![]() |
Русская фантастика. Спорные вопросы
Читаю о русских фантастах и заметил два интересных момента.
Первый: часто и густо сыпятся обвинения, что похоже или взято Толкиена, Мартина, Хайнлайна и т. д. Что произведение вторично и до западных не дотягивает. Второй: все плохо... что не знаю, но плохо. Хотелось бы разобраться: неужто правда так плоха российская фантастика? Почему отдельная тема? Почти у каждого автора есть повторы в обсуждениях. Зачем распыляться. Давайте в отдельной теме обсудим. Чтоб не быть голословным: Скрытый текст - Цитирую...: |
Ну тут "вопрос конечно интересный"(с) Вот скажем как много "отцов основателей" в западной фантастике/фэнтези? 20-30. А сколько авторов? Имя им легион. В все кому-то, где-то, как-то подражают. Что собственно в этом плохого? Где до слышал, Что-то вроде. Кто никому не подражает, из того ничего не получится. А крепких авторов в РУССКОЯЗЫЧНОЙ фантастике вполне достаточно! Олдя, Дьяченки, Камша, многострадальный Перумов. Да дофига, вобщеи. Не говорю уже о мэтрах, вроде АБС, Другаля, Булычева.
|
седой, Может сначала надо привести список наших авторов основателей?
Допустим Беляев и Толстой - основатели советской фантастики(с налетом приключений), Булычев и Крапивин - детско-юношеской фантастики, Ефремов писал твердую НФ, Стругацкие уделяли внимание социальной фантастике. А вот из новых авторов я что-то не могу вспомнить кого-то кто привнес новое в фантастику. Конечно если брать фэнтези, то тут будут и Перумов, и Семенова, и Камша. И то, только для Семеновой я не могу вспомнить зарубежной аналогии(хотя вспоминается ле Гуин, Куртц и Нортон впридачу). Но просто 30 лет назад этого жанра просто не было в России, а из зарубежки издавалось не все. Но когда в 90-2000 поперло, то люди во многих произведениях зарубежных авторов стали замечать детали, которые использовали наши писатели. Возможно это объяснялось их более тесным знакомством с теми писателями, может дело в коллективном бессознательном, да может и в банальном копировании и сдирании идей. Но видимо та литература была на порядок лучше нашей и пошли разговоры о вторичности материала. Хотя я думаю, что максимум копировали половину, а остальное было собственными идеями. Просто это уже впечаталось как шаблон - "русская фантастика - калька с зарубежной", хотя это верно не во всех случаях. |
Ну что значит "крепких"? Писульки может каждый строчить, тем более если редактор хороший есть.
Из отечественной фантастики пожалу разве что Стругачи, Булычёв (Великий Гусляр и Олисо), Беляев, Ефремов. Всё. Могут быть годные детские или юмористические произведения, но они чахнут сами в себе. Стругацких можно рассматривать как аналог Лему и т.д. Стоит отметить, что Хорошего писателя-фантаста (богомерзкое слово) не получится из человека, который не интересуется наукой.А вопросы "банального-доброго-вечного" рассматривает вообще каждый писателишко, да ещё и пресловутую мораль пытается приплести |
Дело не в новом. У российской фантастики есть совершенно свой, специфический вкус. Говоря "российская", подразумеваю, на самом деле, все постсоветское пространство. Дело в том, что в книгу переносится вся окружающая нас действительность, а наша действительность очень отличается от западной. Соответственно, для полного и качественного "побега из реальности" отечественная литература не подходит никому, вне зависимости от принадлежности к какой-либо культуре. Поэтому эскапистам (не нашему escapist`у, а как классу) "русская фантастика" чем-то неуловимым не нравиться.
Что же до вторичности, то обвинения пустые. В науке бывает, что один и тот же результат независимо друг от друга получают ученые в разных уголках планеты, работающие в одном и том же направлении. Так Попов и Маркони в равной мере являются изобретателями радио, потому что не использовали результаты друг друга. Разговор о приоритете здесь переходит в разряд фалометрии. В соседней ветке кто-то сказал, что в "Гибели Богов" Перумова и "Хрониках Амбера" Желязны есть много общего. Я читал и то и другое, но до сегодняшнего дня о сходстве не задумывался. А ведь вправду, Амбер=Замок Древних даже внешне. Только я сомневаюсь, что здесь есть прямое влияние. Ведь в Совке Желязны не издавали, а до 93 года Ник активно работал над КТ. В оставшийся до издания ГБ год он вряд ли успел бы Желязны прочитать, при таком-то темпе работы. |
Цитата:
|
Я бы сказал самая большая проблема нашей фантастики то, свобода для ее написания наступила слишком поздно. В Советское время практически под запретом. Что мы имели? Казанцева, Биленкина, Крапивина... Ефремов, АБС не приветствуются. Беляев- Доуэль и Амфибия, ибо правильные... Другое, вроде и не под запретом, но и не издается практически. А Запад не стоял на месте, писали, развивали... Мы слегка опоздали.
|
Цитата:
|
check32, знаешь, я могу читать литературу двух сортов
1.Поржать от души. 2.Подумать от души. Насмешить или дать мне новые мысли меня в равной сложно. Не гневайтесь на меня за то, что я ругаю за то, что я ругаю за то, что я ругаю за то, что я ругаю большинство современных авторов |
check32, А теперь, что не напиши к забугорным авторам отсылать будут)))
|
Цитата:
Цитата:
|
Цитата:
|
Гелугон, я-то с этим согласен... Но многие плюются...
|
Дело не во вторичности. Русская фантастика страдает ровно тем же недугом, что и русская классическая литература: метущиеся интелегенты или рефлексирующие алкоголики (Антонушка Городецкий) или чацкие или... ну, вы поняли мою мысль.
Отечественную фантастику читаю крайне мало именно поэтому. От Раскольникова плевалась еще в школе. Последнее было "Дозоры". Не впечатлилась. |
Beyond, а вот не соглашусь. Одно дело анальные шестовы и бердяевы, другое - перумов.
Неумение и нежелание думать - не есть метание Цитата:
Разве что Лем, но никак не Камша. Я, как ярый антикамшист, готов это обсуждать и обсуждать. Понятно, что художественная литература служит иным целям, нежели наука, но писатель должен интересоваться наукой. Максимально интересоваться наукой, иначе будет неайс |
Beyond, тут играет роль окружающая среда. Как бы ты от нее не бежал, натаскаешь в книгу с потрохами. Что ни говори, на Западе у личности гораздо больше простора для самореализации и меньше шанс наткнуться на границы своей свободы. Поэтому, говоря языком эзотерики, их литература манипурная, а наша - анахатная. Но это все ширпотреб. Настоящие шедевры творятся где-то на уровне аджны. Вспомним Иешуа Га-Ноцри, Максима Каммерера, Леонида Горбовского. Разве можно отнести их к одной из указанных категорий?
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
А вообще, излишняя наукообразность не сделала лучше еще не одной книги. То что человек должен разбираться в том о чем пишет, несомненно. Но вот сделали ли знания об оружии лучше книги того-же Круза, вопрос очень спорный. |
Цитата:
К тому же, если я буду задрачиваться по Марксу - это не значит, что у меня хорошая компания. Что, все торчки составляют Грофу хорошую компанию?) |
Цитата:
Цитата:
|
Цитата:
Двойные стандарты такие двойные. Если Гейман что-нибудь берёт из предшественников, это постмодернизм, а если Перумов - это плагиат. |
Цитата:
|
Первичность или вторичность - на это мне глубоко наплевать, уж простите. Но сейчас я окинула взглядом свои книжные полки и как же там мало русской фантастики. А если откинуть советскую, то, считай, и вовсе нет. Получается, прочитала и забыла. Максимум, который сейчас я жду от отечественной фантастики, так это чтобы она была забавной. По-настоящему меня смог бы заинтересовать новый роман Витицкого, но его нет.
Произошел тайный заговор и русские писатели-фантасты, которых можно было бы читать и перечитывать пали от луча смерти? Спрос родил такое предложение? Но не может быть, чтобы стопроцентное. Не знаю, чем объяснить. Впрочем, должна признать, что из зарубежных фантастов читать и перечитывать тянет в основном старых. Может, просто закончился золотой век фантастики? Осталось на западе несколько мастодонтов старой закалки, и все? Навскидку не могу назвать какого-то молодого фантаста, которого читать и перечитывать ну и т.д. |
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
Отличные вещи есть у Камши, у Семёновой (у последней, правда, лучше выходит нефантастика). Зоричи люто доставили своей "Завтра-войной". У Перумова люблю, в основном, его дебютную дилогию, но и некоторые книжки из фессиады весьма неплохи. С удовольствием читал Рождение/Странствие в соответствующем возрасте. "Берен" Брилёвой порадовал. Лукъяненко больше понравился в рассказах, чем в "Дозорах", но, например, от "Черновика" в своё время получил массу удовольствия. Лукин, Успенский - отличные славянофилы-сатирики. Вот Пеховым проникнуться не смог. Сильнейшее ощущение писателя-фэна "эдак и я могу". Заметь, выше не названо ни одного советского писателя, среди которых будет вдвое больше имён. ======================= Вопрос о "вторичности" русского фэнтези я вижу интересным только в одной плоскости. Почему мы берём за основу англосаксонскую и скандинавскую мифологию, культурную традицию? Это не зазорно, конечно, но почему она преобладает? Неужели наша совсем слаба? Неужели мы воспринимаем нашу мифологию как нечто несерьёзное и недостойное? На эту тему есть у меня в загашнике любопытная, хотя и ОЧЕНЬ спорная статья "Ивашка под простоквашкой, или Смерть и фэнтези". Сразу скажу: сам с автором не согласен, но подход к вопросу офигенно интересный. |
Цитата:
Цитата:
|
Цитата:
|
metos, мифология - это не только язычество. Король Артур и его артуровцы - миф, придуманный христианами Неннием и Джоффри Монмутским, дописанный христианами Кретьеном де Труа и фон Эшенбахом, и вовсе монахами из Вульгаты. Миф о христианском короле. Так же как легенда об Иоанне Пресвитере, живущем где-то там на востоке. Так же как не являются языческими Гамельнский крысолов, леди Годива, Фауст, Робин Гуд и Вильгельм Телль. Их придумали - или приукрасили - в христианские времена.
Мифология и фольклор - это набор известных всем и почти реальных вещей, с которыми фэнтезисты играют. Толкин тоже не вводил никаких языческих богов, и тем не менее, что скандинавская, что саксонская, что валлийская мифология из него прямо-таки брызжут. |
Цитата:
Скрытый текст - Книга: |
Beyond, мыслей здесь две. Во первых, твоя классификация героев русской фантастики неполна. Во-вторых, когда ты пишешь хорошую книгу, ты не задумываешься, что и как сказать, а понимаешь, что и как НУЖНО сказать. Поэтому чем книга лучше, тем она общечеловечнее.
|
Цитата:
Цитата:
|
Robin Pack, Гелугон, какая я, оказывается, брюзга) Да еще и придирчивая, вдобавок)
Цитата:
|
Что-то я не понимаю, а какие претензии к русской фантастике?
Все ваши доводы - это что-то из оперы стенания русской интеллигенции перед революцией. Вот они там на западе..... (и к верху указательный палец), (и презрительно так) а у нас в России..... Извините, конечно, но я со средним школьным образованием (высшее техническое не считается). Мне ваши восторги западной фантастике не понятны, я иностранными языками не владею. Оригиналы не читал. Может - это не авторы, а наши переводчики постарались. Что-то увлекся.. Я-то хотел о другом. Вот возьмем два показательных произведения: Это "Американские боги" Геймана и "Русские боги" Казакова Ну и? Какие ваши претензия и к той и к другой книге? |
Цитата:
Будешь спорить с ним, а не со мной |
MAXHO, Для тебя Лем- истина в последней инстанции?
Леди N., С удовольствием перечитываю Брайдера/Чадовича... |
MAXHO, если не забуду, то почитаю. Но только что он мог сказать о Камше?
|
Мне кажется тема - крайне странная и к русской фантастике отношения не имеет. Тема большого количества "вторичного продукта" в российской фантастике обычно поднимается теми кто не читает на англицком ;). Как уже писал Нигвен и кто-то еще, везде и всегда есть основатели (выше забыли еще Лукина) и те кто топчутся на известных темах. Но есть одно "Но":западный вторпродукт на наш рынок не доходит ибо нерентабельно. Насколько я знаю, там его процент соответствующий.
Если говорить про самобытных авторов, то их хватает и в России и на западе. Но на западе их больше, в частности потому, что англоязычный мир вообще больше и, соответственно, книжный рынок не чета нашему. Вот в таком вот аспекте. |
Я бы поставил вопрос по другому. Если наша фантастика такая хорошая, то почему она не переводится еще на 10-20-30 языков? Почему она даже банально на английский не переводится?
Потому что она англоязычной аудитории совершенно не нужна. Можно конечно что-то кукарекать о непереводимости, колорите, наших реалиях. Но на деле западному читателю, гораздо более зажратому хорошей фантастикой, она не нужна из-за своей вторичности. Тут есть конечно и другая сторона, что более-менее приличная фантастика, те же Олди, которая могла бы быть интересной на западе, недостаточно популярна у нас. А то что сверхпопулярно у нас нет смысла вывозить, там своего хватает. |
Цитата:
Цитата:
Хотя он поносил и Бекета, в одном я с ним согласен: читать следуeт только проверенное временем. Чтобы адекватно воспринимать современную литературу, нужно знать огромное количество литературы старой |
Цитата:
Цитата:
|
Цитата:
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
На самом деле, всё намного проще. Россия - медиаглубинка. Авторы становятся "интересны" читателю не сами по себе, их кто-то продвигает, распространяет информацию о них, проводит презентации. Влияния и возможностей английских и американских издательств, кинокомпаний, музыкальных лейблов хватает, чтобы продвигать свой продукт за рубежом. Возможностей Эксмо и АСТ хватает от силы на СНГ и ближнее зарубежье. Если бы российская фантастика была вторичной и неинтересной, её бы ругали на западе. А о ней вообще не знают! Расскажешь, что она есть - удивляются, спрашивают, где почитать. Откуда взяться спросу, если нет информации о продукте? То же касается музыки. Показал я как-то западному парню Mechanical Poet, он обыскался, где купить-скачать. С литературой ещё хуже, ведь она должна быть переведена. Всё зиждется только на этом. Все ваши оригинальные и высокодуховные фантасты - медиапродукт. На западе умеют продавать медиапродукт на экспорт, у нас нет. И ни с какой крутизной и "вторичностью" это не связано. |
MAXHO,
Цитата:
А читать старое приходится. Иначе как придти к новому?)))) Классику знают и читают все. Не всЁ, но как минимум что-то."Нельзя объять необъятное"(с) |
седой, некорректный вопрос о должности, слишком сильная модальность. К настоящему моменту написано большое количество книг, если не сказать ОГРОМНОЕ. Не следует плодить сущности без надобности. Есть литературная критика, есть философия и есть моя голова.
1.Смотрю биографию автора и знакомлюсь со списком произведений. 2.Смотрю что и в каких условиях было написано, а также как называется та область хрени, куда этого автора запихивают. 3.Знакомлюсь с воззрениями автора. 4.Читаю выбранное произведение. 5.Читаю несколько анализов произведения. Очевидно, что классиками становятся не просто так. Не существует в мире искусства такой фигуры, которая бы вошла в классику за счёт одного лишь медийного разувания и преувеличения заслуг. Писали всегда, читали всегда, графоманы вылетали всегда (если не добивались хотя бы славы Герострата). Пусть какой-нибудь Андре Жид оставляет меня равнодушным, т.к. его произведение не заставляет меня думать или смеяться, но интерес для меня представляет его роль в истории литературы. Вы, наверное, понимаете, что говорить о Камше или Перумове в контексте Мировой Литературы просто смешно. Или не понимаете? Можно сколь угодно выстраивать своё любимое сослагательное наклонение "а если, а если, а в будущем" и т.д. Оно не подтвердится, если не будет прогноза, к тому же ни один прогноз не может являться 100% верным. А необъятного не существует. Бесконечность - это чисто математическое понятие, которое к реальному миру не имеет никакого отношения. |
MAXHO, не для всех такая модель подходит. Это подход с точки зрения аналитика. Большинство читателей читают то, что посоветовали/на слуху. А в контексте Мировой Литературы у фантастики место Золушки.
Что до Камши(не Люблю) с Перумовым... Из наших кажется в мире известны АБС, да чуть Ефремов... Что ограничимся ими и все? Остальные места под солнцем еще не завоевали/заслужили... |
седой, лично видела в книжном магазине в Англии "Метро 2033".
|
Цитата:
|
седой, ограничимся тем, что писать надо хорошо. А писать увлекательно - это мелочь.
Что-то вроде парадных одежд священника для большего воздействия на публику. Но если публика идёт в храм для того, чтобы просто попялиться на одежды священника, то что можно сказать об этой публике? Да и священник оказывается ослом, если этого не понимает. Я тоже могу взять на пробу автора, которого посоветуют, но чаще советуюсь со своим другом, у которого под одни только книги дома отведена целая комната. Думаю, что не надо объяснять причину, по которой его мнение имеет для меня вес. А читают пусть что угодно, хоть Юлию Шилову или Чингиза Абдулаева. Я сразу оговорился, что меня очень сложно "пробить", а со временем становится всё сложнее и сложнее. К примеру я не перевариваю Дюма (обоих), но это же Дюма.. А Перумова, Зорича, Азимова, Нортон и прочих шутников я тоже не перевариваю, но это всего лишь Перумов, Зорич, Азимов, Нортон и прочие шутники. И да, чёрт возьми, мне нравится аналитическая точка зрения. И в её защиту я приведу ещё один аргумент: она является последовательной. Многих это отталкивает, поэтому эти самые многие готовы мыслить по принципу Данте: "Экскурсию по Аду устраивает Вергилий, потому что он мой любимый поэт, а экскурсию по Раю устраивает Беатричче, потому что она моя любимая женщина" Вот Марго совсем не стесняясь говорит форумчанам практически в лоб: большинство авторов - не писатели, а копирайтеры. И я с ним полностью согласен. Пора бы уж признаться-то |
Цитата:
Цитата:
|
Цитата:
Цитата:
И фантастику в школе тоже проходят, хотя выборочно. Она-то у учеников отвращения не вызывает. Дарелл, Булычёв и Толкиен ("Хоббит") по крайней мере у меня в школьной программе были. Хотя если говорить об элементах фантастического, то их и в классике полно |
MAXHO, А какого даррела? Что старший, что младший фантастикой не заниамались. У нас вообще в школьной программе 10-11 класса зарубежных писателей не было. И я не сказал бы что мы от этого выиграли. Видимо наше руководство считало фантастику пустым направлением.
|
Цитата:
И потом лучше все-же читать Громыко, чем не читать ничего. |
Хорошая у вас школьная программа была! :) У нас вот из фантастики был только Замятин со своим "Мы" в 11-м классе. А, ну еще "Мастер и Маргарита", если это фантастика. Так вот, Замятина мы в том возрасте воспринимали уже осмысленно, да и преподавательница была хорошая, так что вкус к "сложной" фантастике не отбила. К сожалению, классике в лице Льва Николаевича сотоварищи так не повезло.
Мне у советских авторов нравилось, как они ученых описывают. Такая романтика! Правда, они несколько идеализированы (ибо чересчур часто среди них встречаются гении, в обычной научной жизни серых трудяг-мышек куда как больше), но как захватывающе это читалось :) Из современных авторов ни у кого такого не вспомню, романтика сейчас другая. |
metos, "Говорящий свёрток" Дарелла определённо относится к школе гоголевского натурализма, да)
Цитата:
Уж лучше не торчать ни на чём, чем жрать холинолитики. Уж лучше не бухать вообще, чем бухать боярышник и гербатон. я и не запрещаю читать Громыко, я запрещаю всего лишь ей восторгаться) Почему? Потому что за кучей издательского мусора теряется литература сама по себе. Советская техническая интеллигенция восторгалась Галичем, а Высоцкого считала приблатнённым пошляком (цитирую "Копейку"), и от этого очень многое теряла. В конце концов что значит "кому и Майер - Маркес"? Если нет осознания той причины, по которой в мировой литературе остаются Толстые, но не Кукольники, то не будет никакого чтения. Будет бесцельное поглощение бумажного потока. Тоже, конечно, способ отдохнуть в меру своей испорченности, но с тем же успехом можно и мячик в стенку покидать или голливудское кинцо посмотреть, или с котёнком поиграть. Всего лишь способ и всего лишь отдохнуть. А уж что раздувают из себя авторы а-ля Никитин! Какая апелляция к псевдонаучности и якобы глубоким мыслям. Окститесь. Не может такое количество народу хорошо писать. Тем более в ТАКИХ масштабах Цитата:
Цитата:
|
MAXHO, Ты знаешь, по мне любой источник информации все-же лучше чем отсутствие оного. Взять того же Круза, помимо бреда про отстрел зомбей, получаешь еще и немало информации по стрелковому оружию (даже если это слегка раздражает) читая НФ так-же получаешь какую-то информацию. И при наборе некой критической массы, и достаточном количестве источников, даже в самой тупой голове что-то все-же задержится. Даже описания кавайных вампиров, и те не совсем бесполезны, какие-то осколки реальных мифов все-же присутствуют. И уж как минимум, регулярное чтение большого количества книг, учит правильно, и относительно литературно выражать свои мысли.
Как-то так |
прекрасно. Но что мешает обратиться к более достоверным и информативным источникам, нежели беллетристика? Пользы от них куда больше.
Интересуйся человек стрелоквым оружием, он бы обратился к истории этого оружия. А если вместо этого он покупает очередной том про отстрел зомбей, то значит, что хреново он оружием интересуется. Его больше беспокоит отстрел зомбей, а не устройство противотанкового пулемёта Владимирова. С мифами - та же колбаса. Как говорил мой друг: чтобы писать современную фантастику нужно совершенно ни в чём не разбираться. И получаем перлы в духе "Тарзана" - обезьяночеловек оказывается галантнее джентльмена, а воздух от жары загустевает. Цитата:
"он стал подниматься по лестнице, прижимаясь к ней губами" |
Текущее время: 07:07. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.