![]() |
О графах, графоманах и голых королях. Дискуссия о русской классике
Давно хотелось поговорить на тему истинности или назначенности нашей литературной классики. Импульсом к созданию темы стал спор в теме по Булгакову, а конкретно две позиции:
Цитата:
Цитата:
Что считаю я сама. ИМХО, мы имеем как бриллианты, так и дутые величины в одном ранге - "наше все, руки прочь". Книги, которые создавались для определенной аудитории, под ее запросы, в определенное время. Поскольку книги эти были приняты ЦА на ура, они стали считаться эталонными и особо ценными. Произведения берут разным - одни блестящим стилем и остроумием, актуальностью и по сей день, сильными образами. А другие... чем берут другие? Скрытый текст - Статья: |
За ранее извиняюсь: статью Логинова, не прочитал, так как знаком с творчеством Толстого не так обширно, а к самому графу имею весьма субъективное мнение. Не говоря о том, что конечно же взрослый человек лучше ребёнка поймёт какая детская книга хорошая, а какая нет. Мне Ремарк вспоминается, не надо подмазываться к детям, и уж тем более их недооценивать, они довольно хитрые маленькие гномы и профит чуют получше всякого взрослого. Если нужна наивная аудитория то возьмите стариков. :lol:
Вряд ли мы поймём чем были произведения того времени для читателя того времени. У литературы есть оперативные функции, и для того, чтобы писать книгу на века, нужно хотя бы написать книгу для десятилетия, и если она устареет, то не стоит её считать дурной. В конце концов и у книг есть свой срок службы, и увы этот срок зависит не от книги, а от темпов и путей развития человечества. Чем подкупают произведения? Более всего тем, что несут полезную нагрузку. Конечно замечательны летучие штуки, которые читаешь на одном дыхании, но толку от них если они настолько летучи что и следа не оставляют? А хорошая чему-то да учит. Пускай едва запомнятся персонажи и сюжет, главное чтобы в подсознание что-то отложилось из разряда социального и жизненного опыта. От книги у читателя должен расширятся мыслительный кругозор, должны появляться понимание идей и взглядов других людей. А то большинство даже и не догадывается, как по другому мыслят и чувствуют другие люди, и если хочешь как-то с ними сжиться, то книга должна быть тем проводником. |
Очень любопытная статья на самом деле. Я просто вспоминаю, что рассказы Толстого: Лев и собачка, Филиппок и др. - вызывали у меня недоумение. Вроде бы все понятно, но так странно...ощущение неловкости, вот что было. Я все время представляла, что это сложили мозаику, но как-то не так, и что мне обязательно надо исправить получившуюся картинку.
|
Цитата:
И расставить по разным полочкам книги, имеющие значение ну, например, с точки зрения истории литературы, и до сих пор сохранившие, скажем, актуальность для читателя. |
Честно говоря в детстве я прифигел и обиделся на Толстого, когда он бросил на произвол судьбы живьём закопанную своим психически больным псом черепаху.
|
Начну издалека. Вчера был день рождения у этого товарища:
Скрытый текст - Его фотографии мироточат словами "Хитрый план": Так вот, читатель не способен отделить одно от другого. Практически никто не может оценить текст, забыв, кто его автор. 90% комментариев к "Полю битвы - Земля" в сети состоит из "эту книгу написал создатель сайентологии, одурманивающий наших детей, поэтому она говно!" То же касается и фильма. В нём нет ничего ужасного - вполне обычный боевичок. Но это боевичок по мотивам книги американского Грабового, и его заплевали. Даже адекватные отзывы не могут этого избежать. Например, мой любимый отзыв на "ПБЗ", с которым я полностью согласен, звучал примерно так: "Зная, что эту книгу написал основатель целой религии, я ожидал, что она будет философской и полной его религиозных идей, чем-то вроде "Дюны", "Конца детства" или "Чужака в чужой стране". Вместо этого, я обнаружил банальный боевик. Разочарован". И это, чёрт возьми, правда! Назвался гуру - полезай в нирвану. Толстой, конечно, не Грабовой и не Хаббард. Его репутация духовного гуру сугубо положительна, даже несмотря на - а то и благодаря - разрыву с церковью. Поэтому все книги духовного гуру воспринимаются исключительно через эту призму: он философ, каждое его слово - откровение. Какая разница, каким языком дано откровение, если оно мудро, священно, определяет наше мировоззрение? Библию не критикуют за язык. "Писатель в России - не литератор, а духовник". Проблема ещё и в том, что, помимо религиозной философии, наблюдений за жизнью эпохи и пр., Толстой ещё много чего писал. Вплоть до таких вот "Черепах", которые не тянут больше чем на дневниковую запись. И всё это протащили в "классику литературы" за компанию. С похожей проблемой сталкиваются исследователи Толкина. Сначала, благодаря удачной книге, был раздут культ Профессора. Любое его слово становилось правильным, его ошибки - глубоким замыслом, не понятым дураками. Каждый его черновик, будь то хоть телефонный номер на салфетке, был издан отдельным томом с комментариями, поясняющими его гениальность. Затем люди новой эпохи со свежим взглядом недоумевают, как их отцы могли боготворить этого желчного старика, писавшего детские сказки с назойливой моралью и предсказуемыми сюжетами. |
сейчас Остапа понесет...
Цитата:
О других тоже судить не возьмусь, потому что зачастую и в себе разобраться сложно. Я же считаю, что есть сиюминутное восприятие конкретной книги конкретным читателем в определенный отрезок времени, которое непрерывно меняется с той же скоростью, с какой меняется мировоззрение читателя. Всё прочее - клише для упрощения. Зачем думать, когда есть трафарет? И потом нужна же какая-то аксиома для изучения литературы в школе. Это куда проще, чем стартовать с нуля. Кстати, этим же сейчас пользуюсь и я, когда говорю "читатель", хотя при отсутствии общей терминологии каждый может вложить в это слово какой угодно смысл) Но я высказываю мнение, а не ищу истину. И мне кажется, что нет ничего хуже для писателя, чем когда: Цитата:
|
В институтские времена оны меня сильно били по голове за то, что я воспринимаю литературу как набор разрозненных томов, написанных разными людьми. В то время, как литература - есть надстройка к культурно-социально-историческим процессам, происходящие в обществе. И любая книга возникает на стыке частного (писатель, его жизнь и характер, который определяет мировоззрение) и общего (пресловутые вышеупомянутые процессы). И в силу этого отбор книг, встающих на полку "классики", исполнен сакрального смысла:) книга не обязательно должна быть хороша сама по себе и сохранять интерес для последующих поколений. Важно, почему она отвечает чаяниям современников. Ведь текущая жизнь определяет, какие книги оказываются востребованы. История литературы - наука, которая все это и исследует. Я в ней не сильна, как и в любой другой истории:)
Пушкин - был гением. Язык, на котором мы разговариваем по сю пору, начался с его книг. (некстати, "повести Белкина" я время от времени перечитываю, потому что вправду люблю, они устарели только по социальным реалиям:)) Когда широкие массы научились не менее массово читать, возник целый пласт лубочной литературы для рабочих и крестьян, которая занималась адаптацией сюжетов литературы дворянской. Современные массовые жанры производят впечатление растущих именно отсюда. Да, букв стало больше, книжки - на 4-10 авторских, а не на 5-10 страниц, как история о чьей-нибудь смерти над гробом. Но суть-то та же. С Логиновым - полностью согласна во всем, что касается детской литературы. И нелюбовь к Толстому - разделяю. Меня в нем всегда субъективно раздражала поза "судии нравов". Вот только в отличие от Логинова я его читала практически полным собранием сочинений, включая письма и воспоминания современников. Мое раздражение, наверное, больше:) |
И мне, и мне тоже на грудь медаль "За взятие Толстого с полки", орден "Слава богу прочитал Войну и Мир" 2-ой степени, так как прочитал 3 тома и спекся на 4-м томе (а то бы взял первую степень). К сожалению, но "Героя русской литературы" (выдается за всего прочитанного Толстого) я получу посмертно
|
Цитата:
|
Отделяем зерна от плевел? Опять?!
Вообще хочу сказать, что рассказ Толстого сейчас стал тренировочным полигоном для МТА - на нем, как на кошках, тренируются вычленять из текста все ненужное. Хорошо ли я отношусь к Толстому? Да как ко всем романистам 19-го и прошлых веков. Мне их тексты едва понятны, а уж в школе вообще казались темным лесом. Робин прав - писали они для тех годов, а мы жуем консервацию и плюемся, найдя в ней плесень. Будущий классик отличается от пргосто популярного у современников тем же, что и цеховик (или серийник) от автора-новатора. Нюансов много - характерный стиль, подача, нештампованые образы, умение найти баланс между морализаторством и интересной историей... Ну опровергнут Толстого сейчас, как опровергли марксистское учение и чЁ? Станут от этого люди добрее? Школьники полюбят литературу? |
Цитата:
Школьникам и студентам преподают не литературу, а историю Отечества в форме художественных произведений. Пушкин - декабристы, Некрасов - отмена крепостного права, Горький - революция (теперь это Пастернак с "Доктором Живаго"), Солженицын - репрессии. Качество текстов не имеет значения. Важно, чтобы автор подходил для изучения "исторических процессов". Наше изучение литературы не просто идеологизировано, оно вообще построено не на том скелете. Оно висит на хронологическом скелете истории, а не на жанровом древе. Для наших теоретиков нет писателя-детективщика, писателя-фантаста. Есть писатель-диссидент, писатель-славянофил. |
Robin Pack, и что? Система преподавания имеет цель. Получить ученых, специалистов или на край просто образованных людей. С целью своей она справлялась? В общем-то да. Где гарантии что после реорганизации она будет работать лучше?
Цитата:
|
Waterplz, какого рода специалистов готовит изучение литературы? Верноподданных текущему курсу взгляда на историю?
Я считаю, пользой от этого курса должна быть общая культурная эрудиция. Она в жизни полезна, от работы журналистом, рекламщиком, дизайнером до "кроссворды угадывать". С этим курс не справляется. Судя по тому, что вопрос "кем приходятся друг другу Джекиль и Хайд" - один из самых популярных поисковых запросов, по которым люди заходят на МФ. |
Цитата:
Но я заинтригован. Попробуй накидать, пусть неполный, план изучения литературы исходя из "жанрового" подхода с ключевыми именами. И помни, что подавляющая часть разбираемых авторов должна быть рюсскими |
Цитата:
|
Цитата:
А теперь вопрос на засыпку: кого из современных Пушкину поэтов и писателей вы вспомните? даже если привязываться к "пушкинской плеяде"? Может быть и много. Но если пойти по текстам, таки только Пушкин всплывет в памяти, да Грибоедов, которого (при, по сути, единственном состоявшемся произведении! Водевили и прочие литературные наброски не оценили даже современники) растащили на фразеологизмы так, что даже люди, отродясь его не читавшие, их употребляют. Лично у меня нет вопросов, в чем ценность Пушкина:) |
Иллария, Гоголь
|
Цитата:
|
Да мне и Пушкина так сразу не подглядывая процитировать трудно, только то, что я по школьной программе учил. А про Гоголя я сказал слету. Опять же из школьной программы. Когда Пушкин прочитал "Ревизора" Он, кажется, сказал, что идеи прям воруют из под носа :smile:
Кстати, Гоголя я несколько раз перечитывал, особо "Вечера на хуторе близ Диканьки", а вот Пушкина ни разу Скрытый текст - для Илларии: |
Логинов какой-то обиженный дурачок. Повыдергивал фразочек - так можно у любого найти, если поискать. А смысл он забыл? Бросил читать на том, как он сравнивая Толстого с Шекспиром, начинает кидаться злобными словечками. Ох, Логинов... просто собака, лающая на караван.
Главное, смысл. И образы. Войну и Мир читал два раза. Каждый раз нахожу новое. Столько потенциальных идей! Это, как Ветхий завет для литературы. Чушь статья, ну, можно научить ремесленника с ровным слогом. А толку? Ну, зачем мне стопятьсот космоопер или бабской лирики высокого качества, когда никто из них не передал, описал так, как Толстой первый бой Николая? Или правду по жизни... |
oligerd, хех. Я полностью прочитал "ВиМ". Один раз. Мне хватило, спасибо. В чём Логинов прав, так в том, что Толстой пережёвывает одно и то же по сто раз. Что слова, то идеи. Меня от этой "кашицы" под конец чтения просто тошнило.
|
oligerd, мне Логинов по этой статье как раз показался неглупым человеком, вполне внятно излагающим личную точку зрения, которая у каждого может быть любой, в том числе и неправильной:) Главное - как аргументировать. Даже возникло желание почитать, что сам Логинов пишет. Правда, что-то меня все равно сомнения гложут, что он войдет что в школьную программу чтения, что в любой из курсов/обзоров русской литературы современного периода. Если бы он писал на таком уровне, я бы его уже знала:)
Любить же Толстого никто не обязан. Я вон тоже не люблю. Более того, повторюсь, его книги меня раздражают. "Войну и мир" тоже перечитывала несколько раз, не помогает:) Правда, при этом меня не удивляет, что кто-то его, в отличие от меня, любит. Но давать "Войну и мир" в школьной программе - это что-то крутовато. В лучшем случае его читают в урезанных хрестоматийных выдержках. И оценить его с какой угодно стороны в этом возрасте невозможно. И "Преступление и наказание" в девятом классе - тоже сейчас проходит мимо ребят. Более того, возвращаться к Достоевскому потом мало кто хочет (Как сказал один из моих учеников: "У него творожистый язык, читать мучительно.") Другой вопрос, что надо давать вместо? Опять-таки, при условии хорошего преподавания - хоть какой-то задел получается. А иначе - многие и вообще пройдут мимо. А, все-таки, такие вещи хорошо знать. Да, и с точки зрения история, и литературы, и языка (язык - он меняется!). Цитата:
|
Господа ,товарищи и дамы.
Льва Николаевича ни кто в переводе на германские не читал? Подозреваю , переводчик отличился .(В дискуссию не вступаю ,старика Логинова не ругаю -аксакал ) |
Терпеть не могу Бунина. Его деревню даже не смог осилить, хотя у меня правило - взялся - дочитай (Вон, помню так Оливера Глиста дочитал через 8 лет). Толстой может часто повторять, чтоб лучше усвоилось. И вообще - он до хрена подает информации. Именно от него я узнал впервые об иллюминатах, ложе, правильной версии Бородинского сражения и "гусарам-партизанах". Да-да, ещё его вырезки из хрестоматий привили любовь к истории. То что Толстой - важный образовательный фактор - вон, примечаний целые главы. Если что и раздражает, так хранцузский. Ну, писал он для своих. А свои знали хфранцузский.
Не упирайтесь во вкусовщину. Мне вот не нравится новый Найтвишь, но это не повод говорить ,что новый Найтвишь дерьмо. Это отнюдь не так. А чему учит Логинов? (не читал, пока не осуждаю, но статья бред. Целил в Мта, попал в Бога. Теперь раз Бога нет, классиков мы ещё с футуристами сбросили с парохода современности, то можно и бабушку топором по затылку и писать Сорокинскую чернуху. Нет Бога - нет ограничения. И да, на меня иногда с укоризной смотрит Толстой. Очень часто. Я ему бы точно не понравился.) Логинов учит истории, электронике или психологии? Достоевского люблю, но читаю редко, опасно. У меня депрессия начинается, мир сразу кажется таким... уг. Гоголь - лет до 16 был моим любимым писателем. Конечно, из-за всяких там Сорочинских ярмарок. Но и Мёртвые души читал раз пять. Блин ,отличие классика - что читаешь и понимаешь - ничего не изменилось. Всё те же воры, подлецы, сволочи и романтики, дураки и фанатики. Вот если чувствуешь ,что ничего не изменилось за n-лет, значит ,классик. Помню Апулея Золотой осёл - думал, древние были верхом культуры, и в тогах ходили. Ан, нет, и с ослом трахались и как украсть только и думали. |
Господа, а кто-нибудь читал "Л.Толстой и Достоевский" Мережковского? Вспомнился "водораздел" известных русских писателей:) Странная закономерность: или Толстой, или Достоевский. Такого, чтобы "сторонник" одного хвалил и второго, я попросту не припоминаю (хотя могу и не все знать, разумеется). Правда, эссе Мережковского мне кажется больше говорящим о самом Мережковском, нежели о Толстом или Достоевского, его там больше обоих взятых.
Стихи Бунина читать не пробовали? |
Стихи Бунина раньше (в 9кл) нравились. Но они нейтральные. О природе. Что там может не понравится? А сейчас что-то не до стихов.
Скрытый текст - офтоп о форумном авторе: |
Без "Война и Мир" , не было бы " Унесённые и ветром" и фильма "УВ" не было бы- фундаментЪ ,как не крути.
|
Цитата:
Скрытый текст - Иван Бунин. С корабля: |
oligerd, я еще могу попытаться понять, что вам нравится в творчестве графа Толстого. Одна моя хорошая знакомая абсолютно справедливо указала на то, что многие вещи Л.Н. описал точно... Для примера, отношения между мужем и женой в "А.К.", отношение некоторых мужчин к рождению ребенка и автопортретный образ идеалиста Левина. Я согласен с этим. Местами.
Но при всем желании похвалить графа за слог очень сложно. И дело не только в количестве букв и тавтологиях. Даже если закрыть глаза на предложения величиной с абзац, толсто. Очень толсто. Нет, мне не хотелось выть после прочтения ВиМ и Карениной. Но я по горло был сыт двумя вещами: бесконечными описаниями и морализаторством. Меня жег вопрос: зачем? Зачем мне читать диалог господина А и господина Б, о погоде или о Боге, кроме как затем, чтобы послушать словоохотливого автора? Зачем я грызу текст, каждую подстрочную мысль которого хочется оспорить и сказать, что это ложь? Мы отправляемся в романы, чтобы оказаться в мире, в котором можем занять место персонажа и в глубине души найти с ним нечто общее, пожить в его реальности. Обнаружить самих себя и своих близких. Скажите честно, вы смогли "стать" Андреем Болконским? Или может быть Вронским, Карениным? Я нет. Они настолько чугунны и неестественны, что побывав и любовником, и мужем, я не могу стать на их место. Стереотипическая история, малость устаревшая с т.з. морали, да еще и растянутая на стопитьсот страниц должна считаться образцом литературы и классикой? Да еще и изучаться в школьной программе? Некоторые писатели видимо считают, что подробное и "правдивое" описание придает повествованию реализма, но это ложь. Историю нужно рассказывать не только подробно, но еще и интересно! Знакома ли вам ситуация, когда коллеги по работе собираются выпить кофе. И один коллег начинает рассказывать рыболовную байку так, что слушатели прилипают глазами и ушами к рассказчику? А вот второй пробует поведать точно такую же историю , но все отворачиваются и сбегают обратно в работу? :smile: Почему? Да потому, что у первого есть дар рассказчика, а второй гонит унылое г. Чтобы различать два этих вида рассказчиков, не нужно быть Белинским. Мы делаем это подсознательно. |
Толстой отец нашей литературы. Он чуть ли не первый кто привнес искренность ,правду. Писатель стал владыкой душ. А кто такой этот критик? Ну, лан, не можете читать - ну, почитайте Устинову. слог у неё зашибись. К слову, без иронии. Хорошо пишет. Жаль, читать не хочу.
Вообще, вот есть классик Пелевин. Так, его слог вообще можно обсирать до посинения. Но из русских я больше никого другого и читать не хочу. Читают не за слог. Цитата:
Цитата:
Толстому есть что сказать. Чёрт, это не он сказал, - не можешь писать - не пиши. Да, даже если и не он, память, сука ,подводит. НО ЭТО ЖЕ главный принцип настоящей литературы! Не для денег, не для чсв. Литература как учение, образовательный фактор, как политика. Это плохо? А по мне, всё что не так - то и плохо. И, да, Толстой мне очень дорог. Странно, никто не учитывает ,что времена изменились. Ну, посрите на Державина. Там и слог говно, и смысла ни на понюшку. Вспомните стишки екатерининских времён с обязательными Парнасами и зефирами в каждой строке. Да, даже легендарное слово о полку игореве в том виде ,что сохранилось. Это же натуральное нечитаемое убожество. Не потому что плохое, а то что язык изменился, и мы изменились. Как можно на полном серьезе осуждать Толстого за предложение в пол-абзаца ,если это была норма? И ещё - я не люблю Шекспира. Начиная с Ромео и заканчивая Гамлетом. Не вижу в них ни смысла, ни беллетристики. Одна история про двух подростоков, которым захотелось перепихнуться по-быстрому, не смотря на запреты; другая - про шизика, не сумевшего не то ,что взять своё по-праву ,но даже и состряпать более-менее хорошую интригу против узурпатора (тут даже скорее про ненависть "подростка" к отчиму) Цитата:
|
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Казалось бы, банальность. Двое влюбляются, женятся, плодятся, поддерживают друг друга в горе и радости до тех пор, пока смерть не разлучит и т.д. и т.п... Что может быть скучнее? Поэтому тысячи лет, со времен греков влюбленным всегда что-то мешало. Шекспир просто принял эту традицию, создав "мешающих" родителей... Сейчас, когда интернет, мобильник, ТиВи, социум помогают подросткам не обращать внимание на мнение родителей, мамин/папин запрет выглядит смешно и в худшем случае создаст проблему, но не повод для суицида. Приходится изобретать новые поводы для трагедии и препятствия на пути влюбленных сердец и бла-бла-бла. Но сюжет все тот же. Двое. Препятствия. Борьба. Любовь. И кто скажет, что этот архетип не вечен? А теперь заглянем к тому же графу... Двое, препятствия, разочарование. Никакой любви - уныние, мрак и темнота. И что мне выбрать? Прям не знаю... А, я понял, это и есть ваша любимая правда... Ну-ну. На вкус и цвет... |
Цитата:
НО ШЕКСПИР ЛУЧШЕ !!!!!!11111. История как подростоку захотелось чпокнуть малолетку, и все они сдохли, потому что в жизни у них ничего не было, кроме друг друга, и никаких интересов, и они были тупо -скоты -животные, это лучшая история. Поэтому самоубийцы из-за несчастной любви правы! и версия леся подеревлянского "Гамлет або феномен датского кацапизма" мне понравилась много больше оригинала. |
Цитата:
А если уж трудиться меня учит граф, за которым идет мужик и докашивает травушку-муравушку. То у меня мягко говоря возникает недоверие к тому, чему же меня учат. Считаете, без оснований? Наташа Ростова. Воплощение чувственной любви. Спортсменка, комсомолка и просто красавица... И Вас ничего не смущает?.. Мне кажется, Л.Н. очень хотел видеть ее такой, какой описал. Но почему-то я ему не верю. А это главный критерий оценки. Для меня. Даже муторный Достоевский передает характеры куда более честно. Идиот... Бедные люди. Цитата:
|
SunnyBоy, а я сейчас буду анекдоты про Ржевского рассказывать. Про докашивать - это я впервые у Лукьяненко прочитал. То ещё говно, если честно, автор, например, любит своих критиков убивать в романах.
Про баб - ну, почитайте откровения про тех ,кто мужиков перетискал. про докашивать - а я в 3 года мыл посуду. И пусть за мной перемывали, но я старался. И что теперь, я говно? Интересно, а как можно узнать и описать отношения ,если в них не участвовать? Потом, автор и его произведения. Меркури - голубой. Я не люблю голубых. Значит, мне нельзя слушать Меркури? А Толстой был охочь и страдал от этого. Держался. Но его современники в этом не отказывали. Целые гаремы держали. Они всяко лучше графа. Но не забывайте, граф был богат и знатен. Его сравнивать с собой, это как мою собаку (друг, но всё же вещь) сравнивать со мной. Мы - просто люди. Дворяне - были небожителями. Крепостной - нечеловек. Запомните, раз и навсегда. После 1861 - человек. До - нет. Трахнуть, убить, покалечить - не грех. Такая норма. Наташа не идеал. Она горяча и её чуть не свёз со двора какой-то ублюдок, глупый, неумелый, трусливый красавчик в мундире. Он и военный был так себе, но ВОЕННЫЙ! И она забыла Болконского. Наташа очень живой человек - она может ошибаться, изменяется в романе. Блин, можно тему запилить только по одной Наташе. Это самый проработанный персонаж в романе! Цитата:
Цитата:
Цитата:
И это не упоминая ОБВИНЕНИЙ ШЕКСПИРА В ПЛАГИАТЕ!!! |
Спс. Вы сама любезность. :smile:
Вы спорите с химерой, которую вызвали сами. По поводу правды жизни, свой первый пост в теме я начал тем, что отметил удачное описание характеров. А вот насколько верить каждому конкретному, то дело личного жизненного опыта. Я обожаю роман А.К., но за язык набил бы автору морду) Диалог наш несколько удаляется от темы. Может, поговорим о таких понятиях как объективное качество текста? Я понимаю, что художественное произведение нельзя измерить линейкой, количеством слов и метафор. Но существуют такие понятия как язык, идея, композиция... П.С. Фредди Меркури не учил людей в песнях, как надо и с кем надо, и почему. Поэтому мог тискать кого и сколько угодно. А главное в нем был драйв, что отвечает выбранному муз.направлению. |
Цитата:
Крепостных оставалась много но таки процент, разный в разных губерниях ну пусть до 35-40% это много. Дворяшки то откуда брались ? И из освобождённых крестьян тоже . Пардон, в оффтопе я , мож Толстовское эссе об Искусстве прочитать? Не В и М же заради дискуссии. |
Цитата:
Цитата:
Ну, вот опять же, о чём статья? О МТА. А зачем трогать Толстого? Давайте, в "свои произведения", читать вон Эвенлорда Гр. про ельфов или ещё кого-н. с числом постов 1-2. Потрясающие варианты. Вообще, современный мир позволяет выбрать себе узкую группу ценителей - и писать только для них, так как хочется и можется. Что Олди такой слог классный? Но своих любителей у них хватает. Так зачем отрицать Толстого, человека и парохода? Мне он нравится. И в школе я ненавидел не понятного Толстого, а Некрасова, Чехова (кроме Вишневого сада). Некрасов - нытьё. И чтоб ты сдох со своими зайцами! Я бы их поубивал всех и сожрал. А Чехова терпеть не могу за юморески. А от Сахалина можно было умереть от тоски. Если уж юморески, то Зощенко лучше, правдивей ,смешнее на две головы. И да, его Голубая книга, Возвращённая молодость - хоть и не стандартны, но в числе моих любимых. Уменьши, пожалуйста, концентрацию слова "говно" и его синонимов в постах. |
Цитата:
Завтра эссе графское прочту "Что такое Искусство?" а вдруг просветлюсь, нечаянно. Не легкое это дело,господа хорошее ,барина читать.Граф отрицает применение понятия "красиво" для литературы -диагноз .( |
Ну, всё тема сдохла, потому что яйца не стоила.
Цитата:
И не стыдно графа хаять, когда так пишите? Сюда пришли, чтобы просто потешить своё ЧСВ и хоть как-то отомстить учителям. ЛОЛЫ! Отписываюсь от темы. Всем привет и пока от Ольгерда. |
Иллария, с вами я бы с удовольствием поговорил о чем угодно :smile: Хотя бы потому, что э-э-э... мне нравится форма ваших запятых.
Но для того, чтобы продолжать разговор о графе, придется освежить его в памяти, а для меня это довольно сложно. Если и пойду на такой отважный подвиг, то только ради вашего общества :smile: Я уже написал больше, чем хотел, но Остапа понесло, так что продолжу… Можете спорить, с чем считаете нужным, но заранее надеюсь на аргументацию уровнем выше, чем «Достоевский идиот», а «Чехова ненавижу за юмор»... Главным недостатком трудов Льва Толстого я указываю то, что скорейшему развитию конфликтов, он предпочитает описания. В попытке построить из них экспозицию, он не дает ответы на главные интересующие меня вопросы: почему этот персонаж ведет себя так? почему события разворачиваются именно таким образом? В той же ВиМ достаточно и внешних и внутренних конфликтов. Увы, интерес к ним тает под избыточными лишенными смысла сценами, перегруженными деталями оправданиями тех или иных поступков. Весь глубинный смысл погребается под перечислениями внешних признаков. Два тома заполнены громоздкими неуклюжими описаниями. А чего? Давайте вспомним, чем обозначены кульминационные моменты в судьбе Болконского, когда Андрюша меняет свое мировоззрение? Первый - ранение, пространное рассуждение о чистом небе. Второй, депрессия, сменяющаяся приливом сил - наблюдение за старым дубом, которым мне непременно нужно было украсить школьное сочинение. И? Дают ли эти наблюдения ответ на вопрос "почему?". Почему Болконский бежит из армии. Испугался? Допустим. Почему влюбляется в Наташу и почему так быстро охладевает? Происходит только перечисление событий, но что движет персонажем: трудное детство, воспитание, сиюминутная прихоть, привычка, случай, условности общества? Тайна покрытая мраком... А теперь обратимся к Пушкину и вспомним, например, Капитанскую дочку. В которой Швабрин, преподнесенный как человек благородный и острого ума, узнав, что Гринев влюблен в Машу, сначала злословит о ней. Затем издевается над ней в крепости, а попав во власть Пугачева, сообщает тому, что Маша дочь капитана крепости. И какой из двух авторов дает нам больше информации о персонаже? И какое сочинение занимает 2 тома, а которое умещено на полсотни страниц? В экспозиции желательно раскрывать то и только то, что должны и хотят знать читатели, и ни слова больше. Иначе чтение становится скучным. Автор, конечно, царь и бог своего повествования, но если он хочет рассказать мне, читателю, о чем то с его т.з. важном, то должен меня заинтересовать. Для этого нужно не рассказывать, а показывать. Показывать поступки. И в идеале те поступки, которые персонаж совершает под давлением. Только тогда раскрывается характер. Конфликт и только конфликт составляет основу любой интересной истории. Вместо того чтобы тратить свои творческие таланты на изобретение привлекательных и негативных характеристик персонажей и их бесконечное описание, автор может создать условия, в которых эти характеристики станут видны. Как это делают хорошие писатели и... режиссеры индийских фильмов :smile: Охаянный выше Гамлет, между прочим, также виден в поступках. Он не спешит мстить за отца, после того, как ему явилась тень. Он решает вначале проверить, является ли убийцей отчим? Принц прикидывается сумасшедшим, выясняет обстоятельства дела и совершает месть. Эти поступки вполне описывают и его отношение к убитому отцу, и самого как личность достаточно предусмотрительную, изобретательную и в то же время эмоциональную. В Ромео и Джульете, кстати, классик не поет оду суициду, а добивается финалом эффекта отрицания. А теперь я бы с удовольствием послушал, какая сверх- над- или подидея содержится в Войне и мир? |
Цитата:
п.с. а если не так писать, то и стыда быть не должно? |
Я нашла выход:) мне же Робин с самого начала любезно объяснил, где находится кнопка игнор:)
вправду меня дико раздражает, коробит и злит, когда человек, будучи не в состоянии парировать и приводить контраргументы на уровне оппонента, начинает публично испражняться. Не замечая неуместности контекста. В первую очередь, потому, что отбрасывает тень на того самого Толстого, которого вроде бы защищать берется. После таких выступлений одна мысль остается: дети, не читайте такие книги, они вредят интеллекту. А то и мозг разрушают. С Шекспиром все понятно. Кто бы что не говорил, но тот факт, что его с успехом продолжают ставить в театре и экранизировать, уже о чем-то говорить:) Можно любить, можно не любить, от сыгранной им роли никуда не уйдешь. И многие вещи актуальности не утратили до сих пор. Слушайте, никто не помнит, как назывался фильм о том, как отсталых американских курсантов заставили изучать Шекспира? В качестве эксперимента, чтобы развить их интеллект и ликвидировать отставание от остальных? Они были самые тормозные в округе... Потрясающе там парень во время ночных учений под дождем монолог читал... А женские образы Толстого - это отдельная история. Эксперимента ради желающие могут попробовать, не лазя в "ВиМ", вспомнить, про кого что написано рассказано и удержалось в памяти. Уверяю, если сравнить впечатления 10-15 человек, картинка получится презабавная. Поскольку нет у Толстого женских образов, как и женщин. Его женские персонажи - носительницы детородной и половой функции, а не живые люди. |
Иллария, Человек эпохи Возрождения с де Вито
|
Цитата:
Очень трудно было прочесть "Обломова", потому что неспешность романа оказалась невыносимой. Теперь я понимаю его ценность - два мира, два характера, очень наглядная иллюстрация, которая в то же время не дает авторской оценки и не делает выводов. Для русского человека этот роман беспощадно правдивое зеркало. Пушкин, которого уже поминали добрым словом, совершенно другое дело. Его работы написаны так... легко-легко, остроумно и притягательно, а герои живые и настоящие. Он очень точен и при этом лаконичен. Это другой полюс. Толстой в личной табели о рангах где-то ближе к Чернышевскому. Почему - у него есть потрясающе сильные сцены (вроде смерти старика Безухова и драки за мозаиковый портфель, или игры на фортепьяно жены главного героя "Крейцеровой сонаты"), но все это приходится в буквальном смысле вымывать, как золотые крупинки, в тоннах и тоннах странных для современного человека периодов. Почему так - могу только предполагать. Может быть, те, для кого это все писалось, обладали неограниченным запасом времени, может быть, столько слоев "упаковки" было необходимо чтобы читатель "проглотил" идеи. |
Цитата:
Цитата:
Цитата:
А кто-нибудь помнит первоначальные выходные данные Толстовской "Черепахи". Когда и как она была опубликована впервые? Песенка в тему:) Очень жаль, что не умею искать и вставлять записи именно звучания. Текстом слова песен Шаова очень тяжело воспринимаются, их лучше слушать. Скрытый текст - Т.Шаов. И на Солнце бывают пятна: "Исторический" подход к изучению литературы мне, в целом, понятен. И временами очень близок. Поскольку есть вещи, которые категорически нельзя рассматривать в отрыве от тех самых общественных явлений. Ну, например, жанр антивоенного романа... но вот "биографический" подход, практикуемый в школе наравне с "историческим" у меня вызывает уже бОльшие сомнения. Если говорить о школе, то там писатели из живых людей высушиваются до уровня гербария, и это, наверное, неизбежно. Если взять Бунина для примера, то можно сравнивать школьную версию биографии с фильмом, который многие и с удовольствием ругали, - "Дневник его жены". Оставляя за рамками вопрос, надо ли разбирать нижнее белье давно почивших людей, даже если они - известные писатели, отмечу, что с фактографией в этом фильме все верно. Другой вопрос, нужны ли подобные подробности вообще и насколько они влияют на восприятие текстов? С Толстым лично мне явно портит восприятие хорошее знакомство с его биографией: в силу известных подробностей не могу воспринимать его с доверием. Он мне кажется морализатором, присвоившим себе звание "судии нравов", не имея на то моральных оснований, а также ханжой и лицемером. Который, даже затевая что-нибудь по-настоящему хорошее, вроде школ для крестьянских ребятишек или дешевых вегетарианских столовок для бедных людей, ухитрялся испортить дело. В первую очередь, именно стремлением поучать. Учить - могут не все, а вот стремление поучать - у каждого на подкорке прошито. Имея жажду и возможность учить, Толстой - утонул в поучениях. А вот Чехов мне симпатичен в первую очередь уже по-человечески, поэтому как писателя я воспринимаю его с удовольствием и пониманием. Кроме того, мне нравится его манера показывать ситуацию, не навязывая читателю авторских оценок. С таким человеком я могла бы дружить. Мне легко принимать людей такого типа, не обращая внимания на "личные особенности и нюансы". Биографическую сумму необходимых сведений о Чехове можно извлечь из книги Д.Рейфилда "Жизнь Антона Чехова". Он очень хорошо все свел воедино и проявил чисто английский такт, излагая моменты, в которых русский человек не удержался бы от раздачи моралей. И, вдобавок, уложился в очень небольшой объем. Так что любителям Чехова - рекомендую. |
Цитата:
Насчет Толстого и "пятен на нем" соглашусь. Когда впервые прочла "Крейцерову сонату", в которой выводятся, в сущности, очень острые и актуальные и сейчас вопросы, была очень впечатлена. Так совпало, что по молодости никогда раньше не задумывалась о взаимоотношениях полов, а тут получила просто-таки полный расклад - и как, и почему, и до чего можно дойти. Побежала обсуждать к любимой учительнице, а под занавес беседы она осторожненько так напомнила басню про лисицу без хвоста. Ту, которая стала убеждать остальных лисиц тоже избавиться от хвостов. Произведение менее ценным не становится, но вот знание того факта, что автор в момент написания больше не мог,оставляет неприятный осадок. Как "после нас хоть потоп". Кстати, не помню, кто-то кроме Куприна с "Ямой" еще затрагивал всесторонне физический аспект любви? А еще по сабжу думаю (глобально и с приветом от кэпа), что не устаревают только "вечные" сюжеты. Про людей и их взаимоотношения, потому что люди как-то не особенно и меняются. А устаревает только форма подачи материала. И когда ммм... "старая упаковка" начинает мешать восприятию, историю просто переписывают, немного косметически подредактировав. И подгоняя под запросы публики. Кстати, как можно объяснить интерес к крестьянской теме у читающего дворянства середины-конца 19 века? Или тогда в издательской политике все было не так жестко на спрос-предложение завязано? |
Внесу свою лепту раз меня здесь цитируют.
Мои опусы в большей степени касались даже не МиМ, а ореола, что возник вокруг произведения. И для ценителей МиМ, на этом форуме, такие авторы как Чехов, Толстой или Бунин не величины первой величины, а лишь верстовые столбы в школьной программе. Вот обратите внимание сколько страниц у обсуждения новой Белой Гвардии, а обсуждали ли так Ветку сирени или Дневник его жены?! Получается что у нас в чистом виде есть тренд ' Булгаков это круто' и все. Я против такого массового сознания. |
Цитата:
Цитата:
Это всё равно, что отказаться от Пушкина в связи с его неправедной жизнью или от Уайльда в связи с его бисексуализмом. Цитата:
|
Леди N., Я и не говорил, что одно другому мешает. Речь была о конкретных высказываниях и суждениях.
Есть эффект halo вокруг данного произведения и прочтение книги как бы тебя делает великим ценителем литературы. Опять же обсуждение Булгакова на первой странице, а где гомосексуальный Уайльд? Хотя тот же Грей это манифест по своей сути. Кто обсуждает Хождение по мукам? А почему? А потому что как бы пресно... И те что ценят МиМ могут ли цельно обсуждать раннее христианство? Бывали ли в нехорошей квартире? Любят ли старую Москву и им не хватает Собачьей площадки? Сомневаюсь..... |
Цитата:
PS ( по поводу крепостных, донесли -больше всего 1861 Смоленская губерния-69% аномалия , горными терминами) |
Ура! Мне ребенок помог. Ссылка на Тимура Шаова, можно и послушать:
Скрытый текст - ссылка на запись песни в исполнении Шаова: Цитата:
Цитата:
Цитата:
- отмена крепостного права; - скачкообразное повышение грамотности, читать научились даже те слои, которым это отродясь не требовалось; - формирование новых социальных страт, ранее вообще не существовавших или не имевших "удельного веса"; - развитие философской мысли. И не только эти факторы, например, указы о снятии цензуры тоже надо учитывать. Издательский бизнес в России всегда имел свои нюансы, но это - отдельная очень объемная тема. Лично мне - отдельно рыться надо, это не та область, в которой я быстро справку могу подобрать, зная, как формулировать поисковый запрос. Есть чудесный, кстати, фильм - "Их венчали не в церкви". Очень многослойный. Там совершенно изумительная сцена "хождения народников в народ". Франка, мне кажется, Вам понравится не меньше, чем мне, если Вы еще его не видали. "Крейцерову сонату" мне надо перечитывать, прежде, чем на эту тему выступать. Она мне попалась ровно в тот момент, когда я не могла ее оценить по определению. С Куприным - тоже очень хочется обсудить, от "Ямы" и дальше. Но это наспех тоже не выйдет, сначала подумать надо. И большое спасибо за "Ветку сирени". Обязательно посмотрю. |
Цитата:
Сатира-с, батенька. Времена меняются, а люди все те же. Цитата:
Я не стану копать в психоанализ, но можете самостоятельно поразмышлять над тезисом о том, что "человек, познавший несколько женщин уж не нормальный, а испорченный – блудник" (с) Казалось бы, высокоморально. Только гадко. По-моему скромному мнению граф во всех своих книгах талдычит о браке и долге, что есть очень хорошо. Но в "Сонате" в этой погоне низложил понятие любви до плотского, скотского уровня. Что есть очень и очень нехорошо. Согласно работам Фромма и Юнга платоническая любовь всего лишь социализация. И пусть мы скоты, но я бы предпочел поддерживать малейшие культурные проявления, в том числе и в литературе, которые способствуют такой "удачной" социализации. |
Цитата:
|
Цитата:
Цитата:
К тому же, я не отнимал у книги философско-размышляльского аспекта. В хорошем произведение слоев смысла можно найти больше, чем видел даже сам автор :smile: Впрочем, я на особую глубину мысли не претендую. Копайте самостоятельно) |
У МиМ несколько уровней прочтения, от- про говорящего котяру и тёмного рыцаря. Начальный уровень исполнен блестяще , дальнейшие редкому школьнику доступны,как насчёт, всякого преподавателя, не знаю.
|
кройц, А также играет роль и возраст читателя. 14 летний юнец вряд ли поймет ту же "Дорогу перемен" (для примера, чтоб не зацикливаться на русской классике), а 30 летняя замужняя дама может увидеть там всю свою жизнь.
Но мы отвлеклись от темы |
Цитата:
Знаете, лично мне самым удачным произведением Льва Николаевича кажется "Холстомер"... Только концовка все, как обычно, испортила. Генеральная идея была понятна и без поучающего разжевывания. Цитата:
|
Цитата:
upd. Я это к чему. Есть известная фраза: "критикуя, предлагай". Я ищу это самое, идею. Вспомнился замечательный мульт: "Жил-был пес"... все то же самое, что и в "Холстомере", но с хэппи-эндом. Ужели волки лучше людей? Цитата:
Бедные самки. С 19 века не так уж много изменилось. Не будь Санни эгоистом, мог бы посочувствовать :smile: |
Цитата:
Но мне "Холстомер" нравится не за параллель "лошадь-человек", решенную в пользу первой. При полной сумме обычных "заходов на морали" там пробивается что-то вполне себе живое. По крайней мере, у меня эта вещь оставила чувство "все мы немного лошади"... А не "Что-то про глупых людей и их бессмысленное житье. Эгоизм. Глупость. Жизнь вообще банальная штука." с) Цитата:
А про женские образы - ничего я не издеваюсь. Просто толстовские не вызывают у меня понимания, сопереживания и т.п., что должно внушать состоявшееся литературное произведение. Вот у Чехова, например, - дамы мне частенько не нравятся. Но не нравятся именно такие и так, как и жизни, поскольку они у Чехова - живые. |
Текущее время: 21:50. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.