Отзыв в рамках "Темпоральной поруки К-21", Группа 5
Передо мной стоит вроде бы простая задача - написать хороший отзыв на хороший рассказ. Почему же мне так тяжко? Принимал текст строго по инструкции, внимательно изучил дважды, но гадские побочные эффекты все равно настигают меня.
На самом деле, я написал отзыв на этот рассказ еще три дня назад, но потом решил перебеситься и не стал его публиковать. Отдохнул на “Пасхалке” и “Пастыре”, подостыл, пару раза текст порезал и переписал полностью. Получилось все равно плохо, но уже время поджимает, поэтому будь, что будет - не поминайте лихом, братцы! Прошу меня понять и простить!
Название у рассказа замечательное, текст ладно слеплен, крепко скроен, приятен для глаз и ушей. Читателя легко и непринужденно погружают в мир альтернативной истории и утопического маяцкого будущего.
Пристегнитесь! Империя ацтеков не была уничтожена испанскими конкистадорами. Индейцы Юкатана захватили всю планету и превратили ее в мощный вычислительный центр, обслуживающий тысячи виртуальных миров.
Атмосфера рассказа затхлая и мрачная, состав воздуха позаимствован у “Машины времени” Г.Уэллса и ее многочисленных потомков. НТП и хронические болезни общества привели к деградации человечества. На нижних этажах великой пирамиды между морлоками-роботами и элоями-виртуалами тлеет вялый расовый конфликт, не имеющий под собой серьезной основы.
Пока, вроде, все хорошо.
Персонажи:
Главный герой - верхняя часть человеческой головы по имени Ушмаль - не вызывает особой симпатии или интереса. Непривлекательный внешне, безжизненный, надуманный в словах и поступках, вечная жертва обстоятельств - сопереживать такому странному существу сложно, да и не хочется. Перед нами вовсе не гик, а унылый добровольный фрик. Почему его судьба должна кого-то волновать?
Что вам стоило, автор, сделать его просто азартным игроком, который хочет играть с максимальными ставками и поэтому “развиртуализировался”? В такого паренька я бы поверил сразу и не возникло бы проблем дальше подцепить его на крючок с наживкой из настоящих испанцев. Пиноккио больше не хочет быть вымышленным мальчиком, это же так просто!
Второй по значимости персонаж - оживший анатомический театр Альварес - производит противоречивое впечатление. С одной стороны, перед нами явная отсылка к кино-версии чудовища Виктора Франкенштейна. С другой стороны, ни детской чистотой, ни человечностью, ни богатой эмоциональной жизнью кадавр не наделен. Напротив, он выглядит крайне однобоким злодеем, обманщиком, фанатиком и душегубом.
Что вам стоило, автор, сделать его женщиной, одержимой идеями красоты, грации и предвкушением глубоких природных чувств? Я бы поверил в такую женщину сразу и понял бы ее драму. Я бы понял почему Ушмаль и Альварес должны быть вместе, почему им стоит держаться за руки и рвануть в испанское прошлое.
Действительность рассказа можно подытожить странной формулой: “Унылый кадавр-фрик + Злобный кадавр-ксенофоб = Великий инквизитор”. Ловко играет бессознательное, конечно, но мне шутка “не зашла”.
Еще в рассказе есть черепа-колеса (люблю Dark Souls!), голограмма в Париже и предвкушение встречи Изабеллы К. почему-то с Томасом Т., а не с Фердинандом А.
Вообщем, слова доброго не могу сказать про наших героев, оба раза искренне “болел” за их противников. Не понимаю зачем такие антигерои понадобились и кому пригодились, автор явно может и умеет, но почему-то решил сделать вот так.
Сюжет:
На первый взгляд все вполне симпатично, однако на деталях и подробностях я серьезно загрустил.
Автор смело может мне возразить:
Гораций, много в мире есть того,
Что вашей философии не снилось
Я согласен, не сторонник завышенных требований к фантастике, но зачем же без особых причин альтернативную историю превращать в абсурдную и технофобии разводить на пустом месте?
“Научились строить корабли”, оставшись такими, какими и были - не верю, “бытие определяет сознание”, никто не смог и они не смогли бы. Петр Первый не зря своим боярам бороды и головы рубил, ковал “европейцев” из того, что было, для постройки этих проклятых кораблей. Лично мне вполне достаточно простого “потом ацтеки сами отправились на родину испанцев”. Звучит страшновато (и не только в контексте рассказа). К слову, на Юкатан исторический Кортес и его конкистадоры пришли вообще с Эспаньолы и Кубы, а не из Испании.
Почему амавры физически находятся в коробочках? Разве так работают облачные системы и технологии телеприсутствия в нашем настоящем? Откуда такие странные подходы и решения в будущем? Я бы куда охотнее поверил, что Альварес и Ушмаль - два форка одного и того же амавра, и от физического уничтожения коробочки/черепной коробки уже давно ничего не зависит. Поэтому массовое исчезновение коробочек с нижних уровней систему и не волнует совершенно - умы не в них, плевать на потерю части оборудования. Не парься, Ушмаль, мы тут никого не взрываем! Реальные хакеры так лохов и разводят при вербовке, кстати. Подумаешь, это всего лишь циферки, никто не пострадает от единичек и ноликов! Ага-ага!
Ну, и вишенка на башне - фигура великого инквизитора. Петля с будущей пирамидой маяцков, породившей “пылающую башню” в прошлом, вполне симпатичная, но зачем, зачем читателям такая ужасная историческая справка в конце рассказа?! Если бы Ушмаль стал Фердинандом, а Альварес стал/а Изабеллой, мрачного Томаса все равно бы призвали - оба монарха успели отличиться яркими поступками.
Мои общие впечатления от рассказа:
Прекрасная форма, наполненная подозрительным варевом.
Я в глубокой печали и полном замешательстве. Отказываюсь это есть!
Конфликт между виртуальным и “реальным” тема интересная, но в нашем случае он сведен до уровня фобии кадавра Альвареса, который любит страдания и не испытывает сострадания, искренне ненавидит морлоков и элоев просто потому, что они не люди и не хотят быть похожими на него. А как же аргументы противоположной стороны? А как же “срединный путь”? Очень жаль, но не в этом рассказе!
Вот, что я ожидал увидеть, что люблю и хорошо понимаю
https://youtu.be/PamLPnXk2ic
А то, что получилось сейчас, я не понимаю вообще и мне оно совершенно не близко.
Прошу прощения еще раз, никого не хотел обидеть!
P.S. Морковный сок для того, кто отправляется в страны Магриба, должен быть непременно теплым.