Pink Floyd - Стена/Pink Floyd: The Wall
"А по мне, так всех бы вас к стенке!" (© Пинк)
Музыкальные фильмы от рок-групп – работа редкая и штучная. В этом жанре велик риск скатиться в видеоклип, в мюзикл, либо в обыкновенный фильм-концерт. «Стена», снятая в 1982 году Алланом Паркером по одноименному альбому Pink Floyd – приятное исключение.
Сразу скажу, что на меня ничто не производило впечатления равно восхищенного и отталкивающего. Этот фильм нельзя мерить обычными мерками для кассовых блокбастеров. Это фильм, снятый о безумцах, безумцами и, рискну предположить, для безумцев. Роджер Уотерс и Аллан Паркер предлагают зрителю одиссею в самые глубины человеческого рассудка, на его дно, темное, как баррель саудовской нефти.
Боб Гельдоф неподражаем в практически единственной сквозной роли всего фильма - рок-музыканта Пинка, постепенно сходящего с ума под давлением общества и собственных страхов и комплексов. С детства над мальчиком тяготеет призрак отца, погибшего на Войне, и назойливая опека матери, которая не может и не хочет разделить с ним его детские радости и горести. Трудно не прослезиться в сцене, где маленький Пинк пытается взять под руку незнакомого дядю, словно отца, а тот отталкивает мальчика. Или встреча солдат, вернувшихся с Войны - и Пинк, который отчаянно дергает прибывших за рукава.
Молодой человек вовремя попадает в цепкие лапы образования. Методы воспитания в его школе напоминают все самые страшные истории, какие вы могли читать в т.н. "романах обучения" (Долорес Амбридж после просмотра будет казаться доброй тетушкой). Под знаменитую арию "
We don’t need no education", зомбированные дети с одинаковыми лицами шагают в мясорубку и превращаются в нежный фарш. Фильм бросает обществу вызов и упрек в каждом кадре, прыгая от темы безумия личного к теме безумия толпы, и обратно. Вот уже взрослый Пинк – нацистский фюрер-шоумен, он проводит концерты-митинги, на которых линчуют людей по мановению его пальца. "
Вон тот на еврея похож!" - подозревает вождь, а толпа верных скинхэдов уже бежит терзать несчастного - под улюлюканье уцелевших. "
А вообще, будь моя воля, я бы всех вас расстрелял!" - в истерике вопит фюрер. Зал встает, бурные овации.
К сожалению, из-за непоследовательности сюжета-галлюцинации, весь антифашистский пафос фильма грянул впустую. Не анализируя причин явления, Паркер просто упивается "страшной" милитари-эстетикой молотковых скинхэдов, заставляя их совершать бесцельные акты вандализма. Куда лучше оказалась раскрыта тема изоляции Пинка от окружающего мира стеной, его погружения в безумие, суда над собой и катартического разрушения стены. Ложка дегтя, однако, и здесь успела побывать. Дело в том, что главный герой, этот страдалец с неадекватными манерами, не вызывает никакой симпатии. Проблему совращения Пинка обществом потребления - городами-казино, дорогими машинами, доступными женщинами и угодливым продюсером - фильм тоже затронул лишь мельком.
Визитная карточка фильма - рисованные известным политическим карикатуристом Джеральдом Шарфом видения главного героя. Начиная с впечатляющей, но вполне классической "черной птицы войны", похожей на Ту-144 ,и бегущих от нее людей-противогазов; целующиеся цветы, чей танец любви постепенно переходит во взаимное пожирание, затем один из этих плотоядных цветочков гоняется за голым Пинком по его комнате... Трудно забыть и знаменитую сцену с молотками, марширующими под арию "
Waiting for the Worms". Ну, и кульминация бреда художника - сцена суда, где проходят безумное, как сам Пинк, количество персонажей, переливающихся, переходящих друг в друга, уродливых порождений глубин разума, разбуженных галлюциногеном. Смотреть этот фильм - все равно, что глотать ЛСД пачками, только без последствий.
Итого: если фильмы Beatles это лучшие видеоклипы в истории, то "Стена" - это самый сюрреалистичный музыкальный фильм в истории, и с самым лучшим саундтреком. Пересмотрите этот фильм, когда захочется побывать в сумасшедшем доме конца великих 70-х.