Показать сообщение отдельно
  #290  
Старый 26.11.2017, 16:47
Аватар для Vasex
я модератор, а нигвен нет!
 
Регистрация: 20.02.2007
Сообщений: 10,587
Репутация: 1648 [+/-]
Отправить Skype™ сообщение для Vasex
продолжение (7)

О редактировании готового черновика (после марафона), о том, как издать книгу

Цитата:
Это был месяц стресса и ликования, паники и триумфа. И вот он закончился.
После всей этой лихорадочной продуктивности и гениальных прозрений возвращение к нормальной жизни, возможно, покажется вам несколько… странным. Известно, что Трумен Капоте сравнил окончание работы над книгой с тем, как если бы вы позвали любимого ребенка прогуляться и пристрелили его на улице. Хотя до завершения книги осталось несколько шагов, главное уже сделано. И в ближайшие недели вы будете ощущать те самые пустоту и замешательство, о которых писал Капоте.
Участники NaNoWriMo называют это чувство утраты цели «пост-NaNo-синдромом», или «послероманной депрессией». Я испытывал это ощущение все четырнадцать лет, что писал романы. На исходе четвертой недели приходит чувство, что мне помешали досмотреть чудесный сон…
…. Несмотря на все уроки, которые вы усвоили в течение предыдущего месяца, писательство лучше всего сочетать со сбалансированным жизненным ритмом, включающим и покупки в магазинах, и неспешные беседы с близким человеком. Кроме того, необходимо сделать перерыв в написании книги хотя бы на пару недель. Это позволит оценить уже проделанную работу.
Цитата:
По статистике более 90 % людей, начинающих писать роман, так его и не заканчивают. Вы попали в счастливое меньшинство. Гордитесь этим: закончить черновик романа – уже выдающееся достижение. Но сейчас наступает новый этап – редактирование.
Цитата:
……спросите себя: «Хочу ли я потратить год или даже больше на то, чтобы улучшить книгу?»
Возможно, вы ответите «нет». И это в порядке вещей. Данная книга – это руководство не только по написанию и изданию книги, но и по перезагрузке воображения. Все мы слишком заняты борьбой за жизнь. Так что неудивительно, если вы не захотите заниматься еще и дописыванием романа, который, как выяснилось, не так уж хорош.
Пять из четырнадцати романов, которые я написал, относились именно к этой категории.
Когда подобное случилось в первый раз, я испытал горькое разочарование. Это было во время второго NaNoWriMo, и я допустил ошибку, которую описываю в главе 2. Она весьма распространена среди участников второго года: я был слишком амбициозен в отношении своих героев, и в роман прокралась разная чушь из великой Хартии-2.
На следующий год меня опять ожидал полнейший провал, хотя я полагал, что усвоил урок. На этот раз я водил героев на таком коротком поводке, что книга выглядела слишком претенциозной и вызывала клаустрофобию: слишком мало действия и потрясающее количество «воды» между описаниями действий.
После двух литературных неудач «изобилие несовершенств» стало казаться мне не столько возможностью без паники достичь грандиозных результатов, сколько верным способом выставить себя дураком. Если не беспокоиться о том, что пишешь ерунду, и в итоге создавать приемлемую прозу, – это очень весело. Но если не беспокоиться о том, что пишешь ерунду, и два года подряд получать на выходе несуразную чушь, – это деморализует.
Когда я уже собирался выбросить свой ноутбук, мой приятель переслал мне несколько цитат из интервью знаменитого дизайнера Брюса Мау. И одна из них задела меня за живое. «Любите свои эксперименты, как вы любили бы своего уродливого ребенка, – гласила максима Мау. – Пользуйтесь свободой прекрасных экспериментов, повторений, попыток, проб и ошибок. Проявляйте дальновидность и позволяйте себе роскошь ошибаться каждый день».
Как бы банально ни звучали эти слова, они заставили меня изменить мнение о двух моих книгах. С литературной точки зрения они, конечно, были ужасны. Но в качестве эксперимента – весьма полезны, так как содержали множество неверных ходов, ошибочных решений и позорных ляпов. Благодаря этому я понял, как не надо писать. И в процессе работы над следующими романами пытаться выяснить, как надо.
Я узнал, что вдохновение и интуиция появляются чаще всего именно благодаря ошибкам, а не в результате успехов. Даже если никакая редактура не способна спасти книгу, ваше воображение уже проделало огромную работу. Так что следующий творческий труд покажется вам гораздо проще….
Цитата:
Именно в процессе редактуры рождается ваш роман, то есть та его версия, за которую будут сражаться покупатели в книжных магазинах. Предыдущие же тридцать дней вы потратили на создание огромной деревянной заготовки…… Когда понимаешь, что большинство романов, стоящих на книжной полке, переписывались не один, а пять, шесть или десять раз, начинаешь догадываться, почему даже самые молодые профессиональные писатели выглядят как капризные преждевременно состарившиеся люди, которые всю жизнь переносили невероятные лишения.
Цитата:
По опыту знаю, что основное правило редактуры – делать все медленно. Особенно это справедливо для тех, кто в течение месяца строчил черновики со сверхзвуковой скоростью. Если вы с тем же рвением, которое принесло триумф в работе над первым черновиком, пойдете в атаку на беловик, то проморгаете почти все места, где необходима аккуратная правка.
Цитата:
Да, и секретное оружие.
В отличие от дедлайна – дьявольского устройства из главы 1, этот писательский инструмент – ваш старый знакомый. Все это время он томился у нас в застенках.
Итак, мы выпускаем на свободу внутреннего редактора.
Цитата:
Сейчас перед вами стоят три задачи.
Первая – на вид самая простая, но на самом деле едва ли не самая тяжелая: никому не показывайте роман…..
Вторая задача – отрезвление – более интересная.
Нужно вернуть жизнь в привычную колею. Забудьте про слова и снова порадуйтесь свежему воздуху, друзьям, детям и любимым. Приготовьте настоящую еду. Займитесь физическими упражнениями. Потому что вы должны обрести оптимальное состояние для исполнения третьей задачи – назначить свидание своему роману….

Девяносто пять процентов времени вы будете страдать, читать, закрыв лицо руками, бормотать «нет!», пытаться убежать или спрятаться от ужаса. Однако оставшиеся 5 % времени вы будете улыбаться, кивать и иногда, может быть, шептать «да-да».
Цитата:
Чтобы начать редактировать роман, есть множество отличных способов. Некоторые авторы используют электронные таблицы, куда заносят эмоциональный тон каждой сцены. Другие выделяют на каждую сцену по листку (бумажному или электронному) для заметок, а потом вовсю чиркают на них, пока не получают такой сюжет, который им нравится.
Послушайте вдохновляющую речь Лейни Дайан Рич. Она рассказывает о разумном подходе – составлении списка проблем книги и методичном их устранении начиная с первой главы.
… Вот почему я рекомендую перед началом редактирования создавать сокращенную версию книги. Я пишу краткое содержание каждой главы, описывая в нем героев, действие и общий тон сцены.
… Закончив, вы как на ладони увидите схему повествования. Это станет либо удивительным, либо удручающим открытием – все зависит от того, насколько связной окажется ваша книга. В любом случае возможностей для улучшения масса. Именно этим мы и займемся.
Цитата:
Теперь пора создать другой файл – «Изъятое из романа». Там будут храниться все удаленные фрагменты размером более двух предложений. Во-первых, вы можете потом передумать удалять ту или иную сцену, а во-вторых, приятно будет иметь под рукой первоначальный вариант книги, когда через пару десятков лет нагрянут любопытные биографы.
Цитата:
Избавьтесь от лишних линий повествования
Цитата:
Не кажется ли вам, что сюжет начинает развиваться динамично, но к середине повествования выдыхается? Не слишком ли много в первых главах описаний в ущерб действию? Не переставить ли местами сцены или не использовать ли флешбэки для повышения драматизма, комического элемента или саспенса?
Смысл использования сокращенного варианта романа в том, что вы можете легко разъять сюжет и собрать его заново множеством разных способов. Начинайте двигать элементы туда-сюда и делать поправки, пока не получите сюжет, который развивается привлекательным для вас образом.
Цитата:
вернувшись к работе над романом, поначалу просто читайте и делайте заметки о своих впечатлениях. Можно работать с распечатанным текстом, используя стикеры и зажимы, или с электронной версией при помощи функций комментирования и отслеживания изменений в текстовом редакторе. В любом случае рассуждайте с позиции читателя…….
Последний этап – проверка орфографии, грамматики и связности повествования.
Цитата:
Обдумывая, кого привлечь в команду литературных тестировщиков, выбирайте тех, чьи литературные пристрастия совпадают с вашими. Сейчас вам важно мнение людей, которые разбираются в жанре вашей книги.
Мне кажется идеальным наличие от трех до пяти бета-ридеров. Другие писатели полагаются на одного-двух советчиков.
Цитата:
Когда читатели начнут долго рассуждать на тему о том, что можно улучшить, не перебивайте их. Слушайте, делайте пометки, подавляйте желание спорить, объяснять или указывать на те места, где все в порядке, хотя тестеры утверждают обратное. Если бета-ридеры чего-то недопоняли, то эти моменты могут не понять и остальные читатели. Поблагодарите их за помощь, постарайтесь скрыть нарастающую панику и закидайте их вопросами, чтобы лучше понять причины критических отзывов.
Цитата:
Нил Гейман отлично высказался о предложениях бета-ридеров: «Когда они вам говорят, что в книге что-то неправильно или не работает, они почти всегда правы, – пишет он. – Когда они говорят, что именно неправильно и как это устранить, они почти всегда ошибаются».
Цитата:
После нескольких черновиков настанет время редактирования отдельных предложений, чтобы ваша проза засияла. На этом уровне существуют ошибки, характерные для романов, написанных за месяц.
Первая из них – это совершенно безжизненная проза. Когда вы будете перечитывать текст, вы, возможно, удивитесь кондовости языка.
Описания, сделанные на скорую руку, и нелепый, тяжеловесный диалог – обычные огрехи при слишком быстрой и объемной работе.

В процессе работы старайтесь варьировать длину предложений и оживлять описания. Выискивайте уменьшительные прилагательные и клише типа «глаза, как море, голубые» или «нервы, как стальные канаты». Если у вас постоянно взбаламучивается море и вздымается грудь, поищите метафоры посвежее.
Цитата:
Диалоги персонажей, вероятно, тоже пострадали от штурмовщины. Как можно пристальнее следите, чтобы язык героев был естествен, реалистичен и достоверен для конкретного персонажа. Я хорошо знаю, что многословие моих героев связано с моим отставанием от графика выработки слов. Изучите содержание диалогов и решите, действительно ли все они необходимы для движения сюжета или раскрытия характеров. Если нет, то перепишите их или уберите.
Цитата:
При редактировании придется заняться тщательными исследованиями и проверкой фактов – всем тем, от чего вы так мудро отказались при создании черновика.
Цитата:
…поделиться советами, как рассылать книги агентам. Вот что она сказала:
«Правило-1. Не высылайте первый черновик. Прежде чем послать рукопись агенту, убедитесь, что вы сделали все возможное, чтобы книга выглядела как можно лучше. Идеально будет, если несколько человек уже успеют прочесть и прокомментировать вашу рукопись, прежде чем вы ее отправите, потому что вы сами не обладаете должной объективностью по отношению к своему творению. Лучшие читатели – это те, кто действительно готов купить подобную книгу в магазине. Если вы написали научно-фантастический триллер, а ваша жена – поклонница британских романов XIX века, ищите советчиков вне дома!
Правило-2. Не посылайте рукопись первым попавшимся агентам. Как и в случае с читателями, выбирайте того, кто был бы готов представлять подобную книгу. Для этого изучите разделы с благодарностями в книгах, которые по изложению, содержанию и духу похожи на вашу. Там часто содержатся сведения об агентах. Определив таким образом с дюжину агентов, узнайте о них побольше. Почитайте в интернете их биографии, узнайте, не ведут ли они блог в Twitter, и поищите их интервью. Подумайте, кто из них мог бы вам подойти. Потом, когда вы будете писать им письма, не забудьте рассказать, почему выбрали именно их и чем ваша книга похожа на те, которые они вели ранее.
Правило-3. Отправляйте письма нескольким агентам одновременно. …
Правило-4. Дьявол в деталях. Убедитесь, что вы правильно написали имя и фамилию агента. Избавьте книгу от орфографических ошибок и фактических несоответствий. Всегда прилагайте свою полную контактную информацию. Если вы не отличаетесь вниманием к деталям, попросите кого-то другого тщательно все проверить, прежде чем вы отправите письмо.
Правило-5. Будьте терпеливы. Нередко бывает, что агент только через год (!) может ответить писателю на его запрос. …..
Цитата:
Если решили выпустить роман за собственный счет, то попадете в отличную компанию. Ведь именно так были изданы такие книги, как «Радость приготовления» и «Улисс» Джеймса Джойса. За последние несколько лет все больше писателей, как начинающих, так и уже известных, пользуются технологией печати по запросу и возможностью публикации электронной книги, чтобы быстрее донести свои романы до читательской аудитории.
Преимуществ издания за свой счет много. При каждой продаже вы получаете гораздо больше денег, осуществляете полный контроль и не скованы ужасно медленным ходом работы издательской индустрии. Став CEO собственного мини-издательства, вы обретаете множество ценных деловых навыков и знакомитесь с удивительными людьми – блогерами, иллюстраторами и другими авторами, издающимися за свой счет.
Цитата:
Но нельзя не отметить выгоды работы с агентом и издательством. Например, писатели, издающиеся за свой счет, не получают аванса. Более того, они вынуждены покрывать расходы, которые обычно несет издательство, – например, на техническое редактирование и дизайн обложки. Большинство библиотек и книжных магазинов не распространяет книг, изданных частным образом. Поэтому создание благожелательной молвы о таком произведении потребует значительных усилий. И наконец, каждый час, который вы потратили на работу по изданию книги, – это время, потерянное для творчества.
Правда, писатели, связанные с крупными издательствами, вынуждены мириться с частью указанных проблем. Для меня же главный недостаток самостоятельного издания состоит в том, что некому подсказать писателям, когда же книга действительно готова к выходу в свет.
История Эрин Моргенштерн доказывает, что с каждым последующим черновиком романы становятся все лучше. Однако в определенный момент работу следует прекратить и запустить процесс издания. Писатели известны тем, что им с трудом удается определить этот рубеж. Легко перепутать состояние пресыщения своим произведением с его реальной законченностью. Хороший агент и редактор способны помочь вам понять разницу между этими позициями.
Цитата:
Советы с передовой
Победители NaNoWriMo о жизни после романа
«Теперь можно хвастаться. Неплохо, знаете ли, поставить статус в Facebook “Написала книгу” и потом собирать лайки и комментарии (ведь я это заслужила!)».
– Амбер Вальянс, победительница NaNoWriMo из Гента (Бельгия)
«Поделитесь в сети информацией о своем итоговом количестве слов. Все, кто следил за вашими литературными приключениями, поймут, что это значит, и вы сможете праздновать вместе».
– Сара Харричаран, семикратная победительница NaNoWriMo из Пэрротсвилла
«Я сбрасываю файл с романом на флешку, вешаю ее себе на шею и хожу так с усталой, но счастливой улыбкой на лице. Никто, кроме меня, не понимает, что это значит».
– Сюзанна Аткинс, десятикратная победительница NaNoWriMo из Лондона (Великобритания)
«Если вам по-прежнему кажется, что вы каждый день должны работать ради великих свершений, то так и поступайте. Используйте этот импульс и завоюйте мир! Или хотя бы выполните запланированные дела».
– Мара Джонстон, десятикратная победительница NaNoWriMo из Санта-Розы
«Наверняка вам, как и мне, нужно заниматься служебными делами, писать задания для подчиненных и не забывать о домашних обязанностях. Так что не впадайте в панику, даже если очень хочется».
– Джеки Дрейкотт, пятикратная победительница NaNoWriMo из Блэкпула (Великобритания)
«Когда месяц завершен, сведите минимальную дневную норму слов к 500, пока не закончите сюжет. Не берите выходных, просто снизьте нагрузку, чтобы можно было вернуться к обычному образу жизни».
– Дейл Барнард, двукратный победитель NaNoWriMo из Остина
«Когда пишешь так быстро, идеи рождаются потоком. Теперь, научившись обрабатывать эти творческие озарения, найдите другой проект, в рамках которого вы сможете приложить свои усилия в том же направлении».
– Рольф Нельсон, четырехкратный победитель NaNoWriMo из Провиденса
«Честно говоря, возврат к обычной жизни после месяца работы над романом невозможен. Написав книгу за месяц, вы становитесь другим человеком. Вы начинаете видеть мир с иной точки зрения – при каждом новом вызове вы понимаете: да, я могу это сделать!»
– Суцзин Хедрик, одиннадцатикратная победительница NaNoWriMo из Атланты
«Создайте писательскую группу. Встречайтесь раз или два в месяц и делитесь друг с другом идеями, чтобы мозг не простаивал, а сюжеты для новых книг витали в воздухе».
– Майкл Сируа, десятикратный победитель NaNoWriMo из Спринга
«Окиньте внимательным взглядом свои книжные полки. Сейчас вы можете по-новому оценить любимых писателей».
– Дентон Фрезе, девятикратный победитель NaNoWriMo из Медисин-Хата (Канада)
«Как можно чаще говорите другим, насколько ваш роман оказался лучше, чем ожидалось. Кроме того, никому не давайте его читать».
– Дэн Стракота, двенадцатикратный победитель NaNoWriMo из Окленда
«Теперь вы можете называть себя писателем».
– Реджайна Каммер, семикратная победительница NaNoWriMo из Окленда
«Выспавшись всласть, но не впав при этом в кому, я начинаю анализировать то, на что махнула рукой, сосредоточившись на NaNoWriMo. Обычно я прихожу к выводу, что и не нужно ничего трогать, кроме вещей, непосредственно связанных с выживанием и сохранением брака».
– Карен Уиллшер, восьмикратная победительница NaNoWriMo из Эдмонтона (Канада)
«Возвращения к нормальной жизни порой так и не происходит. Иногда находишь в себе силы раньше времени уйти на пенсию или перебраться на другую работу, чтобы иметь возможность сочинять. Я решила пойти ва-банк и наняла агента для одного из своих романов NaNo. Назад я не вернусь».
– Кэти Киттс, десятикратная победительница NaNoWriMo из Пласитаса
Цитата:
жалобы от участников NaNoWriMo. Они утверждают: «Книжный рынок переполнен, ни один агент не даст мне шанса. А если я издамся за свой счет, это будет лишь очередная капля в море писателей, жаждущих найти своего читателя. Если шансы на успех так низки, то стоит ли заниматься редактированием?»
Когда я сталкиваюсь с таким вопросом, я вспоминаю своего приятеля Брента. Он инженер-эколог, и на работе имеет дело с невероятно сложными математическими уравнениями. А по выходным Брент играл в софтбол……….. В софтбольном ромбе, однако, Бренту еще есть чему поучиться. И это одна из причин, почему он играет. Бросает себе вызов. Совершенствуется……
Каждый раз, когда люди выражают нежелание тратить время, не рассчитывая на выдающийся результат, я интересуюсь, как они развлекаются по выходным.
Разумеется, время, которое мы проводим на баскетбольной площадке, за скрэбблом или убивая монстров в одной из компьютерных игр, тратится не для того, чтобы добиться миллионного гонорара от мировых корпораций или прославиться. Нам просто нравится играть. Интересно соревноваться, проводить время с друзьями, получать удовольствие.
Написание романа – это отдых, при котором не обязательно вставать со стула. Именно так я предлагаю авторам относиться к редактированию. Редактируйте свою рукопись так, будто играете в софтбол на любительском уровне. На кону ничего не стоит, ничего на вас не давит. Никто не судит вас.
конец.

новый марафон 1 декабря! В пятницу! Осталось меньше недели!