Показать сообщение отдельно
  #8  
Старый 20.03.2017, 13:16
Аватар для Loki_2008
Мастер слова
 
Регистрация: 16.04.2012
Сообщений: 1,084
Репутация: 63 [+/-]
Отзыв на круговую поруку раунд 4

Как известно, когда человек берётся за перо, он хочет что-то сказать другим. Тем, кто будет читать его произведение. И задача писателя – заинтересовать, донести свою мысль. Для этого служит литература, в том числе и рассказ «Возвышение», которое нам предложено разобрать и препарировать в очередном раунде «темпоральной поруки».

Вопреки устоявшейся практике. Сначала вынесу свой вердикт: рассказ не получился, текст ни о чём. Что хотел сказать автор, для меня осталось загадкой. К тому же, упакованной в не очень хорошую упаковку. Нет, локально по стилю (особенно если сравнивать с рассказом той же группы – «Чужие дети»), всё неплохо. Можно и лучше (автор плоховато чувствует свой главное преимущество: у него вполне сочные описания, образные, индивидуальные… Но вот сыграть на этом, сформировать нужный настрой уже не получается, ибо образ есть, а зачем – и сам автор не знает). Зато в остальном полный композиционный сумбур. Попробую сейчас это объяснить.


Итак, перед нами фантастика о далёком будущем. Человечество осваивает звёзды, но со скрипом. Основная масса осталась в обществе потребления, чтобы не только жрать и спать. Пинают их все кому не лень (вроде бы), для нужной мотивации стараются журналисты. Одна из таких и отправляется на далёкую планету Майя, где живут разумные инопланетяне. Мало того что единственные встреченные, так ещё и знакомые с идеей Бога, помогающие людям встать на путь просветления. И огромная несуразица: такая популярная планета, а на ней главное – это добыча урана и денежка с туристов… Только никакой развитой туриндустрии общества потребления. А ведь автор позиционирует Землю как общество потребления. Эдакая европеизированная модель общества в будущем. (можно отыскать объяснение. Но оно будет не логическим, а притянутым зауши обоснованием косяка). Политические права есть только у работающих, остальные его продают за право бездельничать. Один из героев рассказа – Николай – тоже продаёт право голосовать за деньги, чтобы полететь на Майю ради исследований. Тот самый тип деятельного человека, который покорял Сибирь и Америку. Но здесь он никому не нужен? Но ведь именно таких вроде ищут и мотивируют. Занимается ненужными для сытого общества исследованиями? Возможно… Но эта ветка сюжета повисла в воздухе, ни на что не сыграла и непонятно зачем введена.

Итак. Некая девушка Катерина-Катя прилетела сделать эффектный репортаж. Сама тепличное растение своей цивилизации. Впечатлялась от новой планеты, это хорошо показывает сцена на трассе. Дальше идёт история открытия планеты… для сюжета вполне нормально, хотя эмоциональная составляющая уже и снизилась. Отсюда метания Кати куда пойти и где найти нужный снимок выглядят суховато, вроде и интересно – но не захватывает. Опять же сюжетно-разумно обоснован выбор поселиться вместе с билогами (теми самыми, чьи исследования никому не нужны) – но эмоционального обоснования от героини нам не дали. И внутренний темп-интерес начал падать. Скучно читать выдуманные приключения выдуманного героя, с которым нет сопереживания. Автор же старательно продолжает лепить героиню рассказа, не дать почувствовать – она живая, тоже сомневается, ищет и переживает. Поэтому вставки про то, как просветлялись туристы выглядят чужеродно, «для объёма». Как и вставленная в это место история Николая… внутренний темп упал ещё сильнее, а повествование стало зануднее.

А дальше скачок сюжета. Немотивированный, просто сменили декорации новой локации. В итоге непонятно что и куда бежит, зачем. Почему эвакуируют? Аборигены дикари, а на шахтах и космопорте есть пулемёты, про это упоминалось ранее. Дальше появляется Мессия с планеты, он пытается прорваться на Землю и заразить её свпорами местного леса. Захватывает в гипноз людей… Внутренний темп давно потерян, поэтому обострение ритма вызывает лишь зевоту и судорожные попытки понять что и как. Какие-то эмоции героев уже не воспринимаются. Да и в действиях пришельца и людей логика не просматривается. Почему пришелец отказался захватывать Землю, а выбросил споры на планете-промежуточной станции? Вряд ли из гуманизма, ему это понятие незнакомо. Синица в руках? На землю всё равно не пустят? Осталось за кадром. Кульминации не вышло.

Ну и под занавес: всех вылечили, всех спасли. Катя уехала, Николай остался один вести никому не нужные исследования. Сюжет кончился, про финал – вывод идеи, ради чего всё и писалось – про него напрочь забыли. Все, включая автора. Остался лишь вопрос: зачем столько букв надо было набивать на клавиатуре?

Скрытый текст - Блохи:

По мелочи что нашёл

Цитата:
Целая жизнь на коленях: вот снимок из космоса – Катя в белоснежном скафандре держится за блестящий поручень и, отключив световой фильтр шлема, улыбается в камеру.
Долго читал и не понял фразу. А ведь она заглавная всего рассказа.
Цитата:
Катя вспомнила их встречу.
Их – это кого? Про водителя будет сказано позднее, в этом месте я ещё не дочитал
Цитата:
Бирюк, подтверждая репутацию, даже не вышел из машины.
– Николай, – представился он и завёл мотор.
Когда представился? Как? Сквозь стекло, приоткрыл дверцу?
Цитата:
Но под ряской болот таились непролазные трясины, озёра переливались от щёлочи,
Куда переливались? Из пустого в порожнее? Фраза не завершена.
Цитата:
И пусть представления калебов напоминали весьма вольное толкование восточных культов, число прихожан основных христианских церквей выросло вдвое.
А не основные и мусульман не допустили до рекламы. Или ещё раньше перестреляли, чтобы не путались? А буддисты/индуисы/кришнаиты куда делись?

Цитата:
Единственная девушка среди пусть и духовных, но всё же чужаков, она чувствовала себя уязвимой. А если изнасилуют?
Среди кого она себя так чувствовала? Проповедников? Туристов? Аборигенов?
Цитата:
Эдуарда, конечно, была мировая женщина, но от неё Катя быстро устала.
Сленг в авторской части текста выбивается из антуража. Так и представляется бабка размером с планету


Ответить с цитированием