![]() |
Лит.Клуб, Уильям Сомерсет Моэм «Луна и грош»
Тема создана для обсуждения романа "Луна и Грош", Уильяма Моэма.
Не обязательно ждать, когда все прочтут книгу. Если вы уже ее читали, можете оставить отзыв\рецензию и первыми пойти на амбразуру. Но предупреждаю, я буду являться вам в кошмарах, если будете оставлять комментарии длиной в одно предложение - постарайтесь дать обзор хотя бы на две тысячи знаков с пробелами. |
СТАРЫЙ КОНЬ НА НОВОЙ БОРОЗДЕ
Уильям Сомерсет Моэм Луна и грош (1919) Прошло почти сто лет, а роман - не самую короткую, интересную или "знаковую" из книг Уильяма Сомерсета Моэма, - все еще читают. И, что куда удивительней - обсуждают!:good: Скрытый текст - Ну, корочое... типа спойлинг, шоле... ;): Вот, пожалуй, и вся история. Скрытый текст - Бла-бла-бла по поводу...: Скрытый текст - ПРИЛОЖЕНЬИЦЕ: Всем - веселого чтива!:bye: |
Роман хотел объемных отзывов? Что ж, получите:)
Скрытый текст - И это - только вступление:): |
Мое мнение получилось более обширным, чем я сама ожидала. Может, напугалась угроз ведущего темы больше, чем думала? Но и роман весьма неоднозначный, и я постаралась выразить свое мнение как можно яснее. Получилось ли?
Скрытый текст - ***: |
Часть первая:)
Скрытый текст - О Стрикленде как дауншифтере: А это, между прочим еще далеко не все. Еще вопрос о гениальности признанной/непризнанной мнимой/истинной остался за рамками. В юности меня именно этот аспект взволновал сильнее всего:) И заявленный во вступлении вопрос о "биографиях". Все уверены, что большие отзывы с мнениями это очень хорошо? :lol: |
Вначале поблагодарю леди И. и леди N. за доставленное удовольствие - они сделали мне интересно. :flirt::love::flirt:
С чем сравнить возможность окунуться в мнение, полностью от твоего отличное, но при этом - удивительно созвучное? Спасибо! Большой-пребольшой шукран вам, очаровательные Лит-клубнИчки! :cat-neko: Развивая поднятую тематику, несколько отклонюсь от "магистральной линии ЧитЛитклуба" - да простится мне эта вольность. Скрытый текст - Чик-чирик о чем-то там...: Приятного чтения и веселого обсуждения!:bye: |
Цитата:
Скрытый текст - Про заголовок и перевод: Мутабор, Вы читали "Искусство рассказа"? Над анекдотом о Генри Джеймсе я вчера (строго говоря, уже сегодня было) сильно смеялась, так и заснула, хихикая. Update: Мутабор, нашла русскую версию "Вкусившего нирваны" в сборнике "По тому же рецепту". Проверила еще несколько версий. Странно, нигде не указано имя переводчика. Прочитала. В принципе, готова обсудить трудности перевода, если интерес к теме не пропал. Он не блестящ, но совсем недурен. А вот этот вопрос уже гораздо интереснее достаточно специфической темы о теории и практике перевода. Цитата:
Скрытый текст - О "Трех толстухах на Антибах": |
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Закоренелый эгоизм? Пожалуй. Цитата:
|
Сиятельнейшие и Читательнейшие леди (да будут благословенны страницы, что удостоились взгляда ваших дивных очей!) с мистером У.С.Моэмом вообще, все непросто... :smile:
Скрытый текст - Много, оч много буков. И все - одинаковые...: Upd1: Леди N, речь шла не о Стрикленде, а уже о современных (нам) художниках: вспомните-ка пленэры, перфомансы, инсталляции и прочие сэмплинги... Тыщи их! (с) :dirol: Скрытый текст - Об ЭТОМ...: Upd2: Иллария, "Три толстухи", да... А ведь есть еще "шпионские" рассказы Моэма - тоже "таки да"! :good: Всего вам интересного!:bye: |
Цитата:
Цитата:
Скрытый текст - Про жену Стрикленда: Цитата:
Мутаборчик, а можно о гениях поподробней? Раз уж у Вас есть вполне рабочее определение? Что еще кроме перечисленных признаков:
|
Иллария, да нет, вообще-то внимательно) Морали за других и впрямь выводить не стоит, но все мы выводим свою собственную мораль, сложившуюся из впечатления, произведенного на нас автором, не так ли)
О жене Стрикленда: Единственное "неудобство" которое она понесла заключается в нарушении неписанного закона общества: леди не должна сама зарабатывать себе на жизнь. Это неприлично. Если же убрать это, то она отлично устроилась в жизни и никак не бедствовала. Я думаю, именно это показал Моэм в романе со свойственной ему иронией. Mutabor, плэнеры-то вычеркните из списка) Без них мы до сих пор видели бы лишь "салонные" пейзажи. Одно дело писать натюрморты тухлыми яйцами или портреты в полночь на перекрестке, лишь бы тебя упомянули всуе дяденьки и тетеньки из прессы и совсем другое искать новую манеру письма. Так делал в сое время Леонардо да Винчи, так делали импрессионисты и многие другие. |
Цитата:
1) Она попала в полную зависимость от своей сестры с ее мужем, который не являлся человеком вроде Дирка, одалживаться у которого всем было легко и приятно. Положение приживалки при таком человеке тяжело и имеет множество минусов. С которыми приходится мириться, чтобы дети не голодали, и по возможности получили образование (сын, и еще вопрос, как в итоге выбиралось, куда он пойдет учиться) и приданое (дочь, и еще вопрос, искала ли она жениха по зову сердца, или просто, чтобы старой девой не остаться). 2) Ей пришлось продавать мебель и дом. И жить в съемных комнатах. 3) И искать работу посредством людей, которых она некогда кормила завтраками. И беда здесь не только в "неприличности" и потери положения леди. 4) Она потеряла не только круг общения (друзья-приятели превратились в работодателей-благодетелей, с прислугой у англичан дружить не принято, даже с прислугой уровня "секретарь") и социальный статус с положением. Вся ее жизнь оказалась сломана и разрушена. 5) Муж, который вообще-то должен понимать степень незащищенности женщины с двумя детьми, не предоставил ей выбора. Стрикленд выбрал и за себя, и за нее. Причем с максимальным ущербом для нее по всем статьям. И это после 17 лет жизни и двоих рожденных ему детей! Ну, попробуйте себя поставить на ее место. Это же вообще ужасно даже представить! Такое предательство, такая боль и обида! Он с ней даже не поговорил! Ни прости, ни прощай не счел нужным сказать! И при этом, когда выть вообще-то хочется, надо искать себе на прокорм и сохранять внешнюю благопристойность. А то вообще все отвернутся... И в последней сцене с ее участием как раз видно, как все это ударило. Она не только дивиденды стрижет (что в данной ситуации более чем простительно и понятно с человеческой точки зрения), она пытается из осколков собрать свою разрушенную жизнь. Ну, хотя бы на уровне мифа, переписывающего прошлое из реального в то, каким его хотелось бы иметь. Леонардо да Винчи - гений? |
Цитата:
Прежде всего, стоит сказать, что речь идет о людях "записанных в гении" обществом, мифологических, а не реальных Гениях - существах, вызывающих "болезнь гениальности", а точнее - специфические состояния мозга (а уж "музами" их звать, "идеями" или "гениями" - дело сто сорок восьмое). Скрытый текст - Кое-что о Кое-ком... ;): Всего вам умеренного: это - Дао! (с) :bye: Upd: Ах да, есть еще темка "стратегии выживания для гениев": как ухитрились выжить "в толпе" такие товарищи как Суворов, Эйнштейн или все тот же да Винчи, и почему не сумел выкрутиться Наполеон (несомненный административный - не военный! - гений). Но это как-нибудь к слову, а то и так нафлудил почти на грани фола...:nea: |
Иллария, увы, мне нисколько не жалко эту женщину.
Скрытый текст - Цитата: Исходя из этого вполне можно сделать вывод, что все 17 лет их совместной жизни она была ведущей, он - ведомым. Где тут хоть какой-то намек на чувства? Во всем романе его нет, если не считать ревности - от меня ушла моя удобная вещь! Мадам просто выбрала себе "удобного" человека. По ее мнению он ничего собой не представлял, зато вполне мог обеспечить нужную ей жизнь. Тот человек умер, и она осталась одна. Всё логично. Она решала за него 17 лет, он решил всего один раз. А по поводу того, что он с ней даже не поговорил - а они вообще-то разговаривали? Прожить вместе столько времени (причем вначале брака Стрикленд рисовал) и не понимать какой червяк гложет твоего мужа? Это колоссальная душевная черствость и равнодушие. Нет, мне ее не жаль. Я вообще не вижу в романе человека, которого стоило бы пожалеть. |
Да я, в общем, не призываю ее жалеть. Мне самой не очень жалко: у меня тоже суп жидкий (вполне способна сама сбежать от такой жизни:)) и их, буржуев, ненавижу с) Но тут суть происходящего важна для понимания конфликта. Характер-то типичный, сформированный влиянием среды и обстоятельств.
Скрытый текст - Перенесем ситуацию в наше время и реалии: Полное гадство и подстава. Да, это не наш способ устраивать жизнь, такие дамочки с такими проблемами нам душевно не близки и вряд ли мы станем их жалеть:) Что не отменяет трагичности происходящего. И того факта, что приличные люди так не поступают. Брал на себя обязательства и давал обещания, исходя из которых кто-то построил свою жизнь, - изволь хотя бы предупредить по-человечески, что передумал. Дамочка-то жизнь строила по лучшим образцам того, как принято и считается правильным. Пока мужа такой образ жизни устраивал, он ничем не давал понять, что она делает что-то не то. А как ему надоело, просто выбросил. |
Цитата:
Кстати, мне жена Стрикленда не показалась таким уж интересным персонажем. Вот Дирк Струве со своей миссис - куда интереснее. Скрытый текст - о: |
Цитата:
Сейчас я с огромным удовольствием читаю, что Сомерсет Моэм написал о литературе: "Искусство слова", "Искусство рассказа", "Из записных книжек писателя", "Джейн Остин и "Гордость и предубеждение". Меня живо занимает, как он сам оценивал, ну, в грубой формулировке, "смысл и цели искусства". Как только все дочитаю и оно уляжется, погляжу повнимательнее сквозь призму всего этого на Стрикленда. Поскольку при текущем перечтении у меня его "гениальность" как-то очень сильно отошла на второй план. А на первый вышел вопрос, стоит ли маниакальное желание рисовать (=делать то, чего хочется) нарушенного принципа "мы в ответе за тех, кого приручили". В конце-концов, если ты такой гений, нечего детей разводить. Их же не из форточки надуло... и никто, в общем, принудительно в папаши не загонял. Как ни крути, процесс, в котором всегда двое участвуют. |
Цитата:
Полагаю, при таком большом, сжигающем человека желании что-то делать (рисовать, к примеру) такой вопрос у него не возникает. Стоит ли дышать, если ты уничтожаешь кислород? Окружающий могут об этом думать, но, когда дело дойдет до них самих, абстрактные размышления уйдут в торону... Да я об этом писала в рецензии, собственно! |
Цитата:
Знавала живьем несколько "гениальных поэтов". Пара из них на бытовом уровне вела себя ровно как Стрикленд. Стихов, которые я бы смогла оценить, как хорошие, ни один из них не писал. И если в живописи я ничего не понимаю, то вот поэзию чувствую как раз достаточно тонко, чтобы быть в состоянии понять, что передо мной прекрасное, с ним столкнувшись. Знакомство с этими людьми оставило у меня ощущение, что пресловутая "гениальность", "поиск новых форм" и "потребность творить" выступает всего-навсего предлогом для паразитического образа жизни: "Я тут сейчас творить буду, а ты пока сбегай подумай, что мне на ужин сожрать, чтобы я ноги не протянул с голоду, пока стихи пишу". Действительно талантливые люди, или хотя бы способные, все-таки, обычно довольно успешны в своей области. Тот же Пушкин жене одни долги оставил, поскольку с деньгами обращался весьма безалаберно. Ну, можно было бы хотя бы в карты не играть, например:) А что у него стихи прекрасные - все понимали еще при жизни. Или Бродский... Как ни смешно, но "поиском новых форм" во всех областях, как правило начинают заниматься люди, не имеющие базы, грубо говоря. Ну, если не уметь рисовать, можно, наверное, изобрести новый способ это делать. Который, возможно, даже кого-то поразит и со временем войдет в моду. С вероятностью 50х50: или выйдет, или не выйдет. Но у меня в живописи - вкусы плебейские. и я их культивирую, чтобы не приходилось вымученно восхищаться картинами Ван Гога или Гогена. Видимо, поэтому я Стрикленда воспринимаю не как художника, тем более "гениального", а всего лишь как "мономаньяка". Второй момент в том, что искусство, на мой взгляд, все-таки, не существует вне обратной связи с другими людьми. Смысл писать книги или рисовать картины, если они никому не нужны? и что можно сказать людям, сидючи в персональном социопатическом сортире? Какие философские озарения в нем можно словить? |
Цитата:
Цитата:
Но вас, как я понимаю интересует "гениальность" не применительно к герою Моэма, а в принципе. Но об этом я знаю очень мало. Скрытый текст - бестолковый спойлер по гениальности: |
Цитата в тему:
Скрытый текст - Сомерсет Моэм, из записных книжек писателя: |
Можно пять копеек?))
А если бы Стрикленд не был гениален? Простой заурядный мазила? Разве он сбежал сгорая желанием осчастливить мир своими полотнами? Уберите одну всего деталь- картина меняется радикально... Да и с учетом того, что полотна не показывались, не выставлялись... Человек убежал ради самого себя. Это одержимость. Причем Стрикленду как-то пофиг, гениальны его картины или нет. И то что его признали, разве говорит о том, что он прав? Тем более лучшее было уничтожено. И гениальность не оправдание для свинства и непорядочности... Сбежать- самое простое. А в жизни- полный крах. Моэм оправдывает (ли?) такие действия талантом. Но оправданно ли... Я воспринял роман как эпитафию Гогену... Моэм писал: Стрикленд был плохой человек, но и великий тоже.Уберите вторую часть... Останется что? А вы хотели бы жить среди Стриклендов? (с) |
Иллария,это применимо к любому человеку, хоть раз написавшему рассказ или картину или что-нибудь в таком духе. Замечен? Ставь галочку - банкрот. Ничего ужасного в этом нет. Чтобы не быть банкротом по Моэму надо быть человеком, начисто лишенным фантазии. Например, как инспектор Лейстрейд, ведь именно поэтому он смог застрелить собаку Баскервилей?)
За что люблю Моэма - так это за замечательную иронию, которой пропитана и эта цитата. Не читала, теперь прочту, спасибо. Седой, твой отзыв на удивление перекликается с моим. Разве что я все же считаю, что Моэма интересовали не побудительные мотивы, а следствие. Зря - или не зря? Стоила ли овчинка выделки? Цитата:
Цитата:
А вот для себя Моэм искал варианты, как мне кажется. Цитата:
|
Цитата:
Его заметки, действительно, стоят чтения, которое получается весьма увлекательным. И лучше не цитатами, вырванными из контекста, брать, а целостным впечатлением. Скрытый текст - и снова о Стрикленде:): |
Иллария,а что вы скажете о Дирке Струве?
Скрытый текст - ***: |
Леди N.,
Цитата:
|
Цитата:
Леди N., а давайте вы о Дирке первая? Мне было бы очень интересно сравнить восприятие. |
Седой,вот и я ничем разумным это объяснить не могу. Повальный мазохизм или неконтролируемая тяга самки к самцу? Или и то и другое...
Интересно, что Гоген скорее сам становился жертвой своей половой распущенности. Женщины зачастую крали у него деньги. А здесь - обратная ситуация. Этот момент мне показался интересным. Иллария, дело в том, что у меня Струве словно большая мозаика, состоящая из множества фрагментов. Каждый кусочек любовно выписан и понятен, а все вместе - разваливается. |
Цитата:
Скрытый текст - Много букв о Дирке Струве: Цитата:
|
Дирк Струве пример краха альтруизма... Ну мне иак показалось.
|
Цитата:
Вот смотрите, я ежедневно провожу за рулем автомобиля около трех часов. И отношусь к ДТП как к явлению, имеющему статистический характер. Вот хоть ты тресни, но хотя бы раз на 100 тыс. - что-то, да произойдет. Например, в сентябре мне пришлось жестянку делать с окраской двух деталей - на мою машинку, припаркованную в собственном дворе, наехала какая-то приблудная катастрофа на колесах. И уехала, как последняя свинья! Можно ли сказать, что потерпела крах как автоводитель? :smile: Думаю, аналогия не нуждается в разъяснениях?:) |
Иллария, не совсем согласен с анологией. В романе вырисовываются типажи. Так Дирк, помогая Стрикленду, потерял жену и уехал на родину. Его альтуизм не принес ему ничего хорошего. Даже образ его слегка... ммм... смешноват. У меня сложилось впечатление, что Моэм как бы посмеялся над альтруистичной натурой Дирка. И отъезд его, это как расписаться в своем провале... Ну как-то так... Тут на уровне эмоций впечатление. ИМХО чистой воды)))
|
Цитата:
Скрытый текст - Кое-что о Струве: Может, потом и о Бланш напишу:shok: |
Господа, мне с вами интересно:)
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Но остальное, действительно, ОЧЕНЬ интересно. Давайте снова "вывернем на наш лад"? Мое любимое упражнение:) Скрытый текст - История Дирка на современный российский лад: Про Бланш мне тоже есть, что сказать:) Характер прописан скупо, посредством подачи биографических фактов и поступков. Но, по-моему, тоже выпуклый вышел? Не находите? |
Цитата:
История Дирка на современный российский лад не совсем удачна, ибо без контекста. Тут надо в окружением вписывать, потом смотреть) Цитата:
Цитата:
P.S. Давно я так душевно классику не обсуждала. |
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
Цитата:
Цитата:
Пренебречь единственной просьбой, даже мольбой, женщины, которую он любил (а я так думаю, он действительно ее любил, только вот в какой степени ее, а в какой - свою доброту в ней?) - нормально? Позвать с собой любовника своей жены и виновника ее смерти - нормально? Простите, но для меня этот человек останется джаггернаутом, сокрушающем всё своим желанием делать добро, и он ничем не лучше Стрикленда в человеческом плане. Пожалуй даже хуже, ибо навязчив. Помните Стругацких - только вот что такое добро в их понимании? Да, и ко мне можно на "ты". |
Цитата:
Что до понимания добра... Мне кажется, вам должна быть очень близка позиция Сатаны из "Таинственного незнакомца" Марка Твена. Вот там все точно взвешено, просчитано и сделано с учетом последствий... Поэтому дети тонут, безутешные матери горят на кострах, а добросердечные священники сходят с ума. Получив отмерянную и нужную в данной ситуации порцию добра. И именно за счет такого "нечеловеческого "подхода к добру Сатана и является Сатаной:) |
Цитата:
Скрытый текст - Оффтопик: |
О, как я с "Таинственным незнакомцем" круто пальцем в небо попала:) Приятно!
Цитата:
|
Цитата:
Я напишу обязательно, но для этого мне надо иметь под рукой роман, а значит это будет не раньше вечера. Или даже завтра. |
Ух, сколько всего поначитали! :shok:
А вот еще вопрос: дети Стрикленда - кем они станут? Или уже стали? Каким они запомнили отца: таким, каким он был в их жизни или поверили в того, которого им предложило "общество"? И как аукнется "звездный" статус отца в их собственных судьбах? (Это вопрос к теме "мемуаров про папу-и-маму", столь модно-бестселлерную в наше время) |
Цитата:
|
А что тут говорить о детях? Читаем последние абзацы романа...
Скрытый текст - отрывок: "Луна и грош" Моэм))): Все ясно и понятно, о чем говорить?)) |
Посмотрела повнимательнее не историю Бланш и поняла, что кое-что, сказанное мной о ней было моими умозаключениями. Так не пойдет, придется немного пересмотреть.
Скрытый текст - Ох, теперь о Бланш: |
Цитата:
|
Текущее время: 17:56. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.