Форум «Мир фантастики» — фэнтези, фантастика, конкурсы рассказов

Форум «Мир фантастики» — фэнтези, фантастика, конкурсы рассказов (https://forum.mirf.ru/index.php)
-   Литература (https://forum.mirf.ru/forumdisplay.php?f=7)
-   -   В СССР фэнтези нет? Что такое «советское фэнтези» (https://forum.mirf.ru/showthread.php?t=12174)

Robin Pack 11.02.2012 19:13

В СССР фэнтези нет? Что такое «советское фэнтези»
 
В одной личной беседе возник спор. Можно ли какие-то советские книги отнести к нынешнему термину "фэнтези"? Или в СССР "секса не было", и были только научная фантастика и сказки?
Какие книги, если есть такие, можно назвать образцом "советского фэнтези"?

Седой Ёж 11.02.2012 19:16

Стругацкие же сразу... НИИЧАВО))
Город Гусляр Булычева...
Это сразу, навскидку. Подумать, может еще вспомнится.
Тут же- старик Хоттабыч и Мастер и Маргарита.
«Город мастеров», «Кольца Альманзора»

Леди N. 11.02.2012 20:02

Да, отдельные Гуслярские рассказы - самое настоящее фэнтези с советским уклоном. "Недостойный богатырь", например. Да и повести об Алисе с Заповедником гоблинов сказок.
"Понедельник начинается в субботу" - однозначно.
Многие фильмы Роу можно отнести к фэнтези, но это уже другая тема)

И еще Шварц!

Седой Ёж 11.02.2012 20:04

Очень далекий Тартесс, авторов, их точно двое, не помню...
У Ларионовой Ольги что-то есть.

Greenduck 11.02.2012 20:28

Еще сага о Изумрудном городе Волкова. На мой взгляд настоящшее детское фэнтези.

Седой Ёж 11.02.2012 20:34

Greenduck, ну там все же сказка скорей. Плюс, это вольно переложенный Волшебник страны Озз.

Wendy Wicca 11.02.2012 21:08

Имхо, из того, что я знаю, все не совсем fantasy. В основном детские очень вещи. Но по атмосфере очень близкие.

Но если вы считаете городскую, то "Мастер и Маргарита" во многом оно. Это ведь не только "дьявольщина". ) Там атмосфера города очень сильно передана, атмосфера эпохи...

Вот чтобы такое, с рыцарями, волшебниками, эльфами - не вспоминается. Увы...

sir-ris 11.02.2012 23:15

Безусловно было) Даже если самого названия фэнтези и не было. Повторяться, называя авторов, не буду, согласна со всем вышеперечисленным. Разве что "Мастера" Булгакова я всё же больше к мистике отношу, хотя и к фэнтези тоже. Я как-то привыкла считать, что фэнтези для меня началось с Толкиена, ан нет - всё-таки со Стругацких, с Понедельника)
Цитата:

Сообщение от Wendy Wicca (Сообщение 1270184)
Вот чтобы такое, с рыцарями, волшебниками, эльфами - не вспоминается. Увы...

Может, потому, что не наше? Ну, эльфы-то уж точно, они к нам позже пришли. А маги-волшебники преспокойно здравствовали. Рыцари-драконы, богатыри-Змеи - всё это выросло и расцвело на фольклоре.

komrad13 12.02.2012 07:07

Насчет фентези не знаю, но космоопера точно была, хоть и детская. Ну вы все поняли)))

Потполкин 12.02.2012 07:30

Уберите свои грязные лапы от Шварца и булычёвского Великого Гусляра. Штотакое фетнази?
Если в первом посте не раскрыта суть термина, которым вы собираетесь оперировать, то эта тема - это всего лишь очередная флудилка

з.ы.
Шварц по национальности вообще индей (см. случай с НКВД и стихотворение Олейникова)

check32 12.02.2012 08:02

Цитата:

Сообщение от MAXHO (Сообщение 1270718)
Штотакое фетнази?

Началось в колхозе утро. Пришел MAXHO, И завел за определения.
Скрытый текст - Штотакое фетнази:
Цитата:

жанр литературы и искусства, примыкающий к научной фантастике, но в более свободной, «сказочной» манере использующий мотивы дальних перемещений в пространстве и времени, инопланетных миров, искусственных организмов, мифологию древних цивилизаций.
Энц. Слов
Цитата:

Литературный жанр, в котором герои с невероятными способностями существуют в условной социальной и природной среде
Т.С.Р.Я. Кузнецова
Цитата:

Один из литературных жанров, сочетающий в себе черты фантастики, сказания, мифа и эпоса. II неизм. прил. Сочетающий в себе черты фантастики, сказания, мифа и эпоса
Т.С. Ефимовой
Цитата:

произведения, изображающие вымышленные события, в которых главную роль играет иррациональное, мистическое начало, и миры, существование которых нельзя объяснить логически.
Слов. Лит. Терминов
Цитата:

жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов
Вики.

Все из вышеперечисленного, подпадает хотя-бы под одно из определений.

Потполкин 12.02.2012 08:22

а теперь читаем
Евгений Лукин, Враньё, ведущее к правде
Скрытый текст - тык:
<...>
Год этак семидесятый. Лекция. Преподаватель пластает романтизм. Представители данного направления, сообщает он, отвергали обыденность, видя выход в иной реальности, в иных временах. Мрачные реакционные романтики идеализировали прошлое, уходили в мистику. Прогрессивные верили в будущее. Был, правда, автор, стоящий особняком, его трудно отнести и к тем, и к другим. Эрнст Теодор Амадей Гофман. Явный романтик, но для реакционного слишком светел, а с другой стороны и от грядущего ничего доброго не ждал. Герой его обретает счастье в Атлантиде (не исключено, что сходит с ума).

Хорошо, что я тогда не задал вопрос: «Так может, это фантастика?» Выволочка за неприличное слово наглецу-студиозусу была бы гарантирована.

А почему, собственно, неприличное? Открой энциклопедию, прочти: «Фантастика – форма отображения мира, при к-рой на основе реальных представлений создаётся логически несовместимая с ними («сверхъестественная», «чудесная») картина Вселенной».

Отменно сказано. Единственное сомнение: не подскажете ли, которое именно отображение мира считать, по нашим временам, соответствующим действительности? Ведь не исключено, что в будущем сегодняшняя публицистика не только покажется, но и окажется фантастикой. Как, скажем, случилось с публицистикой советской эпохи.

Белинский, однако, одиозного ныне термина не чурался:

«Портрет» есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остаётся талантом.
<...>


Евгений Лукин, Кризис номер два
Скрытый текст - тык:
<...>
Другой парадокс: чем яростнее поборник старой веры ратовал за неё в прошлом, тем более горячим сторонником нового учения он сделается в будущем. Но поначалу обычно попытается обе истины совместить. Подчёркиваю: поначалу.

Что мы и видим в данном случае.

Да, реалист остался реалистом, ибо Космический Разум, равно как и потусторонний мир, с некоторых пор стали для него действительностью. Летающие тарелки, привидения, магия, взрывающиеся в печени больного чёрные дыры – всё это, господа, было когда-то нашей нераздельной собственностью. И вот, здравствуйте вам, приходят, раскидывают пальцы веером и предлагают делиться!

Звери алчные, пиявицы ненасытные, что ж вы фантастам-то оставляете?

А действительно…

Согласно лаконичному вокабулярию Ожегова, слово «фантастика» (в собирательном и самом близком для нас смысле) означает «литературные произведения, описывающие вымышленные, сверхъестественные события».

Ну, «сверхъестественные» в следующем переиздании, скорее всего, выкинут из соображений политкорректности, ибо сверхъестественное теперь считается реально существующим. И что в остатке? «Вымышленные»? Однако, позвольте! События, описанные в любом художественном произведении, не что иное, как вымысел.

Беда да и только!

Впору предпочесть другое толкование того же С. И. Ожегова, снабжённое, правда, пометкой разг.: «Что-н. невообразимое, невозможное». А может, оно даже и лучше, что разг., – всё ближе к мнению народному.

В чём-то судьба фантастики напоминает мне судьбу интеллигенции: никто не может точно сказать, что это такое, однако ругают. Причём по нынешним временам ругани, имейте в виду, предвидится куда больше, нежели по предыдущим.
<...>

Куда быстрее, на мой взгляд, случится исход с родных равнин так называемой «сакральной фантастики». Кстати, на редкость бестактный термин. Если перевести это грандиозное словосочетание на исконный русский, получится «священный вымысел», что по нашим временам как-то, согласитесь, не совсем деликатно. Если священный, то какой же он вымысел, а если вымысел, то какой же он священный? Верующие таких шуток не одобряют…

Иное сакралище наше бесценное немедля возразит: «Как это не одобряют? Самый свежий пример: роман Сергея Чекмаева «Анафема». Вышел в фантастической серии «Звёздный лабиринт», обложка – соответствующая, содержание – тоже. Тем не менее на недавно прошедшем конвенте «Басткон-2006» именно этому произведению была присуждена особая премия Союза православных граждан…»

Так-то оно так, но вчитайтесь в формулировку: «За истинно христианский реализм и формирование положительного образа сотрудников синодальных структур Русской православной церкви».

Понятен намёк?

Если не понятен, поясним: не шалите, ребята. Православие – это вам не эзотерика. Коль скоро речь идёт о вере – то реализм и только реализм. Слово «фантастика» недопустимо в принципе как оскорбляющее религиозное достоинство граждан.

Как там у Ожегова?

«Что-н. невообразимое, невозможное (разг.)».

Ну вот то-то же…
<...>

Ну и?
Какое там фюнтози, если с определением фантастики уже намечается предметно-объектный срач. И с предметом проблема, и с объектом.
Это как "военная психология", или же та же покатушная "геликософия", о которой писал тот же Лукин

Цитата:

Сообщение от check32 (Сообщение 1270733)
жанр литературы и искусства, примыкающий к научной фантастике, но в более свободной, «сказочной» манере использующий мотивы дальних перемещений в пространстве и времени, инопланетных миров, искусственных организмов, мифологию древних цивилизаций.

Не пойдёт, это сказка, фольклор, романтизм и куча литературы
Цитата:

Сообщение от check32 (Сообщение 1270733)
Литературный жанр, в котором герои с невероятными способностями существуют в условной социальной и природной среде

Не пойдёт, это "Пена Дней" Бориса Виана, модернизм
Цитата:

Сообщение от check32 (Сообщение 1270733)
Один из литературных жанров, сочетающий в себе черты фантастики, сказания, мифа и эпоса. II неизм. прил. Сочетающий в себе черты фантастики, сказания, мифа и эпоса

Не пойдёт.
1. Не всегда эпос
2. Что значит "мифа"? Этак советская литература в фюнтази превратится
3. Что такое фантастика?
Цитата:

Сообщение от check32 (Сообщение 1270733)
произведения, изображающие вымышленные события, в которых главную роль играет иррациональное, мистическое начало, и миры, существование которых нельзя объяснить логически.

Не пойдёт, это Кафка, "Замок". Модернизм
Цитата:

Сообщение от check32 (Сообщение 1270733)
жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов

Не пойдёт, это предромантизм и романтизм. Шекспир, "Сон в летнюю ночь". Гёте -"Фауст", например. Да хоть Гоголь

фантастика же появилась в условиях относительного модерна и постмодерна. А что такое постмодерн - до сих пор никто не знает, скорее всего, его и нет вообще, пусть Эко и дальше распинается.
Можно ограничиться тем, что это, чаще всего, беллетристика. И очень часто низкого пошиба, третьего сорта и четвёртой давности. Верчение вола, та же петрушка, опять 25, бирюльки и избиение баклуш

Седой Ёж 12.02.2012 08:27

И пришел Бука... Махно. В креатифф зайди. Интересно что у тебя получится)) А?

Потполкин 12.02.2012 08:57

Цитата:

Сообщение от Седой (Сообщение 1270737)
Интересно что у тебя получится))

в чём?

А "Мастера" записывать в городское фюнтози. Ну эт, товарищи, вообще аминь.
Надо как Сэд Грин: переписать Булгакова так, чтобы там появились слащавые вампирчики, продакшен плейсмент с айфонами, жигули, блатняк и межвидовой секас.

(Кто не в курсе: Сэд Грин переписал "Идиота" Достоевского, но превратил всех героев в зомби)

Robin Pack 12.02.2012 09:57

Цитата:

Сэд Грин переписал "Идиота" Достоевского, но превратил всех героев в зомби
Это называется mash-up. (см. "Чёрный номер", статья Невского на тему).

Для меня вполне достаточными приметами фэнтези являются: сеттинг, существующий по иным физическим законам, допускающий существование магии, вымышленных существ из фольклора, и - желательно - находящийся на доиндустриальной стадии развития.

Потполкин 12.02.2012 10:04

Цитата:

Сообщение от Robin Pack (Сообщение 1270791)
Это называется mash-up

Тханк уоу, К.О.
Тоже по сути новое лишнее слово в литературе. Чай автор "Неистового Роланда" о нём не знал, да и греки тоже
Цитата:

Сообщение от Robin Pack (Сообщение 1270791)
сеттинг, существующий по иным физическим законам, допускающий существование магии, вымышленных существ из фольклора, и - желательно - находящийся на доиндустриальной стадии развития.

Опять мимо.
Гофман, "Житейские воззрения кота Мурра".
До кучи можно считать это и первым доберроузовским cut-up'ом. Думаю, объяснять не надо.
Цитата:

Сообщение от Robin Pack (Сообщение 1270791)
Для меня

Ах вон оно что.
Это и есть основная причина предметно-объектного срача

Robin Pack 12.02.2012 10:14

Махно, твой пост напоминает облако тэгов. К чему ты упомянул Гофмана, "Неистового Роланда" и Берроуза? Ты считаешь их фэнтези, или ты считаешь их мэш-апом? Я промолчу о количестве известных берроузов, которое затрудняет понимание многим читателям.

Гиселер 12.02.2012 10:21

Цитата:

Сообщение от MAXHO (Сообщение 1270744)
А "Мастера" записывать в городское фюнтози. Ну эт, товарищи, вообще аминь.

MAXHO, "Мастер и маргарита" - это фэнтези чистой воды. Ну разве что на счет жанра можно поспорить. Другое дело, что это высококачественное литературное произведение, которое стало классикой мировой литературы.

Классического же фэнтези в СССР не было и быть не могло. Потому что у нас отсутствовал нордический/англо-саксонский канон, основополагающая база для львиной доли произведений фэнтези. Славянская же мифология исконно считалась сказочной, и в качестве базы для фэнтезийных произведений его использовали единицы (типа тех же Стругацких или Булычева). С другой стороны экранизация "Ильи Муромца" вполне эпична, соответствует сапковскому условию "игра с ненулевой суммой". Персонажи этого фильма неоднозначны, злодей не демонизирован, сюжетные ходы не прямолинейны. Если это не чистое фэнтези - то по крайней мере заявка на данный жанр.

Нельзя не упомянуть "Сказку странствий". Это фильм можно смело считать фэнтезийным. Тут есть и европейский канон, и "игра с ненулевой суммой". Мир мрачен, повороты сюжета неожиданны, финал неоднозначен. Если абстрагироваться от того факта, что этот фильм снимался в СССР, в традициях советского кинематографа и отечественными актерами - перед нами самое настоящее фэнтези.

Ну и наконец многочисленные экранизации совместных сказок: СССР-США-страны Западной и Восточной Европы. Есть среди них заявки на фэнтезийность, хотя до уровня "Сказки странсвий" они разумеется не дотягивают.

Получается, что жанр фэнтези в СССР все-таки существовал, пусть и в мизерном объеме. Однако это были самобытные произведения, большинство из которых стали практически культовыми для современников и потомков. А "кальки" с западногого конейерного чтива/кино в Союзе не было. Артуровский канон не эксплуатировался в хвост и в гриву. И это хорошо.

Право, лучше десять раз перечитать "Мастер и маргарита", чем вновь и вновь знакомиться с очередным опусом очередной бездарности, которая ваяет собственную Эпическую Сагу про рыцарей и эльфов.
Впрочем, это всего лишь ИМХО. :)

Потполкин 12.02.2012 10:21

Robin Pack, я не знаю, может мне стоит на доске схемы чертить?
Или по 300 гиперссылок на пост делать?
К чему упомянул Гофмана? К тому, что "Житейские воззрения..." Полностью попадают под ТВОЁ определение.
К чему приводил Неистового Роланда? А к тому, что подобная литература ставит вопрос перед словечком "mash-up".
Когда греки проигрывали на сцене сюжеты в пародийном ключе (гераклы-обжоры и т.д.) они не знали ни о каких мэщ-апах. А тут - пжалста - накатали на Достоевского и уже какое-то словечко приклеилось.
Нет, господа, уж если вы вводите новый термин, то доказывайте его обоснованность и состоятельность.
Берроузов много? Хех, да кат-апы-то всего у одного, явно не у Эдгара.

Цитата:

Сообщение от Robin Pack (Сообщение 1270817)
затрудняет понимание многим читателям.

Ололо, а к чему тут приводили Булычёва, Шварца и Булгакова? А если их кто-нибудь не читал?
Нет уж, это затрудняет понимание, вы все сговорились и строчите при помощи тегов.
Цитата:

Сообщение от Гиселер (Сообщение 1270823)
"Мастер и маргарита" - это фэнтези чистой воды.

баня - это табуретка.
И это при том, что любое определение фэнтези не выдерживает критики

Гиселер 12.02.2012 10:31

Цитата:

Сообщение от MAXHO (Сообщение 1270824)
баня - это табуретка.
И это при том, что любое определение фэнтези не выдерживает критики

MAXHO, я не услышал из твои уст внятной аргументации по поводу того, почему "Мастер и маргарита" фэнтези не является.
Подчеркиваю, речь идет о внятной аргументации, а не о словоблудии. Потому что доказывать логическую связь между баней и табуредкой путем установки сложных причинно-следственных связей - твой профиль.

Я же ожидаю простого и четкого ответа на банальный в общем-то вопрос: почему нет ?

Robin Pack 12.02.2012 10:36

Кстати, интересное наблюдение. В кино советские творцы куда ближе и куда чаще подходили к фэнтези. Во многом - благодаря тому, что могли экранизировать западные книги, мифы, народные сказки. И весьма вольно экранизировать.

Помимо "Сказки странствий", в этот список можно включить "Мио, мой Мио" (да, да, я сам люблю посмеиваться над сюжетом книги, не в том суть), "Звёздного мальчика". Да и все позднесоветские "народные" сказки - совершенное издевательство над каноном. "После дождичка в четверг" с тремя Иванами, с толстым Кощеем, который играет с героями в сложную игру, и выглядит куда более опасным - но и уважаемым - чем "традиционный" Кощей. "Раз, два, горе - не беда" - несмотря на игрушечно-стимпанковский антураж, очень мрачное и драматичное произведение, где герои умирают и жертвуют собой.

Серьёзных героических сказок очень много снимали в эпоху, которую я называю "хрущёвской мультипликацией". Эпоху "Снежной королевы", "Аленького цветочка". Эпоху греческих мифов от Снежко-Блоцкой, состоящих из крови, смерти, пафоса и самопожертвования. "Маугли" - лебединая песня этой эпохи, возможно, лучший советский мультфильм в жанре эпоса.
Если нельзя придумать свой эпос - мы берём сказку и делаем эпос из неё.

Всё это воспринималось советской цензурой легче, чем создание мифа с нуля. Кинематограф по природе своей - интерпретатор. Промелькнула на заднем плане Баба-Яга - и всё, не нужно объяснять, что ты такое творишь. "Экранизация русских народных сказок". В книгах же такое вольное обращение с фольклором позволяли себе довольно немногие. "Эпоха сказок" у Булычёва - с обязательным участием Алисы из будущего. "НИИЧАВО" у Стругацких - с обязательным участием современных учёных. И всё это на сплошной иронии, почти на высмеивании "отжившего старого", которому позволяется лишь позабавить современного, продвинутого героя, эдакого "Ивашку из дворца пионеров".

Леди N. 12.02.2012 10:48

Вспомнила Бажова с его "Уральскими сказами". Если это не фэнтези, то Толкиена тоже можно исключить из этого списка.

Тенгель 12.02.2012 12:52

А я, пожалуй, соглашусь с Робином Пэком.
Если фэнтези (в современном понимании этого термина) и существовала в СССР, то, в основном, в кинематографе. И в мультфильмах тоже.
Конечно, если понимать под "фэнтези" любую фантестику, где действие происходит не в будущем, и где есть в антураже хоть что-то иррациональное, тогда, и Стругацкие, и Шварц, и Булгаков, и Гоголь, и Пушкин, и Жуковский, и Булычёв, и Достоевский -- всё фэнтези.
Но, если понимать под фэнтези то, что было у Толкина (фантастические прозаические произведения, написанные для взрослых или старших подростков, со значительным элементом иррационального в антураже, но следующие традициям модернистского или постмодернисткого искусства) -- тогда, в самом деле, в СССР до 1988г фэнтези было мало весьма. Ну, если брать то литературное направление, которое называется "городская фантастика" она же "городская фэнтези", тогда, действительно, можно в советском периоде набрать что-то. Начиная с Булгакова и заканчивая Лукиными и Булычёвым.
Если взять "классическую фэнтези", в смысле, "историю, происходящую в волшебной стране", то тут вряд ли наберётся хоть что-нибудь. Это направление литературными сказками в советской литературе было представлено только. Хотя, был Крапивин, многие его вещи, скажем, "Ночь Большого Прилива" вполне фэнтезийны.
Кроме того, исследователь М. И. Мещерякова в статье "Русская неомифологическая проза в круге детского и юношеского чтения" приводит следующие произведения 60-70-х годов, написанных вслед за публикацией "Мастера и Маргариты":
Цитата:

Так в творчестве Г.Демыкиной появляется неомифологическая повесть лирико-медитативного типа "Маски" (1972). Аналогичными оказались художественные искания С.Абрамова (в соавторстве с А.Абрамовым), "Все дозволено" (1973), В.Орлова - "После дождика в четверг" (1968), "Происшествие в Никольском" (1975).
Но всё равно, в СССР именно в литературе таких произведений было исчезающе мало. А вот кино "классического фэнтези" в СССР дало несколько ярчайших примеров.
1. Огромный пласт сказочных фильмов и мультиков с сюжетом типа "Пионер в волшебной стране". Это всё обозначалось, как правило, как "фильм-сказка", но кое-что было в большей степени ориентировано на подростковую аудиторию, и больше элементов фэнтези содержало.
2. Экранизации сказочной классики, ориентированные на юношескую и взрослую аудиторию. Например, уже упоминавшийся "Илья Муромец" или "Руслан и Людмила".
3. Совместные "советско-заграничные" фильмы или фильмы, снятые как экранизации западных фэнтезийных произведений. Здесь самый яркий, конечно, представитель "Сказка странствий" А. Митты.
4. Ну, и, если относить к фэнтези "городскую фантастику", то фильм "Чародеи" тоже сюда можно отнести.
Действительно, в кино в СССР фэнтези было куда больше, чем в прозе.

Franka 12.02.2012 18:34

Долго вспоминала и пришла к выводу, что во времена моего детства не попадалось отечественных книг, которые сошли бы за фэнтези. Приходилось добирать фильмами, которые уже неоднократно упоминали. Потом, в начале девяностых, появились повести-сказки типа "Астрель - принцесса сумерек" (автора не вспомню, хоть убейте), как сейчас понимаю, совершенно проходные. Еще были повести вида "Приключения желтого чемоданчика" и похождений Баранкина с превращениями и навязчивой моралью. Это еще можно с некоторым усилием притянуть к городскому фэнтези.

Кстати, с такого скудного пайка "Трудно быть богом" с их средневековым антуражем тоже очень напоминает фэнтези...

П.С. Отец, просмотрев мой учебник литературы класс так за седьмой, очень удивлялся стихам Бальмонта. Говорил, что когда он учился в школе, стихи такого плана долго бы клеймили за "тухлость мечтаний". Ну как же - к светлому будущему не призывают, уводят мысли читателя от конкретного строительства коммунизма к абстрактным неведомым дорожкам и Бабе-Яге, таким образом, просто идеологически вредны. Значит, фэнтези в СССР появиться в принципе было не должно, за вариативность, отсутствие четкого движения "вперед" и соответствующего настроя. Да и вообще, нетрудно предположить, что романтизация "проклятого прошлого" и вздорных вымыслов не годилась для советского человека. С приветом, ваш Кэп.


MAXHO, дорогой, ты как Портос - дерешься потому что дерешься)))

Потполкин 12.02.2012 18:43

Цитата:

Сообщение от Гиселер (Сообщение 1270834)
я не услышал из твои уст внятной аргументации по поводу того, почему "Мастер и маргарита" фэнтези не является.

если не доказано, что это фентози, то не нужно и опровергать. Религия?

check32 12.02.2012 18:48

MAXHO, В данном случае нет. Утверждение МиМ - фэнтези, В обосновании не нуждается ибо первое. А вот ответ уже должен выглядеть так. Все это фигня, ибо... А потом уже следует, я настаиваю, потому что....

Franka 12.02.2012 18:51

Цитата:

Сообщение от MAXHO (Сообщение 1271167)
если не доказано, что это фентози, то не нужно и опровергать.

Слово против слова, спор об определениях, все суета сует и томление духа, всем спасибо, все свободны. Это краткий синопсис гипотетического спора.
Мастера с Маргаритой можно по принципу подобия притягивать к магическому реализму типа Борхесовского. Магический реализм вроде как притягивают к разветвленному баобабу фэнтезийных разновидностей. Таким образом, можно притянуть МиМ к фэнтези, на том и упокоиться. С другой стороны, можно вооружиться воображаемым мачете и двинуться в дебри понятий и определений. Шикарное болотце, поскольку в таких вопросах просто не может быть единого мнения.

Val 12.02.2012 19:06

Да с фэнтези в советской литературе, скажем так, плохо, потому что... ну Franka уже сказала почему. И на самом деле странно, что те же самые причины не помешали появляться фэнтези в советском кинематографе. Кстати при словах фэнтези и советское кино живо в памяти встает "Убить дракона" с Абдуловым в роли Ланселота =)))

Franka 12.02.2012 19:12

Цитата:

Сообщение от Val (Сообщение 1271181)
Кстати при словах фэнтези и советское кино живо в памяти встает "Убить дракона" с Абдуловым в роли Ланселота =)))

Не соглашусь) Это чистейшей воды социальная сатира, причем из разряда "пиная мертвого льва".

Robin Pack 12.02.2012 19:26

"Трудно быть богом" - интересный пример. Здесь не только средневековый антураж - здесь действительно создание небольшого, не очень подробно показанного, но фэнтезийного мира. Со своей историей и религией, со своей фауной (зверь Пэх, вепрь Ы, птица Сиу), своими легендами, своим, если не языком, то хотя бы сленгом. Можно сказать, что желание делать такие вещи у авторов было.
Тем не менее, в основе своей ТББ это научная фантастика о "нашем в другом мире". Все чудеса - за кадром. Они даже не "особенность другой планеты", они, практически, вымысел. Мы не видим зверя Пэха, птицу Сиу, и про реальность вепря Ы знаем только благодаря тому, что его печень используется в каком-то зелье доктора Будаха. И то, это может быть иносказательное название травы или корня, вроде "Иван да Марья" и "Анютины глазки".

Цитата:

1. Огромный пласт сказочных фильмов и мультиков с сюжетом типа "Пионер в волшебной стране". Это всё обозначалось, как правило, как "фильм-сказка", но кое-что было в большей степени ориентировано на подростковую аудиторию, и больше элементов фэнтези содержало.
2. Экранизации сказочной классики, ориентированные на юношескую и взрослую аудиторию. Например, уже упоминавшийся "Илья Муромец" или "Руслан и Людмила".
3. Совместные "советско-заграничные" фильмы или фильмы, снятые как экранизации западных фэнтезийных произведений. Здесь самый яркий, конечно, представитель "Сказка странствий" А. Митты.
4. Ну, и, если относить к фэнтези "городскую фантастику", то фильм "Чародеи" тоже сюда можно отнести.
Отличный перечень. Я бы добавил: экранизации западной литературы. Говоря "фэнтези в СССР", мы подразумеваем "книги, написанные в СССР" и "фильмы, снятые в СССР", а ведь последние могут быть и по мотивам каких-либо западных книг или пьес.
Не знаю, основана ли на какой-нибудь книге "Сказка странствий", но аналогичные по атмосфере "Мио", "Звёздный мальчик", и не очень мною любимый киноспектакль "Король-олень" - разумеется, экранизации зарубежных книг и пьес.

В список экранизаций былин к "Илье-муромцу" добавлю "Садко". Который на запад украли под названием "Магическое путешествие Синдбада" :lol:


Что касается литературы - очень часто мы упираемся в то, что не всех своих авторов знаем. Я, например, в жизни не прочёл ни одной книги Крапивина. Просто не попадались. И уверен, что мало кто, в свою очередь, читал отличную "детско-юмористическую космооперу" "Продавец приключений" Георгия Садовникова, в которой чертей, бабок-ёжек и рыцарей было не меньше, чем в Алисе.

Леди N. 12.02.2012 20:18

Нашла интересное рассуждение по поводу фэнтези в СССР. Во многом оно повторяет наши рассуждения в этой теме.
http://sites.google.com/site/locmanf...-zanra-fentezi

Гиселер 12.02.2012 20:40

Цитата:

Сообщение от Robin Pack (Сообщение 1270838)
Помимо "Сказки странствий", в этот список можно включить "Мио, мой Мио" (да, да, я сам люблю посмеиваться над сюжетом книги, не в том суть), "Звёздного мальчика". Да и все позднесоветские "народные" сказки - совершенное издевательство над каноном. "После дождичка в четверг" с тремя Иванами, с толстым Кощеем, который играет с героями в сложную игру, и выглядит куда более опасным - но и уважаемым - чем "традиционный" Кощей. "Раз, два, горе - не беда" - несмотря на игрушечно-стимпанковский антураж, очень мрачное и драматичное произведение, где герои умирают и жертвуют собой.

Во-о-от, спасибо за напоминание. Замечательный список, мне и добавить нечего. Хотя две последние сказки можно отнести к фэнтези с большой натяжкой - все-таки сюжеты их чрезмерно гротескны.
Цитата:

Сообщение от Тенгель (Сообщение 1270925)
Ну, и, если относить к фэнтези "городскую фантастику", то фильм "Чародеи" тоже сюда можно отнести.

И "31 июня" туда же. Тут даже имеет место быть эксплуатация артуровского мифа. :)
А вот на счет "Роковых Яиц" и "Иван Васильевич меняет профессию" того же Булгакова/Гайдая сложно сказать. Ведь эти произведения вполне можно отнести и к юмористической НФ. Никакой магии, исключительно чудеса науки.

Однако экранизацию "Роковых яиц" 1995 года все-таки можно причислить к фэнтези. Впрочем, с учетом того, что этот фильм сочетает в себе сюжеты двух булгаковских произведений - собственно "Роковых яиц" и "Мастера и Маргариты".
Но пардон, это ведь уже российское кино. :)
Цитата:

Сообщение от MAXHO (Сообщение 1271167)
если не доказано, что это фентози, то не нужно и опровергать.

А чего доказывать-то ? В романе Михаила Афанасьевича присутствует магия. Перед нами вполне реальный мир, в котором появляются персонифицированные мистические сущности. Которые не просто являются некой сверхъестественной силой - это вполне реальные существа, которые появляются из вполне себе реального Ада. Разумеется, реального для персонажей Булгакова. Проводятся прямые аналогии с теми же "Дозорами", где мир иных скрыт от глаз простых смертных. А тот факт, что "М&М" - это сложное многоплановое произведение, а "Дозоры" - заурядный развлекательный сериальчик с прикладной моралью, говорит лишь о качестве вышеупомянутых работ. На западе тот же Толкиен уже давно изучается в самых престижных гуманитарных ВУЗ-ах. При этом никто не подвергает сомнению жанр "Властелина колец". Но наши же литературоведы почему-то считают кощунственным причислять творения Булгакова к "низким" фантастическим жанрам. У нас есть особенный литературный жанр - классика !
Он традиционно пребывает "над Системой". ;)

check32 12.02.2012 20:53

Цитата:

Сообщение от Гиселер (Сообщение 1271278)
все-таки сюжеты их чрезмерно гротескны.

Ну, не бллее чем , скажем, "Приключения Жихаря" Успенского.

Гиселер 12.02.2012 20:57

Цитата:

Сообщение от check32 (Сообщение 1271293)
Ну, не бллее чем произведения, скажем, Успенского.

Ну я бы сказал, что Успенский - это современный сказочник.
Просто сегодня наблюдается обратная тенденция. Если раньше советские творцы даже на серьезные фэнтезийные произведения наклеивали ярлык "сказка" (фэнтези - буржуйское словцо), то сегодня книгопечатники даже "Колобку" готовы навесить ярлык "фэнтези" - чтобы охватить как можно более широкую читательскую аудиторию.
Потому что сегодня фентези - это круто, а сказка - для лохов. ;)

Тенгель 12.02.2012 21:40

Цитата:

когда он учился в школе, стихи такого плана долго бы клеймили за "тухлость мечтаний". Ну как же - к светлому будущему не призывают, уводят мысли читателя от конкретного строительства коммунизма к абстрактным неведомым дорожкам и Бабе-Яге, таким образом, просто идеологически вредны. Значит, фэнтези в СССР появиться в принципе было не должно,
Совершенно точно. В СССР традиционно (со времён ещё Ленина, и, особенно!, Сталина) за искусством числили огромную роль. Считалось, что только одной силой искусства можно управлять массами, и поэтому все произведения массового искусства находились под жёстким идеологическим контролем.
И, с этой точки зрения, фэнтезийный канон, опирающийся на этику, несовместим с каноном марксиско-ленинским, любую этику кроме классово обусловленной отрицающим. Фэнтези -- жанр ультраконсервативный, почти реакционный, воспевающий старые добрые времена рыцарства и благородства, в сравнении с современным железным веком заводов и техники. Опять, даже близко не подходит к советской идеологии.
Поэтому классического книжного фэнтези даже и быть не могло. Экранное -- могло, поскольку кино было связано не с литературой, а с театром, а театру позволялся больший уровень условности, и бОльшая свобода в выразительных средствах.
Именно поэтому, кстати, те советские произведения, которые всё-таки к фэнтези иногда относят ("Понедельник...", к примеру), на самом деле к фэнтези имеют очень маленькое отношение. Они с идейной точки зрения не консервативны. "Понедельник..." -- это апология научного поиска, то, что присуще не "фэнтези", а НФ. И там нет характерных для фэнтези этических проблем. А "Сказка о тройке" -- это снова не классическая фэнтези, а тяжёлая сатира. От фэнтези там только гиперкритичный взгляд на "текущую реальность".
Так что на самом деле фэнтези в СССР много и не могло быть. Оно, если и появлялось, то как частный случай других направлений.

Потполкин 13.02.2012 06:15

Цитата:

Сообщение от Гиселер (Сообщение 1271278)
В романе Михаила Афанасьевича присутствует магия. Перед нами вполне реальный мир, в котором появляются персонифицированные мистические сущности. Которые не просто являются некой сверхъестественной силой - это вполне реальные существа, которые появляются из вполне себе реального Ада. Разумеется, реального для персонажей Булгакова. Проводятся прямые аналогии с теми же "Дозорами", где мир иных скрыт от глаз простых смертных. А тот факт, что "М&М" - это сложное многоплановое произведение, а "Дозоры" - заурядный развлекательный сериальчик с прикладной моралью, говорит лишь о качестве вышеупомянутых работ. На западе тот же Толкиен уже давно изучается в самых престижных гуманитарных ВУЗ-ах. При этом никто не подвергает сомнению жанр "Властелина колец". Но наши же литературоведы почему-то считают кощунственным причислять творения Булгакова к "низким" фантастическим жанрам. У нас есть особенный литературный жанр - классика !

гис, ну не пори, не пори. Ты и гоголя туда же тащишь. нет такого жанра - "классика".
Хотите сказать, что совершенно недавно придумали всеобщую теорию всякого вымысла в литературе?

Толкин? А у нас на 4 курсе коэльо проходят и что теперь?

Waterplz 13.02.2012 08:12

Цитата:

Потому что сегодня фентези - это круто
Серьезно? На сколько я могу судить, если сказать что ты читаешь фэнтези, то **** резко сократится. В возрастной категории 25-45 лет. Но и в 16-25, я думаю, ситуация не лучше. Айфон это круто. Айпад это вообще отпад. А фэнтези для неудачников.

А плагиат/локализация/перевод Волкова на страну Оз, с продолжениями, это разве не фэнтези?
Условное средневековье
Магия
Волшебные народы
Волшебная страна
Партия героев

Потполкин 13.02.2012 08:58

если разграничение фантастического происходит на интуитивном уровне. То о каких определениях может идти речь?

Терри П 13.02.2012 10:29

Цитата:

Сообщение от MAXHO (Сообщение 1271647)
если разграничение фантастического происходит на интуитивном уровне. То о каких определениях может идти речь?

Как вам такое определение:
Фэнтези - жанр литературы построенный на магическом фантастическом допущении. То есть в фэнтези создается мир, где существует магия, которая никак не объясняется с помощью науки. Но при этом магия является в этом мире законом природы, являются нормой описываемого мира и действуют системно, в отличие от сказочных аналогов. Все события в фэнтези должны быть логичны и обоснованы, магия имеет строгие правила и рамки, и не может действовать по разному без логичных обоснований. Абсурдных вещей с точки зрения логики и правил самого мира в фэнтези быть не должно.

В отличие от фэнтези в сказке нет системы магии и строгих правил мира, от автора не требуется логическая целостность мира, чудеса сказок совершенно не требует логичных обоснований и достоверности.
В отличии от модерна, постмодерна, фантасмагории в фэнтези не может быть абсурда и нарушения логики самого мира. Мир в фэнтези должен быть логически непротеречивым, основные законы и правила мира объясняются читателю сразу и не меняются во время действий, а только дополняются.
В отличие от НФ в фэнтези мир никак не объясняется с точки зрения современной науки, но непротиворечивость мира должна быть.

Потполкин 13.02.2012 11:07

Цитата:

Сообщение от Терри П (Сообщение 1271777)
где существует магия, которая никак не объясняется с помощью науки.

в каком из смыслов? если науки как науки, то в НФ полно антинаучной свалки.
А если науки того мира, то как же пресловутое словечко "технофентози"?
Да и все эти иные-чумные

Цитата:

Сообщение от Терри П (Сообщение 1271777)
от автора не требуется логическая целостность мира

Да ну.

Хронотоп (не люблю это слово) сказки очень логичен. Там сказочное пространство, тут пространство профанное. Нарушил запрет, пошёл туда, нашёл помощников, замесил главзлодея.
Это если говорить о волшебной сказке, о которой, как мне кажется, мы и ведём речь, поскольку магии там полно. И вот в сказке она, действительно, не объясняется. А в фюнтози ещё как может.

Цитата:

Сообщение от Терри П (Сообщение 1271777)
В отличии от модерна, постмодерна, фантасмагории в фэнтези не может быть абсурда и нарушения логики самого мира. Мир в фэнтези должен быть логически непротеречивым, основные законы и правила мира объясняются читателю сразу и не меняются во время действий, а только дополняются.
В отличие от НФ в фэнтези мир никак не объясняется с точки зрения современной науки, но непротиворечивость мира должна быть.

вот это лол. Многие законы могут объясняться и позже. Это же чистой воды постмодерн.
Да и само построение: берём доспехи от одних рыцарей, титулы других, мораль вообще из другой эпохи, для речи мудрецов делаем копи-пасту из Платона, можем разбавить современным (!) юмором, топонимы, гидронимы и имена сочиняем сами путём сложения слов, вбрасываем парочку окказионализмов и т.п.
Если разбирать практически любую фюнтази книгу по винтикам, то мешанина будет ого-го. Беллетристика времён постмодерна.

К первой причине проблематики определения фюнтози я добавлю вторую, о которой уже говорил: у постмодернизма с предметом-объектом тоже проблема. Не определили постмодернизм как следует, до сих пор не определили. А тут ещё и интуитивное определение вымысла и фантастического, плюс требования издательств по сюжету и героям (это же, фактически, отсылка к типологии сюжетов и "Указателю сюжетов фольклорной сказки").

Именно поэтому сейчас ничего не получится определить, сколько бы вы ни старались. Вот лет через 50-70 - пжалста

Но спасибо за попытку дельного ответа.

Цитата:

Сообщение от Franka (Сообщение 1271174)
Магический реализм

А это штотакое?

Господа, мне всё это очень напоминает группы Флёр: сплошной кардио-вейв и подушка-хардкор только потому, что хочется так назвать

Тенгель 13.02.2012 11:25

Цитата:

Потому что сегодня фентези - это круто
Серьезно? На сколько я могу судить, если сказать что ты читаешь фэнтези, то длина твоего социального пинуса резко сократится.
Не фига!
Фэнтези -- это действительно круто.
Оно лучше всего продаётся, следовательно, приносит большой доход.
Значит, на обложке "Колобка" есть прямой смысл напечатать словечко "фэнтези".

Что же до определения Терри П
Цитата:

Фэнтези - жанр литературы построенный на магическом фантастическом допущении...
Имхо, оно неудачно, потому, что слишком широко. В нём слишком мало норматирующих признаков. Фактически, тут фэнтези не определяется вообще ничем, кроме антуража. А в таком случае мы в фэнтези спокойно записываем "Вечера на хуторе близ Диканьки Гоголя" и жизнеописание Александра Македонского Плутарха. У Плутарха в рождении А. Ф. Македонского принимает участие бог, то ли Аполлон, то ли Зевс. Стало быть, имеем магическое фантастическое допущение (т. к. Плутарх всерьёз не верит в то, что Александ был полубожеством).
В любом случае, определение "только от антуража", если и удастся выработать, всё равно оно будет совершенно бесполезно.

Wendy Wicca 13.02.2012 11:28

Терри П,
мне очень нравится ваша версия)
Цитата:

Фэнтези - жанр литературы построенный на магическом фантастическом допущении. То есть в фэнтези создается мир, где существует магия, которая никак не объясняется с помощью науки. Но при этом магия является в этом мире законом природы, являются нормой описываемого мира и действуют системно, в отличие от сказочных аналогов. Все события в фэнтези должны быть логичны и обоснованы, магия имеет строгие правила и рамки, и не может действовать по разному без логичных обоснований. Абсурдных вещей с точки зрения логики и правил самого мира в фэнтези быть не должно.
Она очень многое обьясняет и ничего не исключает.

Fantasy это книги, где чудо - это норма, магия - часть жизни. И при том, магия не случайна, она закон природы.
Это грань, где сходятся фантастика и сказка, образуя то, о чем мы говорим.
Цитата:

В отличие от НФ в фэнтези мир никак не объясняется с точки зрения современной науки, но непротиворечивость мира должна быть.
Ну, если смотреть с материалистической т.з., то да. Но всегда есть шанс, что эти законы, второго, тонкого мира, мы просто еще не открыли) Или открыли, но не все из нас...

Имхо, есть два основных fantasy. То, где мир строится с нуля. И то, где открывается, осмысливается теневая сторона нашего мира. То что в СССР, оно больше было второе. А первое было в детскх сказках.

Потполкин 13.02.2012 11:40

Цитата:

Сообщение от Wendy Wicca (Сообщение 1271861)
Fantasy это книги, где чудо - это норма, магия - часть жизни. И при том, магия не случайна, она закон природы.
Это грань, где сходятся фантастика и сказка, образуя то, о чем мы говорим.

О, да. И поэтому старик Лагин со своим "Стариком Хоттабычем" - это тоже фентази.

Цитата:

Сообщение от Wendy Wicca (Сообщение 1271861)
Имхо, есть два основных fantasy. То, где мир строится с нуля. И то, где открывается, осмысливается теневая сторона нашего мира. То что в СССР, оно больше было второе. А первое было в детскх сказках.

ололо, Венди советский гнозис к теме примешала. И ведь права, чёрт возьми, только не по поводу фентази, а по поводу советского искусства с 1920-х вообще.

Делаю репост из своего философского сетевого сосаити (перепечатка из монографии по Шостаковичу)

Скрытый текст - тык:
<...>
Среди художников, наиболее ярко выразивших гностическое мироощущение советского человека, - не только автор "Мастера и Маргариты" (чья фамилия приходит на ум первой), но и М.Зощенко, Д.Хармс, А.Введенский, Н.Заболоцкий, А.Платонов, Ю.Домбровский, уже упомянутый Вен.Ерофеев.
<...>
стр 17

Сюда же попадает и довольно большая часть соцреализма, если разобраться, потому как "перебьём всех белых - заживём тогда, а Иванов оказался американским шпионом, хотя все думали, что он - это порядочный коммунист".
Вымысел? Ещё какой. Фантастика чистой воды.

но вернёмся к теме: не может быть никаких "основных двух типов фентози", пока мы не определили само фентози. Тем более на каком основании определены эти типы? Опять на интуитивном уровне?
Вы, ребята, молодцы: колдунство при помощи колдунства характеризуете

Waterplz 13.02.2012 11:58

Цитата:

но вернёмся к теме: не может быть никаких "основных двух типов фентози", пока мы не определили само фентози. Тем более на каком основании определены эти типы? Опять на интуитивном уровне?
А зачем нам вообще определять что такое фэнтези? Не можешь же ты думать, что без этого определения мы не можем говорить о фэнтези в СССР.

Тенгель 13.02.2012 12:10

Цитата:

Не можешь же ты думать, что без этого определения мы не можем говорить о фэнтези в СССР.
Вообще-то корректно говорить именно не можем.
Это как секс.
Без определения секса мы не можем говорить был ли он в СССР или нет. Потому, что, в зависимости от определения (тем, что понимается под сексом) оказываются верными (или неверными) оба утверждения: "В СССР секс есть" (дети-то рождаются) и "в СССР секса нет" (гедонистическое наслаждение иртимными отношениями в "открытой" культуре отсутсвует).

Так и с фэнтези. Не определив, что такое фэнтези, мы не можем понять относится ли к фэнтези, скажем, "Понедельник..." или "Мастер и Маргарита". И поэтому из утверждения ""Мастер и Маргарита в СССР была" следуют два вывода "Значит фэнтези в СССР не было" и, одновременно, "Значит, фэнтези в СССР была".

Потполкин 13.02.2012 12:12

Цитата:

Сообщение от Waterplz (Сообщение 1271911)
Не можешь же ты думать, что без этого определения мы не можем говорить о фэнтези в СССР.

Европеец подался на восток?

Хорошо, тогда давайте запиливать темы "Мняка в СССР" и рассуждать о Мняке в СССР. Так можно делать в том случае, если ты знаешь, "что для тебя есть мняка". И это превосходно, если ты действительно знаешь. На практике же выходится следующее: все говорят о том, что "мняка для меня - это то-то", а задашь им вопрос - в догадках теряются.
Значит не знают, как используют это слово.

Давно ли Витгенштейна отбросил?

sir-ris 13.02.2012 12:16

Цитата:

Сообщение от Тенгель (Сообщение 1271937)
Так и с фэнтези. Не определив, что такое фэнтези, мы не можем понять относится ли к фэнтези, скажем, "Понедельник..." или "Мастер и Маргарита". И поэтому из утверждения ""Мастер и Маргарита в СССР была" следуют два вывода "Значит фэнтези в СССР не было" и, одновременно, "Значит, фэнтези в СССР была".

Ну, насколько я понимаю, с определением фэнтези всё очень сложно. Народ не определился - ни читающий, ни пишущий. Так что, тема закрыта для обсуждения? Точно так же и с вышепреведённым сексом: дети и плотские наслаждения существуют независимо от наличия определения процесса.

Waterplz 13.02.2012 12:17

Тенгель, не имея четкого определения мы не сможем договориться (остановиться на одной точке зрения). А говорить мы сможем, причем чем размытей, тем дольше. С другой стороны, попытки выработать четкое определение вырастут только в тегосрач. Не лучше ли говорить по теме, пусть и не надеясь придти к окончательному решению, чем бесконечно выяснять смысл слова, которое всем и так понятно (пусть и по разному)?

MAXHО, поздний Витгенштейн.

Терри П 13.02.2012 12:25

Цитата:

Сообщение от MAXHO (Сообщение 1271824)
в каком из смыслов? если науки как науки, то в НФ полно антинаучной свалки.

Науки как науки, певдонауки и наукоподобного бреда для массового читателя. В классическом фэнтези не делается даже попыток привязать науку нашего мира к миру магии даже с помощью наукоподобного бреда .

Цитата:

Сообщение от MAXHO (Сообщение 1271824)
А если науки того мира, то как же пресловутое словечко "технофентози"?

А это уже слияние жанров, можно скрестить стимпанк с фентези, НФ с фентези и т.д.

Цитата:

Сообщение от MAXHO (Сообщение 1271824)
Хронотоп (не люблю это слово) сказки очень логичен.

Логичен, но мир от сказочника некто не требует обоснований почему всемогущая ведьма не захватила мир, почему у кощей нет спрятал свой сундук на дно морское, какой уклад жизни под водой у тридцать трех богатырей, почему их оружие не ржавеет, чем они там питаются, дышат и т.п. В фентези такие фокусы не проходят, там важна достоверность мира для читателя.

Цитата:

Сообщение от MAXHO (Сообщение 1271824)
Многие законы могут объясняться и позже. Это же чистой воды постмодерн.

Ну и что, постмодерн это только стиль написания. Если действия постмодерна не выходят за рамок цельного фэнтезийного мира, то будет фентези, написанное в постмодерновском стиле.

Потполкин 13.02.2012 12:27

Цитата:

Сообщение от Waterplz (Сообщение 1271949)
причем чем размытей, тем дольше.

Не люблю Бунина.
Цитата:

Сообщение от Waterplz (Сообщение 1271949)
которое все мы употребляем не задумываясь?

А я не призываю выпиливать тему. Кто её выпилит? Да никто, это уже получится абсурд абсурда.
Я лишь призываю думать головой, как в своё время призывал ты. По этому же поводу Серая Лисичка всей душою лежит к тому, чтобы юзать как можно меньше цитат.

Что же мы получим на выходе?

Да опять ничего не получим. Срач получим, но будет интереснее.

потому как один человек отнесёт к теме одни произведения, другой - другие. Даже если у каждого будет ранжир этого самого отнесения. Это такая тема, что без срача здесь никак. Пейсатели на сборищах тоже бузят: многие отечественные фантасты не раз ололошно рассуждали о роль чего-то такого странного, что они называют фант. допущением.
Цитата:

Сообщение от Терри П (Сообщение 1271967)
В фентези такие фокусы не проходят, там важна достоверность мира для читателя.

да ну. Вот какого хрена Саурону нужна такая власть?
Цитата:

Сообщение от Терри П (Сообщение 1271967)
Ну и что, постмодерн это только стиль написания. Если действия постмодерна не выходят за рамок цельного фэнтезийного мира, то будет фентези, написанное в постмодерновском стиле.

Какой-какой матери? (с) Смирнов, Гайдай, "Операция Ы", "Напарник".

Есть публицистический стиль, есть научный, есть художественный. Постмодернизм - это стиль, говорите?
Цитата:

Сообщение от Терри П (Сообщение 1271967)
А это уже слияние жанров, можно скрестить стимпанк с фентези, НФ с фентези и т.д.

И тут лолшто. Даже Натаныч говорил, что он не понимает, что есть "киберпанк" или "стимпанк"

Терри П 13.02.2012 12:35

Цитата:

Сообщение от Тенгель (Сообщение 1271855)
Имхо, оно неудачно, потому, что слишком широко. В нём слишком мало норматирующих признаков. Фактически, тут фэнтези не определяется вообще ничем, кроме антуража. А в таком случае мы в фэнтези спокойно записываем "Вечера на хуторе близ Диканьки Гоголя" и жизнеописание Александра Македонского Плутарха. У Плутарха в рождении А. Ф. Македонского принимает участие бог, то ли Аполлон, то ли Зевс. Стало быть, имеем магическое фантастическое допущение (т. к. Плутарх всерьёз не верит в то, что Александ был полубожеством).

Не верно, в фэнтези требуется четкий непротиворечивый мир магии и магических существ.
В "Вечерах на хуторе близ Диканьки" есть описание жизни чертей, общественного строя ада, пределов магических возможностей черта и нечисти и т.п.?
Нет, есть постулаты есть нечисть которая имеет волшебные свойства и есть ад, который тоже никак логически не объясняется. Как такого цельного магического мира тут нет, есть сказочный мир.
То же самое про эпосы, легенды и прочее. В них нет требования логичного устройства мира для современного читателя.

Потполкин 13.02.2012 12:38

ответил в предыдущем посте.

Кстати, о какой внутритекстовой логичности может идти речь, если всегда можно допускать, чтобы не было противоречий?

Waterplz 13.02.2012 12:40

Ладно, посремся о тегах.

Терри П, ты приравниваешь фэнтези к магическому реализму. А есть множество книг которые относят к жанру фэнтези, но в них нет магии или она чудесна. Магические существа тоже могут быть, а могут и не быть. Условное средневековье тоже не обязательно.

Терри П 13.02.2012 12:41

Цитата:

Сообщение от MAXHO (Сообщение 1271969)
да ну. Вот какого хрена Саурону нужна такая власть?

А на хрена она была Гитлеру, Тамерлану и прочим. Любая власть сама по себе достаточный мотиватор.

Цитата:

Сообщение от MAXHO (Сообщение 1271969)
Есть публицистический стиль, есть научный, есть художественный. Постмодернизм - это стиль, говорите?

А як же. Художественный стиль делится на кучу других. Можно писать в стихам, можно писать матом, можно писать в стиле постмодерна. Это проблема написать твердый НФ в стиле постмодерна?

Фентези, НФ, реализм и абсурд с гротеском это только способ создания мира и его правил, а не стиль написания. Можно фентези писать в стихах или используя один сплошной мат.

Цитата:

Сообщение от Waterplz (Сообщение 1271993)
Терри П, ты приравниваешь фэнтези к магическому реализму. А есть множество книг которые относят к жанру фэнтези, но в них нет магии или она чудесна. Магические существа могут быть, а могут и не быть.

Если совсем нет магии, чудес и прочего это будет альтернативно-исторический роман про средневековье.
Все равно даже если магия объясняется чудом, мир все-таки строится более логично чем сказке, ИМХО. Говорящий кот в фентези не просто ходит по цепи кругом, он ещё есть, спит, гадит и бегает за кошками. Если коту этого всего не надо это сказка.

Waterplz 13.02.2012 12:50

Раз уж черт вспомнил Витгенштейна, то фэтези надо определять не как класс, а как семейство. Класс подразумевает наличие всех свойств в каждом из членов, принадлежащих этому классу. Семейство тоже имеет набор характерных свойств, но не все из них встречаются в каждом из представителей (членов) этого семейства.

Потполкин 13.02.2012 12:51

Цитата:

Сообщение от Терри П (Сообщение 1271994)
А на хрена она была Гитлеру, Тамерлану и прочим. Любая власть сама по себе достаточный мотиватор.

С Тамерланом не бухал, а вот по поводу Гитлера промах. Ему не нужна была власть сама по себе. Ответа я так и не увидел. Есть национальный перк "задай вопрос в ответ"? ))

Цитата:

Сообщение от Терри П (Сообщение 1271994)
Можно писать в стихам, можно писать матом, можно писать в стиле постмодерна. Это проблема написать твердый НФ в стиле постмодерна?

да нет такого стиля "постмодерн". Если устраивать срач по тегам постмодерна, то постмодерн - это состояние культуры, художественная модель.
А ты и стихи приплёл, и форму.
Цитата:

Сообщение от Терри П (Сообщение 1271999)
мир все-таки строится более логично чем сказке, ИМХО.

А надо добавить тег *для современного русского человека?

Тенгель 13.02.2012 13:02

Цитата:

В "Вечерах на хуторе близ Диканьки" есть описание жизни чертей, общественного строя ада, пределов магических возможностей черта и нечисти и т.п.?
Во "Властелине колец" есть описание жизни орков, общественного строя Мордора, пределов магических возможностей Гэндальфа и т п?

Не проходит.
Мир "Вечеров..." также непротиворечив, как и мир "Властелина...".
"Проработанность" мира -- для фэнтези характерна далеко не всегда. Для "иронического" фэнтези, к примеру, она вообще исключение.

ИМХО, для корректности определения "фэнтези", в нём должно быть что-то ещё, кроме простого указания на антураж. Иначе определение получается слишком размытым.

Терри П 13.02.2012 13:02

Цитата:

Сообщение от MAXHO (Сообщение 1272010)
С Тамерланом не бухал, а вот по поводу Гитлера промах. Ему не нужна была власть сама по себе

Но тем не менее известно огромное кол-во людей которым нужна власть сама по себе - Цезарь, Александр Македонской, да каждый второй современный политик.

Цитата:

Сообщение от MAXHO (Сообщение 1272010)
А надо добавить тег *для современного русского человека?

русского не надо, а вот современного человек надо. Для греков их сказания были некой формой их фентези, так как для них мир был логичен. Для современного читателя фентези будет только тот мир в логичность которого он сможет поверить.
Сказка это мир, в логичность существования которого верить не требуется, так как это сказка. А вот если фэнтези мир кажется читателю бредовым это плохое фентези или хорошая сказка.

Цитата:

Сообщение от Тенгель (Сообщение 1272023)
Во "Властелине колец" есть описание жизни орков, общественного строя Мордора, пределов магических возможностей Гэндальфа и т п?

Вы верите что мир "Властелина колец" мог бы где-то реально существовать? А мир "Вечеров..."? Вот и весь ответ. Дело не "проработанности" мира, дело в вере в возможность существования такого мира. Если мир фентези кажется читателю бредовым и не логичным это плохая книга.
А мир сказки не требует веры в его возможность существования, кроме как от детей.

Потполкин 13.02.2012 13:11

Цитата:

Сообщение от Терри П (Сообщение 1272024)
Цезарь, Александр Македонской, да каждый второй современный политик.

Никак нет!
Возможно, подобное было у Нерона, и то частично - как приложение-финтифлюшка к игре в поэта

Шож ты, Терри, Ницшефрейд какой, что ярких политиков приравниваешь к мелким политикам и необоснованно жаждущим героям.
Мне даже анекдот вспомнился.

Сидят в избушке Баба Яга, Кощей, Соловей-Разбойник, Депутат, Который думает о народе, и Депутат, Который думает о себе. Играют в карты.
Гаснет свет. Деньги пропадают. Кто взял деньги?
Депутат, Который думает о себе, потому что все остальные персонажи вымышленные.

Это сознание крестьянИна на Болотной, ей-богу.

Цитата:

Сообщение от Терри П (Сообщение 1272024)
Для греков их сказания были некой формой их фентези, так как для них мир был логичен.

Что ж ты делаешь, зараза, я ж чуть тромбон со смеху с кровати не уронил.
Аристотель, кстати, тогда руководство к фентози написал.
Цитата:

Сообщение от Терри П (Сообщение 1272024)
Сказка это мир, в логичность существования которого верить не требуется, так как это сказка. А вот если фэнтези мир кажется читателю бредовым это плохое фентези или хорошая сказка.

Нашёл ещё одну дырку.
В сказку можно не верить, но ещё есть легенды и былички. Как тебе такое?
Цитата:

Сообщение от Терри П (Сообщение 1272035)
Если мир фентези кажется читателю бредовым и не логичным это плохая книга.

Какому читателю? Сферическому и в вакууме?
Не верю я в гоголя, у гоголя плохие книги, фу. Гоголь не имеет ни единой заслуги перед русской литературой, да.

А вот в Хармса я верю. И что, он реален? Опять разговор по модели "ну для меня мняка - это ..."

Franka 13.02.2012 13:13

Цитата:

Сообщение от MAXHO (Сообщение 1271824)
А это штотакое?

штотатакое, чем называют работы Борхеса, а его самого называют родоначальником штотатакого. Кто называет? Понятия не имею. Но "магический реализм" пригоден для характеристики борхесовского творчества не хуже чего-то другого.

Цитата:

Господа, мне всё это очень напоминает группы Флёр: сплошной кардио-вейв и подушка-хардкор только потому, что хочется так назвать
Мне исключительно импонирует твоя позиция - разбивать предложения и предположения, не предлагая ничего своего. Удобна и удобна весьма. Сам бы ты как определил фэнтези?


Текущее время: 12:16. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.