терри П (Сообщение 1493407)
Стиль это возможность оторвать у книжки обложку, сунуть её первому попавшему читателю, а он скажет "Ооо, знаю, это Вася Пупкин". :smile:

У Пелевина учились? :)))

Демьян 15.01.2013 00:28

Стилистика - это принцип выбора и организации языковых единиц.

Стиль - это система конструктивных и декоративных элементов.

Это отвечая на вопрос "шо енто такое". Определения, наиболее простые к слову.

Терри П 15.01.2013 00:36

Цитата:

Сообщение от Mike The (Сообщение 1493410)
У Пелевина учились? :)))

А кто это? :lol::lol::lol::vile::vile::vile:

Mike The 15.01.2013 00:47

Цитата:

Сообщение от Терри П (Сообщение 1493418)
А кто это? :lol::lol::lol::vile::vile::vile:

Да я понимаю, что без обложки сложно :))) Вот тебе и изнанка :)

Ночная Тень 15.01.2013 01:07

Цитата:

Сообщение от tayrus (Сообщение 1493391)
P.S.: Пожелание утопическое, но всё же, старайтесь не обсуждать чужие посты, а лучше максимально развёрнуто выскажите своё мнение по теме, коли такое есть.

Цитата:

Сообщение от Mike The (Сообщение 1493422)
Да я понимаю, что без обложки сложно :))) Вот тебе и изнанка :)

Цитата:

Сообщение от Терри П (Сообщение 1493418)
А кто это? :lol::lol::lol::vile::vile::vile:

:facepalm::lol::lol::lol::good:

Эдвина Лю 15.01.2013 07:01

Если хочешь писать в каком-то определенном стиле - то его как минимум надо изучить на конкретных примерах. Создавая сказку на манер братьев Гримм - надо не просто вспомнить детскую книжечку с пересказами их сказок, надо найти серьезное издание. А еще лучше почитать исследователей и критиков по этому поводу. Звучит, конечно, тяжеловесно и ужасно, но на самом деле не так уж и трудно прочитать одну-две истории и пару статей. Допустим, делая закос под "фолк", я перечитала парочку Бажовских сказок, Писахова и... "Трах-тибидох" Демьяна )))) Статей читать не стала, перелистала лекции по фольклору со своего первого курса. В принципе, рассказ получился не самый отстойный, хотя сейчас просмотрела - могла бы и лучше.
Делая "арабскую" сказку, посмотрела не только книги со сказками, но и стилизацию К.С. Льюиса под восточные истории - "Конь и его мальчик" из "Нарнии". Герои повести разговаривают именно стилизованно. "Тисрок, да живет он вечно" меня умилил. Там у меня, конечно, стёб был... Ну могу даже кусочек показать. Не самый удачный пример, наверное, но забавный.

Некогда, о досточтимые читатели мои,
досточтимые — которые до ста знаков в секунду читают, что ли?
жил на белом свете
черный свет бывает, нет?
один дервиш.
Однажды встретил этот высокоученейший и мудрейший муж одного малопочтенного вора. А встретил он его так: в базарный день как раз посередине непосредственно базара незадачливейший из воришек засунул руку дервишу в карман. А у дервиша в кармане была прореха. И сквозь прореху нащупал вор немытое дервишское тело.
— Ай, малопочтеннейший человек! — возопил дервиш тихонечко. —
ибо сказал мудрец: кому нечего сказать, тот громче всех кричит…
— Отпусти мое бренное тело из цепких рук твоих, ибо уязвляешь ты слабую плоть мою твоими острыми когтями, а ведь сказал когда-то поэт: не хватай, и не схватят тебя!
— А ты бы карманы зашил, друг мой, — несколько оробев, сказал вор, однако высокоученейшую плоть из пальцев выпустил.
— Это приведет к погибели множества миров, — сказал дервиш.
— О мудрец, тебе, конечно, виднее, но я не пойму, каким образом прореха в твоем кармане спасает мир и другие миры от погибели?
— Если зашью я карман, то придется в нем носить деньги, — ответствовал мудрец, — а если буду я иметь при себе деньги, ты или подобный тебе их украдет. Таким образом, воры попрут святое, ибо сказал мудрец: не укради у дервишей! Поправ
или поперев?
святое, воры разбогатеют и станут править этим честным городом, а там и всем миром. Когда же миром начнут править подобные тебе, которые грязными руками хватаются за что попало, все умрут через инфекцию.
— О мудрец, — заявил на это воришка, — не будет этого. Ибо с тех денег, которые могут иметь при себе такие, как ты, ни один вор не разбогатеет.
— Пока ты слушал меня, — самодовольно заявил дервиш, — мимо прошло уже несколько богачей, и ты не украл ни гроша. Так моя прореха работает на священное дело: спасает миры!

Советую также посмотреть, как работает со стилями Акунин в своей "Фандориане". Особенно в первых пяти-шести произведениях.

Gaveral Rocannon 16.01.2013 00:05

Эдвина Лю,
Интересно пишите.

Арык 16.01.2013 09:26

Вброшу свои пять копеек. Скажем, такая фразочка:

Он долбанулся о древо, и деформировал плечевой сустав.

Здесь «долбанулся» относится к разговорному, «древо» - к высокому, а «деформация сустава» - к научному.

Ясен перец, что подобная мешанина выносит мозг, и высший пилотаж заключается в том, чтобы употреблять то или иное слово в нужное время и в нужном месте (ох, и не простое это дело…).
К какому «штилю» слово относится, помогает разобраться толковый словарь – да-да, все енти пометки разг., поэт., книжн. Не просто так указаны.

Что касается книг, то прямо рядом лежит отличнейший ликбез от Норы Галь.

чарот 21.01.2013 11:36

Цитата:

Сообщение от Эдвина Лю (Сообщение 1493459)
Советую также посмотреть, как работает со стилями Акунин в своей "Фандориане". Особенно в первых пяти-шести произведениях.

Мало читал Акунина, но очень хорошо запомнил, как в какой-то книжке диалоги польской мафии давались на русском языке с сильно украинским акцентом. Покоробило это меня тогда. Если не отличаешь польский акцент от украинского - зачем вообще его использовать?

Koshka 9 26.01.2013 18:23

Друзья,

А можно ли воспитать чувство стиля? Или это врожденное качество? Кому-то дано от бога, а кому-то нет... Если это то, что можно развить, то как развивать?:smile:

van Halk 26.01.2013 18:28

Цитата:

Сообщение от чарот (Сообщение 1497163)
Мало читал Акунина, но очень хорошо запомнил, как в какой-то книжке диалоги польской мафии давались на русском языке с сильно украинским акцентом. Покоробило это меня тогда. Если не отличаешь польский акцент от украинского - зачем вообще его использовать?

Не знаю, о какой книге речь, но тут всё же есть нюансы. Мафия разная бывает. Особенно, когда речь идёт о русско-польско-украинском варианте. Жители приграничных областей используют столько "новоделов" из чужого языка, что диву даёшься.

Эдвина Лю 26.01.2013 19:09

Koshka 9, чувство стиля можно воспитать ровно в той же мере, в какой возможно развить координацию слуха/голоса. То есть это будет как бы не от природы, и певец, чуть что, все равно будет киксовать - но уже не через ноту, а, скажем, разок-другой за песню. Музыкальность ведь не привьешь, или есть, или нет. Но развить как-то можно, до определенного предела /ну, я же как-то пою )))/
То же самое и с чувством стиля. После каких-то упражнений, мучений, стараний человек вполне-вполне сможет написать приличный и даже неплохой текст.
Только в чем проблема... сейчас и поют без слуха-голоса, и пишут совершенно без стиля и грамотности, а что такого? Так что многие люди и не думают о том, что им надо это самое чувство языка, стильность, классность, элегантность речи.
Играть на гитаре можно научиться, и рисовать можно научиться - ну, значит, и писать тоже, было бы желание. Иногда ведь от природы людям дается всего-ничего, зато у них есть воля, и они себя сами делают, только из упрямства. А когда человек считает, что писать - это буквы рисовать в каком-то порядке, и этого достаточно, его ничему и не научишь.
Не знаю, путано, наверное, высказалась... )

Арык 26.01.2013 19:22

Koshka 9,
На мой взгляд, что-то врожденное обязано быть, но этот клинок необходимо оттачивать кропотливым трудом. Прописные истины, в общем.

Работатьx3, как дедушка Ленин завещал, и чтобы критики пинали, читатели недоумевали, а ты такой возрождаешься из пепла, и – оба-на! – выдаешь «быстрее, выше, сильнее».

Что надо прокачивать? Не знаю, не знаю, но кажется, что и здесь подходят слова «помести своих солдат в местность смерти». То бишь, если хочешь достичь успеха на каком-либо поприще, не оставляй путей к отступлению. Раз уж есть желание стать писателем, то либо становишься им, либо не становишься никем…

Koshka 9 26.01.2013 20:04

Лю,

Да, нет. Все понятно. Очень наглядный пример с музыкой. Большое спасибо! Это то, что нужно.

У кого-то абсолютный слух, а у кого-то, как у меня, нет. Пока занималась – слух развился, спокойно подбирала музыку. Любимое задание по сольфеджио было, например сесть за столь и записать нотами «В лесу родилась елочка», а потом подойти к фортепьяно и сыграть, что получилось. Первый раз было очень смешно. Елочку не узнал никто, но постепенно дело пошло. Прошло много лет, теперь пою, точно попадая в ноты, только про себя - навык утратился.

Но вернемся к стилю. Демьян привел определение: «Стиль - это система конструктивных и декоративных элементов». Вопросов нет, все абсолютно правильное, но если у человека не гуманитарное образование, то возникает вопросы – а что это за элементы такие?
Эпитеты, метафоры, гиперболы, оксюморон, синонимы, омонимы, паронимы и т.д.– черт ногу сломит. Конечно, можно все посмотреть, почитать. Но кто-нибудь думает об этом, когда пишет? – Все получается на уровне интуиции. Почему? – Все-таки писательство – это творческий процесс, здесь за мыслью бы успеть и эмоции воплотить. Поэтому потом текст надо обязательно вычитывать.

В стиле – обычно никто не ошибается. Научно стиль от официально-делового – отличают все. Проблемы возникают в художественным и разговорным стилях.

И как первую ступеньку, я бы посоветовала, как когда-то в сольфеджио. Прочитали книгу – задумайтесь, а в каком стиле написано, какие приемы использует автор, чтобы добиться эффекта страха, загадки, романтики, сомнения, грусти, одиночества. Насколько приемы избиты, а есть ли интересные находки. Почему-то вспомнилось:

"На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она." ©

Всего пара слов, а как картинка предается! Порой два-три слова достаточно, чтобы передать атмосферу. А у нас иногда авторы тратят целую страницу. Но с другой стороны, это же семинар, мы учимся. Вот пример классических ошибок по стилистике, которые постоянно попадаются в конкурсных рассказах. Сама, правда, не без греха, но мы работаем над собой!:smile:

Примеры не придумывала, просто скопировала для наглядности из какого-то учебника:

1. Немотивированное повторение в узком контексте одного и того же слова или однокоренных слов. - Строители работали на стройке в течение месяца. Повторение может быть использовано как стилистический прием, но не в данном примере.

2. Плеоназмы, то есть словосочетания, содержащие излишний в смысловом отношении компонент. - Дорога каждая минута времени (минута связана с понятием времени).

3. Тавтология - повторение сказанного иными словами: Удар был внезапным и неожиданным. Или повторение однокоренных слов: приближаться всё ближе;

4. Многословие, вызванное расщеплением сказуемого, то есть заменой глагола сочетанием глагола с самым широким и неопределённым значением (поднять, обеспечить, получить и т.д.) и отглагольного существительного (если это не диктуется спецификой стиля). Для сравнения: Рабочие приняли решение произвести ремонт трактора в кратчайшие сроки. Рабочие решили отремонтировать трактор в кратчайшие сроки.

5. Употребление штампов, то есть избитых выражений с потускневшим лексическим значением и стёртой экспрессивностью: Они отдали свою жизнь за светлое будущее человечества.

6. Однообразие в построении предложений, в выборе конструкций: В правом углу комнаты стоит телевизор. В левом углу стоят два кресла. В середине комнаты стоит стол.

7. Отсутствие образных средств там, где они естественны и необходимы: Осенью всегда красиво. Мне нравятся жёлтые листья на деревьях. Красные листья тоже выглядят красиво.

tayrus, надеюсь, теперь будет более понятно, почему ворчат критики.

Только ради бога, не воспринимайте это как занудство. Просто, попыталась ответить на вопрос. Профессионалы, наверняка, могут рассказать о стиле и стилистике проще и более емко.

Буду рада увидеть дополнения:smile:

Koshka 9 26.01.2013 20:12

Цитата:

Сообщение от Арык (Сообщение 1501028)
Koshka 9,
На мой взгляд, что-то врожденное обязано быть, но этот клинок необходимо оттачивать кропотливым трудом. Прописные истины, в общем.

Работатьx3, как дедушка Ленин завещал, и чтобы критики пинали, читатели недоумевали, а ты такой возрождаешься из пепла, и – оба-на! – выдаешь «быстрее, выше, сильнее».

Что надо прокачивать? Не знаю, не знаю, но кажется, что и здесь подходят слова «помести своих солдат в местность смерти». То бишь, если хочешь достичь успеха на каком-либо поприще, не оставляй путей к отступлению. Раз уж есть желание стать писателем, то либо становишься им, либо не становишься никем…

Арык, Полностью согласна. :smile: И я это вижу по рассказам авторов. За полтора года, стиль, изложение - у многих изменялся в лучшую сторону. И тексты, которые мне присылали в начале для вычитки, отправлялись обратно автору красного цвета, сейчас от этих авторов получаю упреки: "Ты почему ничего не исправила?" А уровень текстов значительно вырос. Но для этого надо работать! На конкурсе сразу видны новички - типичные ошибки. Но они в начале пути, пусть все у них получится. Но если можешь не писать, не пиши!:tongue:

Эдвина Лю 26.01.2013 20:13

Гм. Одни ошибки перестаешь делать - начинаешь страдать другими. Грешишь красивостями или перебарщиваешь с образностью... пытаешься изгаляться, чтобы не допустить повторов или судорожно сочиняешь оригинальности вместо шаблонов... и выходит только хуже!
Иногда то, что ты, Кошка, указала - это явные ошибки дилетанта.
А иногда всем этим умелый автор виртуозно пользуется, аж дух захватывает. )
Ну, это как трехлетка фломастерами дерево рисует... или хороший художник. Теми же шестью цветами на том же листке для принтера - тридцать секунд, и "стоит одиноко на голой вершине сосна"...

Koshka 9 26.01.2013 20:25

Лю, полностью согласна! Но для того, чтобы рисовать, как хороший художник, надо все-таки понять, какие ошибки не надо делать, а потом уже, как эти ошибки превратить в преимущество и особенности стиля.

Поскольку "Тема создана как ликбез для пишущих интуитивно," я поэтому и написала, как бы базу. А дальше вперед... Работа с текстом - это так увлекательно:smile:

Лукерья 28.01.2013 18:34

Тренироваться предлагаю я и играть со словами.
Взять какой-никакой отрывок безликий, скучный, и поиграть с ним. Пусть задаст кто-нибудь, в каком стиле должны прозвучать слова сии, а кто напишет задание, определяет стиль вслед идущему.
По два-три разных варианта от одного или разных авторов тоже приветствуется.
Не поиграть ли, братья и сёстры?

griphon 28.01.2013 18:38

Цитата:

Сообщение от Лукерья (Сообщение 1502256)
Тренироваться предлагаю я и играть со словами.

Интересное предложение. И полезное :good:

Лукерья 28.01.2013 18:44

Так давайте попробуем?

Koshka 9 28.01.2013 18:52

Кто первый?:) Может возьмем кусочек из рассказа на конкурсе?

Cveтлана 28.01.2013 18:52

Цитата:

Сообщение от Лукерья (Сообщение 1502256)
Тренироваться предлагаю я

На нашего Буншу Йоду похож )))

Лукерья 28.01.2013 18:54

Инверсия - тоже стилизация, дочь моя!
Давайте я кусочек текста любой из конкурсных возьму? А Кошка 9 стиль задаст.

Лукерья 28.01.2013 19:01

Совсем безликий выбрать трудно было, взяла средний. И да не обидится автор, мы не глумления ради, а пользы для!
(А ежели обидно станет, сразу скажите, мы другой отрывок найдём).

Метро было еще закрыто, а денег на такси у Николая не было. Разбитый физически и морально он не заметил, как перешел дорогу и оказался в парке. Его расшатанным нервам была необходима точка опоры. Этой точкой оказалась лавочка, на которую он тут же уселся. В который раз он клялся себе, что в последний раз нелегкая занесла его в казино. Внезапно, наметанным взглядом шулера он заметил какой-то предмет, лежавший в полуметре от него. Это был кошелек. Оглядевшись и не увидев никого поблизости, Николай без колебаний поднял его. Розовый цвет кожи подсказал ему, что владельцем кошелька была женщина. Догадку подтвердила записка приклеенная внутри: "Собственность Ларисы Миленой. Ворон было очень много, поэтому если хотите вернуть кошелек, звоните по номеру". Дальше шел смайлик, сердечко и номер телефона. Кроме записки там была сотня гривен, вполне необходимая сумма, чтобы сделать парочку ставок на рулетке.
-Тяжелый выбор: вернуть имущество владельцу,- раздался голос слева, молодой и звонкий.
-Или же потратить все на собственные нужды,- подхватил голос справа, хриплый и басовитый.
-Кто вы?- вздрогнул Николай. Он не заметил, как к нему подсели два человека: одетый в светлый свитер и белые брюки худощавый юноша в очках и бородатый толстяк в кожаных куртке и штанах.
-Всего лишь советчики. Не хочешь чашечку чая?- в руках очкастого юноши появилась чашка горячего чая.
-Помогаем сделать выбор. Как насчет пивка?- толстяк предложил бутылочку пива какой-то немецкой фирмы.
-Нет, спасибо,- от неожиданности вежливо отказался Николай,- да какого фига вы мне собрались советовать?! Я вас первый раз в жизни вижу!
-Ты нас да, мы же наблюдали за тобой еще, когда ты в пеленках был,- парень в свитере начал сам пить свой чай,- Например, какой ты милый был в костюме зайчика на утреннике в третьем классе.
-Или как забавно было наблюдать за твоей игрой в доктора с соседкой, когда тебе было девять лет,- усмехнулся толстяк попивая пивко.
Обширные знания этих незнакомцев о его жизни не на шутку напрягли Николая.


Ежели никто стиль первым обозначить не хочет, то я предложу. Пусть рок-опера будет?

Линолеум 28.01.2013 19:29

Цитата:

Пусть рок-опера будет?
Это как???

Лукерья 28.01.2013 19:31

Ну, в бредовом пересказе я индийскую фильму видела. Стало быть, и оперу можно сочинить.
А хотя проще будет не задавать стиля, а предложить это самим стилистам на усмотрение. Или как?

Арык 28.01.2013 19:46

А че, прыкольно. Чего-нибудь обязательно намутим.

Только вот надо чтоб не в развлекалово дело все ушло, а в учение...

Koshka 9 28.01.2013 21:44

А если попробывать создать антураж дедектива... Завязка... Впереди убийство, страх, отчание. Как намекнуть читателю, что его ждет.. что это не юмористический рассказ, не фантастика...

Эдвина Лю 28.01.2013 21:48

А что, прикольно.
На бредовый пересказ похоже, не?

Арык 29.01.2013 08:51

Вот-вот, и мне про пересказ подумалось...

Не знаю, трешачок рок-оперный мне было бы проще всего выдать, а потому не выдам. Вот думаю что-нибудь детское и доброе, в облике сказочки...

griphon 29.01.2013 12:56

Э-э-э.... Моя глупый как-то подумал... :lol: Что мы будем учиться переписывать текст "по-правильному" и играть словами, выдерживая что-то там вроде стиля. А насчет рок-оперы... Я например вообще не представляю, как это написать :facepalm:

harry book 29.01.2013 13:27

Проще бразильскую, а еще лучше мексиканскую мыльную оперу.

Уши_чекиста 29.01.2013 13:52

что-то я смотрю затея в трэшачок выливается

чарот 29.01.2013 14:57

А што с этим куском изна4ально хотели делать?

harry book 29.01.2013 15:01

Цитата:

Сообщение от чарот (Сообщение 1502590)
А што с этим куском изна4ально хотели делать?

Вотъ! Пришел грамотный человек и сразу задал конкретный вопрос. Давно было, вряд ли кто-то помнит. Наверное, вычитку сделать, а може ищё чиво.
Судя по содержанию, текст мог именоваться:
"Его зовут Николай" :tongue:

чарот 29.01.2013 15:18

Цитата:

Давно было, вряд ли кто-то помнит. Наверное, вычитку сделать, а може ищё чиво.
Ну, раз так, с4ас попробую показать прием "усушка") отфильтруем действие

Скрытый текст - ки-я!:
Оригинал

Цитата:

Метро было еще закрыто, а денег на такси у Николая не было. Разбитый физически и морально он не заметил, как перешел дорогу и оказался в парке. Его расшатанным нервам была необходима точка опоры. Этой точкой оказалась лавочка, на которую он тут же уселся. В который раз он клялся себе, что в последний раз нелегкая занесла его в казино. Внезапно, наметанным взглядом шулера он заметил какой-то предмет, лежавший в полуметре от него. Это был кошелек. Оглядевшись и не увидев никого поблизости, Николай без колебаний поднял его. Розовый цвет кожи подсказал ему, что владельцем кошелька была женщина. Догадку подтвердила записка приклеенная внутри: "Собственность Ларисы Миленой. Ворон было очень много, поэтому если хотите вернуть кошелек, звоните по номеру". Дальше шел смайлик, сердечко и номер телефона. Кроме записки там была сотня гривен, вполне необходимая сумма, чтобы сделать парочку ставок на рулетке.
-Тяжелый выбор: вернуть имущество владельцу,- раздался голос слева, молодой и звонкий.
-Или же потратить все на собственные нужды,- подхватил голос справа, хриплый и басовитый.
-Кто вы?- вздрогнул Николай. Он не заметил, как к нему подсели два человека: одетый в светлый свитер и белые брюки худощавый юноша в очках и бородатый толстяк в кожаных куртке и штанах.
-Всего лишь советчики. Не хочешь чашечку чая?- в руках очкастого юноши появилась чашка горячего чая.
-Помогаем сделать выбор. Как насчет пивка?- толстяк предложил бутылочку пива какой-то немецкой фирмы.
-Нет, спасибо,- от неожиданности вежливо отказался Николай,- да какого фига вы мне собрались советовать?! Я вас первый раз в жизни вижу!
-Ты нас да, мы же наблюдали за тобой еще, когда ты в пеленках был,- парень в свитере начал сам пить свой чай,- Например, какой ты милый был в костюме зайчика на утреннике в третьем классе.
-Или как забавно было наблюдать за твоей игрой в доктора с соседкой, когда тебе было девять лет,- усмехнулся толстяк попивая пивко.
Обширные знания этих незнакомцев о его жизни не на шутку напрягли Николая.
Ни4его не пишу, только режу.

Цитата:

Метро закрыто, денег на такси не было. Он перешел дорогу и оказался в парке. Его нервам была необходима точка опоры. Лавочка. Он уселся. Клялся себе, что в последний раз в казино. Внезапно заметил какой-то предмет. Кошелек. Никого поблизости. Без колебаний поднял. Розовый - женщина. Записка внутри: "Собственность Ларисы Миленой. Ворон было очень много, поэтому если хотите вернуть кошелек, звоните по номеру". Смайлик и номер телефона. Кроме записки сотня гривен.
-Тяжелый выбор: вернуть имущество владельцу, - голос слева, молодой и звонкий.
-Или же потратить все на собственные нужды, - голос справа, хриплый и басовитый.
-Кто вы? - Николай не заметил, как подсели два человека: одетый в светлый свитер и белые брюки худощавый юноша в очках и бородатый толстяк в кожаных куртке и штанах.
-Всего лишь советчики. Не хочешь чашечку чая?- в руках очкастого появилась чашка.
-Помогаем сделать выбор. Как насчет пивка?- толстяк предложил бутылку.
-Нет, спасибо. Какого фига вы мне собрались советовать?! Я вас первый раз в жизни вижу!
-Ты нас да, мы же наблюдали за тобой еще, когда ты в пеленках был,- парень в свитере начал сам пить чай,- Например, какой ты милый был в костюме зайчика на утреннике в третьем классе.
-Или как забавно было наблюдать за твоей игрой в доктора с соседкой, когда тебе было девять лет, - усмехнулся толстяк.
Обширные знания этих незнакомцев не на шутку напрягли Николая.
Прямую ре4ь не трогал, остальное обработано путем обрезания.

Нетрудно заметить, 4то темп в первой 4асти резко повысился.
4тоб его снизить между действиями вставим пару описательнх мест (пересушили, отмо4им) 4ем будем отма4ивать? Детектив?

Цитата:

Метро закрыто, денег на такси не было. Он перешел дорогу и оказался в парке. Огромные ивы нависали над аллеей мра4ными тенями. Николаю стало жутко. Его нервам была необходима точка опоры. Лавочка. Он уселся. Тень вековых деревьев поглотила его. Стало уютнее, он по4увствовал себя 4астью этого мра4ного царства. Закурил. Клялся себе, что последний раз был в казино. Внезапно заметил какой-то предмет. Кошелек. Никого поблизости. Без колебаний поднял. Розовый - похоже, женщина. Записка внутри: "Собственность Ларисы Миленой. Ворон было очень много, поэтому если хотите вернуть кошелек, звоните по номеру". Смайлик и номер телефона. Кроме записки сотня гривен.
-Тяжелый выбор: вернуть имущество владельцу, - голос слева, молодой и звонкий.
-Или же потратить все на собственные нужды, - голос справа, хриплый и басовитый.
-Кто вы? - Николай не заметил, как подсели два человека: одетый в светлый свитер и белые брюки худощавый юноша в очках и бородатый толстяк в кожаных куртке и штанах.
-Всего лишь советчики. Не хочешь чашечку чая?- в руках очкастого появилась чашка.
-Помогаем сделать выбор. Как насчет пивка?- толстяк предложил бутылку.
-Нет, спасибо. Какого фига вы мне собрались советовать?! Я вас первый раз в жизни вижу!
-Ты нас да, мы же наблюдали за тобой еще, когда ты в пеленках был,- парень в свитере начал сам пить чай,- Например, какой ты милый был в костюме зайчика на утреннике в третьем классе.
-Или как забавно было наблюдать за твоей игрой в доктора с соседкой, когда тебе было девять лет, - усмехнулся толстяк.
Обширные знания этих незнакомцев не на шутку напрягли Николая.


harry book 29.01.2013 15:31

чарот,
Усушка^2
Ни метро, ни денег, лишь опереться нервами о лавочку в парке рядом с казино, где нашел женский розовый кошелек. :tongue:

Арык 29.01.2013 16:04

Не, замануха какая-то. Со сказочкой у меня ничего не вышло, а вот что касается рок-оперы, то можно замутить нечто, вроде (даю после усушки):

Цитата:

Метро закрыто, денег на такси не было. На ум пришла строчка из Цоя: «Время есть, а денег нет».Он перешел дорогу и оказался в парке. "Приемник" переключился на «Наив»: «…газета есть, а пива нету, и я иду его искать». В голове стоял гул, а нервы натянулись тонкими струнами, и создавалось впечатление, что по ним кто-то бренчит. Лавочка. Он уселся. Какофонией накатило раздражение – ведь клялся себе, что в последний раз в казино. Внезапно заметил какой-то предмет. Кошелек. Вспомнился тот бомж из анекдота, которого спас бычок.Никого поблизости. Без колебаний поднял. Розовый - женщина.

Но и это все как-то не туда ,на мой взгляд…

Эдвина Лю 29.01.2013 17:56

Попробовала.
Получилось сначала лирично, а затем уже не очень )))
Отрывок нуждается в усушке и утруске от Чарота )))

***
Всё словно обернулось против Николая – и закрытое метро, и пустые карманы, в которые оставалось лишь сунуть руки и, сгорбившись, отправиться домой пешком. Ощущение полной разбитости: вдрызг, в клочья, словно упавший с десятого этажа арбуз, - преследовало нашего героя. Чувство было настолько сильным, что подкосились ноги. Николай едва добрался до скамейки и буквально рухнул на нее, обессиленный и выжатый, словно тряпка в руках жилистой уборщицы.
И тут наметанным глазом шулера Коля зацепил что-то маленькое, розовое буквально в полуметре от себя. В четком полукруге уличного фонаря предмет казался нереальным, волшебным.
Это был кошелек – маленький розовый кошелек, слабо и призывно пахнущий какими-то духами. Конечно же, его потеряла девушка, уронила, растяпа, на заплеванный асфальт… Николай поднял вещицу, открыл – конечно же, девушка, внутри даже был вложен крошечный листок с витиеватой надписью: "Собственность Ларисы Миленой. Ворон было очень много, поэтому если хотите вернуть кошелек, звоните по номеру". Легкомысленная Лариса украсила листочек смайликом и подписала номер телефона. Сумма в кошельке была достаточной, чтобы вернуться в казино, и…
- Полагаю, выбор будет тяжелым, - сказал приятный голос справа. – Вернуть потерянное владелице?
- Или потратить на себя, любимого? – вклинился другой голос, погрубее.
Николай вздрогнул и чуть не уронил сладко пахнущий кошелек. Листочек с карамельным именем и номером телефона спланировал на землю.
- Кто вы? – от неожиданности Коля сел обратно на скамейку, и тут же справа и слева от него появились двое.
Первый – одетый в светлые джинсы и белый свитер молодой человек такой приятной наружности, что вызывает в самых обычных гражданах сомнения…
И второй – верзила с длинными сальными волосами и бородой, в неопрятной куртке и потертых кожаных штанах. Еще более подозрительной наружности.
Николай почувствовал себя неуютно, и именно в этот момент юноша поправил на носу очки в стильной оправе и сказал:
- Всего лишь советчики. Желаете чашечку отличного английского чая? – в его руке появилась изящная фарфоровая чашечка, исходящая тонким паром.
- Или пива, - хрипло и жадно предложил волосатый сосед. Как по волшебству, в лапах потертого оказались две высокие кружки с легкими шапочками белоснежной пены.
Николай сглотнул и прикинул, куда деваться.
Деваться было некуда.
- Нет, спасибо. Простите… какого черта? То есть, я хотел сказать – нафиг мне ваши советы?! Я вас в первый раз вижу!
- Нервничает, - радостно сказал волосатый.
- Ты б еще пиратом нарядился, - иронично сказал очкарик.
- А ты зайчиком, - парировал его сосед.
- Видите ли, Николай, - задушевно сказал парень в белом свитере, - вы нас действительно никогда не видели, но мы знаем вас буквально с пеленок. Помнится, на утреннике в детском саду вы были очень милым бегемотиком… Вас даже поцеловала Мариночка Витюкова…
- А еще ты так прикольно игрался с соседской Аленкой в доктора! – захохотал волосатый.
Николай не успокоился, а отчаянно заёрзал между потертым верзилой и очкастым интеллигентом. Знания незнакомцев его почему-то не обрадовали.

Арык 29.01.2013 19:29

Похвально, Лю. Прямо навеяло один эпизод из фильма. Думаю, он тоже будет в тему.
Скрытый текст - Бешенные псы (сценарий):

ХОЛДЭВЕЙ. Смешная история, которая однажды случилась с тобой.
ФРЕДДИ. И я должен все это запомнить?
ХОЛДЭВЕЙ. Это как шутка. Ты запоминаешь самое важное, остальное
приходит само. Так вот, чтобы он пришло само, ты должен все время ее
рассказывать, рассказывать,
рассказывать, рассказывать, рассказывать, рассказывать, рассказывать, и
рассказывать.
ФРЕДДИ. Ну, это я могу.
ХОЛДЭВЕЙ. Ты должен запоминать детали. Именно детали делают историю
правдоподобной. Эта история происходит в мужском туалете, значит, нужно
знать все об этом туалете. Ты должен знать, что у них здесь вместо салфеток
-- машина для сушки рук. Ты должен знать, что у кабинок нет дверей. Ты
должен знать, жидкое здесь мыло или порошок, есть здесь горячая вода или
нет, потому что, когда ты рассказываешь свою историю, все должны в нее
поверить. И если ты рассказываешь свою историю тому, кто заходил помочиться
в этот туалет, и упоминаешь какую-то деталь, которую он помнит, он потом
будет готов головой за тебя поручиться.


Джунши 29.01.2013 20:15

Я даже не стал это продолжать...
*
Метро было закрыто, а денег на такси у Николая уже не оставалось. Остаток зарплаты он просадил в казино, хотя и клялся себе до этого, что больше туда ни ногой. Теперь же оставалось только протянуть эти самые ноги.
Парень сам не заметил как забрел в парк. Глухое и мрачное место, где тени живут своей собственной жизнью, а шепот листы навевает думы о потустороннем. Рядом с раскидистым деревом, на котором так удобно было бы повеситься, стояла лавка. Николай плюхнулся на нее и минуту смотрел в пустоту. Цепкий взгляд шулера все же не дал ему окончательно погрузиться в прострацию. В полу метре от себя он заметил что-то розовое, сиротливо лежавшее в кругу уличного фонаря. Присмотревшись, Николай понял, что это кошелек. И тут же насторожился. Кошелек, вот так просто? Что это, подвох? Вон за то оградой наверняка спрятался какой-нибудь извращенец, который только и ждет, пока его наживку заглотнут, проглотя вместе с крючком. А дальше: нож под ребра, изнасилование, жестокие пытки в припаркованном неподалеку ржавом фургоне? "Нет" - в ужасе подумал Николай и рывком поднялся. "Надо бежать!" Он затравленно огляделся. Вокруг никого не было, а искушение поднять заветный кошелек было так велико...
Николай крадучись, как вор, приблизился к нему и схватил. Мельком осмотрел - кошелек был розовым. Должно быть принадлежал какой-то даме. Ну точно, вот и записка: "Собственность Ларисы Миленой. Ворон было очень много, поэтому если хотите вернуть кошелек, звоните по номеру - смайлик, сердечко и номер телефона". Внутри все похолодело. В записке не было никакого смысла, поскольку такое могла бы написать только полная дура. Нет, тут что-то не то.
- Полагаю, выбор будет тяжелым...

Эдвина Лю 29.01.2013 22:06

Я еще хочу что-нибудь такое.
У кого идеи есть, какой взять отрывок?

Джунши 29.01.2013 22:22

Что-то это особенно никому и не интересно.

Уши_чекиста 29.01.2013 22:34

я все-таки предлагаю в аляску поиграть. Собственно, уже предложил )

tayrus 29.01.2013 23:17

Цитата:

Сообщение от Уши_чекиста (Сообщение 1502856)
я все-таки предлагаю в аляску поиграть. Собственно, уже предложил )

В этой теме?

Цитата:

Сообщение от Джунши (Сообщение 1502852)
Что-то это особенно никому и не интересно.

Сейчас происходит немного сумбурный процесс. Если бы все дружно разбирали один стиль, и каждый бы попытался переработать под него фрагмент, пусть даже своего рассказа, это было бы больше похоже на обучение и разбор особенностей конкретного стиля. Один рассмотрели, перешли к следующему. Эдакий краткий курс. А сейчас каждый на свой манер изгаляется, и всё.

Джунши 29.01.2013 23:28

Ну так задавайте рамки.
А Аляска слишком геморная...

Уши_чекиста 29.01.2013 23:32

Цитата:

Сообщение от tayrus (Сообщение 1502884)
В этой теме?

нет, в этой

Very_sad 21.08.2013 00:54

Ну, если помните, я тоже говорила, что рваная композиция лоскутиками, на мой субъективный взгляд, не сильно способствовала украшению вашего рассказа. Здесь мысль была примерно в том же, только сформулировано резче.[/QUOTE]

Да, Иллария, вы в числе первых написали отзыв на мой текст. Причем далеко не хвалебный. Однако развернутый, грамотный и красивый. За что я вам благодарен. К тому же вы в своем отзыве предсказали мой выход в финал. А еще лично поздравили меня с выходом во второй тур. При жесткой критике чувствуется доброжелательность. Тут же: хорошо, плохо, плохо, плохо. очень плохо, нет. И при этом самые общие слова, практически никаких объяснений. Прав, наверное, Убивец: мэтры для рекламы, свои для хороших, качественных отзывов. Правда, о том, кто такой Евтушенко (фантаст) узнал только теперь. "Отряд" и "Отряд 2" не читал. Ибо избитые со времен Твена истории про попаданцев не люблю. И заведомо считаю их мусором, не читая:)

Горислав Письмин 21.08.2013 08:21

Товарищи! По перу. Не знаю, как вы, а я лично считаю, что для зарабатывания денег, без которых пока никто не может обойтись, человек может писать хоть "Отряд 2", хоть "Отряд 2222", но только в том случае, если он может написать что-то ещё.

Про отзывы полностью согласен с Вэри_сэдом.

О стиле могу сказать следующее: проведя маркетинг и мониторинг, выяснил, что стилем современные авторы - от "мала" до "велика" - называют велеречивое, в основном бессмысленное выпендрёжничество. Понты кидать, господа, надо тоже уметь, особенно в лит-ре. :)))

Ну а насчёт профессионалов... это ты, Рейст, погорячился, по-моему. :) "Сплин" профессионалы? Профессионалы вроде. А по сравнению с Pink Floyd? ;)

lolbabe 21.08.2013 08:28

Цитата:

Сообщение от Горислав Письмин (Сообщение 1636400)
О стиле могу сказать следующее: проведя маркетинг и мониторинг, выяснил, что стилем современные авторы - от "мала" до "велика" - называют велеречивое, в основном бессмысленное выпендрёжничество.

Да ладно. А что насчет узнаваемого стиля Чехова, Стругацких, Твена, Паланика? Отточенность фраз и выбор определенных средств художественной выразительности - это стиль, а не "бессмысленное выпендрежничество".

Горислав Письмин 21.08.2013 08:41

lolbabe, прохладно? ;) В принципе-то я с вами согласен, но говорил о современной трактовке понятия. Хотите по пунктам и - заодно - подробнее? Пожалуйста. Стиль Чехова, пользуясь критериям нынешних мЕтров, можно разнести в щепки; Стругацкие во второй половине творчества как раз вдарились в красивости - конец "Пикника" размазан, как "Джоконда", на которую плеснули жидкостью для снятия лака, а "Улитка на склоне" непонятна от начала до конца, и это при строгости стиля первой половины их творчества, сольная "Экспедиция в преисподнюю" жутко вторична и навевает скуку, уже хотя бы бесконечными повторами и слабым то ли юмором, то ли серьёзностью; кого из школьников Твен впечатлил? :) А проходят-то его самое знаменитое произведение в школе; Паланика заносит на поворотах, когда он пишет, словно какого-нибудь графомана: слов и эмоций много, а толку мало, и картина опять же расплывается, но смысла тексту это не добавляет. При этом хочу заметить, что всех перечисленных авторов уважаю (по крайней мере, первые три фамилии; Паланика - за изобретательность фраз, во всяком случае), а вот современных - не особо. Ну, так уж получилось. Отточенность и выбор - это good, но у них обычно такая манера/стиль, которая злейший враг семантики, хрень вроде андронатиевских. Достоевский, когда писал - тяжёлым и уродливым языком, - что красота спасёт мир, имел в виду не книги, похожие на тупых, только что вставших из-под ножа пластического хирурга блондинок. Хотя сейчас они в моде. ;) :) Да, и стиль Достоевского мне тоже нравится.

lolbabe 21.08.2013 08:49

Горислав Письмин, судя по всему, вам именно что не нравятся красивости и пр., за которые многих авторов любят и уважают. Стиль Стругацких в начале творчества, и это понятно по простейшей логике, это еще молодой стиль, формирующийся, а вот стиль их последних произведений - сформировавшийся и зрелый. Меня лично он устраивает полностью, вас нет, вывод: понятие стиля - это одно, личное восприятие разных стилей - совсем другое. Вы же не будете выдавать свою точку зрения за единственно верную, а? :smile:

з.ы.
Я не поняла "прохладно" :shok: Мне очень даже тепло, а вам?

Горислав Письмин 21.08.2013 08:59

lolbabe, я и не выдаю. Надеюсь, и вы не будете. ;)

Знаете, где-то это уместно - например, в сюрном "Граде обречённом", моём любимом произведении А. и Б. С. Но вот конец "Пикника" и "Улитка"... Хочется спросить: нафига? Жаль, уже не у кого. И, думаю, разница в стиле - это ещё и разница в восприятии. Сначала АБС оглядывались на власть, а потом решили: да подумаешь! Мы ж фантасты, да ещё и крутые. :) Ну верно, крутые. Но я повторю свой риторический, учитывая обстоятельства, вопрос: нафига?

Я люблю красивые фразы, использованные К МЕСТУ, и сам их не чураюсь. Но строят на них ВСЁ только бездари, которые ничего больше не могут. Эллисон - мог, а они не могут, поэтому они никогда такого признания не получат. Кроме того, у Харлана Джея именно стиль, а у цвета современной литературы то самое выпендрёжничество. "А заверну-ка я вот так - никто так ещё не писал об обычной плевательнице или рассвете, а я напишу!" Угу, никто. Не считая сотен (или тысяч?) авторов - стилистических близнецов.

Что за красившести любят и уважают, грустно вельми. :))) Пойду выпью йаду. Нет, шучу - кофе. Заодно пальцы отдохнут, устали развивать и так вроде бы понятную мысль.

По поводу "Прохладно": известный (в России) ответ на фразу "Да ладно", только я, чтобы случайно не показаться невежливым, произнёс его с вопросительной интонацией.

lolbabe 21.08.2013 09:05

Цитата:

Сообщение от Горислав Письмин (Сообщение 1636409)
lolbabe, я и не выдаю. Надеюсь, и вы не будете. ;)

Моя точка зрения - что не может быть единой точки зрения касательно хорошести/нехорошести стиля. Сколько людей, столько вкусов, и вопрос "нафига" - исключительно субъективный. Думаю, мы поняли друг друга, можно дальше тему не зафлужать.

Татьяна Россоньери 21.08.2013 09:16

Григорий, а что заставляет вас полагать, что под стилем подразумевается "велеречивое, в основном бессмысленное выпендрёжничество"? Как проводился данный "маркетинг и мониторинг" и что за авторы в нем участвовали? Евтушенко вот употребляет это слово в совершённо классическом смысле, говоря о связи стиля (манеры письма, определеного выбора худ.средств, синтаксических конструкций и проч.) с настроением. Данное вами "определение" встречаю впервые.

Reistlin 21.08.2013 09:17

Не хочется вам мешать, замечу лишь, что "Сплин" это вовсе не профессионалы. Они даже по сравнению с русскими аналогами не блещут. К примеру к тому же русскому року можно отнести и "Машину времени" и Гребенщикова с это "Аквариумом", и "Пикник", и "Наутилус Помпилиус", а позднее Бутусова и группу "Юпитер". Они и играли серьезней, и вокальные данные не столь примитивны, да и тексты пропитаны философствованиями, что и есть отличительный знак русского рока. А Сплин - это сурагат для подрастающего в то время поколения. Лабания музончика, который не подходит для попсы, но не сильно от неё отличается. Хотя и не поп-рок. Так, нечто неопределенное, которое никуда не подходило, вот и приписали в русский рок, чем окончательно его загубили, поскольку вслед за этим туда же приписали Земфиру, Лагутенко и далее по списку, окончательно превратив русский рок во фрик-рок.
Что до мастеров и ремесленников, то ремесленники тоже разные бывают. Есть люди, которые пишут добротные вещи, просто в угоду рынка, они не глубоки по смыслу, но их интересно читать. По крайней мере до тех пор, пока автор не испишется. Например тот же Сальваторе. В забытых королевствах было много авторов, и Сальваторе не был первым, но именно он сделал серию интересной, и привел толпы поклонников. А есть те, которые не тытаются сделать прошодную писанину хоть немного индивидуальной, а просто берут привычный сюжет, типовох героев, очень простой язык и не заморачиваются. Их тиражи делают не стиль и язык, а скорее серии в которых авторы пишут. Например Сталкер. Поклонники покупали книги из серии совершенно не спотря на фамилию автора. Так что и ремесленники разные бывают.

Sphinx 21.08.2013 09:59

Цитата:

Сообщение от Татьяна Россоньери (Сообщение 1636415)
Данное вами "определение" встречаю впервые.

А вот я, кстати, встречала такое мнение. Раза два :)
Не знаю, что там за исследования провел Григорий, но, по-моему, говорить о том, что сейчас слово "стиль" понимают как-то по другому, рановато. Даже если сто человек назовут лопату веником, веником она не станет.

Reistlin 21.08.2013 11:45

Практикуй я софистику, доказал бы обратное ;)


Текущее время: 04:18. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.